Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Философия «физиков». Софисты и Сократ.Стр 1 из 15Следующая ⇒
Древняя философия Востока ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ. Веды – совокупность религиозно-философских текстов с представлениями о мире и человеке; Упанишады – произведения, разъясняющие тайный смысл Вед. Религиозно-философские учения в древней Индии назывались «даршаны». По отношению к Ведам они подразделялись на астику и настику. Астика – это совокупность религиозно-философских систем, признающих авторитет Вед («ортодоксальные даршаны» – веданта, миманса, санкхья, йога, ньяя и вайшешика), настика – не признающих авторитета Вед («неортодоксальные даршаны» – локаята, адживика, джайнизм и буддизм). Важнейшие понятия древнеиндийской философии: • брахман – безличный духовный Абсолют, творец мира как целого; • майя – иллюзия подлинности видимой реальности (подлинная – брахман); • атман – субъективное, духовное начало, «Я»; брахман, сознавая себя, становится атманом; открытие своего реального «Я» происходит в самопознании; • карма – закон воздаяния за поступки человека в земной жизни; • сансара – перерождение личности, души в различные ипостаси (животное, растение, бог, человек) в зависимости от поступков человека в земной жизни; • мокша – освобождение человека от круга перерождений как высшая цель его жизни, достигается при условии познания тождества атмана и брахмана; • дхарма – всеобщий моральный долг, закон мироздания и жизни человека. Веданта была наиболее близка Ведам и выражала позицию объективного идеализма, главными были понятия брахмана, атмана и майи. Санкхья являлась учением дуализма: признавалось наличие двух исходных противоположных реальностей – пракрити (материальной первоосновы, лишенной сознания) и пуруши (сознания, духа). При соприкосновении этих начал возникает мир объектов. В вайшешике была обоснована атомистическая теория. Материальный мир возник из земли, воды, воздуха и огня. Каждая из стихий состоит из «ану» своего рода – вечных, мельчайших, неделимых, сверхчувственных частиц, их существо-вание доказывается разумом. Ану – предел делимости материального объекта. Локаята выражала позицию материализма: не существует брахмана и ат-мана, закона кармы. Реален только материальный мир, образовавшийся из спон-танного сочетания воды, земли, огня и воздуха. Жизнь и сознание – это функция этих элементов. Познание осуществляется органами чувств. В отличие от других школ, отвергался аскетизм в пользу идеи чувственных удовольствий. БУДДИЗМ. Существуют четыре «благородные истины»: страдание, причина страдания – желание, освобождение от страдания и путь, ведущий к освобождению. Сансара превращает желание и страдание в лишенное завершения. Освобождение – это достижение нирваны (остывание, угасание). Интеллектуально – это обнаружение бессущностности вещей, нравственно-эмоционально – безгрешность, в плане воли – абсолютная свобода духа от мира. Слияние всех психических способностей дает состояние покоя и блаженства. Поэтому важно определить правильное отношение к окружающему: ахинса – общая мягкость, не нанесение вреда, терпимость и принцип «срединного пути» (избегать крайностей удовольствий и их подавления). Освобождение достигается в медитации. ДРЕВНИЙ КИТАЙ. Древнейшие представления о мироздании были изложены в «И цзин» – «Книге перемен». Ци – это энергия, жизненная сила, бескачественная первосубстанция, из которой состояла Вселенная в исходной фазе своего развития – тай цзи («великий предел»). Это – исходно-целостное, не дифференцированное, хаотическое состояние ци. Из тай цзи последовательно рождаются «два образца» – инь и ян. Это противоположные явления: женское и мужское, пассивное и активное, мягкое и твердое, внутреннее и внешнее, свет и тьма и т.д. Они находятся в постоянном взаимодействии и противоборстве, вследствие чего создается и изменяется все сущее. Из ян возникло «Небо» (тянь) как божественная, сакральная, судьбоносная реальность, а из инь – «Земля». В древнем Китае существовало шесть философских школ: • дао дэ цзя (даосизм); • жу цзя (конфуцианство); • мо цзя (моизм, основатель Мо Ди или Мо-цзы); • мин цзя («школа имен» или, как называли в Европе, школа логиков, со-фистов, диалектиков, «спорщиков», представители – Хуэй Ши и Гуньсун Лун); • иньян цзя («школа натурфилософов», представитель – Цзоу Янь); • фа цзя («школа законников» или легизм, основатель – Шан Ян).
Философия эпохи эллинизма. Хронологическими рамками этого этапа являются III в. до н.э. – VI в. н.э. В эту эпоху не было создано принципиально новых философских систем, происходит обоснование и частичное обновление старых. Эпикуреизм опирался на атомистическое учение Демокрита, стоицизм – учение Гераклита о природе и Логосе, скептицизм – взгляды софистов, неоплатонизм – учение Платона. В древней Греции происходит упадок прежней полисной демократии. Начиная с Александра Македонского, все полисы были объединены, утвердилась монархическая форма правления. Впоследствии Греция в качестве провинции вошла в состав Римской империи. Вопрос о воспитании гражданских добродетелей, служения своему полису перестает быть актуальным. Поэтому в центре внимания философии эпохи эллинизма оказались проблемы этики. Идея активности человека в мире сменилась проблемой успокоения, утешения человека, достижения не общего блага, а личного счастья. Выдвигается этический идеал мудреца – человека, сумевшего если и не стать счастливым, то, во всяком случае, нашедшего правильный способ отношения к миру. Эта проблема с различных позиций получила обоснование в разных школах философии эпохи эллинизма. ЭПИКУРЕИЗМ. Основатель – сторонник атомистического учения Эпикур. Его последователями были Метродор и Филодем, а также древнеримский философ Тит Лукреций Кар (его главный труд – это поэма «О природе вещей»). В отличие от Демокрита, Эпикур считал, что атомы могут самопроизвольно отклоняться под действием внутреннего импульса и сталкиваться случайно. Поскольку и душа человека состоит из атомов, этот принцип действует и по отношению к ней, значит, поступки человека не являются фатально предопределенными. Он признал наличие случайности, чтобы обосновать идею свободы человека, избавить его от довлеющей над ним необходимости. Этой же цели служат и атеистические идеи Эпикура: вера и религия не дадут человеку свободы, только здравое размышление может освободить человека от предрассудков. Если Аристотель рассматривал знание как самостоятельную ценность, то Эпикур понимал цель знания практически: обеспечить безмятежность духа, свободу человека от страха перед богами, явлениями природы и смертью. Единственным благом для человека Эпикур объявил наслаждение, удовольствие, понимаемое как отсутствие страданий, умение довольствоваться тем, что имеешь. Лучшее средство избежания тревог и страданий – это самоустранение человека от активной жизни, общественных и государственных дел, достижение независимости от внешних обстоятельств (тогда как Сократ и Аристотель считали обязательным для гражданина участие в общественных и государственных делах). Эпикур выдвинул тезис, что человеку надо «прожить незаметно», он не предлагал активной модели социального поведения. Человек должен стремиться к состоянию атараксии – полной невозмутимости духа, избавления от страха, и спокойно умереть, поскольку «смерть не имеет к нам никакого отношения: когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет». СКЕПТИЦИЗМ. Основателем его являлся Пиррон. Его последователями являлись философы Тимон, Аркесилай, Карнеад и Энесидем. Скептики разделяли тезис Демокрита о недостоверности знания, опирающегося на показания органов чувств, и софистов об относительности всех наших идей. Они не допускали возможности получения достоверного знания, не верили в рациональное обоснование норм поведения, отвергали существование причин явлений, движения и возникновения, повторяя при этом аргументы Элейской школы. Единственным критерием истины понималась видимость, мнение. Пиррон методом философии считал «эпохэ» – «воздержание от суждений», поскольку в человеческом познании отсутствует, какая бы то ни было достоверность. Воздерживаясь от суждений, человек встает на путь достижения абсолютного, душевного покоя и невозмутимости. По Пиррону, для достижения счастья человеку необходимо задатьсятремя вопросами: 1) каковы вещи по природе? 2) как мы должны к ним относиться? 3) что для нас из этого следует? 1) вещи не допускают о себе определенного суждения, наши представления о них не могут считаться ни истинными, ни ложными, человек о них ничего не знает и должен с этим смириться; 2) необходимо освободиться от всех субъективных представлений, ничего не утверждать и не отрицать (эпохэ); 3) следует достичь трех состояний: афасии – когда о вещах нечего сказать, атараксии – полной безмятежности, и апатии – полного отсутствия волнения. Сомнение – это средство обретения душевного покоя. Необходимо избавиться от «бредового наваждения» вопрошать о природе бытия, отказаться от убежденности в доступности человеку истины. Подлинными ценностями, к которым нужно стремиться, является автономия личности, полный отказ от желаний – источника всех зол, подавление эмоций, особенно, боли и страха, преодоление инстинкта самосохранения, ибо смерть не более страшна, чем жизнь. СТОИЦИЗМ. Основатель – Зенон из Китиона. В стоицизме выделяют три этапа его развития – древний ( Клеанф и Хрисипп ), средний ( Панетий и Посидоний ) и поздний или римский стоицизм ( Сенека, Эпиктет и Марк Аврелий ). Стоики придерживались этической позиции эвдемонизма, согласно которой цель жизни человека – счастье. Оно понималось как жизнь согласно Логосу – закономерности, естественному ходу вещей: только такая жизнь добродетельна. В понятие добродетели (блага) включались благоразумие, умеренность, мудрость, знание добра и зла, злом объявлялся порок в его разных проявлениях; остальное считалось безразличным, содействующим и добродетели, и пороку. Идеалом стоики считали мудреца, достигшего состояний апатии – невозмутимости и бесстрастия духа, и автаркии – полной независимости от внешних обстоятельств. Мудрец поступает в соответствии с Логосом и добровольно следует судьбе, смиренно принимая все ее удары. Стоики считали, что разумного и покорного человека судьба ведет по жизни, а неразумного и непокорного тащит. Согласно их учению, поступки мудреца есть «прямодеяние» – внутренняя невозможность поступить иначе, исходя из добродетельного склада души. Важно не достижение внешней цели, часто неподвластной человеку, а этический характер действия, отношение человека к человеку. Это зависит только от самого человека и его морального облика. Если обстоятельства вынуждают нас идти против нравственных принципов, то оправданно и самоубийство. Если мы не в силах изменить обстоятельства, мы можем изменить свое отношение к ним. Гносеология и этика И.Канта Немецкая классическая философия возникла во второй половине 18в. Ее основателем являлся Имануил Кант. Последователи: Иоган Фихте, Фридрих Шеллинг, Георг Вильгельм Фридрих Гегель. Особенности немецкой классической философии: 1. Идеаллистический характер. При этом Кант и Фихте – субъективные идеалисты, Шеллинг и Гегель – объективные 2. Разработка диалектики как учение о законах развития (Гегель) Кант. В творчестве Канта выделяют 2 этапы: 1. Докритический (до начала 70х гг 18в) Кант интересовался философией природы. Соображения: 1) Пространство и время это объективные характеристики мира 2) Вселенная бесконечна и состоит из множества галактик 3) Солнечная система возникла из раскаленной газовой туманности На этом этапе Кант был сторонником гносеологического оптимизма, и полагал что мир познаваем. 2. Критический (с начала 70х гг 18в и до смерти) Произошли 2 изменения: 1) С позиции материализма Кант перешел к субъективному идеализму 2) От гносеологическому оптимизму перешел к агностицизму (т.е. мир не познаваем) Свое учение Кант назвал критическим. Критика означает что философы рассматривали мир с помощью разума но при этом не изучали сам разум, его способности и границы. Критика это и есть проверка разума. Кант создал 3 работы под условным названием «Три критики» 1) Критика чистого разума 2) Критика практического разума 3) Критика способности суждения В ходе проверки разума Кант совершил гносеологический переворот в философии: 1. До Канта в центре философских учений была онтология, а у Канта - гносеология. Кант сосредоточил внимание на специфике познающего субъекта (как мы его воспринимаем). Кант выделил в субъекте 2 уровня: А) эмпирический (индивидуально-психологические особенности отдельного человека) Б) главное внимание ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ (т.е. находящийся за пределами опыта, или это то что присуще сознанию всех людей). По мнению канта на этом уровне находятся АПРИОРНЫЕ формы (доопытные) Знание бывает 2х видов: 1) Апостериорное, т.е. опытное 2) Априорное, доопытное – знание фиксируется в суждениях, которое бывает аналитическое и синтетическое. Аналитическое – фиксирует уже известное, синтетические- дают новые знания. 2. Кант осуществил синтез эмпиризма и рационализма Кант признавал объективное существование мира и его объектов, которые называются «вещи в себе». Они воздействуют на органы чувств и порождают чувственное представление. Существуют также «вещи для нас», т.е. те же самые «вещи в себе» только в нашем восприятием. В нашем восприятие присутствует феномЕны или явления. У них есть 2 стороны: 1) Материальное основание или содержание дающееся в опыте (идея эмпиризма) 2) Форма приводящая ощущения в определенный порядок. Форма априорна и существует до опыта (идея рационализма). Сознание субъекта активно. Эта активность заключается в том что сам мир определяется формами нашего восприятия. Или иначе имеющеюся в нашем сознании априорные формы строят нам определенную картину реальности, которую мы познаем. Кант поставил вопрос каковы источники и границы нашего познания, т.е. что мы о мире можем знать или как возможны априорные синтетические, доопытные, дающие новое знания, суждении в естествознании, в математики, философии. Кант выделял 3 познавательные способности человека: 1. Чувственность (математика – наука о нашем понимании мира) 2. Рассудок 3. Разум Математика и естествознание имеет научный характер, они дают знания с которым согласны все люди, но это науки не о мире как таковом, а только о нашем понимании мира. Поэтому сущность остается не познаваемой, мы познаем только явления, т.е. видимое, кажущееся (это и называется агносцитизм – мир не познаваем). Философия не имеет научного характера. Т.к. не дает однозначных ответов, что есть мир как целое, бог, душа, свобода. Когда разум пытается решить эти вопросы он впадает в антиномии (т.е. неразрешимые противоречия). Разум будучи не в силах решить эти вопросы, в тоже время не запрещает верить в Бога, бессмертия души и свободы воли. Поэтому человек должен выбрать веру или неверие. По мнению Канта человек должен выбрать веру. Но здесь начинается переход от теоретического разума к практическому, или от гносеологии к этике. Кант выделял практический разум (см таблица 14), который имеет нравственный характер. Его основой является воля. Ее главное свойство – автономия от божественного предопределения и природной необходимости. Однако воля не может быть абсолютно свободной. Воля сама себя ограничивает, она подчиняет себя всеобщему априорному нравственному закону. Он называется категорически императим – каждый человек должен поступать так, чтобы его поступок ко всеобщему благу могли совершить и другие. Смысл этой мысли: высшей ценностью и целью является человек. Философия марксизма. учения Маркса У него было неоднозначное отношения к философии Гегеля и Фейербах. Т.к. Маркс («религия опиум для народа») поддерживал материализм и атеизм Фейербаха, но критиковал его понимания человека. По Марксу человек это существо не природное, а социальное. В этой связи Маркс полагал что для человека важны прежде всего общественные отношения в которые он вступает, но не личные. Маркс полностью отверг идеализм Гегеля, но очень высоко ценил его диалектику. У Гегеля диалектика была идеалистическая (диалектика духа), Маркс дал материалистическую интерпретацию (диалектика реального мира), и применил ее для изучения человека и общества. Учение о человеке. Согласно Марксу родовой сущностью человека является свобода и творческий труд. В принципе человеку Маркс давал 2 определения: 1. Человек это существо общественно историческое. Общество состоит не из изолированных индивидов, а выражает сумму отношений в которых люди относятся по отношению друг к другу. «Человек есть совокупность общественных отношений». Человек формируется теми общественными отношениями в которых он состоит. Социальная сущность человека остается неизменной, но в каждую историческую эпоху формируется тип человека, соответствующий общественным отношениям этой эпохи. 2. Человек это существо предметно-практическое. Главной формой практического отношения к миру является труд. По мнению Маркса в процессе труда человек преобразует природу и создает удобную для себя форму окружающей среды. В процессе труда человек имеет дело с 3мя видами предметов: 1) Орудие труда 2) Предмет труда 3) Продукт труда Труд по мнению Маркса является процессом диалектически противоречивым, или труд характеризуют 2 пары противоположных понятий: 1. Опредмечивание – переход идеи, творческой способности в материальный объект (писатель создал книгу) 2. распредмечивание – переход материальной предметности в творческую способность (когда читаем книгу распредмечиваем замысел автора, диалог между нами и автором). Во всех орудиях труда опредмечены творческие силы их создателей. Поэтому когда другие люди используют эти орудия они эти творческие силы распредмечивают и делают своими. Получается, что в труде осуществляется социальная связь поколений. 1. Отчуждение родовой сущности 2. Присвоение родовой сущности Учение об обществе. Называется исторические материализм. Главная идея в этом учении: «Общественное бытие людей определяет их сознание». В общественном бытии на первом месте находится производство материальных благ. Маркс пользовался 2мя понятиями: 1) Общество. Это понятие показывает чем отличается социальная жизнь от природной 2) Общественно-экономическая формация (ОЭФ) – общество на определенном этапе исторического развития, обладает своеобразным отличительным характером. Первичная: 1. Первобытно-общинная формация Вторичные: 2. Рабовладельческая 3. Феодальная 4. Капиталистическая Третичная: 5. Коммунистическая Эти формации различаются характером общественных отношений, но у всех формаций имеется общая структура. В основе любой формации лежит способ производства материальных благ. Способ производства включает в себя 2 стороны: 1) Производительные силы (люди и орудия труда) 2) Производственные отношения или отношения собственности на средства производства (на орудия и предметы труда) Производственные отношения образуют базис формации. От базиса зависит так называемая надстройка. В ее состав входит идеология, право, мораль… Смена формаций происходит путем социальной революции. Революции это «локомотивы истории». Революция заключается в том что происходит смена одного способа производства другим более прогрессивным. Это происходит в результате конфликта между производительными силами и производственными отношениями. Производительные силы развиваются и в определенный момент им становится тесно в рамках имеющихся производственных отношений. В результате возникают новые производственные отношения, соответствующие развившимся производительным силам. В результате формируется новый способ производства а вместе с ним новая формация. Все вторичные формации являются антагонистическими это означает что в них содержатся противоречия и конфликты. Их источник это частная собственнность на средства производства. Результат того что она формируется в том, что возникает эксплуатация человека человекам и возникает соц неравенство в форме классов. Классы – большие группы людей, которые имеют разное отношения к собственности на средства производства (рабовладельцы и рабы, феодалы и крестьяне, буржуазия и пролетариат). Движущей силой вторичных формаций является классовая борьба. Еще одним следствием частной собственности является отчуждение. Отчуждение – негативный социальный процесс, характеризующийся деятельность человека и ее результатов в самостоятельную силу, враждебную человеку и господствующую над ним. Формы отчуждения по Марксу: 1. От самой деятельности (труд вместо творческого процесс становится мучением и соответственно человек выходит из труда опустошенным). 2. Отчуждение условий труда от самого труда (работники отстранены от управления производством) 3. Отчуждение результатов труда от работника 4. Отчуждение человека от человека (люди ведут между собой борьбу за средства к существованию, и поэтому получается что люди разобщены и не ощущают единства, т.к. каждый за себя ) 5. Отчуждение родовой сущности (человек свободен только в своих животных потребностях (еда…) и соответственно в своей социальной стороны человек не свободен) Т.е. отчужденный труд это труд не свободный и не творческий Присвоение это возвращение человеку утраченной родовой сущности. Во вторичных формациях присвоение не возможно, присвоение возможно только в обществе со справедливыми общественными отношениями. Это общество коммунистическое. Главный принцип коммунистического общества: «Свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех» (Маркс) Уничтожение частной собственности уничтожит классовое неравенство, эксплуатацию, отчуждение. И в результате каждый человек получит возможность для гармоничного всестороннего развития. Сущее. 1. Сущее – это совокупность многообразного проявления бытия. 2. Сущее это любая вещь или субъект в аспектах их сопричастности бытию. В отличие от понятия бытие понятие сущего фиксирует конкретно существующее с его свойствами. Реальность. 1. Реальность – все существующее вообще, в этом смысле понятие реальность и бытие близки. 2. Реальность - объективный материальный мир. (Реальность и бытие не совпадают, т.к. существующим является и духовное) 3. Реальность – действительность как актуальное бытие. 3. Действительность – это то, что реально существует. В этом смысле действительность нужно отличать: 1. от всего кажущегося, вымышленного, мысленного даже если оно правильно 2. Отличать от всего возможного, вероятного, но еще не существующего. Понятие бытие отличается от понятия действительность в двух смыслах: -мысленное, включается в сферу бытия; -существует потенциальное или возможное бытие. Вывод: все эти понятия характеризует существования, но с разной степенью абстрактности. Понятие сущее, реальность, действительность уже по объему, чем бытие. Принято выделять следующие формы бытия: 1. бытие материальное 1.1 Природное (естественное) 1.1.1. Живое 1.1.2. Неживое 1.2 Искусственное ( вещи) 2. бытие идеальное 2.1. Индивидуализированное - сознание отдельного человека. 2.2 Объективированное – присутствует в сознание многих людей. (Язык, формы общественного сознания: право, мораль, религия) Материальное и идеальное противоположные, но в человеке как в форме бытия они присутствуют обе. Совокупность всех людей – общество, как социальную форму бытия. Дуализм 2.1. Гносеологический 2.2. Онтологический Плюрализм 3.1. Идеалистический 3.2. Материалистически Понятие центральное в материализме, субстанцией является только материя. В тоже время идеализм понятие материя не отрицает, но трактует ее иначе. 1. Материя понимается как производная от духовной субстанции. (объективный идеализм) Например, согласно Фоме Аквинскому, Гегель. 2. Материя - это совокупность ощущений познающего субъекта. (субъективный идеализм) В материализме понятие материя прошло 3 этапа развития. 1) Наглядно-чувственное пониманием материи. Смысл? Др. Греческие философы утверждали, что материя представляет собой конкретную природную стихию. Все вещи образуются из природных начал, и все превращается в них же. 2) Вещественно-субстратное понимание материи. В эпоху Нового времени появилось. 1. Материя это конкретное вещество, состоящее из неизменных и неделимых атомов. Атомы являются приделом делимости материи. 2. Материальным является то, что обладает свойствами различимыми для наших органов чувств. Если нечто в органах чувств нам не дано, то оно не материально. Вывод: на этих двух этапов материя понималась конкретно. А вот в рамка 3 этапа материя стала пониматься абстрактно. 3) Философско-гносеологическое понимание материи. Материя- это философская категория для обозначения объективной реальности, которая существует независимо от сознания человека, но отображается в его органах чувств. (В.И. Ленин) Это определение появилось в связи с революцией в естественных науках конца 19 начало 20 века. Возникло представление, что материю нельзя сводить к чему-то конкретному, потому что она существует в большом разнообразии форм. Нужно найти что-то общее, что характерно для всех этих форм. Это общее – это объективность существования всех этих форм. Материя - это все многообразие существующих в мире объектов и систем, вне зависимости от их сложности. Материя - это всеобщая субстанция основа любых свойств, связи, форм движения. Характеристики материи: 1. Объективность существования. 2. Это вечность и бесконечность в пространстве. 3. Структурность – наличие определенного строения. 4. Неуничтожимость материи 5. Неисчерпаемость. У материи выделяют так же атрибуты. Атрибут – это неотъемлемое качество объекта, без которого он перестанет быть тем, чем является. 1. Системность 2. Пространство и время 3. Движение 4. Отражение Движение Сформировалось 3 подхода к трактовке движения: - механицизм: 1. движение это перемещение тела в пространстве по законам механики. 2. Движение – это внешнее свойство материи, результат воздействия на тело внешней силы. Например, Ньютон полагал, что планеты солнечной системы стали двигаться по орбитам благодаря божественному импульсу. 3.Принцип редукционизма – это сведение сложного к простому, высшего к низшему. Высшие. сложные формы движения – например, биологическая и социальную можно объяснить с простой низшей формой, механической. например, согласно Декарту любое живое тело это машина. Согласно Гобсу – государство это механический агрегат. - энергетизм основатель Вильгельм Освальд. 1. Материя и движение не связаны между собой. 2. Источником движения является превращения одной формы энергии в другую. - Диалектический материализм. Маркс и Энгельс. Этот подход направлен против механицизма и энергетизма. 1. Критика энергетизма. Любая форма движения имеет свой материальный носитель. Механическое движение – это движение тел, физическое- атомов, химическая – молекул, биологическое – живые организмы, социальное – людей и общества. 2. Критика механицизма. а) Движение это любое изменение вообще, где бы он не происходило (Например, библиотека – книга 10 лет, желтеет, меняется, она движется потому что меняется). Движение абсолютно, покой относителен. б) Движение внутренняя характеристика материи. Не внешняя. Материя обладает способностью к самодвижению. в) Высшие сложные формы движения материи нельзя объяснять по аналогии с простыми, низшими формами. Нельзя по простой аналогии объяснить одно другим. Законы низших простых форм подчиняются законам высших сложных форм и более того при определенных условиях формы движения материи переходят друг в друга. 29.Проблема соотношения души и тела в истории философии. АНТИЧНОСТЬ. На раннем этапе античной философии душа рассматривалась сообразно с первоначалом мира: по Анаксимену, душа имеет «воздушную» природу, по Гераклиту – «огненную», по Демокриту – состоит из особых шарообразных атомов огня, превосходящих другие атомы по подвижности. Демокрит первым поставил вопрос о взаимодействии души и тела. По его мнению, материальная душа взаимодействует с телом так же, как другие тела взаимодействуют между собой; душа ничем принципиально не отличается от других тел. Душа есть «тело» в теле. Атомы души движутся и приводят в движение тело, но состояния души зависят от состояний тела, поэтому душа смертна. В этих учениях не разграничивалось материальное и идеальное в понимании психики. Сократ впервые выдвинул идею, что душа имеет идеальную природу. Эту идею развил Платон: душа бессмертна, а главное – бестелесна. Она может освобождаться от тела и существовать самостоятельно, ее нельзя воспринимать чувственно, она родственна бестелесному миру «идей». Варианты соотношения души и тела: 1) различные части души располагаются в различных частях тела, но в мозге душа соединяется с телом, в мозге – корень жизни; 2) воздействие тела на душу (болезнь); 3) их смешение: душа сращивается с телом и поэтому ее тянет в земной мир (переселение). Тело функционирует по своим законам, но душа может воздействовать и использовать его в своих интересах. Аристотель считал, что душа не может существовать сама по себе, отдельно от тела. Хотя душа нетелесна, она не есть нечто автономное от тела, но в отличие от тела, душа непространственна. Душа – это «форма» тела, а тело – материя души. Душа делает тело живым и ощущающим, но душа присутствует в теле не как другое «тело». Особенность души в том, что она воспринимает другие формы без материи (идеально). Душа как движущая сила тела сама неподвижна. СРЕДНИЕ ВЕКА. По Августину, нетелесная душа есть «внутренний духовный человек». Душа обладает способностью к памяти: в нее входят не сами вещи, а образы, которые в отличие от эйдолов Демокрита, идеальны. Память – это все содержание внутреннего мира человека: чувственные образы, свое Я, идеи ума, переживания. Душа и тело субстанциально различны, тело изменяется во времени и пространстве, душа – только во времени. Главное свойство души – не мышление, которым в полной мере обладает только Бог, а воля: душа принимает решения и использует тело как инструмент их осуществления. Способ соединения души и тела есть тайна, равно как и человек тоже. Человек способен к душевному самоуглублению и через самопознание – к богопознанию. НОВОЕ ВРЕМЯ. В эту эпоху возникло множество концепций соотношения души и тела, а сама эта проблема стала одной из центральных в философии. Дуалистический интеракционизм. По Р.Декарту, тело и душа есть противоположные субстанции: тело протяженно, душа мыслит. Сознание – это особая субстанция, открытая лишь для созерцающего ее субъекта и противоположная пространственному миру, созерцание субъектом содержания своего внутреннего мира, способность иметь знание о своих психических состояниях. Мышление – это все, что осознается человеком (если у Августина природа души трактуется через память, то у рационалиста Р.Декарта – через мышление). Душа соединяется со всем телом, но взаимодействует с ним в «шишковидной железе». Материализм. Этот подход существовал в трех версиях. Физикализм: душа материальна. По Т.Гоббсу, мысль есть движение материальных частиц. Французский материалист XVIII века Пьер Кабанис утверждал, что мышление – такой же продукт мозга, как и секреция поджелудочной железы или печени. Сознание – это разновидность материи, а мысль – выделение мозга. В XIX веке этот взгляд разделяли представители вульгарного материализма: Фохт поддерживал идеи Кабаниса, Молешотт полагал, что мышление – это передвижение мельчайших материальных частиц мозга. Согласно Бюхнеру, содержание сознания определяется химическим составом продуктов питания. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 419; Нарушение авторского права страницы