Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Философия Платона и Аристотеля: сравнительный анализ.



Платон и Аристотель были систематизаторами древнегреческой философии.

Натурфилософы изучали природу, софисты и Сократ – человека и его добродетель, а Платон и Аристотель изучали ВСЕ эти проблемы. Поэтому и у того и другого обширные учения сформировались.

Платон.

Ключевые понятия, характеризующие его учения:

1. Объективный идеализм

2. Психизм

3. Рационализм

В учении у бытии у Платона главной является что бытие состоит из двух противоположных миров:

1. Мир идей (занебесный мир идей где идеи существуют сами по себе, вечны, нематериальным)- главным по Платону.

2. Мир вещей (земной мир, материальный) (предметы - бледные тени идей)

(см таблицу 2 из методичек)

Идею Платон обозначил понятием – ЭЙДОС. Он полагал так: в мире вещей любой предмет существует потому что в мире идей есть его идея.

Любой предмет – тень, слабое подобие идей. Если предмет исчезает, то идея в мире идей остается.

Идея – сущность вещи, а сама вещь – явление. Идея – общее, а вещь – единичное. Платон полагал что сущность и общее может существовать независимо от явления и единичного.

Мир идей – является первичным, а мир вещей – вторичным. Помимо этого мир идей существует независимо от нашего сознания.

Вещи, по мнению Платона, возникают из материи. Материя – бесформенна и неопределенна и чем-то конкретным становится при соприкосновении с идеей. Бог созерцает идеи и по из образцу создает вещи. Эти два мира объединяет мировая душа.

Платон выделил 3 варианта соотношения идей и вещей:

1. Вещи сходны с идеями и возникли в подражании им

2. Идеи находятся в вещах как общее в единичном

3. Вещи причастны идеям как к идеальным образцам

Мир идей устроен как пирамида. В основание – идеи простых идей, а ближе к вершине – нравственные идеи, на самой вершине – идея ЕДИНОГО, как высшего блага.

Человек принадлежит обоим мирам одновременно, т.е. тело к миру вещей относится, а бессмертная разумная душа к миру идей. Платон полагал что земная жизнь человека – плен души в темнице тела, смерть – освобождение души из тела.

Задачей человека – познание истины. Органы чувств познают мир вещей, но приходят лишь к мнению. Мир идей познается с помощью разума, и результатом является достижение истины.

Платон разработал теорию АНАМНЕЗИСА (в переводе припоминания, воспоминания), т.е. после смерти тела, душа перемещается в мир идей и познает идеи, а затем вселяется в новое тело. Результат в том что у человека в душе уже с рождения заложены все знания. Предполагал что душа само вспомнить не может, ее к этому подталкивают органы чувств. Вещи похожи а идеи, и напоминают душе идею этой вещи, затем разум действует самостоятельно, используя 2 метода: диалектика и математика.

Цель познания заключается в том, чтобы познать идею ЕДИНОГО.

 

Аристотель.

Он занимает в философии особое место, и эта особость выражается в:

1. Он полностью освободил философию от влияния мифологии

2. Он обосновал многие философские понятия

3. Он разработал логику как учение о законах мышления

«Платон мне друг но истина важнее».

Аристотель отверг учение Платона о мире идей. Его не устроило в учении:

1. Идеи бесполезны для познания сущности вещей, объяснения их бытия

2. Учения об идеях не объясняет возникновение и гибель вещей, и движение которое в мире есть.

3. Идея не может находится за пределами самой вещи и предшествовать ей во времени.

В итоге Аристотель сделал вывод: сущность нужно искать в явлении, общее в единичном. Сущность любой вещи нужно искать в ней самой, чтобы этого добиться Аристотель предложил понятие СУБСТАНЦИЯ.

Субстанция – самобытное бытие существующее в себе самом, но не в чем-то ином. Или – любой предмет субстанциален если заключает в себе свою сущность.

Существуют 4 причины бытия вещей:

1. Форма или благодаря чему возникает вещь

2. Материя или из чего возникает вещь

3. Движение или как возникает вещь

4. Цель или для чего возникает вещь

Форма – первая сущность вещи. Форма вечна, активна и представляет собой общее. Однако общее может существовать не само по себе, а в связи с единичным. Чтобы возникла вещь к форме должно что-то присоединиться. Это материя присоединяется. Получается что любой предмет это единство формы и материи.

Свойства материи по Аристотелю:

1. Пассивность

2. Бесформенность

3. Неопределенность

4. Материя это только возможность, но не действительность

Движение – процесс появления вещи или переход от возможности к действительности.

У движения всегда есть цель. Целевое содержание движения Аристотель обозначил понятием ЭНТЕЛЕХИЯ. Цель существует до того как предмет возникает, но в виде возможности, и соответственно когда предмет появляется цель из возможной превращается в действительную (форма – дом, материя – камень, движение – работа, цель – жить, цель возникает на стадии проекта).

Аристотель предполагал, что сами эти причины сами по себе действовать не могут, их действие зависит от перводвигателя, Бога. Он является наивысшей чистой формой лишенной материи. Он же источник движения. Он же устанавливает щели для всего существующего.

У перводвигателя были 2 цели:

1. Реализовать заложенные в материи возможности

2. Создать гармоничный мир в котором у любого предмета будет свое место

Вывод: бытие является иерархией уровней, нижний уровень – материя, верхний – перводвигатель. Оба они вечны, между ними располагаются: неживая природа, живая природа, человек и общество.

Философия эпохи эллинизма.

Хронологическими рамками этого этапа являются III в. до н.э. – VI в. н.э. В эту эпоху не было создано принципиально новых философских систем, происходит обоснование и частичное обновление старых. Эпикуреизм опирался на атомистическое учение Демокрита, стоицизм – учение Гераклита о природе и Логосе, скептицизм – взгляды софистов, неоплатонизм – учение Платона.

В древней Греции происходит упадок прежней полисной демократии. Начиная с Александра Македонского, все полисы были объединены, утвердилась монархическая форма правления. Впоследствии Греция в качестве провинции вошла в состав Римской империи. Вопрос о воспитании гражданских добродетелей, служения своему полису перестает быть актуальным. Поэтому в центре внимания философии эпохи эллинизма оказались проблемы этики. Идея активности человека в мире сменилась проблемой успокоения, утешения человека, достижения не общего блага, а личного счастья. Выдвигается этический идеал мудреца – человека, сумевшего если и не стать счастливым, то, во всяком случае, нашедшего правильный способ отношения к миру. Эта проблема с различных позиций получила обоснование в разных школах философии эпохи эллинизма.

ЭПИКУРЕИЗМ. Основатель – сторонник атомистического учения Эпикур. Его последователями были Метродор и Филодем, а также древнеримский философ Тит Лукреций Кар (его главный труд – это поэма «О природе вещей»).

В отличие от Демокрита, Эпикур считал, что атомы могут самопроизвольно отклоняться под действием внутреннего импульса и сталкиваться случайно. Поскольку и душа человека состоит из атомов, этот принцип действует и по отношению к ней, значит, поступки человека не являются фатально предопределенными. Он признал наличие случайности, чтобы обосновать идею свободы человека, избавить его от довлеющей над ним необходимости. Этой же цели служат и атеистические идеи Эпикура: вера и религия не дадут человеку свободы, только здравое размышление может освободить человека от предрассудков.

Если Аристотель рассматривал знание как самостоятельную ценность, то Эпикур понимал цель знания практически: обеспечить безмятежность духа, свободу человека от страха перед богами, явлениями природы и смертью. Единственным благом для человека Эпикур объявил наслаждение, удовольствие, понимаемое как отсутствие страданий, умение довольствоваться тем, что имеешь. Лучшее средство избежания тревог и страданий – это самоустранение человека от активной жизни, общественных и государственных дел, достижение независимости от внешних обстоятельств (тогда как Сократ и Аристотель считали обязательным для гражданина участие в общественных и государственных делах).

Эпикур выдвинул тезис, что человеку надо «прожить незаметно», он не предлагал активной модели социального поведения. Человек должен стремиться к состоянию атараксии – полной невозмутимости духа, избавления от страха, и спокойно умереть, поскольку «смерть не имеет к нам никакого отношения: когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет».

СКЕПТИЦИЗМ. Основателем его являлся Пиррон. Его последователями являлись философы Тимон, Аркесилай, Карнеад и Энесидем.

Скептики разделяли тезис Демокрита о недостоверности знания, опирающегося на показания органов чувств, и софистов об относительности всех наших идей. Они не допускали возможности получения достоверного знания, не верили в рациональное обоснование норм поведения, отвергали существование причин явлений, движения и возникновения, повторяя при этом аргументы Элейской школы. Единственным критерием истины понималась видимость, мнение.

Пиррон методом философии считал «эпохэ» – «воздержание от суждений», поскольку в человеческом познании отсутствует, какая бы то ни было достоверность. Воздерживаясь от суждений, человек встает на путь достижения абсолютного, душевного покоя и невозмутимости. По Пиррону, для достижения счастья человеку необходимо задатьсятремя вопросами: 1) каковы вещи по природе? 2) как мы должны к ним относиться? 3) что для нас из этого следует?

1) вещи не допускают о себе определенного суждения, наши представления о них не могут считаться ни истинными, ни ложными, человек о них ничего не знает и должен с этим смириться; 2) необходимо освободиться от всех субъективных представлений, ничего не утверждать и не отрицать (эпохэ); 3) следует достичь трех состояний: афасии – когда о вещах нечего сказать, атараксии – полной безмятежности, и апатии – полного отсутствия волнения.

Сомнение – это средство обретения душевного покоя. Необходимо избавиться от «бредового наваждения» вопрошать о природе бытия, отказаться от убежденности в доступности человеку истины. Подлинными ценностями, к которым нужно стремиться, является автономия личности, полный отказ от желаний – источника всех зол, подавление эмоций, особенно, боли и страха, преодоление инстинкта самосохранения, ибо смерть не более страшна, чем жизнь.

СТОИЦИЗМ. Основатель – Зенон из Китиона. В стоицизме выделяют три этапа его развития – древний ( Клеанф и Хрисипп ), средний ( Панетий и Посидоний ) и поздний или римский стоицизм ( Сенека, Эпиктет и Марк Аврелий ).

Стоики придерживались этической позиции эвдемонизма, согласно которой цель жизни человека – счастье. Оно понималось как жизнь согласно Логосу – закономерности, естественному ходу вещей: только такая жизнь добродетельна. В понятие добродетели (блага) включались благоразумие, умеренность, мудрость, знание добра и зла, злом объявлялся порок в его разных проявлениях; остальное считалось безразличным, содействующим и добродетели, и пороку.

Идеалом стоики считали мудреца, достигшего состояний апатии – невозмутимости и бесстрастия духа, и автаркии – полной независимости от внешних обстоятельств. Мудрец поступает в соответствии с Логосом и добровольно следует судьбе, смиренно принимая все ее удары. Стоики считали, что разумного и покорного человека судьба ведет по жизни, а неразумного и непокорного тащит.

Согласно их учению, поступки мудреца есть «прямодеяние» – внутренняя невозможность поступить иначе, исходя из добродетельного склада души. Важно не достижение внешней цели, часто неподвластной человеку, а этический характер действия, отношение человека к человеку. Это зависит только от самого человека и его морального облика. Если обстоятельства вынуждают нас идти против нравственных принципов, то оправданно и самоубийство. Если мы не в силах изменить обстоятельства, мы можем изменить свое отношение к ним.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 999; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.029 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь