Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ЛОГИКА. Практическое пособие. В вопросах и ответах.Стр 1 из 27Следующая ⇒
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
ЛИХИН А. Ф.
ЛОГИКА. Практическое пособие. В вопросах и ответах.
Для студентов бакалавратуры институтов МГЮУ им. академика О.Е. Кутафина (МГЮА).
Москва 2016.
Автор: Лихин А.Ф., канд. филос. наук, доц. кафедры философии и социально-экономических наук МГЮУ им. академика О.Е. Кутафина (МГЮА). Авторская электронная версия. Microsoft W…- С. 245.
ОГЛАВЛЕНИЕ. Введение. С.3. Что означает слово «логика», и каково его происхождение? Когда и кто же впервые стал использовать термин логика в значении, которое придается авторами современных учебников под названием «ЛОГИКА? В литературе часто говорится о противопоставлении логики формальной, символической и математической, а также логике диалектической логике, и вообще диалектике, метафизике, теории познания. Почему именно понятие доказательства взывало острые споры между философами и исследователями Древней Греции, ОАКЗАВШИХ БОЛЬШОЕ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ЛОГИКИ? С кем вел спор Аристотель при создании логики как орудия познания? Что такое силлогизм у Аристотеля? Что такое мышление вообще и форма мышления - конкретно? Что такое интеллект? Какие направления исследований ведутся в создании искусственного интеллекта? Можно ли выделить знаковые исторические этапы в развитии логики от Аристотеля до наших дней? 0. 13.Не происходит ли на современном этапе сближение современной логики с логикой диалектической и теорией познания? В философской и логической литературе встречаются такие понятия, как психологизм в логике, логицизм, формализм и интуиционизм. О чем здесь идет речь? 0.15. Какие определения логики наиболее часто встречаются в современных учебниках по логике? Наиболее распространенными определением логики являются, например, следующее: Тема 1. Логика и язык. С.49. Что такое естественный язык? Что такое знак? Какие функции в жизнедеятельности людей выполняют естественные языки? 1.4. Почему не все обучающиеся изучают логику? Что это за общие логические правила пользования естественными языками, в которых выражены законы логики? Тема 2. Логическая техника или инструментарий исследования логических форм мышления. С.53. 2.1. Что означает логическая техника или инструментарий исследования логических форм мышления? 2.2. Логический синтаксис. Логическая семантика. Логическая интерпретация. Логический синтаксис и синтаксические правила.
2.2.2. Логическая семантика.
Семантические правила. Предметная область языка
2.2.3. Логическая интерпретация 2.3. Что такое теория именования в логике? 2.3.1. Как теория именования решает вопрос о «значении» языковых выражений, если повествовательные предложения в ней трактуются как имена? 2.3.2. Из различения смысла (интенсионала) и предмета обозначения имени (денотата, и экстенсионала, объема) следует ли, что существуют языки, которые называются интенсиональными и экстенсиональными? 2.3.3. Каким образом принцип различения интенсиональных и экстенсиональных языков связан с понятиями синтаксических категорий естественных и языков логических исчислений? 2.3.4. Результаты исследований синтаксических категорий можно изложить следующим образом. 2.3.5.Что такое метаязык и как это понятие связано с тематикой определения понятия истины в естественных и формализованных языках? 2.3.6.. К ак соотносятся понятия истины и выполнимости в формализованных и естественных языках? 2.3.7. Какие принципы закладываются в основу языков любого типа в соответствии с постулатом понятийной ясности и языковой точности, с точки зрения логики? Тема 3. Понятие логического закона, логического исчисления и логического следования. С. 70. Проблема обоснования логических законов. Закон тождества. Закон непротиворечия. Закон исключенного третьего. Закон достаточного основания. Существует ли содержательная связь понятия логического закона с понятием логического следования? 3.8. Какие существуют логические исчисления, имеющие фундаментальный характер для логики как науки? Что такое логика высказываний? Какие имеются методы построения классической логики высказываний? Какие имеются методы построения классической логики высказываний? 3.8.2.1. Аксиоматический метод и натуральный метод (естественный, приближенный к формам рассуждения в естественном языке) построения языков классической логики. Пример языка классической логики высказываний. Что, собственно, новое внесла логика высказываний классической логики в понимание доказательства и вывода? Теорема дедукции. С. 82. Прямое и косвенное доказательство в классической логике высказываний? Чем отличается натуральное исчисление высказываний от аксиоматически-дедуктивного исчисления высказываний в классической логике? Пример языка исчисления предикатов классической логики? 3.9.1. Понятие предиката позволяет расширить логический аппарат логики высказываний… Пример правил вывода исчисления предикатов классической логики. Что нового в логику внесло создание и исследовании языков исчислений, логики предикатов? Тема 4. Понятие. С. 94. Что такое понятия в логике, функции понятий и логические методы их исследования? В каких грамматических формах понятия представлены в естественных и формализованных языках? 4.3.Что такое содержание и объем понятия? Какие понятия являются сравнимыми - несравнимыми, совместимыми – несовместимыми? 4.5. Какие существуют логические методы образования понятий? Что означает логическая характеристика понятия? Классификация понятий по содержанию, объему, функциям и классификация одновременно по содержанию, объему и функциям их употребления. 4.7.1. По логическому содержанию все понятия делятся на группы: По объему понятия делятся на общие, единичные и с нулевым объемом понятия. 4.7.3. По функциям употребления понятия делятся на понятия: По содержанию, объему и функциям употребления в языке понятия делятся. Тема 5. Логические операции над понятиями. С.105. Что означает логические операции над понятиями? Обобщение и ограничение объема понятий. С. 105. Определение. С.107. Как понимается определение в логике? Каковы общие функции определений в познании и практической деятельности человека? Какое основное понятие используется для исследования разнообразных функций определений? 5.2.3.1. «Понятие синтаксически правильной стандартной структуры определения, дефиниции». 5.2.3.1.2. Явные и неявные определения. 5.2.4.Какие определения относятся к явным определениям? 5.2.4.1. Явные реальные определения. 5.2.4.2. Номинальные определения. 5.2.5. Какие определения считаются неявными определениями? Правила определений. 5.2.7. Логические операции, сходные с определениями, но не определения, по сути. Что означает логическая операция деления понятий? С.114. 5.3.1. Виды деления понятий: Таксономическое и мереологическое. Таксономическое деление и его виды. Мереологическое деление. Правила деления объема понятий. Тема 6. Суждения. С.116. В чем различие между психологической и логической трактовками суждений? Какие функции выполняют суждения в познавательной и практической деятельности человека? Как в логике рассматриваются суждения с синтаксической, семантической и прагматической точки зрения? Какие основания используются для классификаций суждений? Тема 7. Информационно- описательные (дескриптивные) суждения. С.121. Они делятся на простые и сложные суждения. Простые суждения. Категорические атрибутивные суждения. Что понимается под понятием «термин распределен» и для чего это нужно знать? В чем особенность выделяющих и исключающих суждений? Что такое простые категорические суждения со сложным субъектом и предикатом? Что представляют собой суждения с отношениями? В чем специфика суждений существования? Как записываются и читаются категорические атрибутивные суждения «(A), (I), (E), (O)» на языке исчисления предикатов? Что такое логический квадрат? Что такое законы логического квадрата? Какие суждения являются логически независимыми? Тема 8. Сложные информационно-описательные (дескриптивные) суждения. С.131. Что такое сорит? Что такое энтимема? Что называют эпихейремой? Чисто- условный силлогизм. Введение Что означает слово «логика», и каково его происхождение? Термин логика (от греч.logos’ – означает речь, слово, слова, понятие, закон, разум, рассуждение и ряд других сходных значений). Слово «логос» стало употребляться рядом философов Древней Греции, начиная с 6-5 веков до нашей эры. Так, в известных современной цивилизации фрагментов сочинений философа Гераклита (5 в. д. н.э.) слово «логика» встречается более десяти раз в значении закон, слово, речь, понятие и как управляющий всем миром порядок, ум. Несмотря на то, что в логических работах основателя логики, Аристотеля, термин «логика» не употребляется в единственном числе. Тем не менее, оно употребляется им во множественном числе для обозначения общих принципов и основ рассуждений в познавательной деятельности людей. Для его философского учения о познавательной деятельности человека характерно понимание логики как орудия и средства познания человеком окружающего мира и самого себя. Поэтому исследователи его творчества в начале нашей эры назвали все логические работы этого выдающегося мыслителя Античной Греции общим именем «Органон», что по-гречески означает «орудие мысли». В «Органон» входят шесть трактатов: «Категории», «Об истолковании». «Первая Аналитика», «Вторя Аналитика», «Топика» и «Об опровержении софистических аргументов». Трактат «Топика», имеющее название от греческого слова «топос», что означает «место», является самым ранним логическим произведением Аристотеля, в котором анализируются общие проблемы доказательства без использования логической символики и техники. Что касается его философского учения о предмете и значении логики, то оно представлено в работе «Об опровержении софистических аргументов» и в его четвертой книге под названием «Метафизике». «Метафизика» Аристотеля – это общее название его работ, в которых им анализируются философские проблемы, выходящие за границы изучения наук о природе, среди которых он выделал физику как общую науку о природе. Таким образом, Аристотель, хотя и является общепризнанным основателем, так называемой формальной логики, однако, в его логических трудах термин логика как обозначение науки об основных формах, законах и правилах мышления не выделяется. По мнению ряда историков логики, впервые термин логика для обозначения науки о законах и формах мышления стал широко использоваться в 3- 2 веках до нашей эры стоиками, но в сочетании «диалектическая логика». Стоики обозначали этим термином расширенную ими область логических исследований Аристотеля. Стоики - это направление в древнегреческой философии. Его представители внесли большой вклад в развитие логики сложных суждений, условных умозаключений и гипотетических силлогизмов. Информация об этом периоде развития логики имеется в работе «Против догматиков» философа С.Эмпирика, жившего на рубеже 2-3 вв. н. э. Он был философствующим врачом, считавшим, истинное познание должно основываться на данных опыта. Отсюда произошло название эмпирических данных, т.е. опытных данных. Первым создал дедуктивную логическую систему доказательства, рассуждений, основанную на явно сформулированных законах и правил формального вывода или доказательства следствий из утверждаемых, признанных рассуждающим посылок. Что сподвигло Аристотеля на создание такого рода логической системы вывода, которая в дальнейшем получила название формальной логики, а позднее, в двадцатом веке, - название символической и математической логики? Если выделить фокусированное ядро проблем и вопросов, которые обсуждались философами, жившими до Аристотеля и его современниками, то самым главным из них был вопрос о доказательстве и способах его достижения. Толкование и понимание написанных Солоном законов вызвали споры уже при его жизни. По легенде, он сознательно отправился в путешествие на десять лет в Египет, чтобы избежать публичных объяснений в толкованиях его законов. При так называемом правлении «Тридцати»(404-403 гг. до н.э.) было принято решение убрать или изменить законы Солона, которые вызывали острые споры, и, самое главное, - отменить право судей, по законам Солона, окончательного разрешения спорных вопросов. Согласно Аристотелю, указанное выше решение «Тридцати» не привело к ясности и точности толкования законов Солона и правовых доказательств. Основная мысль Аристотеля в работе «Афинская полития. Государственное устройство афинян» состояла в обосновании практической необходимости разработки доказательства с ясно и точной формой его общезначимого толкования. Надо отметить, что вопрос о сущности, форме доказательства продолжается и сегодня, когда рассматриваются философские вопросы естественнонаучного и социально-гуманитарного познания и практической деятельности людей. Человек представляет единство психологического, социального, логического, мировоззренческого, теоретического и предметно-практического содержания. Выдающимся достижением философов Древней Греции является актуализация проблемы доказательства не только для их эпохи, но и для человечества в целом. В частности, они, пытались ответить на следующие вопросы, актуальные по сей день: Что значить доказать, что-то кому-то? Убедить и доказать - это одно и то же или это не сравнимые понятия? Что значит правильно рассуждать? Существуют ли общие для всех людей законы мышления? Если таких законов нет, то, как тогда происходит обмен мыслями, рассуждениями между людьми, употребляющих один тот же естественный язык или говорящих на разных языках? Если подобные законы мышления существуют, то какова должна быть их форма, доступная для всех людей? Как обосновать обязательность соблюдения этих законов в выработке решений вопросов практической и познавательности людей? Может ли логик создавать, конструировать законы и правила мышления или его обязанность состоит исключительно в их описании и явной формулировке? Как логика относится к психологии, математике, философии, праву, нейрофизиологии мозга, биологии и теории познания? Обобщая вышесказанное можно добавить проблемы, которые актуальны для исследований в области современной теории доказательств в правоведении: - проблема критерия и методов доказательства истины в праве; - проблема критериев, методов обнаружения и борьбы с не умышленными заблуждениями в понимании сущности правовых обязанностей и ответственности граждан в оценке собственных действий в международном и государственном современном правовом пространстве; - проблема критериев, методов и совершенствования технических инструментов для борьбы с ложью как умышленным сокрытием истинной информации в праве или проблема детекции лжи в праве. От сюда их название «досократики». К ним принадлежали Фалес со своими последователями, а также Анаксагор, Эмпедокл, Левкипп, Демокрит, Пифагор, Парменид, Гераклит и ряд других выдающихся мыслителей этого периода развития древнегреческой философии. Платон разрабатывал диалектику, но как главную науку для человека. В его работах именно такой наукой является, философия, как наука об идеях, формах, сущностях вечных, неизменных, сущностях всего в мире. Аналогией здесь может выступать 3Д - принтер, делающий из порошка пластмассы определенные вещи, в том числе и стреляющие пистолеты и пули к ним. В философии Платона мир и законы, управляющие миром, схемы, структуры, рисунки, чертежи и формы всего созданы Демиургом (Божественным разумом) из извечно существующего хаоса первовещества и он же создал человека, наделив его разумом как способностью познать законы мира для разумного обустройства его как индивидуальной, так и общественной жизни. В философии Платона содержится обоснование науки вообще как особой деятельности человека, изучающей законы развития мира, и логики как науки о принципах мышления. По Платону, разум человеческий подобен разуму Божественному. Поэтому человек стремиться к познанию Божественного разума для разумно организованной его жизни в обществе и государстве. Мысли Платона о законах человеческого разума развивали его последователями в так называемой Платоновской академии, просуществовавшей вплоть до 5-го века нашей эры. В этой академии обучался и проводил собственные изыскания Аристотель. Покинув академию Платона, он создал собственную школу под названием перипатетики, прогуливающиеся по-гречески, поскольку ее представители часто вели философские рассуждения во время прогулок по территории школы. Что касается диалектики, в смысле Платона, то Аристотель в своих логических работах допускает в качестве посылок в умозаключениях диалектические суждения, но не как необходимые истинные суждения, а всего лишь как правдоподобные. Например, это могут быть утверждения мудрецов. Риторика- основа всех наук. Цель спора – убеждение, а не истина. Виднейшим представителем софистов был Протагор (4 в. д. н. э.). Он называл себя учителем людей. Софисты уделяли большое внимание конструированию так называемых софизмов. Софизм - это рассуждение, в котором ложное утверждение представляется как истинное. Иначе говоря, софизм – это логический вид мошенничества. Дело в том, что в некоторых видах общения на задаваемые вопросы следует отвечать однозначно: да или нет. В подобном случае можно построить софизм: Все, что Вы не теряли, Вы имеете? Если Вы отвечаете - «да», что кажется естественным, то Вам задается уточняющий вопрос: Рога, Вы, конечно, не теряли? Алогизм (от греч. a- не, logos – разум) – это несовместимое с законами и правилами и схемами вывода логики суждения, выводы и рассуждения. Алогизм может быть представлен в виде софизма, паралогизма или некой бессмысленной конструкции типа: « родной сын бездетной матери купил автомобиль». Парадокс (от греч. paradoxos – неожиданный, странный). В античный период развития логики этим словом назывался вывод, утверждение и рассуждение, которые не соответствовали общепринятым в естественном языке выводам, утверждениям и рассуждениям. В современном понимании парадокс характеризует ситуацию в той или иной области знания, когда предлагаемое решение не соответствуют здравому смыслу, или принципам ранее общепринятой теории. Например, «парадокс близнецов» в теории относительности А.Эйнштейна. В логике парадоксы выражаются в виде антиномий. Антиномии ( от греч. аntinomia – противоречие в законе).В отличие от апории, антиномия является рассуждением, в котором утверждаются ни одно, а два суждения, являющиеся отрицанием друг друга и логически следующие одно из другого. Классическим примером антиномии является так называемый «парадокс лжеца». Открытие этого парадокса приписывают древнегреческому философу Евбулиду(4 в. д. н. э.). В одной из версий этого парадокса моделируется следующая логическая ситуация: Предположим, что существует некий остров, на котором живут только «лжецы», то есть люди, которые всегда высказывают ложные суждения. Парадокс возникает, когда нужно определить является ложным или истинным высказывание одного из жителей этого острова, который говорит: «Я лгу». Рассуждая над этим высказыванием, можно прийти к парадоксальному выводу: оно истинно тогда и только тогда, когда оно ложно и ложно, когда оно истинно. Более ранняя формулировка этого парадокса приписывается критскому философу Эпимениду (6 в.д. н.э.) в виде изречения «Все критяне лжецы». Существует легенда о том, что древнегреческий логик Диодор Кронос, находясь уже в почтенном возрасте, отказалась от приема пищи до тех пор, пока не разрешит этот парадокс, и вскоре умер, надобившись его разрешения. До сих пор нет общепринятого решения этого парадокса. Открытие этого парадокса использовали представители философии скептицизма, указывая на методологическую ненадежность понятия истины в трактовке Аристотеля. Апория (от греч. aporia – недоумение, затруднение). Наиболее известные апории сформулированы древнегреческим философом Зеноном Эгейским («Ахилл», «Дихотомия» и другие) в 4 веке до нашей эры. Конструирование апорий и поиск их решений способствовали развитию логики, поскольку в апориях рассматривался вопрос об адекватности отражения в мышлении человека данных опыта. Например, в апории «Стрела» Зенон доказывал невозможность движения вообще: Если представить пространство, в котором движется стрела, как непрерывное множество точек, то движение стрелы невозможно, поскольку в каждой точке такого пространства стрела должна находиться, то есть покоиться. Апории утверждают определенное положение, противоречащее данным опыта, и этом смысле они родственны с парадоксами. Зенон Эгейский был представителем школы Парменида, которая выступала против диалектики Гераклита. К ним относятся скорость света, массы протона, нейтрона и электрона, из масс последних состоят атомы вещества в нашем мире и мы сами. Небольшие изменения значения постоянных величин нашего физического мира делает его физически невозможным. Парменида называют метафизиком, противником диалектики, полагающим, что весь мир является вечным и неизменным. Термин метафизика был введен составителями произведений Аристотеля для общего названия его сочинений, которые не относились к логике, этике, теории государства, биологии и физики. Буквально этот термин означает «после физики». Амфиболия (от греч.amphibolia- двойственность, двусмысленность)- в логике намеренное или непреднамеренное употребление двусмысленных слов в рассуждениях: «Капитан этого морского судна - морской волк. Морские волки – это волки. Следовательно, некоторые волки являются капитанами морских судов. Скептицизм ( от греч. skeptikos- рассматривающий, исследующий человек)- это направление в философии, отрицавшее возможность достижения человеком истинного знания. Аристотель вел спор по этому вопросу с так называемым абсолютным скептиком, неким обобщенным образом скептика. Скептик, по мнению Аристотеля, не говорит, ни что это так, ни – что это не так, ни то, что эти оба высказывания истинные. Другими словами, он ничего не принимает за истинное (суждение), а только в одинаковой мере и предполагает, и нет. В таком случае, как утверждал Аристотель, нет разницы между подобным человеком и растением. Оценивая свои собственные работы по логике, Аристотель справедливо отмечал, что до появления его логических исследований было мало что известно в этой области за исключение риторики, эристики как искусства ведения спора и изучений коммуникативных особенностей естественного языка как средства выражения чувств, эмоций и мыслей в форме рассуждений, мнений и мудрых принципов. Собственно говоря, его логические исследования являются, с одной стороны, глубоким философским обоснованием существования общезначимых и обязательных принципов мышления, которые необходимо соблюдать во всех сферах интеллектуальной деятельности человека. С другой стороны, введение им в логику и теорию познания классическое определение истины, истинного суждения, позволило ему создать исторически первую и фундаментальную дедуктивную логическую теорию законов и правил логического вывода или доказательства, получившей название силлогистики Аристотеля. Тематика и методология силлогистики Аристотеля определили исторические направления развития логики как науки в целом на основе выдвинутых им методологических принципов разработки логической теории доказательства: - определить критерии истинного знания; - сформулировать явно основные принципы и законы мышления людей; - создать основные принципы формирования искусственных языков для изучения правил и законов рассуждения исследователей в разнообразных сферах познания и практической деятельности человека. Пример: Классическое определение истины, по Аристотелю: « прав - тот, кто считает разделенное - разделенным и соединенное – соединенным, а в заблуждении – тот, мнение которого противоположно действительным обстоятельствам». На основе понятии истинного суждения Аристотель подробно исследовал два из основных законов логики (закон непротиворечия и закон исключенного третьего) и использовал два других ранее известных в нелогической интерпретации закона (закон тождества и закон достаточного основания), для создания дедуктивной логической теории логического следования или доказательства. Что такое силлогизм? Силлогизм (от греч. silljgsmos – подытоживание)- это дедуктивное опосредованное умозаключение, в котором из двух посылок простых суждений субъектно-предикатной логической формы следует по определенным правилам и законам логики новое суждение субъектно-предикатной. В философии Нового времени эта проблема занимала большое место в логических трудах Г.Лейбница о создании универсального языка коммуникации между людьми, основанного на логике и математике. В этом языке рассматривались аналитические и синтетические суждения. Первые суждения, истинные в силу их логического формы, вторые-истины опыта. Немецкий философ И.Канта представил в его теории познания, как суждения априори (от предыдущего по - латински) и суждения апостериори (от последующего по - латински). Суть этой проблемы состоит в следующем: Термин «формальная» логика принадлежит И.Канту. Он обозначал им силлогистику Аристотеля и все логические работы, углубляющие тематику и расширяющие проблематику логических исследований Аристотеля. И.Кант сравнивал логику Аристотеля с Евклидовой геометрий, ошибочно полагая, что как той, так и другой нечего добавить. В 1620 году английский философ Ф.Бекон опубликовал труд об индуктивных логических методах под названием «Новый органон». В нем он противопоставлял собственный Органон дедуктивному Органону Аристотеля и считал, что будущее развитие логике принадлежит именно индуктивной логике. И, во-вторых, уже во времена И.Канта, за логикой Аристотеля и его последователей закрепилось понимание как науки, изучающей законы, принципы и схемы рассуждений, гарантируют вывод истинных следствий из истинных посылок. 0.8.Что такое дедукция и индукция? Первое- это вывод из общих посылок частных следствий на основе законов и правил формальной логики. А индукция- это вывод от частных суждений к общим суждениям или утверждениям. Например, из признания истинным суждения «Все люди смертны» можно сделать вывод, что такой-то человек является смертным. Это будет дедукция. А если, просматривая экзаменационную ведомость с отметкой о результатах сдачи экзаменов по некоторому предмету, мы видим, что каждый из студентов сдал экзамен, то мы должны признать, что общее суждение « Все студенты данной группы сдали данный экзамен» является истинны. Этот вывод - индукция. Мышление личности - внутренняя, целостная система психических явлений и процессов получения, хранения и переработки информации в виде выводного знания на основе логической системы правил и законов, которую использует личность для понимания собственного внутреннего и окружающего мира. В основе мышления лежит сложная физическая, биохимическая, социальная, психическая и когнитивная система отражения внешнего и внутреннего мира человеком в форме понятий, суждений и рассуждений. Что такое интеллект? Интеллект ( лат.intelectus- ум, рассудок) - сложное образование. Например, психологи определяют интеллект испытуемого относительно тестовых заданий. В этом случаем понятие интеллекта зависит от сложности и характера задач и заданий. При таком подходе получается, что вирусы обладают интеллектом, поскольку приспосабливаются к биохимическим воздействиям на них медиками. Когда речь идет об интеллекте человека, то здесь имеется в виду целостная система функций человеческого ума или способностей человека создавать знания о мире, принимать решения и строить свою деятельность в соответствии создаваемыми идеалами и ценностями. Мышление, с точки зрения логики, это процесс активного отражения внешнего объективного мира и собственного внутреннего мира человеком в форме понятий, суждений, умозаключений, рассуждений и размышлений. Например, понятие «стол» в немецком, английском и русском языках выражает определенный тип, логическую форму мысли, помощью которой мы мысленно объединяем все предметы мебели, обладающие свойствами быть столом как мыслимое единое целое. Важным направлением в изучения мышления является создание искусственного интеллекта. Это направление имеется достаточно широкий класс задач собственно логического содержания. Например, это проблемы логического анализа и логического моделирования процессов коммуникации между обучающимися и их наставниками на базе естественных и искусственных языков. Искусственный интеллект – это способность технической системы решать задачи с элементами творческого мышления. В 1936 году английский математик А.Тюринг (1912-1954) предложил примерный критерий функционального родства естественного и искусственного интеллекта: Исследователь задает вопросы двум респондентам, находящимся в изолированных комнатах. В одной из комнат находится вместо респондента человека техническое устройство, отвечающее на вопросы исследователя. Если исследователь не заметит разницы в получаемых ответов от машины и человека, то он будет убежден в том, что ответы ему дает человек, а не машина. Курьезным примером доказательства способности мыслительной деятельности является выставка в лондонской картинной галереи картин рисующего слона из Северного Таиланда. Под воздействием дрессировщика этот слон рисует других слонов. Но когда ему предложили свободно передвигать кисть по холсту, у него получились «картины» абстрактных направлений в живописи. Многие посетители выставки были убеждены, что эти картины были выполнены профессиональным художником. Мозг слона взрослого достигает 5-ти кг. У человека - приблизительно 1, 3 кг. Однако по отношению веса мозга к весу тела люди занимают первое место среди всех животных. Любопытно, что слоны, НАХОДЯСЬ ПЕРЕД ЗЕРКАЛОМ, МОГУТ, по-видимому, узнавать себя. Третье направление- это создание роботов, обладающих сознанием и способных создавать себе подобных. Реальность этого направления обосновывается на моделировании всех слабых электрических импульсов в нейрофизиологической системе человека в целом, а не только его мозга. Четвертое направление - это, создание искусственных материалов, способных соединяться с органическими образованиями для обеспечения прохождения нервных импульсов в подсистемах мозговой деятельности человека: излечение травм и болезней мозга. В итоге можно сказать, что мышление, с точки зрения логики, это процесс активного отражения внешнего объективного мира и собственного внутреннего мира человеком в форме понятий, суждений, умозаключений, рассуждений и размышлений. Мышление является важнейшей подсистемой целостной системы познавательной и практической деятельности человека, состоящей из следующих взаимосвязанных элементов: «ощущения, восприятие, представление, понятия, суждения, умозаключения и рассуждения», Безусловно, да. Тематика, проблематика этого периода отличается философской глубиной и оригинальностью логических методов исследования понятий, суждений, умозаключений, понятия логического следования и законов логики. Однако, в этой логике формализованные методы отображения разнообразных форм мышления и их логических связей между ними развиты слабо. Например, в традиционной логике используются четыре основных закона, но для их обоснования приводятся аргументы в большей степени философские рассуждения, чем аргументы формально логического характера. На основе традиционной логики математики создали классическую логику, которую стали называть символической или математической логикой, тем самым подчеркивая, что в этой логике широко используются методы формализации абстрактных математических рассуждений, которые используются не только в математике, но и вообще в естествознании, техники и гуманитарных науках. Термин исчисление близок математическому термину вычисление. О подобных формализованных языках логических исчислений размышлял еще Г. Лейбниц, но, начиная с работ немецкого математика и логика Г.Фреге, они стали эффективным методом исследования логических проблем традиционной логики и разработкой проблем так называемой неклассической логики. Неклассическая логика - это область логических исследований, окончательно слоившаяся к середине 20-го века и связанная как с переосмыслением основных принципов и методов традиционной и классической логик, так и с расширением объектов логических исследований в условиях современной научно- технической и информационной революции. Например, в традиционной и классической логиках каждое суждение (высказывание) могло иметь только два значения: истина и ложь. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 434; Нарушение авторского права страницы