Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Согласно его учению, мудрость людей заключается в том,



чтобы говорить и поступать согласно природе, подражая ей. Он же утверждал, что высшая мудрость состоит в познании всего как единого:

«Этот космос, один и тот же для всего существующего, не создал никакой бог и никакой человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами, загорающими и мерами потухающими».

Досократики развивали идеи рационального объяснения существования - несуществования вещей, предметов, принципов и методов познания. Например, Левкиппу приписывается формулировка логического закона достаточного снования: «Ни одна вещь не возникает беспричинно, но все возникает на каком-нибудь основании в силу необходимости».

Логические идеи в учениях Сократа и Платона.

Важный вклад в учение о предмете и значении логики внесли Сократ (4в. д. н. э.) и его ученик Платон(4в. д.н.э.).

Сократ, в отличие от своих предшественников, сместил акцент предмета философствования с изучения природы, космоса, на то, что для человека актуальнее и практически важнее. Главным для философии Сократа является вопрос: Что есть благо и что делает человека добродетельным? Его философия делает предметом философствования смысл жизни человека, его цели, ценности и идеалы. Сократ является первым философом, который обосновывал относительную самостоятельность гуманитарных наук от естественных наук. Для этой цели он использовал диалектику как метод рассуждении в форме беседы. Этот метод позволяет заменить интуитивное и обыденное содержание понятий на их логическое содержание, выражающее существенные свойства обозначаемых ими предметов.

В этом методе как рождение истинного знания Сократ отдавал предпочтение обобщению на основе индуктивному рассуждению как перехода от частного к общему. Он проводил существенное различие между мнением и знанием, широко использовал логическую операцию определения содержания понятий.

Платон разрабатывал диалектику, но как главную науку для человека. В его работах именно такой наукой является, философия, как наука об идеях, формах, сущностях вечных, неизменных, сущностях всего в мире.

У него по истинному и практическому назначению науки располагаются следующим образом: диалектика (философия), математика, астрономия, физика и другие науки.

Главное назначение диалектики как философии, по Платону, делать переворот в душах людей: истина сущего бытия постигается путем рассуждений и размышлений, а не за счет наблюдений.

Мир идей Платона, на современном языке, это информационные коды вещей, явлений и процессов, которые воплощаются в материальном мире с помощью, как бы, специальных компьютерных программ. Например, по Платону, в такой интерпретации его учения, воробей - конкретный является материальной реализацией идеи воробьиности или информационного кода, который отличается от кода лошадности, материализацией которой есть лошадь.

Аналогией здесь может выступать 3Д - принтер, делающий из порошка пластмассы определенные вещи, в том числе и стреляющие пистолеты и пули к ним. В философии Платона мир и законы, управляющие миром, схемы, структуры, рисунки, чертежи и формы всего созданы Демиургом (Божественным разумом) из извечно существующего хаоса первовещества и он же создал человека, наделив его разумом как способностью познать законы мира для разумного обустройства его как индивидуальной, так и общественной жизни.

В философии Платона содержится обоснование науки вообще как особой деятельности человека, изучающей законы развития мира, и логики как науки о принципах мышления. По Платону, разум человеческий подобен разуму Божественному. Поэтому человек стремиться к познанию Божественного разума для разумно организованной его жизни в обществе и государстве. Мысли Платона о законах человеческого разума развивали его последователями в так называемой Платоновской академии, просуществовавшей вплоть до 5-го века нашей эры.

В этой академии обучался и проводил собственные изыскания Аристотель. Покинув академию Платона, он создал собственную школу под названием перипатетики, прогуливающиеся по-гречески, поскольку ее представители часто вели философские рассуждения во время прогулок по территории школы. Что касается диалектики, в смысле Платона, то Аристотель в своих логических работах допускает в качестве посылок в умозаключениях диалектические суждения, но не как необходимые истинные суждения, а всего лишь как правдоподобные. Например, это могут быть утверждения мудрецов.

Следовательно, и следствия из диалектических посылок являются, по Аристотелю, не необходимо истинными, а правдоподобными.

Софисты. Первоначально слово «софист» означало «мудрец», В дальнейшем под софистом стали понимать человека, способного свести спор к субъективной и часто эклектической форме. В результате победителем в таком споре становился оратор, сумевший убедить в правоте своих взглядов, участвующих в споре сторон. В круг интересов софистов входило обсуждение вопросов права, морали, воспитания и многие другие проблемы как философского, так и практического порядка. Софисты культивировали искусство красноречия, искусство спора и искусство доказательства. За обучение этим видам искусств они брали деньги, что не было принято ранее. Общие положения их учения о логике выглядели таким образом:

Человек – мера всех вещей как существующих, так и несуществующих.

Основу жизни человека является индивидуальная польза, которая должна согласовываться с пользой общественной.

Истина – это всего лишь общепринятое мнение.

Риторика- основа всех наук.

В споре допустимы как корректные, так и некорректные приемы ведения спора.

Цель спора – убеждение, а не истина. Виднейшим представителем софистов был Протагор (4 в. д. н. э.). Он называл себя учителем людей. Софисты уделяли большое внимание конструированию так называемых софизмов.

Софизм - это рассуждение, в котором ложное утверждение представляется как истинное. Иначе говоря, софизм – это логический вид мошенничества. Дело в том, что в некоторых видах общения на задаваемые вопросы следует отвечать однозначно: да или нет. В подобном случае можно построить софизм: Все, что Вы не теряли, Вы имеете? Если Вы отвечаете - «да», что кажется естественным, то Вам задается уточняющий вопрос: Рога, Вы, конечно, не теряли?

Если Вы отвечаете – «нет», то из первого заданного вопроса следует, что рога Вы имеете и Вас можно назвать «имеющим рога», то есть «рогатым». Цель софизма – сбить столку своего соперника

Или выиграть время для обдумывания новых ходов достижения своей цели в данном общении.

Изыскания софистов способствовали уточнению таких понятий в логике, как паралогизм, алогизм, парадокс, апории, антиномии, абсурд, амфиболия.

Паралогизм ( от греч.paralogismos–неправильное, ложное рассуждение ) - это логическая ошибка, связанная с непреднамеренным нарушением законов, правил и схем выводов логики. В логике созданы группы правил, знание которых позволяет избегать паралогизмов, например, в определениях, умозаключениях и т.д.

Алогизм (от греч. a- не, logos – разум) – это несовместимое с законами и правилами и схемами вывода логики суждения, выводы и рассуждения. Алогизм может быть представлен в виде софизма, паралогизма или некой бессмысленной конструкции типа: « родной сын бездетной матери купил автомобиль».

Парадокс (от греч. paradoxos – неожиданный, странный). В античный период развития логики этим словом назывался вывод, утверждение и рассуждение, которые не соответствовали общепринятым в естественном языке выводам, утверждениям и рассуждениям. В современном понимании парадокс характеризует ситуацию в той или иной области знания, когда предлагаемое решение не соответствуют здравому смыслу, или принципам ранее общепринятой теории. Например, «парадокс близнецов» в теории относительности А.Эйнштейна. В логике парадоксы выражаются в виде антиномий.

Антиномии ( от греч. аntinomia – противоречие в законе).В отличие от апории, антиномия является рассуждением, в котором утверждаются ни одно, а два суждения, являющиеся отрицанием друг друга и логически следующие одно из другого. Классическим примером антиномии является так называемый «парадокс лжеца». Открытие этого парадокса приписывают древнегреческому философу Евбулиду(4 в. д. н. э.). В одной из версий этого парадокса моделируется следующая логическая ситуация: Предположим, что существует некий остров, на котором живут только «лжецы», то есть люди, которые всегда высказывают ложные суждения. Парадокс возникает, когда нужно определить является ложным или истинным высказывание одного из жителей этого острова, который говорит: «Я лгу». Рассуждая над этим высказыванием, можно прийти к парадоксальному выводу: оно истинно тогда и только тогда, когда оно ложно и ложно, когда оно истинно. Более ранняя формулировка этого парадокса приписывается критскому философу Эпимениду (6 в.д. н.э.) в виде изречения «Все критяне лжецы». Существует легенда о том, что древнегреческий логик Диодор Кронос, находясь уже в почтенном возрасте, отказалась от приема пищи до тех пор, пока не разрешит этот парадокс, и вскоре умер, надобившись его разрешения. До сих пор нет общепринятого решения этого парадокса. Открытие этого парадокса использовали представители философии скептицизма, указывая на методологическую ненадежность понятия истины в трактовке Аристотеля.

Апория (от греч. aporia – недоумение, затруднение). Наиболее известные апории сформулированы древнегреческим философом Зеноном Эгейским («Ахилл», «Дихотомия» и другие) в 4 веке до нашей эры. Конструирование апорий и поиск их решений способствовали развитию логики, поскольку в апориях рассматривался вопрос об адекватности отражения в мышлении человека данных опыта.

Например, в апории «Стрела» Зенон доказывал невозможность движения вообще: Если представить пространство, в котором движется стрела, как непрерывное множество точек, то движение стрелы невозможно, поскольку в каждой точке такого пространства стрела должна находиться, то есть покоиться. Апории утверждают определенное положение, противоречащее данным опыта, и этом смысле они родственны с парадоксами. Зенон Эгейский был представителем школы Парменида, которая выступала против диалектики Гераклита.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 352; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь