Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Основные подходы к трактовке общества: биологизаторский, культурологический, антропологический, аксиологический, символический.



Биологизаторский (к. 19 – н. 20 в.) общество рассматривается по аналогии с живым организмом. Понятия характеризующие специфику того или иного организма переносятся в сферу социального познания. Спенсер, Гумилев, Гобино объяснял соц жизнь биологическими закономерностями.

Культурологический: подход к развитию общества разрабатывался у Шпенглера. История человеческого общества распадается на ряд неповторимых культур, каждая из которых проходит четыре стадии: детство, юность, возмужалость, старость, или этап цивилизации, и, гибель. Затем происходит возникновение новой культуры. Основные признаки цивилизации следующие: развитие индустрии и техники, деградация искусства, падение морали, скопление людей в городах. Теория Шпенглера может быть охарактеризована как циклическая теория развития общества.

Аксиологический: История общества представляет собой историю трансформаций системы ценностей. Работа того или иного социального института обуславливается ценностными установками, принятыми в том или ином обществе.

Символический: Общество представляет - особую реальность, наполненную и упорядоченную смыслами и символами. Об-во рассматр-ся как объяснения социальных смыслов и знаков.

Основные парадигмы понимания общества в XX веке (структурно-функциональный подход, конфликтологический, символический интеракционизм).

Структурно-функциональный подход : общество рассматривается как целостная система, части которой тесно связаны между собой и вступают в отношения солидарности. С-Ф исследует каким образом различ. соц. явления выполняют функции системы.

Общество само развивает свои институты, благодаря чему приспосабливается к изменяющимся условиям. Все социальные процессы рассматриваются под углом зрения их последствий.

Конфликтологический: общество рассматривается под углом зрения бесконечного количества конфликтов интересов. Конфликт – естест. проявление чел.природы. Общество рассматривается под углом зрения неравенства и иерархии. Блага и мат.ценности распределяются неравномерно. Господствующий класс так организует общество, чтобы удержать свое господство.Маркс.Дарендорф

Символический интеракционизм (Мид, Блумер, Зиммель): объективной реальности, одинаковой для всех людей, не существует. У каждого человека -собственная интерпретация соц реальности. Общество это постоянно происходящее взаимодействие между миллионами индивидов, каждый из которых несет свой смысл, имеет свои намерения и дает миру свою интерпретацию событий.

Современные подходы к проблеме (общество как сложная, открытая, развивающаяся система).

Системно-синергетический подход к анализу (Берталанфи )Синергетика изучает общие законы самоорганизации различных систем. С точки зрения с-с подхода, общество представляет собой открытую, динамическую, нелинейную, самоорганизующуюся систему. Система - совокупность взаимосвязанных элементов.

Как открытая система общество взаимодействует с внешней средой (природой). Механизмом этого взаимодействия является материальное производство. Динамическая система - это система, которая изменяет свое состояние во времени.

Самоорганизующаяся система - спонтанно, самопроизвольно переходит из одного состояния в другое, изменяя свою организацию, структуру. Примерами самоорганизации человечества являются вспышки эпидемий, войны, что спонтанно регулирует численность населения. Общество - система нелинейная, поэтому оно развивается многовариантно, многолинейно. Каждое общество (культура, цивилизация) имеют свою неповторимую судьбу.

Модели общества. Натурализм как модель социальной реальности. Понятие «природа» и его трактовки в истории философии. Течение в натурализме: бихевиоризм, социал-дарвинизм и психологическое направление.

Натуралистическая: общество рассматривается по аналогии с природой. Общество в рамках данной модели понимается в двух видах: а) как проявление природы человека б) как этап развития природы. В философских воззрениях на природу можно выделить 2 противоположные точки зрения. Одна рассматривает природу лишь как хаос, царство стихийных сил, случайности. Другая - в природе господствуют естественная необходимость и строгие закономерности.

1.Бихевиоризм: общество рассматривается с точки зрения набора социальных фактов, основу изучения общества должны составлять эмпирические методы, социология должна заимствовать основные принципы и понятия точных наук, любое социальное явление может исследоваться, если оно имеет тенденцию к повторению, любая социальная система демонстрирует механизмы человеческой природы. В качестве предмета социологии рассматривается поведение индивида как реакция на поведение других.

2. Социал-дарвинизм и расово-антропологическая школа (вторая половина 19 века) Социал-дарвинизм объясняет эволюцию общественной жизни биологическими принципами естественного отбора и борьбы за выживание, подчёркивая роль конфликтов в общественном развитии(Мальтус). Социал-дарвинистская школа распространила эволюционную теорию Ч.Дарвина на общественную жизнь, опираясь на понятия естественного отбора, борьбы за существование и выживание наиболее приспособленных. Самое заметное место среди представителей социал-дарвинизма принадлежит Л.Гумпловичу, который считал, что главным фактором общественной жизни является непрерывная и беспощадная борьба между социальными группами ради достижения господства одних над другими. Сначала это борьба между ордами, объединенными антропологическими и этническими признаками. Она приводит к возникновению государства, в результате чего трансформируется в борьбу групп, классов, сословий, партий. Неотъемлемое качество групп - стремление к господству, благодаря которому в обществе складывается деление на господствующих и подчиненных.

Для Р-А школы хар-но отрицание равенства рас; интерпретация общественного развития и социального поведения людей в понятиях борьбы «высших» и «низших» рас; оценка смешения рас как негативного явления с точки зрения социального и культурного развития общества(Гобино). «Опыт о неравенстве человеческих рас» развил следующие идеи: 1) социальная жизнь и культура - продукт расово-антропологических факторов; 2) расы не равны между собой, и это обусловливает также неравенство соответствующих культур; 3) социальное поведение людей детерминируется биологической наследственностью; 4) расовые смешения вредны.

3. Психологическое направление- объясняет общественные явления психологическими факторами, действием сознания. Тард считал, что социология должна исходить из психических отношений м\у индивидами. Их содержанием явл процесс подражания(один чел берет пример с др) а ему подраж-т остальные.

Прагматические (деятельностные) модели социальной реальности: принципы, структуры и законы функционирования общества. Труд и деятельность. Техницистские модификации прагматической модели. Теория Макклюена.

Деятельностная: общество рассматривается как деятельность. Человеческая деятельность создает новую реальность. Источник общественных изменений закл-ся в самом обществе, т.е. люди в процессе своей общественной жизни сами создают основы для ее изменения. Трудовая деятельность выходит на 1-ое место.

Согласно деятельностной модели, в противовес натуралистической, именно человеческая деятельность создает новую реальность, специфическую, принципиально неприродную, сверхприродную. Поэтому источник общественных изменений находится в самом социуме, т.е. люди в процессе своей общественной жизни сами создают основы для ее изменения.

Деятельностная модель социальной реальности модифицируется в зависимости от того, что в способе производства выделяется как главное, определяющее. Это могут быть сами вещественные производительные силы, техника. В этом случае мы получаем техницистскую модификацию деятельностной модели, так называемый технологический детерминизм. Хотя она тесно связана с марксизмом, но в ХХ веке совершенно отмежевалась от него и стала основой официальной идеологии индустриально развитых стран. К технологическому детерминизму близка позиция Г.М.Маклюэна, который основу общественного развития видит не в орудиях и средствах производства материал.благ, а в средствах коммуникации (эволюция от устного к письменному, печатному и машинно-компьютерному слову).

Виды деятельности: - хозяйственно-эконмическая- религиозная- культурная, эстетическая- политическая

Школы: 1) Марксизм 2) Футурология 3) Технократизм. Техницистская модель возникла и развилась в связи с ростом науки и техники; постулирует главенствующую роль техники для развития общества и техноморфность самого общества. (Д.Белл, У.Ростоу и др.).


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 849; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь