Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Феномен политической власти и его социологическое измерение.: социология выборов, социология бюрократии, социология политической элиты и политического лидерства.



СОЦИОЛОГИЯ ВЫБОРОВ (ЭЛЕКТРОРАЛЬНАЯ) исслед механизмов выбора, избират кампаний, поведен избирателей. Э.П.-совок-ть действий граждан, связан. с осуществлением выборов в органы власти.

БЮРОКРАТИЯ: слой высших чиновников в гос-ве;.По веберу- наиболее рацион. форма осуществления власти, особенно в гос-ве, функционирующем на правовых принципах. Особенности: 1. строго иерархическая структура; 2. формальное статусное подчинение; 3. управление по формальным, безличным правилам; 4. эмоциональная нейтральность отношений. Совр социология отмечает ограниченность и неэффективность бюрократии, недостаточную гибкость, связанную именно с ее основным достоинством – предсказуемостью и стандартностью действия.

ПОЛИТ ЭЛИТА: П.Э.-меньшинство общ-ва, имеющие привилегиров. положен., и в больш/меньш степени обладающие выделяющимися качест-и (личностные, интеллект, моральн, матер.положение, статусн).

ПОЛИТ ЛИДЕРСТВО: постоянное приоритетное влияние со стороны опр. лица на все общ-во, организацию или гр. Влияние д.б. постоян., 2.руководящее воздейст. лидера осуществ-ся на всю гр., организацию, общ-во; 3.полит. лидер д. обладать явным приоритетом во влиянии.

ТЕОРИИ: 1. Теор Черт. -объяснении феномена лидерства выдающимися личными качествами.

2.ситуационная -. Дилл, Т. Хилтон, А. Голднер и др. - обосновывают зависимость лидерства от определенных социальных условий. Именно сложившаяся конкретная ситуация и определяет отбор лидера, его поведение и принимаемые им решения.

3. Т. Последователей и конституентов. Объясняет феномен лидера через его окружение и последователей

 

 

11. Личность в системе социальных связей и отношений

Человек - социально-биологическое существо, воплощающее собой высшую ступень в эволюции жизни и являющееся субъектом общественно-исторической деятельности и общения. Индивид - единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех психофизических и социальных черт человечества. Личность - конкретный человек, который является носителем сознания, способный к познанию, переживаниям, преобразованию окружающего мира и строящий определенные отношения с этим миром и с миром других личностей. Качества личности приобретаются в процессе деятельности и общения с другими индивидами. Личностью не рождаются, личностью становятся. Индивидуальность - конкретный человек, который отличается от других людей уникальным сочетанием психических, физиологических и социальных особенностей, проявляющихся в поведении, деятельности и общении.
Социологию интересует человек как социальное существо, как продукт и субъект существенных процессов, как выражение общественных отношений. Все это выражается в понятии личность, личность - характеристика социального в человеке.
Эл-ты внутренней структуры личности: потребности, интересы, ценности, мотивы.
В марксистской теории личности главный акцент смещен в сторону взаимодействия личности и общества. Общие социальные условия определяют специфические социальные условия жизни, прежде всего, социальное положение индивидов. Большое значение придается исследованию субъективных свойств личности, выражающихся в разнообразных творческих проявлениях. Социальные условия сказываются на интересах индивида. Через социальный интерес осуществляется обратная связь - от субъекта к его социальному поведению, т.е. люди действуют, преследуя определенные социально обусловленные интересы. На основе динамической системы потребностей и предшествующего опыта субъект формирует определенные и относительно устойчивые предпочтения к восприятию и способу действия в различных конкретных ситуациях. Формирование новых потребностей, интересов и предпочтений стимулирует творческое, нестереотипное поведение.
Если в марксистской социологии акцент на взаимодействии личности и общества, то З. Фрейд сделал попытку связать биологические начала и социальные. В структуре личности З. Фрейд выделил три основных психических компонента - «Оно (Подсознание)», «Я» и «Сверх Я», лежащие в сферах бессознательного и сознательного. «Оно» включает биологические потребности, это строительный материал личности, на нем строятся я и сверх-я. Сознание, или «Я» (Эго) - компонента личности, управляющая нашими контактами с внешним миром. «Сверх Я» Фрейда - это пересаженные в голову человека культурные нормы, правила, требования, запреты, стереотипы, законы. «Сверх Я» - среда обитания нравственных чувств. сверхсознание - это нравственное сознание индивида, область идеальных ценностей.
теория «зеркального Я». Дж. Мид и Ч.Кули. Личность ими рассматривалась как результат социального взаимодействия, в ходе которого индивид обучился смотреть на себя как на объект, глазами других людей. Личность трактовалась как объективное качество, приобретаемое человеком в процессе социальной жизни. Социальное зеркало - это мнение других людей о поведении, способностях и возможностях человека. Например, обычный ребенок, усилия которого оцениваются и вознаграждаются, будет ощущать чувство уверенности в своих силах и собственном таланте, а способный и талантливый ребенок, усилия которого воспринимаются ближайшим окружением как неудачные, ощущает себя некомпетентным
Личность как субъект социальных отношений, характеризуется автономностью, определенной степенью независимости от общества, способной противопоставить себя обществу. Личная независимость сопряжена с умением властвовать над собой, а это в свою очередь, предполагает у личности наличие самосознания, т.е. не просто сознания, мышления и воли, а способность к самоанализу, самооценке, самоконтролю. Самосознание личности трансформируется в жизненную позицию. Жизненная позиция представляет собой принцип поведения, основанный на мировоззренческих установках, социальных ценностях, идеалах и нормах личности, готовности к действию
Развитие человека можно представить как процесс вытеснения биологического начала иным, не биологическим. Личность определяется не структурой мозга, а системой социальных отношений человека к человеку, опосредованно через созданные ими вещи.
С одной стороны, выясняется, насколько общество обуславливает жизнь личности, ее нормы, ценностные ориентации. В этом аспекте личность выступает как объект социальных отношений.
С другой стороны, выясняется, насколько личность автономна и независима от общества и в чем это проявляется. В этом аспекте личность выступает как субъект общественных отношений.
Социальный статус личности
- положение человека в обществе, которое он занимает как представитель определенной социальной группы. Один человек обладает множеством статусов, так как участвует во множестве групп и организаций. Совокупность всех статусов, занимаемых одним человеком, называется статусным набором. Социальные статусы подразделяют на приписываемые и достигаемые.
Позиция индивида в группе (речь идет о малой группе) дает нам совокупность личных (межличностных) статусов, а позиция в обществе – совокупность социальных статусов. Личным статусом называют положение индивида в малой группе, зависящей от того, как его оценивают и воспринимают члены этой группы (знакомые, родные) в соответствии с его личными качествами. Быть лидером или аутсайдером, душой компании..
Социальный престиж (уважение, признание) статусов (точнее, престиж функций, закрепленных за конкретным статусом), по сути, и представляет собой иерархию статусов, разделяемую обществом и закрепленную в культуре, общественном мнении.
Статусные притязания (не путать с притязаниями отдельной личности на достижение престижного статуса) — это ожидания группы людей, занимающих тот или иной статус, определенных материальных, моральных, эмоциональных вознаграждений, уважения, прав, привилегий. Статусные притязания позволяют данной статусной группе вести определенный образ жизни, соразмерный престижу данного статуса.
Чем выше престижность статуса (основой которой является признание обществом данной функции важной, значимой для его функционирования), тем выше уровень притязаний — и наоборот.
Коллизии:
1. Снижение занимаемого статуса, престижность прошлого статуса сохранена (понижение в должности). Это распространенная статусная коллизия. Статус (руководителя, начальника) остался неизменным, так же, как и его престиж, но человек не справился со своей задачей, ему не хватило знаний, квалификации, или он не сработался с вышестоящим руководителем, с подчиненными, или сменил место жительства, место работы и т.д.

2. Статус сохранен, но снижена его престижность. Данная коллизия задевает уже всех представителей данной статусной группы. Явными, зримыми признаками снижения престижности статуса является снижение уровня материального дохода, моральных, эмоциональных знаков внимания и уважения.

3. Статусная дифракция (рассеивание) социальной реакции. Социальные притязания у представителей различных статусных групп различны. Один и тот же уровень материальных доходов, моральных, эмоциональных знаков уважения, признания может вызвать различные реакции у представителей различающихся по престижу социальных групп: быть признан приемлемым представителями менее престижной группы, вызвать протест у представителей более престижной статусной группы.

Социальная роль - Ожидаемое поведение, ассоциируемое со статусом, который несет человек. Если статус – это сами права и обязанности, то социальная роль – это ожидание поведения, типичного для людей данного статуса в данном обществе, данной системе социальных взаимодействий.

Социальная роль органично соединяет в себе символически-информационную и императивно-контрольную составляющие. Символически-информационная составляющая - сценарий поведения, в котором подробно представлен образец требуемого от человека данного статуса поведения, вплоть до жестов, походки, одежды, привычек. Ролевая экспектация (ожидание) существует в виде не только правил, инструкций, норм поведения – эти разрозненные стандарты создают некий целостный образ того, как следует себя вести, который легко воспринимается человеком. Необходимо соотносить социальные роли с ценностями, нормами поведения, традициями, обычаями.

Механизмы структурно-ролевого обусловливания (принуждения ) социального поведения личности:
1.Механизм отбора.
До «воспитания» носителя роли социальная среда отбирает в число исполнителей того или иного статуса людей, имеющих определенные качества: социальное происхождение, национальность, способности, уровень подготовки, биопсихические качества
2. Механизм «вживания» в роль.
3. Механизм предписывания.
Социальная среда, создав образец выполнения социальной роли, предписывает личности стандартный набор моральных, трудовых и других качеств, которыми она должна обладать.Данные предписания могут иметь вид как фиксированных требований (воинский устав), так и пожеланий, ожиданий окружающих. Существуют формальные требования, стандарты, следовать которым строго обязательно.
4. Механизм поощрения выполнения ролевых предписаний.
5. Механизм контроля.
Жесткость социального ролевого контроля зависит от следующих факторов: степень формализованности роли (военные, милиция), важность компонентов ролевого поведения, престижность статуса (чем престижней статус, тем серьезнее контроль и самоконтроль), сплоченность группы, степень авторитетности группы для исполнителя роли.
Социализация — процесс усвоения человеческим индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.
Первичная социализация продолжается от рождения ребёнка до формирования зрелой личности. Вторичная – в период зрелости и пребывания в социуме.
Агенты социализации - конкретные люди, которые учат человека культурным нормам и помогают усваивать социальные роли.
Институты социализации - учреждения, которые влияют на процесс социализации, направляют его Они развивают личность, расширяют его знания о мире, его понимание того, какова желаемая и нежелательное социальное поведение: семья, государство, образование, церковь, наука.
Десоциализа́ ция — утрата индивидом по каким-либо причинам социального опыта, отражающаяся на его жизнедеятельности и возможности самореализации в социальной среде.
Ресоциализация, или вторичная социализация, — это процесс устранения сложившихся ранее моделей поведения и рефлексов и приобретения новых. В этом процессе человек переживает резкий разрыв со своим прошлым, а также чувствует необходимость изучать и подвергаться воздействию ценностей, радикально отличающихся от сложившихся до этого

 

12. Социальное и девиантное поведение личности

Социальное поведение - действия человека по отношению к обществу, другим людям, окружающим его природе и вещам. Поведение – это форма взаимодействия организма с окружающей средой, источником которого являются потребности. Человеческое поведение отличается от поведения животных своей общественной обусловленностью, осознанностью, активностью, созидательностью и носит целеполагающий, произвольный характер.
Структура социального поведения:
1) поведенческий акт – единичное проявление деятельности, ее элемент;
2) социальные действия – действия, совершаемые личностями или социальными группами, имеющие общественное значение и предполагающие общественно детерминированную мотивацию, намерения, отношения;
3) поступок – это осознаваемое действие личности, понимающей его социальное значение и совершаемое в соответствии с принятым намерением;
4) деяние – совокупность поступков личности, за которые она несет ответственность.
Виды социального поведения личности:
1) по системе общественных отношений:
а) производственное поведение (трудовое, профессиональное);
б) экономическое поведение (потребительское поведение, распределительное, поведение в сфере обмена, предпринимательское, инвестиционное и др.);
в) социально-политическое поведение (политическая активность, поведение по отношению к власти, бюрократическое поведение, электоральное поведение и др.);
г) правовое поведение (законопослушное, противоправное, отклоняющееся, девиантное, криминальное);
д) нравственное поведение (этическое, моральное, аморальное, безнравственное поведение и др.);
е) религиозное поведение;
2) по времени осуществления:
› импульсивное;
› вариабельное;
› длительно осуществляемое.
Поведение конкретного индивида детерминировано: принадлежностью к нации, его религиозной принадлежностью, той группой, в рамках которой протекает его жизнь и его внутренней средой. Здесь выделяются два аспекта: состояние организма, второй - состояние человека как личности.

Иерархическая модель мотивации А.Маслоу состоит из пяти уровней:
физиологические потребности — голод, жажда, сексуальность и т.п.;
потребности безопасности;
потребности в социальных связях;
потребности самоуважения;
потребности самоактуализации.
Самоактуализация может стать мотивом поведения, лишь, когда удовлетворены все остальные потребности. В случае конфликта между потребностями различных иерархических уровней побеждает низшая потребность.

Потре́ бность — вид функциональной или психологической нужды или недостатка какого-либо объекта, субъекта, индивида, социальной группы, общества. Являясь внутренними возбудителями активности, потребности проявляются по-разному в зависимости от ситуации.
Интерес — положительно окрашенный эмоциональный процесс, связанный с потребностью узнать что-то новое об объекте интереса, повышенным вниманием к нему.
Це́ нность — важность, значимость, польза, полезность чего-либо.
Мотив (психология) — динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость.
Сти́ мул - это внешние факторы, в качестве которых могут выступать действия других людей, материальные предметы, ожидания, предоставляющиеся возможности и т.д.
Установка — неосознанное психологическое состояние, внутреннее качество субъекта, базирующееся на его предшествующем опыте, предрасположенности к определенной активности в определенной ситуации.

Виды стимулов
Принуждение; Материальный (премии, бонусы, оплачиваемый отдых); Эмоциональный (похвала и т. д.); Самоутверждение.
Социальный контроль — механизм поддержания общественного порядка посредством нормативного регулирования, подразумевающий действия общества, направленные на предотвращение отклоняющегося поведения, наказание девиантов или их исправление Социальный контроль состоит из двух элементов — социальных норм и социальных санкций.
Социальные нормы — социально одобряемые или законодательно закрепленные правила, стандарты, образцы, регулирующие социальное поведение людей.
К социальным нормам обычно относят:
групповые социальные привычки (например, «не задирай нос перед своими»);
социальные обычаи (например, гостеприимства);
социальные традиции (например, подчинение детей родителям),
общественные нравы (манеры, мораль, этикет);
социальные табу (абсолютные запреты на каннибализм, детоубийство и т.д.). Обычаи, традиции, нравы, табу называются иногда общими правилами социального поведения.

Социальные санкции — средства поощрения и наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы.
Типы социальных санкций
1Формальные (официальные) Позитивные
Медали и ордена, степени и дипломы, стипендии и премии, титулы, грамоты Негативные
Штрафы, арест, разжалование, конфискация имущества, тюремное заключение, казнь
2Неформальные (неофициальные) позитивные
Похвала, одобрение, комплименты, слава, хорошие отзывы, aплодисменты, улыбка
Негативные Оскорбительный тон, насмешка, ругательства, устный выговор, демонстративное игнорирование, бойкот
самоконтроль, самообладание) — способность управлять своими действиями, проявлениями эмоций и внутренними побуждениями. Является чертой характера Отклоняющееся поведение — система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам.
Девиантное - отклоняющиеся от нормы, делинкветное- преступное поведение личности. Самыми первыми теориями девиантного поведения были биологические теории. В их основе лежало предположение, что некоторые люди плохи от рождения, имеют врожденные личностные изъяны, которые обусловливают их антиобщественное поведение.
Ломброзо - теория врожденного преступника. Он был убежден, что вследствие генетических особенностей врожденные преступники не могут обуздать свои инстинкты. Исправить этих людей практически невозможно.
Уильям Шелдон подчеркивал важность изучения строения тела человека для прогнозирования его поведения, поскольку определенное строение тела означает определенные личностные качества.

Согласно теории Фрейда, у каждой личности под слоем активного сознания находится область бессознательного – это наша психическая энергия, в которой сосредоточено все природное, первобытное. Человек способен защититься от собственного природного «беззаконного» состояния путем формирования собственного Я, а также так называемого сверх-Я, определяемого исключительно культурой общества.

В соответствии с социологическими, или культурными, теориями индивиды становятся девиантами, так как процессы проходимой ими социализации в группе бывают неудачными по отношению к некоторым вполне определенным нормам, причем эти неудачи сказываются на внутренней структуре личности. Когда процессы социализации успешны, индивид сначала адаптируется к окружающим его культурным нормам, затем воспринимает их так, что одобряемые нормы и ценности общества или группы становятся его эмоциональной потребностью, а запреты культуры частью его сознания.

Дюркгейм - концепция аномии, т.е. массового отклонения от существующих в обществе норм как главной причины девиации: Наличие в повседневной практике большого числа конфликтующих норм, неопределенность в связи с этим возможного выбора линии поведения может привести к аномии — это общественное состояние, которое характеризуется разложением системы ценностей, обусловленным кризисом всего общества, его социальных институтов, противоречием между провозглашенными целями и невозможностью их реализации для большинства.
Аномия по Дюркгейму, это состояние, при котором личность не имеет твердого чувства принадлежности, никакой надежности и стабильности в выборе линии нормативного поведения. Девиантное поведение, по мнению Э.Дюркгейма, необходимо для общества, поскольку выполняет в нем две важные функции - адаптивную: вводя в общество новые идеи и проблемы, девиантность выступает как фактор обновления и осуществления изменений. Во-вторых, девиантность способствует сохранению границы между «хорошим» и «плохим» поведением в обществе:

Р.Мертон модифицировал понятие аномии, отнеся его к напряженности, возникающей в поведении человека, оказавшегося в ситуации, когда общепринятые нормы вступают в конфликт с социальной реальностью. Р.Мертон считал, что аномия появляется не от свободы выбора, а от невозможности многих индивидов следовать нормам, которые они полностью принимают. Он видит главную причину трудностей в дисгармонии между культурными целями и легальными (институциональными средствами), с помощью которых эти цели осуществляются. Например, в то время как общество поддерживает усилия своих членов в стремлении к повышению благосостояния и к высокому социальному положению, легальные средства членов общества для достижения такого состояния весьма ограниченны. Неравенство, существующее в обществе, служит тем толчком, который заставляет члена общества искать нелегальные средства и цели, т.е. отклоняться от общепринятых культурных образцов.
Формы девиантного поведения:
пьянство и алкоголизм; употребление наркотиков; преступность; самоубийство; проституция.
Типы девиации по Мертону:
инновация, предполагающая согласие с целями общества и отрицание общепринятых способов их достижения (к «инноваторам» относятся проститутки, шантажисты, создатели «финансовых пирамид», великие ученые);
ритуализм, связанный с отрицанием целей данного общества и абсурдным преувеличением значения способов их достижения, например бюрократ требует, чтобы каждый документ был тщательно заполнен, дважды проверен, подшит в четырех экземплярах, но при этом забывается главное — цель;
ретретизм (или бегство от действительности), выражающийся в отказе и от социально одобренных целей, и от способов их достижения (пропойцы, наркоманы, бомжи и т.п.);
бунт, отрицающий и цели, и способы, но стремящийся к их замене на новые (революционеры, стремящиеся к коренной ломке всех общественных отношений).
Факторы дев.повед-я в России:
1. СМИ — телевидение, пресса, интернет.
2. Уровень жизни в стране. 3. Безразличие, наплевательское отношение к окружающим.
Основная причина в России - те изменения в социальных отношениях общества, которые получили отражение в понятии " маргинализация", т.е. его неустойчивость, " промежуточность", переходность". " Главный признак маргинализации - разрыв социальных связей, причем в " классическом" случае последовательно рвутся экономические, социальные и духовные связи".
Наряду с традиционными причинами маргинализации, связанными с социальной мобильностью, с миграцией в условиях перехода от государственно-монополистического социализма с авторитарно-бюрократической системой управления к рыночно-демократическому обществу, появляются новые причины роста маргинализации. Общая нестабильность, разрушение прежнего жизненного уклада, отказ от привычной системы ценностей, безработица, беженцы, новое административно-территориальное устройство (развал СССР и появление СНГ) объективно приводят к усилению маргинализации как таковой. Одной из характерных черт социального поведения маргиналов является снижение уровня социальных ожиданий и социальных потребностей. Одним из самых тяжелых последствий этого для общества является его примитивизация, проявляющаяся в производстве, в быту, в духовной жизни. Основным социальным источником усиления маргинализации общества является растущая безработица в ее явных и скрытых формах
Существенное влияние на маргинализацию российского общества будет оказывать миграция, претерпевающая значительные изменения в связи с расширением масштабов вынужденной миграции, усиливанием оттока " некоренных" народов (в основном русского населения) из регионов со сложной этнополитической ситуацией.

 

13. Глобализация социальных процессов в современном мире

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 393; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.035 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь