Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Личность как соц. система: субъект и продукт соц. отношений. Ролевые теории личности.



Понятие личности определяется совокупностью социально значимых качеств, формирующихся при взаимодействии с другими людьми. Личность - целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения(В.Ядов). Социологические концепции личности объединяют ряд различных теорий, признающих человеческую личность специфическим образованием, непосредственно выводимым из тех или иных социальных факторов.. Марксистская теория личности: Данная теория исходит из предметно-деятельного характера становления человеческой личности, учитывая ее активность в освоении многообразных форм человеческой деятельности.Основным вкладом в гуманистическое направление социологии стала в данной теории концепция отчуждения личности от тех или иных форм человеческой деятельности на различных этапах цивилизации, что является фактором одностороннего развития индивида.Преодоление отчуждения человека происходит через становление гармонически развитой личности в соответствии с изменением общественных условий. Ролевые теории личности: Я.Л. Морено, Т. Парсонс определяют личность как функцию от той совокупности социальных ролей, которые индивид исполняет в обществе.Концепция распределения ролей у Т. Парсонса - деление их на аскриптивные, т.е. предписанные по естеству (определенные рождением, полом, возрастом, социальной принадлежностью и т.д.) и достижительные, т.е. зависящие от личных усилий индивида. Поскольку роли связаны с пребыванием человека в социальных группах, то личность является производной от условий, принятых в группах, в которые включен индивид. В процессе социализации он усваивает способы исполнения ролей и тем самым становится личностью. Общим для концепции ролевой теории является то, что личность есть результат овладения правилами жизни и поведения в обществе. Социологическая концепция личности Ч.Х. Кули: В концепции Ч.Х. Кули решающая роль в социализации индивида отводится первичным группам (семье, детским коллективам, соседской общности и т.д.), которые характеризуются неформальными, интимными и доверительными межличностными отношениями.Особое значение при формировании сознания и самосознания ребенка он придавал мнениям и представлениям окружающих ребенка лиц в первичном коллективе - родителей, друзей, соседей.Мнение окружающих становится настолько важным и существенным для индивида, что под их вниманием у индивида формируется чувство собственного " я", называемое «зеркальным я». Другие люди - это зеркала, в которые смотрится индивид, в постоянном общении с другими людьми формируется его собственное " я", как некая сумма зеркальных " я", т.е. человеческое " я" оказывается результатом взаимодействия индивида с окружающими его людьми. Социологическая концепция личности Дж.Г. Мида: Мид придавал решающее значение в процессе социализации индивида социальному взаимодействию и предпринял попытку раскрыть роль символов и жестов в этом процессе. Отличительная особенность социализированного индивида - способность понимать значения жестов и символов и принимать на себя роли других людей.Критерием формирования зрелого " я" служит способность индивида принимать на себя роль «обобщенного другого», под которым Дж.Г. Мид понимал некий обобщенный образ коллективных представлений и установок по отношению к данному индивиду.Семья и другие первичные коллективы, значение которых в процессе социализации показал еще Ч.Х. Кули, играют выдающуюся роль в период ранней социализации ребенка. По мере его взросления, превращения в подростка, юношу закономерно расширяется круг его общения с другими людьми за пределами первичной группы.На формирование мировоззрения и сознания человека, на развитие его социальных качеств в современном обществе существенное влияние оказывают средства массовой информации.

 

 

Статусная концепция личности в социологии.

Статусная концепция личности. — теории, которые являются составной частью стратификации социальной кон­цепции (наличие в обществе множества социальных образований, представители которых различаются между собой неравным объёмом власти и материального богатства, прав, обязанностей, привелегий, престижа). Статус (от лат. — состоя­ние, положение). В социологическом смысле по­нятие С. с. впервые употребил англ. историк Г. Д. С. Мейн. Впоследствии раз­вернутые С. с. теории создали Р. Линтон, Ф. Мерилл, представители социаль­но-психологической школы интеракционистов Т. Шибутани, Тернери др. Социальный статус — это положение личности, зани­маемое в обществе в соответствии с воз­растом, полом, происхождением, профессией, семейным положением. Раз­личают: прирожденный (социальное происхождение, национальность) и дос­тижимый (образование, квалификация и т. п.) статусы; С. с. следует отличать от статуса личного, т. е. положения, к-рое занимает человек в первичной группе в зависимости от того, как он оценивается в кач-ве человеческого су­щества. Линтон указал на «двойст­венное значение» понятия С. с.: 1. каждый человек обладает определённым соц. статусом, в соответствии с которым за­нимает опред. место в обществ. иерар­хии 2. совмещает в своем лице несколько статусов (отцом, мужем, губернато­ром, членом политической партии, ка­питаном футбольной команды). Иногда эти статусы приходят в проти­воречие друг с другом: в таком случае индивид, выполняя ту или иную свою социальную роль, оказывается вынуж­денным предпочесть один статус дру­гому. Для описания подобной ситуации некоторые социологи вводят понятие мар­гинального статуса. Понятие С. с. связано с понятием социальной роли, динамической стороной С. с., его функ­цией, «ожидаемым поведением в зави­симости от данного положения человека в об-ве». С помощью С. с. теорий бурж. социологи интерпретируют понятие клас­совой борьбы как борьбу индивидов за лучшую социальную роль в условиях, когда высшие роли и статусы численно ограниченны и спрос на них превы­шает предложение.

1. Соц. статусы взаимосвязаны, но не взаимодействуют м\у собой.

2. Взаимодействуют м\у собой носители статусов, т.е. люди.

3. Соц. отношения связывают м\у собой статусы, но реализуются эти отношения ч\з людей – носителей статусов.

Причины статусной несогласованности: 1. индивид занимает в одной группе более высокий, а во второй низкий, 2.права и обязанности одного статуса противоречат\мешают выполнению прав и обязанностей другого.

 

Соц.связи и соц.отношения.

Соц.связь – это отношение зависимости, реализуемое через социальное действие. Уровни этой зависимости выражаются в характере этой социальной связи, которая может быть формальной или неформальной, прямой или опосредованной.Соц.связь имеет несколько проявлений: 1)Соц.контакт; 2)Соц.взаимодействие. Контакты -мимолетные кратковременные связи. Выделяют: 1.Пространственный контакт - первоначальное и необходимое звено формирования социальных связей. Зная, где находятся люди и сколько их, а тем более наблюдая их визуально, человек может выбрать объект для дальнейшего развития взаимосвязей исходя из своих потребностей и интересов. 2.Контакты заинтересованности - выбор социального объекта, обладающего определенными ценностями или чертами, соответствующими потребностям данного индивида. 3. Контакты обмена-продолжая развивать и углублять социальные связи, индивиды начинают вступать в кратковременные соприкосновения, в ходе которых они обмениваются какими-либо ценностями. В ходе подобных кратковременных контактов внимание индивида концентрируется на самом предмете обмена, а не на другом индивиде вступающем в обмен.

Социальное взаимодействие -система взаимообусловленных социальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой действия одного субъекта являются одновременно причиной и следствием ответных действий других субъектов. Различают два самых общих типа взаимодействий: сотрудничество и соперничество (конкуренция). Сотрудничество подразумевает взаимосвязанные действия индивидов, направленные на достижение общих целей, с обоюдной выгодой для взаимодействующих сторон. Соперничество включает в себя попытки отстранения, опережения или подавления соперника, стремящегося к идентичным целям. Если в ходе взаимодействий на основе сотрудничества часто проявляются чувства благодарности, потребности в общении, желания уступить, то при соперничестве могут возникать чувства страха, неприязни, озлобления, ненависти или зависти. В результате повторения того или иного типа взаимодействий возникают разные виды отношений между людьми.

Осознанные и чувственно воспринимаемые совокупности повторяющихся взаимодействий, соотнесенные по своему смыслу друг с другом и характеризующиеся соответствующим поведением, называют социальными отношениями.

Каждый из членов социальной группы после ряда взаимодействий вступает с другими членами группы в определенные отношения, которые крайне разнообразны по форме и содержанию.

Социальные отношения подразделяются на односторонние и взаимные. Односторонние социальные отношения характеризуются тем, что их участники вкладывают в них различный смысл: например, любовь со стороны индивида может наткнуться на презрение или ненависть со стороны объекта его любви.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 340; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь