Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Психоанализ и неофрейдизм в социологии.



Психоанализ -направление науки о поведении человека, в котором значительное место занимают вопросы деятельности индивида, проблематика структуры личности, связь между сознательным и бессознательным, т.е. те проблемы, которые оказали существенное воздействие на развитие социологии. З.Фрейд. Создатель психоанализа. Сознательное и бессознательное приобретает у Фрейда особое значение, поскольку, поведение человека во многом зависит от бессознательных влечений, формирующихся на ранних этапах его жизни. Главная проблема психоаналитической ориентации в социологии — наличие противоречия, конфликта между личностью и обществом. Она имеет место потому, что существует социальный контроль, который ограничивает свободу личности. В соответствии с учением психоанализа поведение людей определяют не только внешние, но и внутренние силы. Последние могут иметь как сознательный, так и бессознательный характер. Заслуга ученого состоит в том, что он много внимания уделил изучению бессознательных влечений людей и обосновал возможность бессознательной мотивации действий. Ученый выделял два инстинкта, движущие поведением человека: инстинкт самосохранения и сексуальный инстинкт (либидо). Инстинкт самосохранения нашёл свое выражение в учении Фрейда о противоборстве двух инстинктов — жизни и смерти. Их борьба определяет природу общества, его функционирование, развитие, конфликты. Одна из значимых для социологии проблем творчества Фрейда — структура личности индивида. Он выделял в ней, а по существу расчленял структуру личности на три элемента: Оно, Я, Сверх-Я. У Фрейда было много последователей, которые, примыкая к психоанализу, оказали немалое влияние на развитие социологии. Это А. Адлер, К. Юнг, К. Хорни, Г. Салливен, Э. Фромм и др.

А. Адлер. Создатель системы индивидуальной психологии. Адлер отвергал идею расчленения личности на три инстанции (“Оно”, “Я”, ”Сверх-Я”). Адлер рассматривал социальные побуждения, социальные чувства как основу человеческого существования, а индивида - как изначально социальное существо. Личность социальна по своему формированию и что она существует только в контексте общественных отношений. Важнейшими категориями индивидуальной психосоциологии Адлера являются “комплекс неполноценности” и “принцип компенсации и сверхкомпенсации”. Адлер считал, что в силу различного рода неблагоприятных условий для развития личности у многих индивидов еще в детстве возникает или формируется “комплекс неполноценности”, который оказывает исключительно влияние на их дальнейшую жизнь.

К.Юнг. Юнг развил учение о коллективном бессознательном, в образах (архетипах) которого видел источник общечеловеческой символики, в том числе мифов и сновидений («Метаморфозы и символы либидо»). Согласно концепции Юнга, структура человеческой психики состоит из 4-х универсальных элементов: 1.Личного сознания 2.Коллективного сознания 3.Личного бессознательного 4.Коллективного бессознательного. Цель психотерапии, по Юнгу, это осуществление индивидуации личности. Также получила известность концепция психологических типов Юнга: 1. Экстравертированный - чуждый самосозерцанию, самоанализу, направляющий психическую энергию во внешнюю среду. 2. Интравертированный - обращающий психическую энергию внутрь самого себя.

Основными представителями неофрейдизма являются Г. Салливан, К. Хорни и Э. Фромм.

Э. Фромм. Один из основателей неофрейдизма. Признавая определенную роль подсознательного, в том числе сексуальных инстинктов, в поведении людей, обосновывает роль в этом социальных факторов, в том числе социальных связей и отношений между людьми, материальной и духовной культуры. По его мнению, социокультурные условия жизни людей в немалой степени обусловливают мотивы и содержание их деятельности и поведения.

Представители неофрейдизма отклонились в сторону большего признания роли сознания и влияния социального фактора на развитие личности, в отличие от Фрейда, признававшего только сексуальную энергию. Т.е. можно сказать, что представители фрейдизма ставили перед собой задачу прояснить индивидуальные поступки человека. Их последователи неофрейдисты уже на основе базовых идей этой философии стремились объяснить социальное устройство жизни людей.

 

 

23(1).Натуралистич.теории рос.соц.(Ножин, Стронин, Лилиенфельд, Мечников).

Одним из весьма распространенных направлений натурализма в российской социологии было географическое. Лев Ильич Мечников - представитель географического направления. Основная его работа - «Цивилизация и великие исторические реки». Для Мечникова социология была наукой, изучающей явления солидарности. Солидарность, по его мнению, выступала в различных формах кооперации в зависимости от того, была она добровольной или осуществлялась по принуждению. Чем выше мера свободы, тем добровольнее кооперация между людьми. Вместе с тем, добровольная кооперация обеспечивала более высокий уровень свободы человека. Солидарность рассматривалась Мечниковым в рамках теории эволюции и развития органического мира. Мечников считается создателем одной из наиболее оригинальных концепций географического детерминизма. Он стремился рассмотреть историю человечества в целом, а историю развития отдельных обществ — сквозь призму влияния на них географической среды. Среди многих факторов воздействия географической среды на эволюцию общества и его историческое развитие он выделял как наиболее значимый водный фактор, гидросферу. Все цивилизации в истории человечества возникали на берегу рек, морей и океанов. Они определяли развитие человеческой культуры, ее содержание и особенности. Он доказывал, что эта среда приводит к необходимости солидарности между людьми, установления отношений кооперации, без чего ни одно общество не сумело бы выжить. Жизнь вдоль рек (а затем на берегах морей и океанов) требовала от людей объединения их труда.

 

Ещё одним направлением натурализма стал органицизм. Органическая школа: Александр Иванович Стронин н Павел Федорович Лилиенфельд.

А. И. Стронин: Работы: «История и метод», «Политика как наука», «История общественности». Он полагал, что учение об обществе должно быть подобно учению о биологической природе или, точнее, учению о биологическом организме. Рассматривая общество как некую целостность, единый организм, Стронин изображал его в виде пирамиды, в которой существуют три яруса (класса): нижний (большинство общества, земледельцы, ремесленники), средний (капиталисты), высший (меньшинство общества, аристократия, судьи, законодатели, власть). Каждый социальный слой, по его мнению, реализует в своей деятельности те или иные конкретные задачи.Стронин полагал, что занятие полити­кой - удел высших общественных структур, создающих нравственные и интеллектуальные ценности. Каждый социум, как и любой биологический организм, ограничен в собственном существовании точно определен­ным запасом сил, который рано или поздно иссякает. Находясь под влиянием западноевропейского позитивизма и натурализма, Стронин выделяет и рассматривает три общих закона функционирования и развития общества: общий биологический закон (определяет условия жизни и смерти всякого общества), общий социологический закон (закон соединения и разделения труда) и общий политический закон (закон направлен на характеристику реального социального взаимодействия между людьми и выявление последствий политических процессов, связанных с развитием права, нравов, гражданских возможностей).

П. Ф. Лилиенфельд: Основная работа - «Мысли о социальной науке будущего». Задачу социологии как науки Лилиенфельд видел в исследовании ею социальных и духовных процессов на базе знания биологических законов. Общество состоит из клеток — челове­ческих индивидов — подобно тому, как из клеток состоит любой организм. П. Ф. Лилиенфельд усматривает полную аналогию между обществом и организмом как в отношении каких-либо отдельных процессов (рождение, рост, смерть), так и отдельных органов (мозг как правительство и т. п.). Экономическую, политическую и юридическую деятельность мыс­литель отождествлял с физиологической, морфологической и целост­ной ипостасями организма. Тем самым обосновывался тезис о веч­ности и неизменности главных общественных институтов, попытки насильственной трансформации которых П. Ф. Лилиенфельд рас­сматривал как патологию.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 571; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь