Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Неопозитивизм в рос.соц. (Тахтарев и Звоницкая)



Неопозитивизм характеризуется переносом акцентов с изучения индивидов на исследование социальных действий, взаимодействий, социальных связей и отношений, социального поведения. Одна из основных задач нового направления в социологии России состояла в том, чтобы как можно более эффективно использовать ее возможности в практической жизни и преодолеть негативное отношение власти к этой науке. Представителями неопозитивизма в российской социологии стали А.С. Звоницкая, К.М. Тахтарев.

А.С. Звоницкая: работа: «Опыт теоретической социологии». Центральное понятие социологии для нее — социальные связи, учение о них составляет предмет теоретической социологии. В процессе общения между индивидами возникают специфические связи и отношения, которые выступают в виде «общности сознания и деятельности». Такое общение Звоницкая определяет как передачу содержания одного сознания другому сознанию (подражание). Значение общения состоит в том, что в его процессе формируется и развивается личность. Развитие личности включает в себя три главных момента: а) «проективный момент», т.е. приобретение личностью сведений об окружающей психологической среде; б) «субъективный момент», т.е. самосознание, выступающее в форме обобщения и типологизации полученных сведений; в) «элективный момент», т.е. систему социальных ожиданий, означающую предположение о наличии сходных обобщений у других личностей и согласование совместной деятельности. Первый и третий моменты составляют два полюса самосознания, между которыми происходит движение «я». Центральное понятие социологии Звоницкой — эективация (ожидание). Эективация как раз и составляет основу общения и природу социальной связи. Наиболее распространенной формой эективации является подражание, которое позволяет понять внутреннюю структуру общества. Когда ожидания (эективации) людей подтверждаются, общество развивается в рамках нормативности. Стоит только не подтвердиться ожиданию, создается конфликт между личностью и обществом. Если же источником конфликта оказывается не индивид, а целая группа людей, в обществе возникает кризис. Значительная роль в этом процессе принадлежит симпатии, которую Звоницкая характеризует как сходное отношение к себе и другим. Социальная связь не может быть установлена вне симпатии. В ходе кризиса сфера симпатии людей друг к другу резко сужается, создается гнетущая социально-психологическая атмосфера. Но затем симпатия вновь появляется в процессе выхода из кризиса.

К.М. Тахтарев: Главная работа — «Наука об общественной жизни, ее явлениях, их соотношениях и закономерности. Опыт изучения общественной жизни и построения социологии». Научные интересы- общая теория социологии, её история, соотношение с другими (естественными) науками, исследование структуры общества и др. Под социологией понимал науку, которая изучает общественную жизнь, ее явления и закономерности. Среди явлений социальной жизни основными и простейшими были сожитие и общение. Под сожитием ученый понимает жизнь людей сообща. Оно есть содержание общественной жизни, а формой ее выступает общение. Тахтарев выделяет три фундаментальные особенности общественной жизни: сожитие, общение и человек. Основа общества - общественное сотрудничество.Оно всегда оказывается усложненным разделением и расслоением общественного труда. Тахтарев формулирует задачу социологии, связанную с анализом его структуры, расслоения, делением общества на различные группы (сословия, касты, общественные классы и т.д.). Еще одна задача социологии состоит в установлении социальных законов, которое предполагает выяснение и установление необходимых соотношений различных явлений, а равно и изменение этих соотношений в общем ходе общественной жизни. Фундаментом науки должны быть генетическая (эволюционная) социология и сравнительная статистика. Статистико-социологический метод позволяет выразить изучаемые соотношения различных явлений общественной жизни точным языком чисел. Для дальнейшего развития социологии важное значение имела категория, которую автор использовал для объяснения многих явлений общественной жизни — образ жизни. Он характеризовал его как удовлетворение человеческих потребностей с помощью определенных способов и средств существования.

 

26(1).Неокантиаск.шк. в рос.социологии (Новогородцев, Кистяковский и Хвостов).

В.М. Хвостов: Основные работы: «Общественное мнение и политические партии», «Нравственная личность и общество. Очерки по истории и социологии», «Основы социологии». Научные интересы-теория и метод социологии, закономерности общественной жизни, проблемы личности и социальной группы, вопросы этики, культуры, психологии. Социологию Хвостов рассматривал как одну из наиболее общих наук об обществе по отношению к таким частным наукам как экономика, право, политика. Не меньшее значение для социологии имеет исследование человека. Однако оно может осуществляться только в связи с изучением общества, поскольку человек по своей природе является общественным существом. Личность и общество с точки зрения социологии следует рассматривать в единстве и не противопоставлять друг другу. Но при этом главное в личности принадлежит духовному. Еще одна часть предметного поля социологии — культура. Хвостов говорит о том, что при изучении общества и человека необходимо проводить различие между натурой (природой) и культурой. Волновал ученого вопрос о методе социологии. Он считал социологию обобщающей наукой, ее задача — вскрыть для нас ту общую закономерность, которая проявляется в общественной жизни, формулировать те законы природы, которым подлежит ход общественных процессов. Социология должна располагать фундаментом из фактов для получения обобщений. Эти факты социология может получать из исторических источников, данных этнографического характера (т.е. результатов наблюдений за жизнью и бытом народов). Он говорил о психологической методике, касающейся изучения процесса и возможностей психологического вживания в исследуемую ситуацию — на основании того, что о чужом «я» мы судим сообразно собственному «я». Предложил использовать вместо прогресса понятие духовного процесса, взятого в динамике и развертывании, проходящего циклы собственного развития во временном и пространственном аспектах.

П.И. Новгородцев: Работы: «Нравственный идеализм в философии права»; «Социальные науки и право»; «Об общественном идеале». Новгородцев известен своей резкой критикой позитивистской социологии за ее акценты на необходимости изучения общества, за утверждение об объективном характере изучаемых социальных фактов и связей между ними, за засилье в ней исторического подхода. Основным объектом исследования, по его мнению, должна быть личность, рассматриваемая сквозь призму индивидуально-психического и нормативно-этического подходов. Социологии следует превратиться из науки об изучении, описании, объяснении объективных социальных фактов в науку об исследовании ценности данных фактов. А это превращает социологию из «объективной» в «субъективную» область получения нового знания. По его мнению, человеческое общество отличается от мира живой природы прежде всего тем, что в нем существуют нормы как первоначальные задатки всеобщего долженствования. Эти нормы составляют нравственную основу структуры личности, поскольку человек живет именно по ним. Новгородцев не отождествлял общество и культуру. Нравственность, по Новгородцеву, — не только то, что существует по отношению к личности как нечто внешнее (совокупность действующих в обществе норм), но это внутренняя для человека абсолютная ценность. Нравственная сфера, в соответствии с позицией Новгородцева, автономна, самодостаточна, независима и самостоятельна. Выход из кризиса общества и социальной науки, с точки зрения Новгородцева, состоит в учете этого принципа и обеспечении свободы бесконечного развития человека. Говоря об общественных формах, в которых реализуется этот абсолютный идеал, Новгородцев указывает на самые исторически ранние — род и племя и современные — государство, церковь, семья, нация, культура. На них он возлагает основные надежды по расширению границ действия нравственных норм.

Б.А. Кистяковский: Работы: — «Общество и индивидуальность», «Социальные науки и право. Исходил из кризиса в современном социальном познании и необходимости искать выход из него в области методологии. Причины кризиса: 1. в субъективизме и релятивизме общественной науки 2. некритическое заимствование позитивизмом категорий и методов естественных наук 3. неразграниченность социологии и социальной философии, господство философского психологизма в социальных науках, возможность сведения их к изучению сугубо психических процессов. По Б. А. Кистяковскому, особенность социальной действитель­ности - в психологическом взаимодействии между индиви­дами. Познание принудительно психологично по самой своей природе. НО ни социальный мир, ни социальное познание нельзя трактовать чисто психологически.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 450; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь