Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Интегральная социология П.Сорокина.



Питирим Александрович Сорокин: Основные работы: «Социологии революции», «Социальную мобильность», «Современные социологические теории», «Кризис нашего времени».

Социальная мобильность - регулярные перемещения не только индивидов, групп, но и социальных объектов (ценностей), из одной социальной позиции в другую. Различается горизонтальная и вертикальная. Гориз - переход из одной социальной группы в другую, расположенную на том же уровне общественной стратификации. Вертикальная - перемещение индивида из одного пласта в другой (если вверх- восходящая мобильность, если вниз — то нисходящая). Вертикальная мобильность рассматривается социологом в трех формах социальной стратификации: политическая, экономическая, профессиональная. Препятствие для соц. мобильности: наличие специф. «сит», которые как бы просеивают индивидов, предоставляя возможность одним перемещаться вверх, тормозя передвижение других и задерживая их в низших стратах общества. «Сито» - механизмы соц. тестирования, отбора и распределения индивидов по соц. стратам. Это семья, школа, церковь, армия. Сорокин анализирует их в качестве «каналов социальной циркуляции».

Социальная стратификация — это дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. Она находит выражение в существовании высших и низших слоев. Это постоянная характеристика любого организованного общества.

Социальная и культурная динамика: Все люди так или иначе вступают в систему соц. взаимодействия под влиянием целого комплекса факторов: бессознательных (рефлексы), биосознательных (голод, чувство жажды, половое влечение и т. п.) и социосознательных (значения, нормы, ценности) регуляторов. Любое общество можно описать и понять только лишь сквозь призму присущей ему системы значений—норм—ценностей.

Тритипа социокультурных суперсистем: 1) чувственный, когда мировоззренческие установки опираются на чувственное постижение мира; 2) умозрительный, основанный на интуиции; 3) идеалистический, включающий в себя и чувства и интуицию.

Каждой мировоззренческой суперсистеме соответствует определенный тип культуры. Существует 2 основных и 2 промежуточных типа. Основные: Идеациональная: мироощущение направлено на сверхчувственное и сверхразумное постижение абсолюта, основано на господствующих идеях. Чувственная: внимание переносится на чувственно осязаемые предметы, эмпирический опыт, светскость и соответствие земному миру. Промежуточные типы культуры: Идеалистический: значение идей и чувственно осязаемых предметов становится равноправным, происходит как бы гармоничное слияние двух типов мировоззрения в единое целое. Эклектичный: противостояние чувственных и идеациональных элементов мироощущения.

 

 

Структурный функционализм в социологии (Т.Парсонс, Мертон).

Толкотт Парсонс: вошел в историю социологии как создатель современной теории соц. действия и на этой основе - структурно-функциональной теории соц. систем, призванной служить основой решения частных эмпирических и прикладных проблем. Его основные труды: " Структура социального действия"; " Социальная система"; " Рабочие тетради по теории действия"; " Система современных обществ". Исходное место в теориях Парсонса занимает понимание соц. действия как единства трех подсистем: субъекта действия, определенной ситуации и ценностно-нормативных предписаний как условий действия. Социальное действие – это самоорганизующаяся система, отличающаяся символичностью, нормативностью. В общей системе соц. действия выделял четыре подсистемы: социальная система, культура, личность и поведенческий организм. Большое внимание Парсонс уделил проблеме устойчивости, стабильности соц. систем. Для их нормального существования и развития необходимо выполнение системой и ее подсистемами набора функций: адаптация к окружающей среде; целедостижения; интеграция и координация деятельности структурных элементов системы и поддержание ценностного образца. В социальной системе функцию адаптации выполняет экономическая подсистема, функцию целедостижения – политическая, интеграции – правовые институты и обычаи, функцию поддержания ценностного образца – система верований, мораль и органы социализации. Общественное развитие происходит в направлении все большей структурной дифференциации общества, усложнения их соц. структуры, ведущих к уменьшению их стабильности. Свою теорию ученый распространяет на все общество, считая, что многочисленные современные общества – не какие-то случайные разновидности, а некая система, части которой дифференцированы друг от друга и в то же время интегрированы на основе взаимозависимости. Последняя включает в себя как факторы напряженности, так и конфликта. Для анализа системы действия Парсонс применяет четырехфункциональную схему.Через интегративную подсистему Парсонс выходит на социетальное сообщество, которое он считает ядром общества. Основная функция этой подсистемы состоит в том, чтобы определять обязательства, вытекающие из лояльности по отношению к социетальному коллективу, как для его членов в целом, так и для различных категорий дифференцированных статусов и ролей внутри общества.

Р. Мертон: Много сделал для органического соединения теоретического и эмпирического в социологии на основе разработанных им теорий функционального анализа и среднего уровня. Его основные труды: " Соц. теория и соц. структура"; " Соц. структура и аномия"; " Явные и латентные функции"; " Социология науки". В его работах центральное место занимает разработка теории и методологии структурного функционализма. Мертон сосредоточил все усилия на функциональном анализе соц. систем среднего уровня и разработке социолог. теории среднего радиуса действия. Эти теории находятся в промежуточном пространстве между частными, не претендуют на всеохватность и универсальность. Именно они, по Мертону, лучше всего обеспечивают единство теории, метода и эмпирических фактов, решают задачу взаимосвязи и взаимодействия макро- и микросоциологии, эмпирических и теоретических исследований. Дальнейшее развитие в трудах Мертона получили и проблемы функционализма. Мертон соредоточил свое внимание на дисфункциях, дисфункциональности, ведущих к усилению соц. напряженности, соц. противоречий и нарушению соц. порядка. Функция для Мертона – те наблюдаемые последствия, которые способствуют адаптации или приспособлению системы. Дисфункция — это те наблюдаемые последствия, которые уменьшают приспособление или адаптацию системы. Важным вкладом в теорию функционализма явилось его учение о двух формах проявления функций – явной и скрытой (латентной ). Явная имеет место тогда, когда речь идет об объективных и преднамеренных последствиях соц. действий, а скрытая – о непреднамеренных и неосознанных последствиях. Особенно великий вклад внес Мертон в разработку теории аномии и девиантного поведения. Соц. аномия рассматривается Мертоном как проявление кризиса, непорядка, разлада, дисфункциональности социальной системы, связанное с разложением нравственных ценностей и вакуумом идеалов в общественном и индивидуальном сознании, что весьма характерно для современного состояния российского общества. Все виды социального поведения, в том числе и отклоняющегося, Мертон делит на 5 типов индивидуальной адаптации: конформизм - социальные цели общества и способы их достижения принимаются полностью; инновационность - принимаются социальные цели, но не способы их достижения; ритуализм - социальные цели не осмысливаются, но способы их достижения непоколебимы и священны; ретритизм - отрицание и соц. целей, и способов их достижения; мятеж - замена и соц. целей, и способов их достижения.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь