Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Социокультурные особ-ти развития рос. об-ва.



Уникальность России в цикличности ее развития. Концепция Александра Ахиезера: Он работал в институте демографии, написал работу «Россия: критика исторического опыта». Он опирался на 2 концепции: 1.Бердяева Н.А. Он заимствовал у него диагноз основной проблемы России: ее огромная территория, которую невозможно организовать европейскими методами, при этом Россия – страна христианской культуры, поэтому ее нельзя организовать методами восточной деспотии, 2.Французского антрополога Леви-Стросса. Заимствовал основную идею архаичности, т.е. дуальности первоначального типа культуры: культура начинается с осмысления двух полюсов «мы – они», «свои – чужие».По Бердяеву эта высокоразвитая культура – «срединная культура» и отсюда следует проблема: сложная культура требует значительных интеллектуальных усилий для своего усвоения и поэтому для каждого человека характерно психологическое стремление к упрощению, т.е. стремление к полюсу, своему полюсу, который воспринимается как «сосредоточие добра», а дугой полюс – «сосредоточие зла». Стремление к полюсу, если человек идет вниз по пути наименьшего сопротивления, рождает конструктивное напряжение инверсии – оно предполагает решение социальной проблемы за счет физическиой ликвидации носителей зла. По мнению Ахиезера российская элита всегда больше ориентировалась на инверсию, а не на трансформацию. Она всегда отставала. Основная идея А.А. Ахиезера – цикличность развития России:

1 цикл – с момента возникновения государства с 8-9 вв. и заканчивается в 1917 г.;

2 цикл – 1917 – 1991 г. (он намного короче первого, т.к. общество этого цикла основано на индустриальных технологиях и социальная информация распределяется быстрее, поэтому социальные процессы идут быстрее).

В первом цикле – восходящая фаза – это постоянное нарастание авторитаризма государственной власти и подавление анархии разобщенности локальных миров.Петр I впервые создал централизованное, эффективное государство. Это был пик в первом цикле, после которого начинается спад, государственная централизация начинает постепенно разрушаться.Существует несколько основных рубежей. Екатерина II в 1762 г. издает указ «О вольности дворянства», т.е. они могли выбирать нести или не нести государственную службу, поэтому государство теряет социальную базу медиации, т.к. дворяне перестали нести государственную службу. После этого крестьяне перестали воспринимать крепостничество. В 1861 г. – отмена крепостного права. В этот период основой индивидуальной мотивации становится сначала простой утилитаризм (стремление к материальным благам уже через нетрадиционные, творческие виды поведения). 9 января 1905 г. – Кровавое воскресенье, когда народ вошел в инверсию (сработало конструктивное напряжение инверсии). Николай II из полюса добра превращается в полюс зла. Февраль-март 1917 г. – свержение монархии. Россия распадается на множество локальных миров, начался хаос, гражданская война. Выход из этого хаоса нашли большевики во главе с Лениным (мягкий авторитаризм).

Второй цикл –Ленин – Сталин создают новый тип медиатора – партия ВКПб (затем КПСС, который является аналогом сословной организации). В партию новое дворянство отбирается наиболее способное, креативное, созидательные личности, которые решают задачи экономического, политического, культурного развития). Ленин – Сталин создают марксистско – ленинскую идеалогию, как вариант «Народной Правды». Распад централизованного режима начинается с 1953 г. со смерти Сталина. Хрущев власть десакрализует, у него не было харизмы Сталина, => начинается распад государства.

В личностной структуре восстанавливается развитой утилитаризм, и начинает развиваться рыночная «теневая» экономика в форме блата, халтуры и т.д. Это все приводит к краху 1985 г. Партия распадается, она не выполняет функции медиатора: «марксистско – ленинская идеология» не воспринимается как Правда. В 1991 г. – второй цикл заканчивается так же как и первый.

Присутствовали субъективные ошибки (бездарные Николай II, Горбачев со своим путчем 1991 г., который запретил деятельность КПСС – медиатора), т.о. российское государство распадается, начинается хаос локальных миров под видом демократии. Если в 1 цикле княжества воюют, то теперь воюют субъекты федерации (вторжение Чечни в Дагестан). Если раньше были ремесленные цеха и торговые гильдии, то теперь предприятия. Но в любом случае это хаос, социальной системы нет. Ельцин – аналог Ленина. Карьера началась с развала государства. Он не выполнил задачу восстановления государства. Путин пришел к власти с четкой программой государственной централизации, четкими лозунгами.

 

14(1).Начальные этап развития социологии. О. Конт – Основатель позитивной науки об обществе.

Основоположник научной социологии Огюст Конт (1798-1857). Ос­новные сочинения — шеститомный «Курс позитивной философии»; «Система позитивной политики»; «Дух позитивной философии». Три этапа развития научной мысли Конта: 1.анализ кризиса современного общества: оно претерпевает модификацию, меняет свой статус и структуру; от теологического и военного к научному и индустриальному. В обществе назрела необходимость реформ. Т.о. общественный кризис заключается между теологическим, военным строем и научным, индустриальным строем. 2.Лекции «Курс позитивной философии».Формулирует два закона: 1) закон 3х состояний: ум проходит 3 состояния: 1. объясняет явления, признавая в них силы и существа, сравнимые с чел-м; 2. взывает к абстрактным сущностям; 3. ограничивается наблюдением за феноменами и установлением регулярных связей; 2) закон классификации наук, порядок распред-я различных наук, порядок становления позитивного разума в разных областях: математика, физика, химия (абстрактны), биология (сложная), политика, социология. Науки перестают быть аналитическими, становятся синтетическими (изучают совокупность, целостность).; 3) закон двойной эволюции обосновывает прямую зависимость уровня соци­ального прогресса от состояния развития позитивных наук.Чем выше уровень развития наук в обществе, тем оно, по Конту, находится на исторически более высокой стадии. 3.«Система позитивной политологии или Социологический трактат об основах религии человечества». Позитивная религия. Он осуществляет доказательство единства человеческой истории на базе теории природы человека и общества. Основные характеристики становления истории: человеческая природа (познаваема и поддается определению); порядок общества (который можно обнаружить); вся история нацелена на достижение фундаментального порядка во всяком обществе и на реализацию всего лучшего, что есть в природе человека. Общественный порядок – правильное соотношение всего, когда все научные идеи приведены в систему и система работает. Социология - наука, способная основываться на общих фундаментальных законах эволюции человека и раскрыть глобальный детерминизм.По Конту: любое общество держится на согласии умов. Общество существует потому что его члены придерживаются одинаковых верований. Именно образ мыслей отличает разные этапы развития человечества.

Социология как наука о человечестве. Две основные категории социологии: статика - анатомический анализ структуры общества на конкретный момент и анализ элемента или элементов, определяющих порядок; динамика - описывает этапы, которые проходит общество, фиксирует метамарфозы.

Предмет и метод позитивной социологии. Задача социологии - описание взаимодействия законов функционирования о развития общества и выработка оптимальной с этой точки зрения политики. Проблема социологии - согласование между порядком и прогрессом

Наука Конта базируется на 5 принципах, выражающих суть позитивизма : 1)она должна быть «точной, естественной наукой», опираться на методы, которые бы позволили результаты одного исследователя перепроверить и подтвердить или опровергнуть другим исследователем; 2)отличаться реализмом (в противоположность идеально-утопическим проектам); 3)быть полезной, способствовать «водворению мира», «укреплению об­щественного порядка», «улучшению положения низших классов»; 4)обладать определенностью; 5)быть положительной, нацеленной на открытие «неизменных законов».

По Конту, позитивная социальная теория должна использовать научные методы. Конт при создании науки об обществе принял на вооружение эмпирические методы, характерные для естествознания:

- метод наблюдения — собирание, тщательное описание и объяснение фактов с целью выявления устойчивых, повторяющихся связей между явлениями; д. б. основано на принципах теории, его результаты д б. проанализированы с позиций определенной теории, что в итоге позволяет устанавливать устойчивые связи — законы;

- метод эксперимента - косвенный, опосредованный экспе­римент в виде исследования общественных аномалий (войн, револю­ций), полагая, что по болезни общества можно судить и о его норме;

- метод сравнения «различных последовательных состояний человече­ства», можно и нужно сравнивать общества и культуры в разных частях мира, разные стадии развития конкретного общества, общественное положение различных классов, а также исторические и культурные памятники, традиции и обычаи.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 276; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь