Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


VII. Терпимость к инакомыслящим и отсутствие всякого народоненавистничества и расовой дискриминации.



Необходимо отметить, что казаки являлись толерантными (терпимыми) ко всякому инакомыслящему, к каждому инаковеровавшему, к любому представителю иного народа или иной расы.

Такое отношение базируется на прочно установившейся терпимости казаков ко всем людям не только иного народа, расы, но и религии или образа и способа жизни. Это отношение вытекает также и из того, что казаки соприкасались издревле с влияниями различных культур, разных вероисповеданий и с многими народами.

Даже в то время, когда в странах Европы господствовала нетерпимость к инаковерующим, в стране казаков – Казакии, каждый мог исповедовать ту религию, какая отвечала его духовным вопросам и пониманиям. Никого не заставляли молится Богу по установленному шаблону и обязательно быть того вероисповедания, которое признавала власть. Религия признавалась совестью каждого отдельного гражданина.

В то время, как в Московском царстве за двуперстное моление отрезали уши, вырывали ноздри, сжигали на кострах, на Казачьих Землях каждый мог молиться, как он считал за лучшее, каждый мог славить Бога и веровать в него по своему разумению.

Подобно было и в вопросе общественно-политического мышления, поскольку можно было говорить об этом в те времена. Каждому было обеспечено свободное волеизъявление своих дум и своих взглядов. Уважалась, как нигде свободная человеческая личность, но строго каралось рабство, эксплуатация человека человеком. {44}. Это сознание зиждилось на крепком вольнолюбивом характере казака.

Точно также, за каждым народом признавались естественные человеческие права, его достоинство, его право на существование. В стране казаков не был обижаем ни один иноземец, ни один представитель иного народа, если он лояльно относился к общественно-политическому укладу казачьей жизни. Был ли это калмык или турок, татарин или грек, молдаванин или поляк, трухменец (туркестанец) или перс, - все они признавались и уважались, как люди.

Никакого расового или национального глумления или дискриминации не было, и оно было совершенно чуждо казакам.

Тщетны также попытки противников казаков пришить им ярлык антисемитов или погромщиков. Эти чувства казакам были противны и чужды.

Пока казаки являлись хозяевами своей Казачьей Земли, распорядителями в своей стране, не было никаких ограничений или запретов по отношению какого-либо народа, в том числе и народа еврейского. И представители этого народа входили в толщу казачьих народных масс и становились также казаками, как и представители других народов, о чем ярко свидетельствуют такие казачьи фамилии, как Жиденков, Жидков, Евреинов, говорящие о своем происхождении.

Воспрещение местожительства для евреев на Казачьих Землях было установлено лишь «высочайшим повелением» от 22 мая 1880 года и опубликовано в полном своде законов Российской Империи в томе № 55 под № 60970. Оно не было мероприятием казачьей власти, но русских царей.

Недруги казаков пытаются участие казачьих воинских частей в ликвидации погромов в бывшей России рисовать, как антисемитские проявления казаков, что целиком не отвечает действительности. Эти казачьи войска как раз своими действиями защищали от разбоев разнузданной толпы терроризируемое еврейское население, которое не было в состоянии защитить русская власть и русские войска. К примеру, так было во время погрома в Ростове {45} 10 мая 1883 года, когда русский гарнизон, не был в состоянии справится с погромщиками, и для ликвидации погрома были вызваны казачьи части.

Радикальная интеллигенция конца XIXвека признавала и положение казаков очень тяжелым и тягостным в бывшей России. Так известный защитник по политическим делам, присяжный поверенный А.А. Ольхин писал:

«Стонут Польша, казаки, забитый еврей,

Стонет пахарь наш многострадальный…» {46}

VIII. Народ ли казаки?

Рассмотрев вкратце происхождение казаков, показав всю несостоятельность «теории» происхождения казаков от беглых русских людей, равно как, и несуразность называть казаков сословием или приписывать им особые привилегии в бывшей России, коснемся ныне вопроса, насколько правы те люди, которые пытаются отрицать за казаками право именоваться особым народом в современном понимании этого слова.

Противники казаков, не признающие казаков за отдельный народ, утверждают, что казаки не обладают всеми национальными признаками, какие определяют понятие народа. К числу казенных признаков, определявших дотоле понятие отдельного народа, относились: язык, религия, территория, нравы и обычаи. Посмотрим, насколько эти признаки постоянны и безусловны и можно ли на основании этих избитых и не выдерживающих критики признаков отрицать или признавать право на имя народа за той или иной большой группой людей.

Необходимо при этом отметить, что тремя указанными выше признаками казаки бесспорно обладают. У них имеются: своя казачья территория, свои казачьи обычаи, свои казачьи нравы и, мы добавим, свои казачьи традиции, свой казачий характер и своя казачья психология и идеология.

Противники казачьей свободы и казачьей самобытности, поборники «единой и неделимой России» {47} говорят, что у казаков один с русскими русский язык (далеко не у всех), а потому они не только не могут называться отдельным народом, но и не должны думать об отдельном своем существовании от русского народа.

Но является ли эта языковая общность крепкой и неразрывной связью и необходимым доказательством того, чтобы все говорящие на одном и том же языке должны обязательно жить в границах одного государства?

Конечно же, нет! Американцы не только говорящие на одном с англичанами языке, но в большинстве своем являвшиеся английскими колонистами и весьма во многом тождественны с англичанами, считаются отдельным народом и живут своей собственной свободной жизнью, создав громадное государство, которое ныне является руководящим фактором в странах свободного мира.

Живут в непосредственной близости со своими родными народами швейцарцы, представляющие из себя и по языку и по происхождению немцев, итальянцев, французов и считающие себя особым народом. Считаются бельгийцы и норвежцы отдельными народами отдельными народами, которые совсем еще недавно создали свою собственную государственную жизнь, но по языку бельгийцы частью принадлежат к французам, а частью к немцам, норвежцы же, выделились от шведов. Точно также австрийцы считаются отдельным народом, но они говорят на немецком языке и пользуются немецкой культурой.

С точки зрения морфологии языка, голландский язык является немецким «диалектом». Однако на этом «диалекте» говорит и пишет отделившийся от общегерманского корня народ, создавший свою собственную государственность и культуру.

Мы уже не будем говорить о том, что почти во всех южно-американских государствах, кроме Бразилии, народы говорят на испанском языке, но они не являются испанцами, как бразильцы, говорящие на португальском языке, не являются португальцами. Не будем мы говорить и об арабских народах, обладающих собственно одним арабским языком, {48} но разделяющихся на различные народы со своими собственными государствами.

Не имеют «своего» языка и румыны, воспринявшие язык древних дакийцев-колонистов Римской империи, но считающиеся отдельным народом.

Потеряли свой собственный язык, как и казаки, ирландцы, но они всеми считаются отдельным народом и имеют свое собственное государство.

Эти примеры со всей очевидностью говорят, о том, что язык совсем не является непременным условием к созданию народа или к праву на имя народа.

Не является таким условием и религия. Немецкий народ составляют по религии католики и лютеране, в то время как испанцы, португальцы, французы и итальянцы, принадлежат к одной и той же расе, но каждый из них представляет совершенно самостоятельный народ и свое собственное государство. В то же самое время мы видим, как скажем те же самые индусы северо-западной Индии, исключительно по религиозным причинам создали свое самостоятельное государство Пакистан или как они сами его называют Исламское государство и считают себя отдельным народом.

Точно также и территория не является безусловным признаком народа. Евреев все считали вполне самостоятельным народом, но они около 2000 лет не имели своей собственной территории и приобрели её снова лишь с созданием государства Израиль.

И цыган принято считать народом, но они не обладают собственной территорией. Все это наглядно доказывает, что все вышеуказанные признаки установлены совсем не точно и не определяют понятие «народ».

Еще до сих пор среди ученых идет бесконечный спор об установлении этих признаков. И подобно тому, как сама жизнь не стоит на одном месте, но идет своим закономерным темпом, отмечая свою эволюцию и совершенство, так и наука во всех своих отраслях проявляет несомненный прогресс{49} и все новые и новые изыскания и открытия. И процесс выявления отдельных народов из «их исторического небытия» протекает на наших глазах. Сколько появилось на исторической сцене новых и дотоле совсем неведомых народов и сколько из них завоевали себе право под солнцем, право на свою национальную свободу. При этом не морально и совсем нелогично утверждать, что кто не выявил себя как отдельный народ, кто еще не успел завоевать свое место под солнцем, тот не имеет права претендовать на имя народа, на свою собственную жизнь.

Ученые последнего времени со всей определенностью утверждают, что все приведенные нами признаки отдельного народа условны, что ни один из них не необходим, чтобы охарактеризовать отдельную национальность, ибо все эти признаки чрезвычайно хрупки и не один из них не восходит далеко в историческое прошлое, не говоря уже о доисторическом периоде. Ученые представляют народ не как нечто застывшее, раз и навсегда данное, но как беспрерывный процесс образования, при котором люди ведут борьбу за существование и за продолжение своего рода.

Характерно, что к этому же утверждению приходят и русские ученые, которые занимались изучением этнологии и которых ни в коем случае нельзя заподозрить в симпатиях к самостийничеству, как например, профессор Милюков, Бицили и другие. Они также считают, что все, через что обычно привыкли определять народ: язык, религия, территория, нравы, обычаи, - все это подвижно и может отделяться друг от друга, что родство отдельных народов никак нельзя определять тем, что они говорят на родственных языках, ибо национальность существует только в процессе, она не вечна и не неподвижна, но, наоборот, все время изменяется, развертывается и может разложиться.

Эти ученые признают, что самостоятельность, отдельность каждого языка {50} является результатом политики и культуры, но не филологии, происхождения. Вот почему, целый ряд казачьих историков вполне обоснованно утверждает, что в прошлом казачьи предки имели свой казачий язык, который вследствие целого ряда политических и иных условий был вытеснен литературным языком правящего русского народа, как у ирландцев их собственный язык был вытеснен литературным языком господствовавшего над ними английского народа.

Как известно, казаки на протяжении свыше двухсот лет своего пребывания в составе России подвергались постоянной и усиленной русификации не только в школе, церкви, армии, но и во всех отраслях повседневной жизни. Царская власть каленым железом изгоняла всякое проявление национальной самобытности казаков, которые были лишены возможности развить свой язык, свою литературу, свою культуру.

В результате всего этого казаки не имеют того «языкового аргумента» для обоснования своих «национальных» прав, на что так пытаются опереться противники казачьей свободы, выставляя свои «аргументы», которые уже отвергла не только наука, но и сама жизнь.

Но что, же является основным и важным в современном понимании народа, национальности? Известный ученый Дюркгейм определяет национальность, как «человеческую группу, члены которой, по основаниям этническим или просто историческим, или же каким либо иным желают жить по одним и тем же законам, хотят образовать одно государство». Далее, тот же ученый говорит: «Среди цивилизованных наций основным принципом и основным крепким фундаментом для их существования и дальнейшего развития является общая воля».

Казаки, бесспорно, представляют большую человеческую группу, которая на протяжении многих и долгих столетий жило под одним казачьим законом, установила свой, казачий уклад{51} общественной и государственной жизни, и на протяжении уже долгих лет неизменно стремиться возродить свою свободу на своей непреклонной воле.

Эту общую волю, казаки неоднократно проявляли и она никогда в них не умирала, о чем ярко свидетельствует тот неоспоримый исторический факт, что как спали цепи, сковывавшие казачью волю, Казачий народ немедленно проявил эту свободную волю, возродив свою собственную государственность, проявив свое желание жить под своими казачьими законами, в рамках своего казачьего государства – Казакии. Больше того, за эту свою волю, казачий народ свыше трех лет боролся против новой московско-большевистской агрессии, защищая свою возрожденную свободу.

Свою свободную казачью волю, казачий народ зафиксировал в принятых им основных законах – Конституциях, в которых сам казачий народ со всей отчетливостью заявил, что он сам себя понимает и рассматривает за особый народ, о чем ясно говорят параграфы 46 и 47 Основных законов, устанавливающие национальный флаг и национальный гимн.

Да, казаки – особый народ. И сама жизнь никогда не смешивала, как не смешивает и теперь, два народа: казаков и русских. Наоборот, эти два народных типа всегда противопоставляются, и разница их, всегда подчеркивается.

Сами казаки отбрасывают задачу исторических, культурных и антропологических изысканий по вопросу о признаках и о праве особой народности: они заявляют – нам это не нужно. С нас достаточно и довольно того, что для нас самих абсолютно ясен специфически особый национальный ликказака, особый, именно национальный, склад народной души казачьей. С нас довольно того, что свою особую народность мы сознаем сами и имеем для этого достаточно оснований.

Казаки – народ, создавший свою государственность, умевший много веков отстаивать её, пока силой внешних обстоятельств она не была сломлена, нарушена; народ молниеносно восстановивший эту государственность после двухвекового перерыва путем законного народного волеизъявления; народ выросший в условиях многовековой боевой обстановки и по природе своей высокодисциплинированный, создавший необыкновенно красочную собственную историю, - этот народ по праву отстаивает и будет неуклонно отстаивать свою национальную обособленность, свою национальную свободу, которой по праву гордимся и будем гордиться.

Национальное самосознание казаков сложилось давно и на это национальное самосознание опирается их беспрерывная борьба за свободу и возрождение своей собственной национальной жизни.

Это обстоятельство вело казачий народ в неравный бой против большевизма. Оно руководило казаками, сопротивлявшимися советской тирании и за это казачье самосознание выселяло, расселяло, притесняло и уничтожала казаков чуждая и ненавистная им коммунистическая власть, которая во время восстания казаков писала в своей прессе за что она преследует казаков:

1. За идеологию буржуазного национализма,

2. За местный казачий национализм,

3. За кулацкую самостийность,

4. За идеологию казачьей шовинистической самостийности

Газета «Молот» от 22.12.1932 года. Ростов.

 

 

IX. Казачьи Земли.

Страна казаков Казакия лежит на юго-востоке Европы. На западе она граничит с Украиной, на севере с Россией, на востоке – с Туркестаном, на юге с Кавказом. Площадь её равняется 870.000 квадратным километрам или приблизительно довоенной Германии и Франции вместе взятым.

По своему политическому, военно-стратегическому и экономическому положению Казакия имеет исключительное значение. Она занимает центральное место в органическом поясе нерусских народов. Это обстоятельство особенно ясно сознавали и сознают все единонеделимческие русские круги, которые вследствие этого как раз являются категорическими противниками возрождения казачьей государственности, видя в этом главный удар по всяким великодержавным и империалистическим вожделениям создания единой и неделимой России.

Самый беглый взгляд на географическую карту востока Европы дает достаточное представление о геополитической значимости казачьей территории. При наличии страны Казаков в составе России, Москва не только разрывает вокруг своего центра кольцо не-русских народов, но и создает здесь свою отправную базу для нового присоединения к себе тех территорий и народов, которые могут от нее отпасть в результате грядущих событий. Вместе с тем, Россия при таком положении сохраняет за собой выход к южным – Азовскому, Черному и Каспийскому морям, получает доступ на Кавказ и Туркестан, и охватывает с юго-востока и востока подковой Украину, угрожая её независимому существованию.

Население Казакии, по статистике 1939 года составляло 12.350.000 человек. Принимая во внимание большой прирост казачьего населения за истекшие 15 лет, и это количество населения должно значительно увеличиться, несмотря на постоянный террор и частые выселения казачьего населения в северные области Советского Союза, в которых находится приблизительно около 2.000.000 депортированного из Казакии населения.

Территория, принадлежащая казачьему народу, занимается в основном на основании права первого их занявшего, на основании культурного и экономического подъема казаками этих территорий, и, наконец, на основании права завоевания. Читая исторические летописи, относящиеся к истории казаков, видишь непрерывные кровавые войны казаков за право на свою Землю, за её свободу и независимость. На протяжении веков должны были отстаивать свои Земли от соседних народов, находясь с ними или в войнах, или ведя мирную жизнь, но в состоянии полной боевой готовности. Лишь в 1780 году были отменены, например на Дону, меры военной охраны станиц и транспорта. Только с Крымским ханством вели казаки войну на протяжении почти 240 лет (до 1782 года), с ногайскими татарами (до 1790 года).

Территория Дона определилась уже в самом начале его существования. Это был бассейн реки Дон, кроме его верховьев и бассейны рек: Бузулук, Хопер, Иловля, Медведица, Сал и Маныч, а на правой стороне Чира и Донца. Страна, лежавшая за рекой Дон к югу была пустынна: там до 1784 года лишь изредка кочевали орды ногайских татар, с которыми казаки почти постоянно вели войну.

На Западе казачья граница простиралась до реки Кальмиус и перебиралась далеко за эту речку. Лишь в начале XVIIIвека донские казаки впервые столкнулись с запорожцами у берегов Азовского моря из-за земельных владений. Разграничение Донцов с Запорожцами произошло в 1746 году и это разграничение территории оставалось нерушимым до самого начала революции, когда 7 августа 1918 года между правительствами Украины и Казаков был подписан договор о взаимном признании государственной независимости украинского и казачьего народов и установлена между ними в основном та же самая граница, как и в 1746 году между Донцами и Запорожцами. Эта граница покрывалась на Западе с границей Земли Войска Донского в составе царской России.

Этот договор закрепил все переговоры и дружеские взаимоотношения этих двух новообразованных государств.

Кроме этого договора признающего суверенность и независимость, равно как и устанавливающего границу между Украинцами и Казаками, были затем подписаны следующие соглашения:

5.9.1918 года «Договор о совместном регулировании вопросов, касавшихся Донецкого бассейна»,

5.9.1918 года «О перевозке пассажиров, грузов и угля и пр.»

7.9.1918 года «О передаче подвижного состава железных дорог и т.д.»

Что касается северной границы, то московская правительственная колонизация на юг не скоро еще подошла к границам Казачьей Земли. Между Московией и Казачьей Землей лежало на протяжении сотен верст так называемое Дикое Поле, отделявшее казаков от московитов.

Граница казачьей территории на севере простиралась до самого теперешнего города Воронежа, где неподалеку находился известный казачий монастырь – Борщевский Троицкий монастырь, - а на северо-востоке у «Шацких ворот», где на реке Цне находился второй знаменитый казачий монастырь Черняев – Никольский.{56}. Были казачьи поселения и севернее этой границы, но они не составляли там компактных селений и эти территории казаками не признавалась землей «Казачьего Присуда – Казачьего государства», доходя там до Задонска, севернее Воронежа.

Лишь царствование Бориса Годунова в конце XVIвека и в начале XVII века было ознаменовано энергичным продвижением Московского государства в пределы Дикого Поля и первыми открытыми столкновениями с Донской республикой.

И в самом деле, только в 1586 году основываются Москвой города Ливны, Елец, Воронеж, в 1593 году Валуйки и Оскол, а в 1643 году Усерд между Валуйками и Воронежем, на реке Тихой Сосне. Эти города, свыше ста лет, до завоевания Петром IДона, становятся крайними южными городами Московской Руси с Казачьей республикой.

Дальнейшее разграничение между Доном и Московским царством произошло насильственным и кровавым путем, когда Вольное Казачество вплотную столкнулось с самодержавно-крепостнической Московией. При чем Московское царство не столько нуждалось в новых землях для правительственной колонизации, сколько пошло войной против вольного республиканского, демократического уклада казачьих республик.

Самодержавнейший Петр I, тогда еще царь Великия и Малыя и Белыя Руси, и атаман Кондратий Булавин, выборный президент Казачьей Республики, померялись силами… Москва победила…

Помимо последствий потери своей государственной и политической независимости, казаки лишились одного миллиона десятин своей стародавней территории. Верховье северного Дона {57} было царем отрезано к Воронежской губернии, на западе казачьи земли по реке Айдар, переданы царем Петром I украинским поселенцам Острогорского полка, а земли по реке Донец с Бахмутскими солеварнями – к Бахмутской провинции.

Но и после таких аннексий и контрибуций, главный массив Казачьей Земли оставался в бесспорном обладании казаков, что не в силах была уничтожить ни царская власть, ни даже советская…

Характерно, что и ныне советская власть считает Казачьи Земли казачьей территорией, хотя они формально в СССР не выделены ни в отдельную союзную или автономную республику Советского Союза.

Так, в географически-политическом очерке Б. Котельникова «Дон, Кубань, Терек» - Издательство ЦК ВЛКСМ «Молодая Гвардия», Москва, 1950 г. – (220 страниц) главные казачьи области считаются отдельными, казачьими территориями: Землей Донских Казаков, Казачьей Кубанью, Казачьим Ставропольем, Тереком.

Страна казаков – Казакия представляет собой компактное, территориально, экономически и политически связанные между собой области европейского Казачества: Войска-республики – Донское, Кубанское, Терское, Астраханское, Уральское и Оренбургское.

Эти Войска-республики добровольно, на созванном 5-10 января 1920 года в городе Екатеринодаре на Кубани Первом Верховном Казачьем Круге-Парламенте, на котором присутствовали выбранные депутаты от местных казачьих парламентов, объединились в одну федеративную Казачью Республику, называемой казаками древним именем Казакией, которой Казачьи Земли свыше тысячи лет византийский император и историк Константин Багрянородный называл казачьи территории.

В Советском Союзе Казачьи Земли разделены на несколько краев и областей. Это – Краснодарский край, Ставропольский край, Грозненская область, Ростовская область, Каменская область, Астраханская область, Сталинградская область, Гурьевская область, Сталинская область, Чкаловская область.

Кроме этих краев и областей, целый ряд казачьих округов вошел в состав соседних областей. {58}

Так: Из Ворошиловградской области районы – Станично-Луганский, Тепловский, Старобельский, Боковско-Антрацитовский, Краснодонский, Попасянский, Ворошиловский, Голубовский;

Из Воронежской области: районы – Лискинский, Россошанский, Калачевский, Таловский;

Из Балашовской области: округа – Хоперский, Борисоглебский, Балашовский;

Из Саратовской области: округа Энгельсский, Ершовский;

Из Северо-Осетинской АССР – Моздок, станица Архонская с районами Гильведонским, Орджиникидзеивским, Ардонским;

Из Адыгейской автономной области: - станица Майкопская и город Майкоп, районы с казачьими станицами: Гиагинский, Шовгеновский, Дукмасовский, Красногвардейский;

Из Черкесской автономной области – районы с казачьими станицами Кировский в станице Исправной, Хоперский, Куйбешовский, Николаевский, Овечкинский, Холодно-Родниковский, Совхозский;

Из Кабардинской АССР районы с казачьими станицами – Прохладненский, Прикамский (в станице Солдатской), Терский, Майский, Советский, Лексинский;

Примечание: Области, края, округа и районы указаны согласно нового административного разделения СССР на избирательные округа по указу Президиума Верховного Совета СССР от 13 января 1954 года.

Линия границы страны казаков в общем проходит на западе около города Жданова (быв. Мариуполь), идет по реке Кальмиус до его истоков, {59} оттуда в направлении на север до селения Доля, затем 15 верст западнее Макеевки, потом проходит между Горловкой и Орджоникидзе в направлении на Ворошиловск, оттуда по реке Айдар до его устьев, потом на север по направлению на Валуйки, с Валуйки на Коротояк, далее до Анны, на восток к Алешкам, затем на юг от Павлова, Саратова до Волги. Затем граница идет вдоль Волги до реки Большой Иргиз, восточнее вдоль нее, до ее истоков, далее севернее города Бузулук, от Бузулука на восток, до самого южного течения реки Белая, затем до Магнитогорска, городаКарталы, затем южнее до Орска, на юго-запад к Мартуку, Уилу, Актану, и на побережье Каспийского моря к Жилой Косе. Потом граница проходит по побережью Каспийского моря до впадения в него реки Терек, по Тереку до его притока Малки, по Малке до ее истоков, затем далее на запад, до селения Микоян Махар, оттуда по Марухскому перевалу до горы Марух, с Маруха на Пшиш и в направлении на запад к Черному морю южнее (севернее) Адлера. Оттуда по побережью Черного моря до Керченского пролива, затем по побережью Азовского моря до города Жданов (быв.Мариуполь).

X. Казачья власть {60}

Казачьи Войска-республики обладали своей собственной законодательной, исполнительной властью. Верховная власть принадлежала Кругу-Парламенту (или Раде) и его выборным органам. Эта власть была непререкаема и совершенно суверенна. Государственная власть Войска-республики была таковой для казачьего народа, который повиновался ей не только за страх, но и за совесть, видя в ней свою выборную власть, служащую его собственным интересам и защищающую эти интересы. Все вступавшие на территорию Войск-республик признавали эту власть беспрекословно.

Государственная Власть на Казачьей Земле имела своим источником свободно выраженную народную волю. Суверенная власть принадлежала общему народному собранию, парламенту, носившему специфически казачье название Круга или Рады, Войскового Круга (или Войсковой Рады на Кубани).

Казаки являлись прирожденными республиканцами, решая все вопросы сообща, коллегиально, а для исполнения своих решений выбирали себе необходимые органы, Все органы власти и все должностные лица были выбранными свободной волей самих казаков.

Собиралась-ли станица или общество для занятия и поселения новой территории, на рыбную-ли ловлю, для добычи-ли соли, для перевоза товара, для совместного праздника и даже объезда своих друзей, она неизменно избирала себе сообща своего главу «ватажного атамана» и исполнителя его велений есаула. И в походном войске выбирались все лица, начиная с походного атамана, его есаулов, полковников, сотников и кончая любым должностным лицом, свободной волей всего походного войска.

Вся страна управлялась этим казачьим народным собранием в лице Войскового Круга и все «городки» (станицы) казачьи беспрекословно повиновались Войску-республике в лице выразителя его воли Войскового Круга. Полное собрание и присутствие на Войсковом Круге бывало в древнее время фактически раз в году, а в остальное время в Кругу принимали участие лишь казаки жившие в столице Войска и ближайших к ней станицах.

На Круге присутствие и подача голоса были предоставлены на свободную волю каждого казака. Он по своему усмотрению мог присутствовать на Кругу, но мог и не присутствовать, подавать голос и не подавать, но каждый присутствовавший и не присутствовавший должен был строго повиноваться приговору, решению, принятому на Круге, и не присутствовавший не мог отговариваться своим отсутствием или незнанием того или иного решения Круга.

Круг имел безграничное право выбора и смены всех выборных лиц и органов Войска, он имел также право суда и наказания за большие преступления против Войска-республики. Казаки считали нужным не менее одного раза в год устраивать «съезд» всех казаков в свою столицу, на Круг.

Раньше, в старину всякий казак мог участвовать в Круге. Не допускались на Круг малолетние до 16 с половиной лет. Так называемые «выростки» (от 16, 5 до 18 лет) и «малолетки» (18 лет, принявшие уже присягу Войску) могли присутствовать, но без права голоса, чтобы познавали казачьи порядки и казачье войсковое, республиканское устройство.

Иностранцев, каковыми являлись и русские из Московского царства, в Круг не допускали., хотя они и могли поодаль слушать, о чем идет речь на Круге. Точно также не могли на Кругу присутствовать «работные люди», «зажилые бурлаки», пришедшие с Руси на заработки на Казачью Землю, ибо их также считали посторонними, чужими Войску-республике людьми, негражданами казачьей республики.

Войсковой Круг-парламент решал все дела, касавшиеся казачьей республики: выборы атамана-президента, его помощников, администрацию, объявление войны и заключение мира, посылку войск, прием послов, выбор своих казачьих послов к окрестным народам и в Москву, выборы и смену всей государственной и войсковой администрации, прием в казаки или в казачье гражданство, исключение из казачьего общества, выдачу уполномочий, заграничных паспортов («войсковых проезжих грамот») и т.д.

В компетенцию Круга входило также разрешение станицам на заем новых земель на территории Казачьей Земли, основание новых «городков» или станиц с выдачей на это соответствующих грамот. Круг же решал и споры между отдельными станицами.

Круг судил все преступления против Войска-республики, равно как и главнейшие уголовные преступления, имевшие касательство к интересам всего Войска.

Решения Круга не требовали ничьего утверждения, на них не было никакой апелляции, ибо Круг-парламент выражал волю всей республики и этой воле никто не смел противиться на территории Войска-республики.

Для ослушников войсковой воли Круг налагал самые суровые и решительные наказания, вплоть до сожжения мятежной станицы или поголовного истребления преступников против Войска-государства. Так внутри своей территории Круг утверждал свой суверенитет. Иногда принимал против отдельного ослушника решение – объявить его «пенным» (слово «пеня» означает штраф). Это означало объявление такового вне закона, всякий мог его ограбить или даже убить безнаказанно.

Выборным президентом Войска-республики был войсковой атаман, который являлся высшим представителем Войска. В его компетенцию входило распоряжение всеми военными силами Войска, руководство всей высшей войсковой администрацией, дипломатические сношения и т.д. Ему же принадлежало право инициативы во всех делах, касающихся компетенции Круга. Атаман выбирался на один год, но фактически атаман обычно правил пока был угоден Кругу-парламенту. В случае отклонения его предложения Кругом, атаман считал это голосование актом недоверия и слагал с себя свои полномочия.

Атаман обязан был находится в столице. Если атаман уходил лично во главе походного войска, то на его место избирался временный заместитель, а войсковой атаман принимал титул походного атамана. Если атаман ехал в какую-либо соседнюю страну во главе казачьего посольства, то на его место тоже выбирался временный заместитель, таким образом, всегда блюлась непрерывность высшего представительства Войска-республики.

Помощниками атамана были есаулы, которые фактически являлись министрами и приводили в исполнение постановления Круга по части административной, судебной и т.д.

Все внешние сношения находились в ведении «войскового дьяка» - министра иностранных дел. Он являлся своего рода генеральным секретарем и пользовался особым почетом среди казаков.

В гражданском отношении Войско-республика делилось на городки или станицы, из которых создавались более крупные административные единицы в виде округов.

Подобно тому, как в Войске, все дела станицы решал станичный круг или сбор. Он избирал станичного атамана и есаулов, судей, писарей и т.п. Он же судил по всем делам, кроме важнейших уголовных преступлений и преступлений против Войска. Срок выборных лиц и органов был тоже один год.

Вся организация Войска сверху донизу носит ясно выраженный республиканский характер. И в местных общинах и в целом Войске все дела решаются общим собранием граждан. Все власти выборные, даже воинская организация до конца XVIIIвека носит тот же характер. Круг определял контингент воинов, подлежащих к отправлению в поход. И само «походное войско» выбирало себе походного атамана, старшин, полковников, сотников, хорунжих и т.п.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 960; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.053 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь