Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Реформы русской православной церкви. Раскол.
Церковная реформа 50-60-х гг. также отражала тенденцию к централизации, созданию сильной царской власти. При всем стремлении играть самостоятельную роль русская православная церковь находилась все же в зависимости от государственной власти. В этом смысле она сильно отличалась от римско-католической церкви, обладавшей полной самостоятельностью. И тем не менее становление абсолютизма в России требовало дальнейшего подчинения церкви государству. Крепнущее русское самодержавие не могло мириться с политическими притязаниями церкви, с вмешательством в решение вопросов внутренней и внешней политики, которое было обусловлено ее большими богатствами и огромным идеологическим влиянием в обществе. Реформа была связана и с внешнеполитической обстановкой. Унификация строя церковной службы, богословской системы и обрядовой практики становилась необходимым условием объединения православных церквей Украины и России. К середине ХVП в. выяснилось, что в русских богослужебных книгах накопилось много описок, искажений, изменений. То же происходило и в церковных обрядах. Многие знающие литургию люди осуждали многогласие во время церковных служб, обычай креститься двумя перстами. В Москве по вопросу исправления богослужебных книг и обрядов сложилось два равных мнения: одни считали, что необходимо править книги по греческим подлинникам. Другие полагали, что нужно исправлять, примеряясь к древнерусским образцам. Сложился так называемый кружок " ревнителей древнего благочестия", который возглавил царский духовник, протопоп Стефан Вонифатьев. В кружок входили Ф.М.Ртищев - царский любимец, архимандрит Никон, протопоп Иван Неронов и провинциальные пастыри Аввакум, Даниил, Лазарь и др. Все они были людьми незаурядными и энергичными послушать их проповеди стекались толпы народа. Ревнители благочестия стояли за древнерусские образцы, подчеркивали, что только в России " православие чисто и непорочно". Но при изучении древнерусских рукописных книг выяснилось, что в них нет одинаковых текстов. Власти, и прежде всего сам царь Алексей Михайлович, решили, что следует исправлять книги по греческим образцам. Церковная реформа была проведена патриархом Никоном. Никому не известный крестьянин, священник, затем монах Соловецкого монастыря, он быстро достиг самых высоких ступеней церковной иерархии. В 1652 г. он был избран на высший пост в русской православной церкви. Никон очень скоро перешел на грекофильские позиции: богословы перевели с греческого богослужебные книги; двоеперстие было заменено троеперстием, земные поклоны поясными. Основы православия, догматы религии остались неприкосновенными. Вводились только уточнения, единообразие, унификация в церковные книги и молитвы. В духовных кругах возникла оппозиция Никону, которую возглавил протопоп Аввакум. Патриарх ответил репрессиями: отправил противников в ссылку, а на церковном Соборе 1655 г. проклял приверженцев двоеперстия. Надо отметить, что споры ревнителей древнего благочестия и никониан носили схоластический характер, касались обрядовой, внешней стороны церковной жизни, не затрагивали сути православного вероучения. Осуществляя реформу, Никон ставил теократические цели создать сильную церковную власть, независимую от светской. Получив неограниченные возможности по духовному ведомству, он властно вмешивается в мирские дела. Вследствие притязаний патриарха на политическое первенство происходит его разрыв с царем: теократизм Никона явно противоречил тенденциям растущего абсолютизма. Царь не мог принять никоновское понимание духовной и светской власти. Церковный собор 1665-1667 гг. одобрил реформу Никона, но сам он был низложен и сослан в монастырь. Иерархи поддержали русского царя, хотя в вопросе о светской и духовной власти заняли компромиссную позицию: " Царь имеет преимущество в делах гражданских, а патриарх в церковных". Собор проклял всех противников реформы, которых с этою момента стали именовать раскольниками. Реформа привела к расколу русской церкви на православную господствующую и православную старообрядческую. Раскол вызвал кризис церкви в России, ее ослабление. Таким образом, церковная реформа и раскол явились крупным социальным и духовным переворотом, который не только отразил тенденции к централизации и определенной унификации церковной жизни, но и повлек за собой существенные социокультурные последствия. Он всколыхнул сознание миллионов людей, заставив их усомниться в легитимности существующего миропорядка, породил раскол между официальной светской и духовной властью и значительной частью общества. Нарушив некоторые традиционные устои духовной жизни, раскол дал толчок общественной мысли и подготовил почву грядущих преобразований. После смерти Алексея Михайловича в 1676 г. царем стал его старший сын Федор(1676-1682) – болезненный мальчик 14 лет. Фактически власть захватили его родственники по матери Милославские и сестра Софья. Правящий кружок при царевне возглавлял умный и талантливый князь В. В. Голицин – ее фаворит. Был продолжен курс на возвышение дворянства, на создание условий для слияния дворянства и боярства в единое сословие. Сильный удар по сословным привилегиям аристократии, чтобы ослабить ее влияние, был нанесен в 1682 г. с отменой местничества. Теперь при служебных назначениях на первый план выдвигался принцип личных заслуг. Со смертью в 1682 г. бездетного Федора Алексеевича встал вопрос о наследнике престола. Из двух его братьев слабоумный Иван не мог занимать престол, а Петру – сыну от второго брака – исполнилось 10 лет. При дворе разгорелась борьба между родственниками царевичей по линии их матерей. За Иваном стояли Милославские во главе с царевной Софьей, за Петром – Нарышкины, которых поддерживал патриарх Иоаким, сменивший Никона. На заседании Освященного собора и Боярской думы Петр был провозглашен царем. Однако В целом в конце XVII в. страна была на пороге решительных перемен, уже подготовленных предшествующим развитием. Назревшие реформы можно было проводить за счет уменьшения государственного давления на общество при одновременном поощрении частной инициативы и постепенном ослаблении сословной несвободы. Такой путь стал бы продолжением реформаторской деятельности А. П. Ордин-Нащекина и В. В. Голицына. Другой путь предполагал еще большее ужесточение режима, крайнюю степень концентрации власти, усиление крепостничества и – в результате непомерного напряжения сил – реформационный рывок. Традиции деспотической государственной власти в России и характер явившегося в конце века реформатора сделали более вероятным второй вариант. Вопросы для самопроверки
1. Какие основные изменения произошли в мировом цивилизационном развитии к началу ХVII века? 2. Определите хронологические рамки Смутного времени. 3. Раскройте причины Смут. 4. Охарактеризуйте внутреннюю и внешнюю и внешнюю политику Б.Годунова. 5. Почему Б.Годунов не сумел вывести Россию из экономического кризиса? 6. Расскажите о начале скрытой польской интервенции в Россию и роли в ней Лжедмитрия I. 7. Почему в начале ХVII в. разворачиваются мощные народные выступления? 8. Какими событиями завершилось Смутное время? 9. Покажите последствия Смутного времени для последующего исторического развития российского государства. 10. Рассмотрите особенности экономического развития России в XVII веке. 11. Проанализируйте социальную структуру российского общества в этот период. 12. Расскажите об эволюции государственного строя: как происходило усиление самодержавия, и какие политические институты власти способствовали складыванию абсолютной монархии в России? 13. Раскройте причины и цели реформы русской церкви. 14. Почему произошел раскол в русской церкви? 15. Каковы последствия раскола? 16. Правомерно ли называть раскол в русской церкви одной из форм социального протеста в российском обществе?
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 845; Нарушение авторского права страницы