Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Абсолютистское государство как государство национальное
Абсолютистское государство формировалось как государство национальное, то есть как политическое сообщество, выступающее как ограниченное от других, но при этом суверенное образование. Бенедикт Андерсон (р. 1936) в монографии 1983 г. «Воображаемые сообщества: Размышления о происхождении и распространении национализма» показал, что нации являются особого рода культурными артефактами. Создание этих артефактов к концу XVIII в. было обусловлено обесцениванием двух культурных систем: религиозного сообщества и династического государства. Разрушение легитимности установленного Богом иерархического династического государства и эрозия религиозных убеждений потребовали натурализации этнических различий и создания “глубокого горизонтального товарищества”. Формализация школьного образования Экономическая и политическая модернизация с неизбежностью ведут к появлению единой системы образования. Необходимость товарных сделок требует установления общепонятного письменного языка; изменение характера труда – всеобщей единообразной грамотности; политическое соперничество государств как субъектов приводит к борьбе культур и становлению идеологий, что делает систему образования государственной. В силу необходимости подготовки рационального дисциплинированного человека модернизированная школа: (1) становится замкнутым пространством, в котором действуют свои законы и правила; (2) размещается в особом здании, которое делится на этажи, классы и ряды, в соответствии с возрастными группами и способностями учеников; (3) структурирует время урока; (4) вводит иерархию уровней изучения предметов в соответствие с единообразными утвержденными программами; (5) дисциплинирует и контролирует учащихся, принуждая их к деятельности. Развитие городских форм жизни Разделение труда, денежное стимулирование, контроль над трудовыми процессами, новые рабочие привычки, регулярность рабочих ритмов, необходимость отсчета времени по часам, пуританские проповеди бережливости и дисциплинированности – все это, вместе взятое, ведет к изменению норм и стандартов поведения человека. Рационализация мира ведет к рационализации представлений о самом человеке. Разум провозглашается господствующим началом человеческой природы. Человек должен руководствоваться не эмоциями, а разумом, который может все понять и оценить. Мудрость заключается в возведении ясной и отчетливой мысли в ранг жизни. В качестве нормативных начинают восприниматься формы жизни, ориентированные на контроль над эмоциональной сферой и ограничение телесности. Отношение к телесности изменяется в сторону нуклеаризации. Возникают запреты на наготу, изоляция тела многослойной одеждой, потребность в уединении для отправления естественных потребностей. Формируются канон речевой пристойности, правила хорошего тона. Меняется бытовой уклад (жилище, мебель, кухня, одежда) и семейные отношения. Нуклеаризация индивидуума приводит к функциализации помещений, появлению индивидуальных спален и кроватей, усложнению сервировки стола. Формирование рынка труда и дифференциации производственного оплаченного труда и неоплаченного домашнего ведет к переходу от староевропейской модели “всего дома” (семьи как хозяйственной ячейки) к “бидермейерской модели семьи”, т. е. семьи, замкнутой исключительно на процессах репродукции и социализации. В староеевропейской семье женщины наравне с мужчинами принимали активное участие в семейном производстве. Появление рынка и дифференциации труда оплаченного и неоплаченного, производственного и домашнего, работы и досуга приводит к тому, что эти пары соотносятся с такой бинарной оппозицией как мужчина—женщина. Возникает идея о том, что женщина и мужчина различны по природе и предназначены для разных дел. Женщина должна заниматься исключительно ведением домашнего хозяйства и воспитанием детей. Кроме того, с разрушением традиционной морали и общинной практики поддержки нетрудоспособных, ценностном разрыве между поколениями, значимости социальной мобильности и господстве рынка происходит падение престижа пожилых и старых людей. Их положение в урбанистической культуре становится практически маргинальным или
47. культуры 19-20 ст: модернизация и формирование массвого общества Основные тенденции культурного процесса: (1) всеобщая эстетизация; (2) технизация; (3) массовизация; (4) глобализация. Эстетизация культуры Автономизация сферы художественных практик стала частью модерной дифференциации. Сфера искусства, как и сферы науки, экономической жизни, политики и морали обрела ценностную и институциональную независимость. Эстетизация культуры означала не только рост роли дизайна в быту и проникновение искусства в повседневность, но и повышение значимости эстетических оценок и вопросов вкуса для формирования идентичности человека. Разрушение идеалов, казавшихся онтологически прочными, показало людям, что они имеют дело лишь с изменяемыми человеческими представлениями. Значимость приобрела не система моральных ценностей, а «личность» – человек, развивающийся на основе собственных дарований и собственной инициативы. Высшим выражением личности стал гений – человек, обладающий художественным даром и самостоятельно определяющий принципы собственного существования. Художник становится идеалом человека. Индустриальная революция Индустриальная революция (промышленный переворот) – это совокупные изменения, связанные с переходом от ручного труда к механизированному и налаживанию индустриальных объемов производства. Переход от одного вида производства к другому протекал постепенно, но наиболее интенсивно он проходил во второй половине XIX века. Карл Ясперс отметил, что индустриальная революция предваряет новый этап мировой истории – " научно-техническую эру", благодаря которой формируется второе " осевое" время, общая история для всех культур. Ясперс характеризовал технику как важнейший элемент этого времени, влияющий на мировое развитие, на эволюцию и всемирную историю. Индустриализация общества приводит к технизации системы ценностей. Требования (а) " рациональности; (б) автономности (роста на собственной основе), (в) универсальности – распространяются на самого человека и все сферы его деятельности. Формируется представление об абсолютном превосходстве механической предначертанности, исчисляемости и надежности над человеческой нелогичностью и ненадежностью. Все, что задумано для осуществления какой-либо деятельности, должно быть построено по образцу машины: должно обладать точностью и логичностью. Мартин Хайдеггер: сущность техники В работе " Вопрос о технике" (1949) Мартин Хайдеггер отметил, что сущность техники выявляется в разных культурах различным образом. Истина нововременной техники являлась одновременно и истиной " экспериментальной" науки – она заключалась в ресурсном отношении к миру. Эту идею Хайдеггер выражает понятием " постав" (поставка, добыча). Он обусловлен такими культурными установками, как (1) желание " покорить", " обуздать", " культивировать" природу; (2) стремление достичь максимальной эффективности и продуктивности труда. В отличие от домодерной культурной установки, направленной на " произведение" необходимого, установка " постава" ставит природу на службу человеку. Возводимая на Рейне электростанция не встраивается в реку так, как был встроен в нее старый мост. Скорее, реку встраивают в электростанцию, превращая Рейн в поставщик гидравлического напора. А в качестве «реки среди ландшафта», он остается для осмотра экскурсионной компанией, разворачивающей там индустрию туризма. 48. массовая культура и восстание масс Массовизация культуры Хосе Ортега-и-Гассет (1883–1955) – испанский философ культуры – в работе «Восстание масс» (1930) впервые выделил основные характеристики «массы». Либеральная демократия, технический прогресс и формализованная система образования создали “массового человека”, не знающего экономических трудностей, не видящего социальных преград и уверенного в том, что его познаний достаточно, чтобы вынести компетентное суждение по любому вопросу. «Массовая вера в то, что цивилизация так же стихийна и первозданна, как сама природа, уподобляет человека дикарю. Он видит в ней свое лесное логово». Культуриндустрия Представители Франкфуртской школы социальных исследований Макс Хоркхаймер (1895–1973) и Теодор Адорно (1903–1969) в работе «Диалектика просвещения: Философские фрагменты» (1947) проанализировали механизм культурного производства индустриального общества. В индустриальном обществе производство и распространение культурных образцов становится частью рынка товаров и услуг – культуриндустрией. Культуриндустрия предназначена для масс и создает у них специфические потребности, обусловливающие спрос на единообразный, предсказуемый, стандартизированный культурный продукт. Привычное потребление этого «товара» блокирует способность к воображению и спонтанность реакции, поскольку формирует механизм понимания, связанный с его стереотипами и мыслительными клише.
49. глобальная культура 20-21 вв. Глобализация Глобализация – не просто " сжимание" мира в некое единое целое. Это закономерное следствие универсализации модерна, отделение комплекса кумулятивных и взаимно усиливающихся процессов от их истока – европейской культуры. Глобализация с неизбежностью привела не только к включению многих новых территорий в зону европейского влияния, но и к сущностному изменению характера самих неевропейских культур. Гёран Терборн выделяет следующие «маршруты» глобализации: (1) эндогенный «европейский маршрут»; (2) маршрут Нового Света («заморские миграции предмодерна»); (3) маршрут «Колониальной Зоны» (модерность развивается как «дискурс Чужого»); (4) маршруты стран, в которых под угрозой со стороны новых имперских государств Европы и Нового Света часть правящей элиты выборочно заимствовала определенные черты модерного социального устройства и ввела их, несмотря на сопротивление более традиционных слоев населения. Ульрих Бек (р. 1944) отметил, что успешная модернизация мира ведет к тому, что модерные формы жизни и производства покрывают весь земной шар – расширяясь, модерн везде «встречается» сам с собой. Ситуация сер. ХХ в. характеризуется столкновением африканского, азиатского, южноамериканского и североамериканского опытов модернизации и проектов модерна как вариантов альтернативных модерностей. Американский культуролог Эдвард Саид (1935–2003) в известной монографии «Ориентализм» (1978) отметил, что становление «восточных» культур в их нынешнем виде происходило под формообразующим взглядом модерна. При помощи европейского востоковедения происходила схематизация «восточных культур», что создало образ Востока, нормативный не только для Европы, но и для самих носителей не-европейских культур. Последние начали видеть себя глазами европейских исследователей, изменив как свое самосознание, так и культурные практики.
50. основные тенденции современного культурного прогресса Культурная гибридизация Культурная ситуация сер. ХХ века характеризуется культурной гибридизацией, приводящей к утрате аутентичных характеристик локальных культур. Большинство культур является результатом модернизации, демонстрирует последствия воздействия модерна на автохтонные культурные комплексы. Идея неизменного характера культурных различий, ориентация на исследование чистых культурных форм устаревает. Культуры различных типов вступают во взаимодействие, то есть между ними устанавливаются непосредственные отношения и связи, происходят процессы заимствований, влияний, взаимных изменений. В результате прямой культурной трансмиссии происходит столкновение культур. Оно представляет собой конфликт двух или более различных культурных систем – их ценностей, норм, идеалов и оценок. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 297; Нарушение авторского права страницы