Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Способы культурного взаимодействия



Изучая реакцию культурной единицы (группы или индивидуума) на изменение вокруг нее культурного контекста, культурологи выделяют следующие способы культурного взаимодействия: (1) ассимиляция, (2) сепарация (геттоизация), (3) аккультурация, (4) маргинализация.

В процессе ассимиляции культурная единица полностью отказывается от своей культуры и стремится целиком усвоить чужой культурный багаж. Культурная ассимиляция связана с рядом затруднений. Их причиной оказывается либо недостаточная пластичность самой ассимилирующейся единицы, либо сопротивление принимающей культурной среды. Даже при условии успешного овладения языком и достижении приемлемого уровня повседневной компетентности среда не сразу принимает группу или индивидуума как своих, они постоянно «выталкиваются».

Сепарация (геттоизация) реализуется в ситуациях, когда культурная единица старается избегать соприкосновения с чужой культурой, пытаясь сохранить собственную культурную среду.

Стратегия аккультурации как способа культурного взаимодействия была изучена известными антропологами Робертом Редфилдом и Мелвиллом Херсковицем. Они определили аккультурацию как ситуацию, когда группы или отдельные личности – выходцы из разных культур – вступают в стабильный непосредственный контакт, что приводит к взаимоизменениям в первичных культурных моделях. Таким образом, отличительной чертой аккультурации как способа преодоления культурного конфликта выступает наличие процесса внутреннего согласования, " подгонки", взаимного приспособления культурных моделей, который следует за акцентированием чужих культурных черт, образцов поведения или традиционных способов жизни.

Маргинализация – процесс неудачного замещения собственных норм, ценностей, моделей и образцов поведения соответственными нормами, ценностями, моделями и образцами, пришедшими извне. В результате маргинализации группа и ее члены упрощают и профанируют свою картину мира, ценностно-нормативные установки и идеалы, не обогащась заимствованиями из другой культуры.

 

 

51. информационное общество как культурный проект

Информационная революция

В 60-е гг. ХХ в. вследствие развития информационных технологий и преобразования технологического способа производства возникает информационное производство.

В основе информационного производства лежат кибернетические методы и средства управления, а также инструментарий информационных и коммуникационных технологий.

Глубина и размах технологических и социальных последствий информатизации различных сфер социальной жизни и экономической деятельности позволяют говорить об информационной революции.

Информационная революция – качественный скачок в развитии современной цивилизации на основе превращения знания и информации в непосредственные производительные силы.

В результате возрастания роли информации, знаний и информационных технологий происходит:

(1) увеличение числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте; нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, Интернета, а также традиционных и электронных СМИ;

(2) создание глобального информационного пространства, обеспечивающего: (а) эффективное информационное взаимодействие людей, (б) их доступ к мировым информационным ресурсам и (в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.

The Medium is the Message

Теоретик информационного общества Маршалл Маклюэн рассматривал средства массовой информации как то, что влияет на общество не столько своим содержанием, сколько сущностными характеристиками. Телевидение, радио, газеты и другие СМИ оказывают непредсказуемое влияние на развитие общества самим фактом своего существования. Необходимость изучения скрытых медиаэффектов Маклюэн сформулировал в виде знаменитого высказывания «Средство передачи сообщения само является сообщением» (The Medium is the Message).

Информационное пространство как культурная среда

Становление единого информационного пространства порождает новые формы культурной коммуникации.

Культурные коды отделяются от исторических и географических факторов. Сочетание возрастающей мобильности с массовыми средствами коммуникации приводит к тому, что образы и нарративы де-территориализируются и утрачивают привязку к локальности. Их обусловливают сети электронных коммуникаций, взаимодействующие с аудиторией и в конечном счете формирующие единый гипертекст. Коммуникация распространяется через диверсифицированную, всеобъемлющую систему средств информации.

 

 

52. информационное общество. Мир как глобальная деревня

Информационное общество и изменение механизма урбанизации

Коммуникации информационного общества не только «уплотняют» мир, превращающийся в «глобальную деревню» (global village), но и делают нерелевантным само городское пространство. Вместе с трансформацией пространственного аспекта труда и производства обесценивается планировка города и архитектура жилища, пространственно-временной опыт разделения ночи и дня, внутреннего и внешнего, подземного и наземного.

 

Информационное общество и изменение структуры семьи

Изменения в самоосознании женщин, произошедшие в 60-70-е гг., востребованность «женского труда» в информационном производстве привели к тому, что в последние десятилетия всё меньшее количество женщин делает свой выбор в пользу удовлетворенности " женским предназначением". Всё больше женщин начинает работать, они менее склонны прекращать трудовую деятельность в случае выхода замуж и рождения детей, что ведет к росту их квалификации и возрастанию карьерных претензий.

 

53. информационные технологии: воздействие на современную культуру

" Взрыв коммуникаций" и изменение картины мира

По Маклюэну, «средство коммуникации определяет и контролирует масштабы и форму человеческой ассоциации и человеческого действия».

Машинная технология определялась процессом фрагментации. Это структурировало человеческие действия и способы восприятия мира как фрагментированные, централизованные и поверхностные. Информационные технологии, игнорирующие пространство и время, интегральны и децентрализованы. Превращая действия в мгновенно-одновременные, они перемещают человека в мир структуры и конфигурации, а его восприятие делают мифическим и интегральным. Специализированные сегменты внимания переносятся на тотальное поле инклюзивного осознания.

Информационное общество и изменение структуры семьи

Изменения в самоосознании женщин, произошедшие в 60-70-е гг., востребованность «женского труда» в информационном производстве привели к тому, что в последние десятилетия всё меньшее количество женщин делает свой выбор в пользу удовлетворенности " женским предназначением". Всё больше женщин начинает работать, они менее склонны прекращать трудовую деятельность в случае выхода замуж и рождения детей, что ведет к росту их квалификации и возрастанию карьерных претензий.

Арджун Аппадураи: скейпы

Один из самых известных современных культурологов Арджун Аппадураи (р. 1949) для адекватного описания нового качества современных " нестабильных", постоянно находящихся в динамике, культур предлагает метафору landscapes (ландшафтов).

Скейпы (scapes) – большие и сложные потоки информации, образов и нарративов.

Среди них можно выделить медиоскейпы, идеоскейпы, финаскейпы, этноскейпы и техноскейпы.

Каналы передачи скейпов отличаются по охвату информации, скорости обмена ею и количеству вовлеченных, однако сферы обмена информацией соотносимы по значимости.

Концепция скейпов ставит под сомнение противопоставление " main-stream – субкультура".

Меньшинства различного типа по-разному вписаны в медиоскейпы, идеоскейпы, финаскейпы, этноскейпы и т. п. В процессе " воображения себя" для одних более актуальными будут совокупности политических образов, напрямую связанных с идеологиями государств и контр-идеологиями, для формирования идентичности других – распределение электронных ресурсов для производства и распространения информации, и образы, создаваемые этими медиа, для самоорганизации третьих – глобальная текучая конфигурация технологий (механической и информационной), которая движется через ранее непреодолимые барьеры.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 281; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь