Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Аппадураи: информационное общество и проблема самоконструирования субъекта



Аппадураи рассматривает субъекта информационного общества как продукт работы воображения.

Развивая идею «меньшинств», он говорит о " воображаемых мирах", создаваемых лицами и группами. Многие люди живут в таких мирах, что дает им возможность противостоять " воображаемому миру" официального разума и предпринимательского мышления.

По Аппадураи, именно воображение является основным инструментом конструирования индивидуума в культуре информационного общества. В нем воображение отрывается от обособленного пространства искусства, мифа и ритуала и включается в логику обыденной жизни, превращается в достояние каждого человека.

Восприятие технически воспроизводимых образов масс-медиа не только унифицирует способы восприятия мира и упрощает процесс познания, но и стимулирует деятельную реакцию людей, давая им новые сценарии, нарративы и возможность выбора жизненных проектов.

С возрастанием воздействия электронных средств коммуникации расширяется спектр жизненных шансов, а следовательно, – возможность выстраивания индивидуальности каждого отдельного человека.

Аппадураи не идеализирует этот процесс, не приписывает " силе воображения" неограниченных возможностей, но лишь подчеркивает значение того, что современный человек, находящийся даже в самой трудной жизненной ситуации, способен проводить различия между " реальными условиями своего существования" и тем, что он " в состоянии вообразить", не сводя свою жизнь к " наличному порядку вещей". Если ранее традиции предоставляли лишь строго ограниченный набор образов, идей и моделей личного поведения, а практики, связанные с фантазией и воображением были уделом лишь особо одаренных личностей, действующих в областях искусства или созерцательной жизни, то в настоящее время огромное (и всё увеличивающееся) количество людей– независимо от места их проживания и уровня грамотности – в своей повседневной жизни сталкивается с всё возрастающим числом образцов.

Ульрих Бек: смена культурного проекта внутри модерна

По Ульриху Беку, наличная ситуация может быть описана как конец " Первого модерна", индустриально-общественного, национально-государственного проекта, для которого характерны следующие основные черты:

(1) отождествление культуры с национальным государством;

(2) идеал нормального общества полной занятости, т. е. представление о нормальности трудовых отношений со стандартизированными трудовыми биографиями;

(3) наличие небольших семей с традиционным разделением труда между мужчинами и женщинами;

(4) устойчивость культурных универсалий как " базовых допущений" – существуют ясные границы между природой и обществом; между нами и другими; жизнью и смертью; знанием и незнанием".

Все эти " базисные институты" и " базовые допущения" пришли в движение и выступают во множестве разнообразных конфигураций, которые позволяют говорить о смене культурного проекта внутри модерна.

Ульрих Бек: основные черты нового культурного проекта

(1) происходит плюрализация понимания культурной общности: нормативными становятся новые индивидуализированные констелляции, основанные на признании инаковости Другого. Они не могут больше объединяться и интегрироваться заданными нормами, иерархиями и формами организации, но определяются дезинтеграцией, то есть " рискованной свободой";

(2) на место образцовой монополии " нормальной работы" приходит плюрализация форм занятости;

(3) на место модели " нормальной семьи" приходит признанная плюрализация форм семейной жизни;

(4) устойчивость «базовых допущений подвергается сомнению».

 

 

54. визуальные произведения искусства 20 века

Визуальный поворот» в современной культуре

Появление визуальных технологий и распространение визуальных продуктов привело к тому, что визуальность перестала восприниматься как вторичное или подчиненное измерение культурной практики.

«Новая вещественность» фотографии, кино и телевидения, отличная от традиционных форм бытия художественных практик, изменила: (а) конвенции визуальной репрезентации и художественной образности; (б) культурные практики видения.

В результате «визуального поворота» визуальная культура стала не просто частью повседневной жизни, но и самой повседневностью.

Немецкий мыслитель Вальтер Беньямин (1892–1940) является одним из создателей концептуального языка для осмысления визуальной культуры XIX–XX вв.

Беньямин первым проблематизировал (а) неограниченные возможности технического репродуцирования, (б) исчезновение границ между копией и оригиналом, (в) разрушение " ауры" произведения искусства, (г) изменение восприятия реальности в эпоху господства визуальных текстов.

Фотография

Фотография – не просто техническое новшество, но принципиально иной способ взаимодействия человека с окружающим миром и новая визуальная практика. Она кладет начало цепной реакции распространения средств технического воспроизведения и открывает новую эпоху, строящую принципиально иные отношения с природой, человеческим телом, временем, историей.

Эксперименты по фиксированию фотографического изображения завершились в 1826 г., когда Нисефор Ньепс с помощью камеры-обскуры получил на металлической пластинке, покрытой тонким слоем асфальта, вид из окна своей мастерской. В 1835 г. Уильям Тэлбот использовал негативно-позитивный метод работы с бумажными негативами, отпечатки с которых можно было бесконечно размножать, что положило начало современной фотографии. В 1835 г. Луи Дагерр открыл проявляющее действие паров ртути на скрытое фотографическое изображение, в 1839 г. сделал об этом официальное сообщение в Лондонском королевском обществе.

Первые фотографические изображения подражали композициям натюрмортов, пейзажей и портретов, однако вскоре фотографы стали активно использовать возможности фотографии, связанные со спецификой ее природы.

Ролан Барт: «Сamera lucida: Комментарий к фотографии»

«Сamera lucida: Комментарий к фотографии» (1979) Ролана Барта (1915–1980) – одно из первых фундаментальных исследований природы фотографии. Выясняя, благодаря какому существенному признаку фотография выделяется из всей совокупности изображений, Барт исследует феномен фотографии с точки зрения оператора (оperator), зрителя (spectator) и фотографируемого субъекта (spectrum).

В плане техническом фотография находится на пересечении двух качественно различных процессов: первый из них – химический и связан с воздействием света на некоторые вещества; второй – образование изображения с помощью оптического устройства – носит физический характер.

Фотография в понимании Зрителя (Spectator'а) имеет своей основой химическое излучение объекта, а с точки зрения Оператора (Operator'a) связана со зрением, скадрированным отверстием в затворе камеры-обскуры.

Зритель: спецификация фотографии

Исследуя спецификацию фотографии, Барт выделяет ее фундаментальные характеристики – studium и punctum.

Studium обозначает культурную, языковую и политическую интерпретацию фотографии, рunctum – сугубо личный эмоциональный смысл, позволяющий установить прямую связь с фотоизображением.

Зрителя поражает то, что фотография воспроизводит имевшее место, что она не отличается от своего означаемого непосредственно, как это происходит со всеми другими изображениями.

Начиная с середины XIX века производится «конструирование» «нового искусства», ориентированное на убежденности в его: а) способности к механическому воспроизведению натуры; б) способности к миметическому «совершенству», воссозданию мельчайших подробностей реальности, которые человеческий глаз не в состоянии заметить.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 288; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь