Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Основные методы исследования. Состав современного культурологического знания.



Основные методы исследования. Состав современного культурологического знания.

1.Диахронический метод заключается в изложении явлений, фактов, событий мировой и отечественной культуры в хронологической последовательности их появления и протекания. 2Синхронический метод состоит в совокупном анализе двух или нескольких культур на определенном этапе их развития, с учетом существующих взаимосвязей и возможных противоречий3. Сравнительно - исторический метод состоит в сравнении разных культур. Он позволяет устанавливать повторяемость культурных явлений, присущих разным историческим эпохам и социальным системам. 4. Структурно - функциональный метод заключается в разложении изучаемого объекта на составные части и выявлении внутренней связи, обусловленности, соотношения между ними, а так же определении их функций.5.Семиотический метод предполагает рассмотрение культуры как знаковой системы. 6.Метод моделирования связан с созданием модели определенного периода в развитии культуры. 7.Биографический метод заключается в анализе жизненного пути деятеля культуры.

Культурология как самостоятельная наука использует различные принципы изучения культуры. Укажем на два важнейших из них: 1. Принцип историзма состоит в том, что все явления, события, факты культурного процесса нужно рассматривать в контексте того исторического времени, тех условий (социальных, экономических, политических, нравственно - психологических и др.), в которых они происходили. 2. Принцип целостности заключается в том, что изучение любого периода, этапа в развитии культуры должно включать в себя все многообразие явлений, событий и фактов культуры

Культурология включает два основных раздела: - теоретическую культурологию; - эмпирическую и прикладную культурологию.

К теоретическому уровню относятся все виды познания культуры, которые обеспечивают разработку и построение научной теории культуры

Эмпирический уровень дает наиболее конкретное, детальное и многообразное знание о культуре. Прикладная культурология использует фундаментальные знания о культуре в целях решения практических задач

Морфология культуры.

Морфология Культуры - раздел наук о культуре (культурологии социально-научного направления), в рамках которого изучаются формы и строение отдельных артефактов и их объединений (паттернов, культурных конфигураций) в синхронном и диахронном планах их существования, закономерности строения и процессы формообразования искусств, объектов. В генерализованном смысле - это изучение строения искусств. среды существования человека в связи с реализацией фундаментальных форм жизнедеятельности.Морфологическое изучение культуры предполагает следующие направления исследования культурных форм и артефактов: генетическое - порождение и становление культурных форм; микродинамическое - динамика культурных форм в пределах жизни трех поколений (непосредственно трансляция культурной информации); историческое - динамика культурных форм и конфигураций в исторических масштабах времени; структурно-функциональное - принципы и формы организации культурных объектов и процессов в соответствии с задачами удовлетворения потребностей, интересов и запросов членов общества; технологическое - распределение культурного потенциала в физическом и социокультурном пространстве и времени.Морфология культуры в общем виде представляет собой различные формы, составляющие бытие культуры, и рассматривает способы их взаимодействия. К ним относятся миф, религия, искусство, наука. Первоначально, на стадии первобытной культуры, эти составляющие культуры существовали неразрывно, образуя так называемый первобытный синкриз. В процессе развития культуры данные формы обрели самостоятельность.Миф представляет собой самый первый донаучный пралогичный способ осознания и освоения мира и человека в нем. Мифологическое сознание основано на понимании единства человека и природы. Важнейшей чертой мифологического сознания является его образность и метафоричность.Главной отличительной особенностью религиозного сознания является вера в сверхъестественное, чудо, непостижимое рациональным путем.Параллельно с мифом и религией в культуре существует искусство. В искусстве человек, прежде всего, тяготеет не к выражению чувственной оболочки бытия, а к надматериальным духовным сущностям, являющимся нам в форме искусства. Искусство не есть отражение жизни, но ее преображение. Это создание новой реальности, не сводимой до конца к эмпирической действительности. Искусство является единственным морфом культуры, где вдохновение и фантазия художника не имеют ограничений.

Наука - самостоятельная форма культуры, основанная на объективности, достоверности и истинности получаемых знаний на основе рационалистических методов. Первоначально, наука существовала как эмпирическое знание, возникшее из необходимости понимания и освоения окружающего мира. Типология культуры. Типология - это “научный метод, основа которого - расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной модели или типа; используется в целях сравнительного изучения связей, функций, отношений, уровней организации объектов”.Важным отличием типологии от классификации является то, что в первом случае исследователь проводит разделение, исходя из некоего им созданного идеального принципа, а не на основе естественных предпосылок (иногда - квазиестественных), как в случае классификации. Основными логическими параметрами культурологической типологии являются диахрония - синхрония и линейность - дискретность. Диахрония реализует исторический подход к типологии культуры, рассматривая ее в системе пространства-времени, горизонтали и вертикали.

Линейный подход видит в истории культуры непрерывную неразомкнутую цепь развития, тогда как дискретный подход реализует идею о прерывистости мирового культурно-исторического процесса.

Вероятно, одна из первых типологий представлена в книге пророка Даниила из Ветхого Завета, где автор выделяет пять царств: “золотое” (Ассиро-Вавилонское), “медное” (Персидское), “железное” (Македонское), “глиняно-железное” (Римское) и последнее - Царствие Небесное, “которое вовеки не разрушится, оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно”.

7. Цивилизация: определение сущности. Соотношение понятий культура и цивилизация. Культурная картина (образ) мира. Исторические и локальные цивилизации.

Термин ʼ ʼ цивилизацияʼ ʼ введён сравнительно недавно – около двух столетий назад – французскими просветителями для обозначения гражданского общества, в котором царствуют свобода, справедливость, правовой строй. Но вскоре этому быстро привившемуся понятию стали придавать совершенно другие значения. Так, американский этнограф XIX в. Л.-Г. Мó рган, а вслед за ним и Ф. Энгельс определяли цивилизацию как стадию развития человеческого общества, которая наступила вслед за первобытными дикостью и варварством и характеризовалась возникновением частной собственности, классов и государства. Английский историк и социолог А. Д. Тó йнби, используя термин ʼ ʼ цивилизацияʼ ʼ во множественном числе, выдвинул теорию круговорота сменяющих друг друга локальных цивилизаций, представлявших собой динамичные культурно-исторические системы. Английский этнограф XIX в. Э. Тá йлор не делал различий между понятиями ʼ ʼ культураʼ ʼ и ʼ ʼ цивилизацияʼ ʼ, полагая, что они обозначают ʼ ʼ знания, верования, искусства, мораль, законы, обычаи и другие иные способности и привычки, приобретённые человеком как членом обществаʼ ʼ.

Соотношение понятий культура и цивилизация.

Различие культуры и цивилизации наметил уже И. Кант, который в сочинении " О предполагаемом начале человеческой истории" ставит в полемике с Ж.Ж. Руссо вопросы: что такое цивилизация и вправе ли человек отказаться от нее? Кант считает, что цивилизация начинается с установления правил человеческой жизни и поведения. Цивилизация ограничивает врожденный эгоизм людей. Цивилизованный человек - тот, кто не чинит неприятностей другому, принимает его в расчет, при этом вежлив, обходителен, тактичен, внимателен, уважает человека в другом. Культура же есть деятельность, в которой человек реализует свою сущность и субъективность, суть условие его свободы. Культура состоит в общественной ценности человека, а также в обретении им способности целеполагания. Высшая ступень развития культуры заключается в развитии способностей и моральном совершенстве человека, которое проистекает единственно из уважения к нравственному закону, а не только из эмпирической склонности к его выполнению. Цивилизация как достаточно высокая ступень овладения силами природы, несомненно, содержит в себе мощный потенциал научно-технического прогресса и способствует повышению качества и уровня жизни людей, более комфортному их существованию.Понятие цивилизации поэтому чаще всего видится в этих культурно-нейтральных по своей внутренней природе результатах развития техники и экономики, которые можно использовать в самых разных целях, понятие же культуры сближается с понятием духовного прогресса. Цивилизация - это созданный и преобразованный человеком мир внешней социальности и внеположенных ему материальных объектов, культура - внутреннее достояние самого человека, его духовная экзистенция, достигнутая степень внутренней свободы.

В понимании природы и сущности процессов, относящихся к цивилизации, в XX в. конкурировали несколько основных методологических подходов:

1) цивилизационный (на основе упоминавшегося локально-исторического);

2) историко-стадиальный:

а) формационный (марксистский), согласно которому любая цивилизация проходит в своем развитии пять общественно-экономических формаций - первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую;

б) технократический (теория постиндустриального общества);

3) всемирно-исторический, представители которого (К. Ясперс, Д. Уилкинс) считают, что только на определенном этапе развития отдельных цивилизаций возникает феномен всемирной истории и начинается процесс становления единой цивилизации. К. Ясперс таким этапом считает " осевое время" - период между 800 и 200 гг. до н.э., когда независимо друг от друга в разных местах - в Индии, Китае, Персии, Палестине и Древней Греции - возникает универсальная интеллектуально-нравственная основа всего человечества, появляются духовные движения, сформировавшие тот тип человека, который существует и поныне.

С точки зрения теории постиндустриального общества - наиболее распространенного сегодня инструмента социального анализа - современный мир оказывается разделенным на три группы цивилизаций. Первая группа - собственно постиндустриальные общества - Западная Европа, США, Канада, Япония. Вторая группа - страны так называемого догоняющего развития - Восточная Европа, Россия, Юго-Восточная Азия, Китай с относительно развитой промышленностью и обладающие отдельными характеристиками постиндустриализма. Третья группа - развивающиеся страны Африки, Азии, Латинской Америки, выступающие в основном источником сырьевых ресурсов для первой группы.

Исторические и локальные цивилизации.

Локальные цивилизации – большие исторически сложившиеся общности, которые занимают определенную территорию и имеют свои особенности социально-экономического и культурного развития. Они могут совпадать с границами государств (китайская), могут включать в себя несколько государств (западноевропейская цивилизация).

Мировые цивилизации (исторические) – этап в истории человечества, характеризующийся определенным уровнем потребностей, способностей, знаний, технологическим и экономическим способом производства. Смена мировых цивилизаций выражает поступательное движение исторического прогресса. Основные типы цивилизаций в истории человечества: древневосточная, античная, средневековая, индустриальная, современная восточная, российская.

Культурная картина мира

Термин картина мира был введен впервые Людвигом Витгенштейном в " Логико-философском трактате", но в антропологию и семиотику он пришел из трудов немецкого ученого Лео Вайсгербера.

В различных культурах люди по-своему воспринимают окружающий мир и тем самым создают неповторимый образ этого мира, свое особое представление о нем, получившее название «культурная картина мира».

Таким образом, культурная картина мира – это совокупность рациональных знаний и представлений о ценностях, нормах, нравах, менталитете собственной культуры и культурах других народов. Эти знания и представления придают культуре каждого народа самобытность, благодаря чему становится возможным отличать одну культуру от другой.

Понятие «культурная картина мира» употребляется в узком и широком смысле слова. В узком смысле в культурную картину мира входят первичные интуиции, национальные архетипы, способы восприятия времени и пространства, очевидные, но недоказанные утверждения, вненаучные знания. В широком смысле наряду с перечисленными элементами в культурную картину мира включают также и научные знания.

ервичная картина мира представляет собой интуитивные представления, значения и смыслы как выражение особенностей определенной культуры. ультурная картина мира складывается из ясных, осмысленных и очевидных представлений, неосознанных значений, личностных смыслов, а также опытов, переживаний, мотивов и оценок. Другими словами, она сводится к набору сведений и данных. С этой точки зрения можно выделить научную, эстетическую, религиозную, этическую, правовую и другие подобные картины мира.

Содержание культурогенеза состоит в создании культуры как в не биологического механизма наследования опыта выживания, в выработке внеприродных структур для сохранения и использования этого опыта.

В каменном веке выделяется 3 (иногда 4) эпохи:

· палеолит (древний каменный век) который, в свою очередь, подразделяется на ранний (нижний), средний, поздний (верхний) палеолит; для данной эпохи характерно преобладание грубых кремниевых рубил; лишь в конце ее появляются специализированные и составные орудия: скребла, ножи, топоры; период верхнего палеолита (от 40-45 до 12-10 тыс. лет до н.э.) отмечен появлением «реалистической» наскальной живописи, а также изготовлением женских фигурок из кости, камня и глины с подчеркиванием вторичных половых признаков (так называемых «палеолитических Венер»);

· мезолит (средний каменный век), переход к которому ознаменовался появлением орудий с применением микролитов (мелких камней) – копья, лука и стрел; переходом к оседлому образу жизни; умением изображать многофигурные композиции;

· неолит (новый каменный век), когда состоялся окончательный переход к земледелию и скотоводству (так называемая «неолитическая революция», термин Г. Чайлда, введенный в 1930-е гг.); были освоены операции шлифования и сверления камня и дерева; освоение технологии обжига глины привело к появлению керамики;

· в конце каменного века появляются орудия из меди, что дает основания некоторым археологам выделять особую стадию энеолита, или халколита

В первобытной истории выделяются следующие этапы:

· этап праобщины (первобытного человеческого стада), для которого характерно появление целеполагающей орудийной деятельности и первых, хотя и аморфных, производственных коллективов; это время архантропов и палеоантропов (нижнего и среднего палеолита);

· этап первобытной общины (рода и родовой общины), когда получают отчетливое выражение все основные черты первобытнообщинного строя; этот период охватывает время от палеоантропов и неандертальцев (средний палеолит) до неолита;

· этап классообразования (распада общинно-родового строя), когда общинная собственность начинает вытесняться обособленной собственностью, уравнительное распределение замещается трудовым, общинно-родовые связи уступают место общинно-соседским; зарождаются частная собственность, общественные классы и государственность; этот период начинается временем позднего неолита и века металлов и завершается с появлением классовых обществ и государств.

Вопрос 2

Источниками и способами изучения культуры первобытности являются: 1) интерпретация археологических находок как прямых свидетельств древнейшей культуры; 2) изучение культур реликтовых обществ (обществ, находящихся на первобытной стадии развития); 3) изучение атавистических форм в современной культуре (ритуалы, обряды, суеверия и т.д.); 4) создание научных гипотез, теоретизирование, представляющее собой «прыжок» через информационную недостаточность, в том числе и методом «опрокидывания» (экстраполяции) фактов более поздних культур в первобытное прошлое.

Наиболее трудную задачу представляет реконструкция первобытной картины мира. Во-первых, первобытная культура охватывает огромный промежуток времени, на протяжении которого ментальность людей претерпевала существенные изменения. Во-вторых, картина мира не могла не отражать те или иные локальные особенности, которые не просто отделить от универсалий. В-третьих, мы не располагаем достаточным количеством фактов, которые позволяли бы восстановить основные черты доисторического менталитета с высокой степенью достоверности.

Важнейшей чертой первобытной культуры был ее синкретичный (нерасчлененный) характер , что отражало единство всех сторон человеческой жизни и деятельности. Поэтому по отношению к первобытности преждевременно говорить об отдельных сферах культуры, таких как производство, искусство, религия и т.д. Все они еще не выделились из единого комплекса, в котором практическая, утилитарная деятельность переплетается с зачатками научных знаний, эстетическими, религиозными, этическими элементами. Аспектуализация первобытной культуры достаточно условна и отправляется, главным образом, от членения на сферы культур более поздних типов.

Древнекитайская цивилизация

История Китая насчитывает начиная с периода неолита семь тысячелетий. Почти треть её занимает эпоха древнекитайской цивилизации, одной из древнейших цивилизаций мира. Она восходит к рубежу III-IIтыс. до н.э. когда в бассейне реки Хуанхэ возникли первые протогородские культуры. Концом её считается крушение империи Хань (220 г. н.э.). Она распалась на три царства, в которых активно шёл процесс феодализма. До этого периода императоры старейшей и младшей династии Хань сохраняли единство, могущество и целостность Китая.В Китае постоянно шёл процесс борьбы за власть. К середине 1 тыс. до н.э. появилась карта, где от почти 200 государственных образований осталось менее 30. Среди них выделялись «семь сильнейших» - Цинь, Янь и Чу, Вэй, Чжао, Хань и Ци, находящихся в политической борьбе.Среди китайских мудрецов особо выделяется Лао-Цзы – основатель даосизма. Лао-Цзы (буквально переводится – старый учитель) личность легендарная, по преданию родился в 604 г. до н.э., жил около 200 лет. Более всего его учение направлено на духовное совершенствование человека, следование космическим законам и нравственности. Примерно в IIIв. до н.э. появилась его книга «Дао-дэ-цзын», содержащая богатый культурный подтекст, учит человека созерцать и следовать природе.Конфуций (551-479 до н.э.) – китайский философ, государственный деятель, религиозный мыслитель. Он имел более 3000 учеников, 12 из них находились при нем постоянно. Он много странствовал, не смотря на опасности. Записок после себя Конфуций не оставил, но известны его изречения: Чего не желаешь себе, того не делай и другим.Египтяне считались самым религиозным народом древности. они обожествляли природу, животных (крокодила, быка, кота). Египтяне имели кроме местных богов общих

Древнеегипетская цивилизация погибла около двух тысяч лет назад. В качестве доминантов художественной культуры имеем сохранившиеся до наших дней пирамиды, храмы, дворцы, статуи богов, сфинксы, изваяния фараонов. Египет считается колыбелью зарождения мировой культуры.

Древнегреческая цивилизация, ее история, культура и искусство прошли несколько периодов развития:

1. «Гомеровская Греция» (12-8 вв. до н.э.) – время распада родовой общины и зарождения рабовладельческих отношений.

2. Архаик – период образования рабовладельческих государств (7-6 вв. до н.э.).

3. Классика – период расцвета греческих городов-государств (5-4 вв. до н.э.).

4. Эллинистический период (конец 4-1 вв. до н.э.) – период образования больших империй.

В Греции с 776 г. до н.э. стали устраиваться Олимпийские игры, на которые допускались только греки. Они проводились раз в 4 года, на юге Греции в Олимпии. Также формируется полис как особый тип общины, существование индивида вне полиса было невозможным. Полис имел военную организацию. Из Олимпии во все города отправлялись вестники, приглашали принять участие в Олимпийских играх. На этот период объявлялось перемирие, все враждебные действия прекращались.

Древние греки дали миру великую культуру во всем ее многообразии, традици

Древнеиндийская цивилизация в историю вошла под названием цивилизация долины Инда, которую часто называют страной мудрецов.К 2300г. до н.э. цивилизация достигла высокого уровня.

Наработки и богатства древнеиндийской культуры настолько велики, настолько живучи, что стали неотъемлемым компонентом культуры не только современной Индии, но и современной мировой цивилизации.

Древнеяпонская цивилизация достаточно молода и не оказала видного влияния на древнюю и средневековую культуру других регионов. Её значение в другом.

Древнеяпонская цивилизация до IIIв. до н.э. называлась культурой Яей.

По археологическим находкам удалось выделить характеризующие признаки данной культуры:

· наличие устойчивых, централизованных общин;

· господство поливного рисового земледелия, разведение риса удалось зафиксировать еще во 2 половине 4 века до н.э.,

· наличие технологии изготовления больших орнаментированных бронзовых колоколов, зеркал и орудий труда, глиняной пластики.

· известен курганный способ захоронения.

· характерны мифологические летописания, чайные церемонии, развитие военно-спортивного и садово-паркового искусства, театра (но, кабуки, бунраку), развитие поэзии и живописи.

· характерно раннее создание государственности.

· наличие общей единицы веса на всей территории.

Древнеяпонская цивилизация проходила этап упорного плодотворного ученичества, заимствования у других народов, сохраняя при этом преемственность по отношению к достижениям собственной культуры.

Цивилизация народов Майя. Майя - это народ, создавший цивилизацию на полуострове Юкаса в зоне джунглей. По преданиям майя пришли на территорию теперешней Мексики из Гондураса и Гватемалы. До этого они уже обладали единой и древней культурой.

Античность как тип культуры и цивилизации. Время и место становления Античности. Европейская цивилизация Античности, ее типологическая характеристика, культурная картина мира. Особенности культурной практики Др. Греции и Др. Рима.

Античность оставила в наследство мировой культуре опыт демократического устройства общества и богатейшее мифотворчество, величайшие произведения литературы и искусства, законы гармонии и красоты человеческого тела, точность математических доказательств и разнообразие философских идей, свободу духа и обретение христианской веры. Античная культура (культура древних Греции и Рима) стала фундаментом всей европейской цивилизации. Именно к ней восходят литературные жанры и философские системы, принципы архитектуры и скульптуры, основы астрономии, математики, естествознания, определившие облик культурной Европы. Античность, тысячелетняя культура которой накопила бесценные и непревзойденные сокровища человеческого духа, обладает уникальным выразительно-чувственным, «телесным» характером и сохраняет необычайно притягательную силу для ее потомков.

В начале I тысячелетия до нашей эры ведущая роль в общественном развитии переходит от древневосточных цивилизаций до нового культурного центра, возникший в Средиземноморье и получил название античная ци ивилизация К античной цивилизации относят историю и культуру Древней Греции и Древнего Рима Эта цивилизация базировалась на качественно иных социально-экономических и политических принципах, чем цивилизации хранилище ду, и оказалась значительно динамической от ниих.

Античность является культурным и историческим фундаментом современной Европы Огромное культурное наследие древней Греции и Рима вполне справедливо считается колыбелью европейской цивилизации Именно античный и мир заложил основы европейских философских, правовых, политических, художественных и научных систем, которые возникли намного позднееше.

Эпоха античности начинается с образования греческих полисов - городов-государственная начале I тысячелетия до нашей эры и заканчивается с падением Римской империи в В веке нашей эры

ражданская община объединяла полноправных свободных граждан, каждый из которых имел право на земельную собственность и на участие в решении государственных вопросов Такая форма организации социальной жизни опреде ила шкалу основных ценностей античного общества:

- идеал первоочередной значимости гражданской общины как основы блага отдельного человека;

- идея верховной власти народа;

- ориентация на земные интересы; в античном мировоззрении нет идеи бога-творца, стоит вне мира и устанавливает неизменный и вечный мировой и социальный порядок (как это имело место у восточных народов);

- в отличие от культур Востока с их теоцентризмом античная культура обращена к человеку, который находится в центре внимания философии и искусства

Общественное сознание античного полиса носила в основном рациональный характер Мир воспринимался как реальный, хотя признавалось сверхъестественное и это имело существенное влияние на различные стороны жизни Поэтому при характеристике античной культуры необходимо проанализировать религиозные представления древних греков и римлян

Культура Древней Греции является истоком античной культуры Древние греки создали культуру, которая была названа в более позднее время \" греческим чудом\" Почти каждое завоевание греческой культуры достигло таких высот, что легло в основу многих х сторон европейской культуры в самых разных ее сферах

На территории Древней Греции существовало несколько сот полисов В среднем каждый из них занимал территорию не более 300 квадратных километров и примерно имел 10-15 тыс. населения Один из крупнейших поле ИСов афинскойкий.

Дух состязательности полемичности (агональности) - другая важная черта греческой культуры Он проявлялся во всевозможных соревнованиях - спортивных олимпиадах, соревнованиях поэтов, музыкантов, художников, боях гладиаторов, публичных изм маганнях ораторов и философских дискуссиях мудрецов, в бурной политической жизни античного общества Для грека и римлянина не было ничего почетного, чем стать победителем в любом соревнование

В греческой мифологии боги человечны и человекообразные Поэтому среди различных мифологий мира греческий стала наиболее привлекательной Греческая олимпийская религия антропоморфная Боги часто ведут себя как простые смертные, поэтому в мире олимпийской религии человек чувствовал себя достаточно комфортно

Период наивысшего расцвета греческой культуры (V в до не) связан с наивысшим расцветом полисной жизни и всех других явлений культуры

Культура Древнего Рима

Культура Древнего Рима стала завершающим этапом в развитии античной культуры В эволюции древнеримской культуры выделяют следующие основные периоды: царский (УШ-II вв до не), период Римской республики (510 г до не - 31 г до не) эпоха Римской империи (31 г до не - 476 р не)

Римская античность восприняла многие элементы древнегреческой культуры Так, римская мифология значительной степени повторяет греческий: в нее включены олимпийские боги, часть из которых отождествляется с римскими и носит их имена Архитектура Рима использует греческие ордерные формы В римской философии эклектически сочетаются принципы различных учений греческих мыслителей

Суровая реальность требовала от граждан не только железной воинской дисциплины, но и осознание того, что в защите своего государства они могут полагаться только на собственные силы Поэтому в римской мифологии ее боги, как считали римляне, лишь помогали им победить своих врагов, выражая этим свое особое расположение к Риму Именно он, его непобедимый народ и герои, которые существовали реально и за гибли в борьбе за его славу и величие, находятся в центре мифологии Древнего Рима.

В эпоху римской античности достигают высокого уровня развития ораторское искусство (Гай Гракх, Цицерон), историческая наука (Диодор Сицилийский, Тацит, Плутарх), естествознание (Плиний Старший)

Древний Рим занимает ключевое место в истории европейской и мировой культуры Став огромным государством, соединив достижения всех цивилизаций Средиземноморья, привлекая к экономической, правовой и административной системы империи комплекс европейских народов, Древний Рим непосредственно сформировал основы европейской культуры Именно здесь произошло формирование развитой самосознания личностити.

В целом важнейшими культурными достижениями древних римлян, которые они, развив заимствованное у греков, передали Западной Европе, были: тщательно разработанная система права и система государственной организации (в частности принцип разделения властей); принципы демократии и гражданской ответственности.

Культурная картина мира.

Представление Античности о бытийном универсуме было заложено в древнегреческой культуре и связывалось с идеей порядка, поскольку передавалось понятием «Космос». В этом понятии заключалось видение мира как определенным образом упорядоченной системы (греч. kosmos означало и «вселенная», и «царящий во вселенной порядок»).

Античному хронотопу свойственно представлять бытийное пространство как огромное, самодостаточное, самозамкнутое, «сферически» завершенное, а время – как исторически изменчивое и вместе с тем циклически повторяющееся бытие.

В целом культурное сознание античных европейских народов, сохраняя такую черту, как традиционализм, обогащается рефлексией. Это приводит к тому, что дорефлексивное мифологическое сознание уступает место рефлексивно-мифологическому (историческому, философско-научному, религиозному, художественному).

Модель человека.

В античной картине мира человек не занимал того привилегированного положения, которое позднее определила ему новоевропейская культура; здесь не Космос «служит» человеку, но человек – Космосу, точнее – тем надындивидуальным и надчеловеческим принципам, которые вечны и объективны. Иначе говоря, античная культура имеет не субъектную, а объектную ценностную ориентацию.

Античная личность – еще не личность в привычном нам значении этого слова. Она строит себя не по принципу соотнесения с другими, духовно неповторимыми личностями, а по принципу соотнесения себя как части с коллективным целым.

Если культурными героями архаики были боги и цари, то культурным эталоном античной эпохи становится человек, отстаивающий свое право на относительную индивидуальную свободу. Античный герой имеет наполовину божественное происхождение, но ему уготована судьба не бога, а человека.

Ценностная система Античной культуры.

Гармония, красота, разум, свобода, истина, общинность– важнейшие ценностные приоритеты греко-римской культуры.

Красота – внешний, зримый сигнал гармонии, поэтому стремление к прекрасному тождественно поиску гармонически совершенного. Внешняя красота никак не противопоставляется красоте внутренней, поскольку первое есть продолжение второго.

Т.о., греческая и римская культура создала каждая свой собственный вариант культурного героя: греческая – архетип Мастера, Мудреца, Атлета; римская – Воина и Гражданина.

18. Культурогенез европейского Средневековья, его хронология и география, внутренние и внешние факторы образования, локальные варианты. Типологическая характеристика европейского Средневековья, культурная картина мира и ее отражение в культурной практике.

Российская и западная медиевистика считают началом средневековья крушение Западной Римской империи в конце V века. Наиболее верным является рассмотрение средневековья одновременно и как всемирного процесса, и как явления, имевшего в каждой стране свои особенности и свой период. Например, если итальянские историки считают началом нового времени XIV век, то в России начало новой истории принято относить к концу XVII и первым десятилетиям XVIII века. Очень трудно систематизировать в рамках европейского средневековья, например, историю государств Азии, Африки, доколумбовой Америки. Разногласия в хронологии эпохи и невозможность применения термина средневековье ко всем государствам мира подтверждает его условный характер.

Средневековье условно делится на три основных периода: Раннее средневековье (конец V — середина XI веков). Высокое, или классическое, средневековье (середина XI — конец XIV веков). Позднее средневековье или раннее новое время (XIV—XVI века).

У истоков средневековой Европы находились Западная Римская империя и мир варварских (германских, кельтских и славянских) племен, которые разрушили эту империю в эпоху великого переселения народов (IV–VI вв.). Помимо бывших западных провинций Рима в орбиту средневековой цивилизации попали Шотландия и Ирландия, Дания и Скандинавские страны, западно-славянские народы (хорваты, чехи, словаки, поляки и др.), народы Прибалтики, венгры.

Особенно значимым было воздействие византийской и арабской культур. Они могут быть отнесены к внешним источникам формирования культуры средневековой Европы. Внутренние источники – римское и варварское наследие, а также христианство в его западной, католической форме.

Переход от античной древности к раннему средневековью связан с кризисом Римской империи, нарушением равновесия в отношениях этого государства с варварскими племенами, жившими за реками Рейн и Дунай. Зрелое средневековье – время, когда достигли полного расцвета все основные институты средних веков: феодализм как тип экономической и социальной зависимости крестьян от феодалов и феодалов друг от друга, римско-католическая церковь с ее духовным, культурным и общественным влиянием и т.д. Позднее средневековье – период разложения феодализма и всей средневековой культуры.

Локальные цивилизации: средневековый тип цивилизации и культуры представлен двумя разновидностями: латинский (католический) Запад (Западная Европа) и греческая (православная) Византия.

Ментальное ядро. Средневековый тип культуры и цивилизации выделяется на фоне предыдущего прежде всего по своему ментально-ценностному ядру. Средневековая «картина мира» в важнейших своих чертах задается христианским мировоззрением. Именно христианство сформировало новые смыслы природного и социального бытия, которые нашли выражение в особенной, непохожей на античную, культурной практике.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 684; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.063 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь