Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Романтический культурный герой



Если Просвещение создало образ положительного культурного героя, то идеал романтиков, как и культурный герой Ренессанса, необязательно должен быть положительным, но непременно должен являть образец величия и неукротимости духа; это герой, который прежде всего отражает тоску по идеалу, постоянно пребывает в духовном поиске.

Романтическая картина мира воплотилась в заметном многообразии культурных практик, главное место среди которых занимают художественная культура (преимущественно литература, театр, живопись, музыка, отчасти архитектура), философия (в том числе социальная) Ф. Шеллинга, Г. Гегеля, Ф.Р. де Шатобриана, А. Шопенгауэра, гуманитарные науки (филология, история).

Достигнув максимального проявления в первой трети XIX в., романтическая парадигма культуры имела свое продолжение в течение всего столетия и отчасти за его пределами в виде неоромантической линии. Однако на передний план выдвигаются теперь новые типы культурного сознания, наиболее значительными среди которых стали либерализм и эгалитаризм.

Либеральный тип явился порождением складывающейся индустриально-буржуазной культуры и продолжением ренессансной, протестантской и рационалистической парадигмы в новых исторических условиях. Либерализм исходит из атомизированной картины мира, ядро которой составляет сообщество индивидуально свободных, независимых, разноустремленных личностей, отношения между которыми строятся на принципах личной неприкосновенности, конкуренции, взаимных обязательств, прагматизма. Либеральное мировосприятие персоноцентрично, т.к. ставит во главу угла интересы отдельно взятой личности (vs романтизм).

Своего наивысшего расцвета либерализм достиг в Великобритании, странах «протестантской ориентации» (за исключением Германии), главным образом в политической и идеологической практике (идеи Милля, Спенсера, создание буржуазных партий). Он следует задаче создания «правового государства» и «гражданского общества», основанного на разделении властей, обеспечении политических прав всех без исключения граждан, экономическом саморегулировании (через механизмы конкуренции и рынка), свободном частном предпринимательстве, невмешательстве государства в частную жизнь.

Культурной парадигмой, составившей и альтернативу и антитезу либерализму, явился эгалитаризм. Будучи порождением модернизирующейся культуры, эгалитарный тип сознания представляет собой, как и романтизм, критическую рефлексию на нее.

Для эгалитарного мироощущения характерно стремление преодолеть чрезмерную атомизацию, крайний индивидуализм и разобщенность людей в обществе. В противоположность либерализму, эгалитарная картина мира социоцентрична, поскольку идеалом здесь является общество, способное обеспечить равное и свободное развитие каждого своего члена.

Ведущие ценности эгалитаризма – равенство, справедливое распределение общественного богатства, коллективизм, труд во имя всеобщего блага, этика братства.

Эгалитаристские умонастроения также нашли отражение в литературе и живописи критического реализма.

Социокультурная ситуация западноевропейской цивилизации в ХХ столетии. Главные противоречия западной модернизации.

Социальный экономический культурный европа художественный

XX столетие -- самое динамичное в истории человеческой цивилизации и это не могло не отразиться на всем характере его культуры.

В истории культуры XX в. можно выделить три периода:

1) начало XX в -- 1917 г. (острая динамика социально-политических процессов, многообразие художественных форм, стилей, философских концепций);

2) 20--30 гг. (коренная перестройка, некоторая стабилизация культурной динамики, образование новой формы культуры -- социалистической),

3) послевоенные 40-е гг. -- вся вторая половина XX в. (время формирования региональных культур, подъем национального самосознания, возникновение международных движений, бурное развитие техники, появление новых передовых технологий, активное освоение территорий, слияние науки с производством, смена научных парадигм, формирование нового мировоззрения). Культура -- это система, в ней все взаимосвязано и взаимоопределено.

В конце 20 века культура европейского типа распространилась и на другие континенты -- в страны Азии и Америки, а также в Австралию и Новую Зеландию В течение XX в. сформировались общие черты и тенденции, типичные для западной культуры в целом. Человеческая деятельность сформировала в уходящем столетии единую общечеловеческую культуру, которая включила в себя

- индустриализацию производства и массовое потребление;

- единые средства передвижения и передачи информации;

- интернациональную науку и доступное практически всем образование;

- стилевое и жанровое разнообразие в искусстве.

Западная культура XX в., основанная на предпринимательстве, исключительно мобильна и динамична. Ее главными героями являлись люди, занимающиеся бизнесом и умеющие делать деньги Их поведение отличало индивидуализм, практицизм, стремление к постоянному комфорту, успеху и обогащению. Вместе с тем западная культура XX в. была открыта для генерации новых идей, образцов, концепций, ориентации.

После Второй мировой войны, в условиях «холодной воины», между Западом и Востоком происходит более расширенное употребление понятия «тоталитаризм», которое содержит как политологическую, так и социологическую характеристику данного явления.

Не менее сложной проблемой ушедшего столетия стала и возможность самой жизни человека на Земле. XX в., с его большими и малыми войнами, революциями, слепой верой в научно-технический прогресс, не только стал временем массового уничтожения людей, но и подготовил сознание оставшихся в живых к разрушению цивилизации в целом. После окончания Второй мировой войны стало ясно, что международное сообщество должно совместно, согласованно разрешить ряд глобальных проблем (от фр global -- всеобщий; лат globus -- шар), затрагивающих его жизненные интересы.

К первоочередным из них относятся:

- защита здоровья людей от особо опасных массовых заболеваний и от негативных последствий научно-технического прогресса;

- обеспечение растущих потребностей мирового хозяйства в энергии и природных ресурсах и т. д.

- предотвращение угрозы войны с применением оружия массового поражения, сохранение и упрочение мира;

- установление справедливого порядка в экономических отношениях между народами;

- преодоление экологического кризиса, связанного с катастрофическими последствиями человеческой деятельности;

- обеспечение сбалансированного роста народонаселения;

Гуманитарная культура

Значительные изменения происходят и в культуре. Она начинает существовать в трех измерениях, распадаясь на три основные составляющие: гуманитарную, научно-техническую и массовую. Влияние гуманитарной культуре в целом падает, тем не менее, она сохраняется и продолжает развиваться. Важные изменения происходят в положении религии.

В 70-е годы - в связи с появлением идеологии неоконсерватизма - ее статус начинает заметно повышаться. Возникает движение за религиозное обновление, за возврат к традиционным, добуржуазным ценностям. Усиливается критика гедонизма потребления с его культом физических удовольствий и наслаждений.

Настоящий подъем переживает швейцарская литература, три представителя которой получили мировое признание: Г. Гессе, Ф. Дюрренмантт, М. Фриш. Первый известен, прежде всего, как автор романа-утопии «Игра в бисер». Ф. Дюрренмантт создал трагикомедию «Визит старой мамы» и пьесы «Физики», «Соучастник» и др., в которых затрагиваются острые проблемы современности. М. Фриш является автором романов «Гомо Фабер», «Назову себя Гантенбайн», а также философской повести «Человек появляется в эпоху голоцена».

В искусстве ее представляет главным образом реализм. По-прежнему удается поддерживать высокий уровень французской литературе. Среди множества имен можно выделить М. Дрюона, Э. Базена, Ф. Саган, Ж. Сименона. Первый приобрел широкую известность серией исторических романов «Проклятые короли». Романы Э. Базена «Ради сына», «Крик совы» посвящены социальной проблематике. Он также является автором психологического романа «Супружеская жизнь». Писательница Ф. Саган в последние годы принадлежит к числу самых популярных и читаемых. Она - автор лирических романов «Здравствуй, грусть», «Немного солнца в холодной воде», книги новелл «Нежный взгляд».

В английской литературе присутствует несколько течений. Литературу так называемых «сердитых молодых людей» представляют Дж. Осборн (р. 1922 г.), написавший пьесу «Оглянись во гневе», и Дж Брейн (р. 1922 г.), создавший роман «Путь наверх». Писательница А. Мердок в своих романах «Черный принц», «Море, море…» и др. классическую линию сочетает с психоанализом. В творчестве Г. Грина соседствуют разные жанры: психологический роман, политический и детективный. В американской литературе реалистическую тенденцию представляют К. Воннегут (р. 1922 г.), и Дж. Апдайк (р. 1932 г.). Первый написал романы «Колыбель для кошки», «Бойня номер пять» и др. Второй является автором романов «Беги, кролик, беги», «Кентавр» и др.

В Западной Европе, кик мы видели, в средние века такой еди­ный универсализирующий порядок обеспечивала католическая церковь. Переход к Новому времени сопровождался острыми про­тиворечиями, конфликтами и длительной враждой между разны­ми социальными сторонами, имевшими принципиально различ­ные духовные установки. Лишь постепенное утверждение буржу­азного строя с устойчивыми рыночными и правовыми механиз­мами регуляции отношений ослабило степень конфликта, хотя так и не устранило соперничества между нациями.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 470; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь