Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Динамика культуры. Линейные теории развития культуры.



Динамика культуры - изменения внутри культуры и во взаимодействии разных культур, для которых характерна целостность, наличие упорядоченных тенденций, а также направленный характер.

Первые научные представления о культурной динамике появились в XIX в. в рамках эволюционизма, ведущего направления в науке того времени. Правда, сам термин «динамика» еще не употреблялся.

Начиная с XX в., происходит расширение представлений о характере и направленности изменений в культуре. Теперь под изменениями понимают не только развитие, но и любые трансформации внутри культуры. К ним относят кризисы, возврат к старому, полное исчезновение и другое. Также начинают говорить о постоянных сдвигах и трансформации культурных форм, которые могут быть упорядоченными и неупорядоченными, интенсивными и слабыми, устойчивыми и неустойчивыми, ведущими к развитию или к кризису.Постепенно в ходе длительных исследований определился круг вопросов, которые рассматривались в связи с динамикой культуры - типы и формы (модели) культурных изменений, детерминанты и механизмы культурной динамики. В результате этих исследований учеными были предложены несколько моделей динамики культуры, рассматривающих ее как целостное образование, стремящихся не к изучению процессов качественных изменений внутри культуры, а лишь к описанию общей формы этих изменений.Модели (формы) динамики культуры

Циклическая модель - постоянное возвращение.Линеарная модель - эволюционный тип динамики культуры (движение от простого к сложному).

Девиантная модель.

Девиантная модель динамики культуры была сформулирована в рамках неоэволюционизма, на основе линеарной модели динамики культуры

Волновая модель.

Эта модель - сочетание циклической и линеарной моделей динамики культуры, соединяющая обратимые и необратимые процессы.

Синергетическая модель

Одним из последних открытий культурологии является синергетическая модель динамики культуры, созданная в результате применения моделей новой науки синергетики, занимающейся изучением самоорганизации простых систем, исследованием феноменов культуры.

Типы динамики культуры

1. Изменения, ведущие к смене духовных стилей, художественных направлений, ориентации и мод; территориальные перемены центров активной культурной деятельности; другие перемены, входящие в сферу истории культуры и ее ответвлений: истории искусства, литературы, моды и т.д.

2. Изменения, ведущие к обогащению и дифференциации культуры или отношений между разными ее элементами. Это формирование новых жанров и видов искусства, создание новых научных направлений, аналогичных явлений в других сферах культуры, вызванных как творческим процессом, так и внешним влиянием. Такие процессы никогда не охватывают всей культуры, а происходят в отдельных ее сферах или ряде сфер при сохранении устойчивых механизмов стабилизации культуры в целом.3. Культурный застой как состояние длительной неизменности и повторяемости норм, ценностей, смыслов и знаний, как приверженность общества неизменным традициям и резкое ограничение или запрет нововведений. Он может быть характерен как для культуры в целом, так и для отдельных ее сфер. Устойчивость обычаев, норм и стилей не обязательно означает застой, так как подразумевает сохранение самобытности данного общества, культурной традиции.4. Упадок и деградация культуры, связанная с ослаблением и устареванием каких-то элементов культуры, упрощением системы культуры, исчезновением составляющих ее частей, прежде устойчивых норм и идеалов.5. Кризис культуры, как разрыв между ослабленными или разрушенными прежними духовными структурами и институтами и формирующимися новыми, более отвечающими требованиям меняющегося общества. В зависимости от степени устойчивости духовной структуры кризис может привести к преобразованию или срыву в общественной регуляции.6. Преобразование, или трансформация культуры - появление нового состояния, возникшего под влиянием интенсивных процессов обновления, происходящих в данном обществе.

ЛИНЕЙНАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ (лат. linea — полоса, проведённая льняной бечевкой, от linum — лён) — концепция развития культуры, базирующаяся на общей идее социального прогресса.
В соответствии с данным типом социокультурной динамики, прямолинейность культурного прогресса предопределяет неизбежность прохождения каждым обществом всех необходимых стадий развития.
В рамках линейной концепции развития культуры выделяют два направления (соответствующие основным типам социокультурных изменений): эволюционное и революционное.
Эволюционная теория культуры зарождается в работах французских философов XVII в., которые, рассматривая историю человечества, впервые выделили понятия «цивилизованности» в противопоставлении «варварству», а также в работах американского учёного Л. Моргана (1818-1881), который в развитии общества выделил такие основные стадии, как дикость, варварство и цивилизация.
Сущность эволюционной концепции культуры состоит в представлении социокультурного развития общества как поступательного движения вперёд от примитивных к сложнейшим культурным формам и видам взаимодействий.
Так, анализируя культуру первобытного общества, английский исследователь Э. Тэйлор (1832-1917) приходит к выводу о том, что развитие каждого общества происходит прямолинейно — от простейших форм к более сложным.
Рассматривая факторы, влияющие на процесс развития культуры, другой английский учёный, один из основателей социологии, автор эволюционной концепции развития общества, Г. Спенсер (1820—1903) выделял в качестве главного фактора социокультурных изменений усложнение социальной структуры общества, а французский исследователь Э. Дюркгейм (1858-1917) усматривал причину изменений в разделении и специализации труда. Ф. Теннис (1855-1936), один из основателей немецкой школы социологии, рассматривал развитие общества как постепенный переход от традиционного типа к современному, который предопределяется изменениями в системе социальных связей и типах регулирования социальных отношений, а именно — переходом от регулирования общественных отношений на основе обычаев и традиций к государственному регулированию с помощью системы правовых норм.
К эволюционной теории культуры относят и концепции индустриального и постиндустриального общества.
Американский экономист и социолог У. Ростоу (р. 1916) в середине 60-х гг. XX в., исходя из изменений в характере производства и потребления, выделил в развитии общества традиционную и индустриальную стадии.
В1973 г. выдающийся американский политолог и социолог Д. Белл (р. 1919) выдвинул концепцию постиндустриального общества, согласно которой человечество проходит в своём развитии три стадии — доиндустриальную (или аграрную), индустриальную и постиндустриальную, каждой из которых соответствует определённый тип производства и уровень развития технологий — сельское хозяйство, промышленность и сфера услуг.
Для постиндустриальной стадии, которую называют информационной, а также технотронной (3. Бжезинский), технологической (Ж. Элюль) сверхиндустриальной или супериндустриальной (Э. Тоффлер), основными продуктами потребления становятся услуги и знания, а главными технологиями - информационные технологии.
К эволюционному направлению в научных концепциях развития культуры можно отнести и религиозный эволюционизм П. Тейяра де Шардена (1881-1955).
Современный неоэволюционизм в изучении культуры представлен работами Ю. Стюарда, Дж. Морока и др.
Революционная концепция социокультурных преобразований связана, прежде всего, с марксизмом.
Согласно концепции выдающегося немецкого ученого К. Маркса (1818-1883), общество в своём развитии обязательно проходит пять стадий: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую.
Каждая из этих стадий представляет собой целостную общественноэкономическую формацию, в развитии которой решающую роль играют экономические отношения.
Переход от одной формации к другой происходит путём социальной революции.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 1614; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь