Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Научные теории цивилизаций. Концепции А. Тойнби, О. Шпенглера, Н. Данилевского и др.



Концепция Н.Я. Данилевского

Одним из создателей концепции цивилизационного развития был русский мыслитель Н.Я. Данилевский (1822-1885 гг.). Его книга «Россия и Европа», посвященная проблеме конфликтных отношений между Россией и Европой, вышедшая примерно спустя десятилетие после унизительного разгрома родины в Крымской войне, содержала важнейшие положения, которые позволили продвинуть вперед теорию локальных цивилизаций (вслед за Г. Рюккертом, не особенно известным в научных кругах). Одним из центральных понятий, которое использовал в своей концепции Данилевский, было понятие «культурно-исторических типов».

Все народы разделяются Данилевским на три варианта. Первый - это позитивные творцы истории, создавшие великие культурно-исторические типы. Второй вариант - негативные творцы истории, которые, подобно гуннам, монголам или туркам, сами не создавали цивилизаций, но как «божий кнут» способствовали гибели дряхлых цивилизаций, разметав их остатки, чтобы затем вернуться в исходное ничтожество и исчезнуть с арены истории. Наконец, третий тип - народы и племена, творческий дух которых по какой-то причине задержался на ранней стадии и они остались на положении этнографического материала, используемого творческими народами для обогащения своих цивилизаций.

Данилевский выделил 10 типов народов:

1) египетский тип;

2) китайский;

3) ассирийско - вавилоно - финикейский, халдейский, или древний семитический;

4) индийский;

5) иранский;

6) еврейский;

7) греческий;

8) римский;

9) новый семитический, или аравийский;

10) германо-романский, или европейский.

К ним он добавил славянский тип, находящийся в стадии становления, и в стадии зарождения - североамериканский тип.

По Н. Данилевскому, большинство цивилизаций являются созидательными только в одной или нескольких областях деятельности и ни одна из них не проявила свою всесторонность. Так, греческая цивилизация достигла непревзойденных высот в эстетической области и проявила творческое начало в философии, но не была творческой во многих других сферах. Семитская цивилизация достигла наивысших достижений в области религии, римская - в области права и политической организации, китайская - в области практического устроения жизни, индийская - в сфере воображения, фантазии и мистики. Осуществив свою творческую миссию, цивилизация обречена на умирание как целостный творческий организм.

Концепция О. Шпенглера

Новый всплеск интереса к исследованиям локальных цивилизаций дала книга О. Шпенглера (1880-1936) «Закат Европы», опубликованная после окончания Первой Мировой войны, в 1918 г. Он критикует линейную схему деления истории и считает, что каждая «высокая культура» является настолько же значимой в схематике истории, как и западная, или «классическая», культура.

Культуры - это организмы, - утверждал О. Шпенглер, - а мировая история есть их коллективная биография. Каждая культура проходит в своем развитии через стадии, аналогичные стадиям развития живых организмов: детство, юность, зрелость и старость. Каждая культура имеет душу. Когда душа в полной мере реализовала всю совокупность своих потенций в форме народов, языков, учений, искусства, государств, наук, она умирает и возвращается в первоначальное состояние.

Последняя стадия культуры - цивилизация. Ее характеризуют космополитизм и города-гиганты, приходящие на смену привязанности к дому, родственным отношениям и отечеству, научный атеизм или мертвая метафизика вместо истинной религии, масса вместо народа, деньги вместо плодородия земли и истинных ценностей, лозунг «хлеба и зрелищ» вместо религиозных и народных праздников, секс вместо материнства. Перед смертью цивилизация переживает короткий период второй религиозности, приток новых религиозных течений, мистицизма и гностицизма, таких, как культ Митры, Изиды, Солнца, или христианства (в Древнем Риме). Приход второй волны религиозности отмечает конец жизненного пути культуры, хотя может предвещать и рождение новой культуры.О. Шпенглер называет всего восемь великих культур: египетскую, вавилонскую, индийскую, китайскую, классическую, или аполлоновскую (греко-римскую), арабскую, или магическую, мексиканскую (погибла насильственной смертью) и западную, или фаустовскую (возникшую около 1000 г. н.э.). Мыслитель указал на возможность появления великой русской культуры, хотя, как и арабская, она претерпела на ранней стадии развития частичное подавление и искажение под мощным влиянием более старой, застойной инородной цивилизации.

Концепция А. Тойнби

Еще более основателен вклад в исследование теории локальных цивилизаций английского историка А. Тойнби (1889-1975), который опубликовал 12-томное исследование по этой проблеме, обобщенное в сводном томе «Постижение истории».

Он начал свое исследование с утверждения, что истинной областью исторического знания является «цивилизация» в ее религиозных, территориальных и политических характеристиках. Исследуя структуру человечества последнего тысячелетия, Тойнби обнаружил пять живых цивилизаций:

1) западное общество, объединяемое западным христианством;

2) православно-христианское, или византийское, общество, расположенное в Юго-Восточной Европе и России;

3) исламское общество - от Северной Африки и Среднего Востока до Великой Китайской стены;

4) индуистское общество в тропической континентальной Индии;

5) дальневосточное общество в субтропическом и умеренном районе Юго-Восточной Азии.

Они составляют уже третье поколение цивилизаций.

Всего же на культурную карту Старого и Нового Света автором было нанесено 37 цивилизаций, из них 21 была тщательно исследована и описана.

В отличие от цивилизаций первого и второго поколений - примитивных обществ, обладавших сравнительно короткой жизнью, территориально ограниченных и малочисленных, - жизнь цивилизаций 3-го поколения «более продолжительна, они занимают обширные территории, а число людей, охватываемых цивилизациями, как правило, велико. Они имеют тенденцию к распространению путем подчинения и ассимиляции других обществ». Цивилизации постоянно развиваются, они «представляют собой не статические формации, а динамические образования эволюционного типа».

Рост цивилизации не сопровождается ни географическим распространением общества, ни техническим прогрессом, ни усилением господства над природным окружением.Растущая цивилизация являет собой единство. Ее структура состоит из творческого меньшинства, которому подражает и за которым добровольно следует большинство, так называемый внутренний пролетариат данного общества и внешний пролетариат, представленный соседними варварскими народами. В таком обществе нет братоубийственной борьбы, жесткого социального размежевания.Каждая цивилизация проходит в своем развитии несколько фаз - возникновения (генезиса), роста, надлома и распада. Причины генезиса цивилизаций следует искать не в расовых чувствах или окружающей среде, а в ответе на вызов, в реакции на кризис, в котором оказывается общество.

Тойнби подробно раскрывает механизм распада цивилизаций, давая возможность полнее понять содержание переходного периода. Он отмечает, что «по мере укрепления власти над окружением начинается процесс надлома и распада, а не роста. Проявляется это в эскалации внутренних войн. Череда войн ведет к надлому, который, усиливаясь, переходит в распад». Нарастают социальные противоречия. Начинается раскол общества - вертикальный, когда «общество распадается на ряд локальных государств, что служит основанием для кровопролитной междоусобной войны», и горизонтальный, когда оно разделяется на три типа групп: доминирующее меньшинство, не желающее расстаться со своим господствующим положением и создающее для его поддержания универсальное государство; внутренний пролетариат, рождающий вселенскую церковь; внешний пролетариат, который организуется в мобильные военные отряды, наносящие удары по гибнущей цивилизации.

В борьбе между этими тремя силами происходит распад цивилизации. «В истории падения любой цивилизации можно уловить ритм распада... За спадом, который начинается в момент надлома, следует оживление, что совпадает с моментом основания универсального государства. Однако и этот процесс завершается в свою очередь надломом, знаменующим начало нового спада, за которым уже не наступит оживления, но последует окончательный распад». В распаде цивилизаций заметную роль могут сыграть сторонние влияния - то, что Тойнби называет внешним пролетариатом.

Концепция Тойнби ценна не только значительным объемом использованного материала по истории цивилизаций, но и тем, что она дает развернутую картину жизненных циклов локальных цивилизаций, механизмов смены их поколений.Изучение истории взаимодействий цивилизаций, периодов столкновений между ними, причины решающего воздействия в XX в. западной цивилизации на все другие общества, Тойнби предсказывал в будущем контрнаступление Востока: «Не исключено, что русский залп в виде коммунизма покажется нам чем-то несущественным, когда гораздо более мощные цивилизации Индии и Китая в свою очередь ответят на наш западный вызов». цивилизационный культурный народЗадолго до С. Хантингтона Тойнби заговорил о проблеме конфликта цивилизаций.

Он обратил внимание на сложность и противоречивость взаимопроникновения технологий и культур разных цивилизаций: «Все отдельные элементы культурного пространства имеют глубинную внутреннюю связь между собой, так что, отбрасывая старую и привычную технологию и овладевая новой и чужой, нельзя удержать изменения на чисто технологическом уровне.

Они постепенно будут проникать все глубже, подтачивая исконную культурную традицию и завоевывая все новые и новые пространства для пришлой культуры, которая продвигается шаг за шагом, проникнув клином техники».

Итак, концепции Н. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби стали классикой истории цивилизаций. Они позволили современным мыслителям сделать выводы в новых условиях конца XX - начала XXI столетий.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 2282; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.022 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь