Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Формирование западного и восточного типа культур. Понятие «Осевого времени». «Доосевые» и «осевые» цивилизации древности.
Деление культур на восточные и западные фиксирует не только их территориальное расположение, но и характеристику методов и способов познания мира, ценностной ориентации, основных мировоззренческих установок, общественно-экономических и политических структур. " Запад" подразумевает европейскую и американскую культуру, " Восток" - страны Центральной, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Северной Африки. Западная культура ориентирована на ценности технологического развития, динамичный образ жизни, совершенствование культуры и общества. На Востоке новое не отвергает и не разрушает старое, традиционное, а органично вписывается в него. Восточные цивилизации более древние: они возникли в IV-II тысячелетии до н.э. Западный тип впервые появляется в Древней Греции около 3000 лет назад. Западная культура, сформировавшаяся в странах Западной Европы, включает в себя этапы: o классическая античная эллинская культура Древней Греции; o эллинистическо-римская культура; o романо-германская культура христианского Средневековья; o новоевропейская культура. Основные черты западной культуры: o приоритет рационального разумного подхода к анализу мира; o использование универсальных научных понятий, интенсивное развитие философии и наук; o активное технико-технологическое преобразование мира; o динамизм и погоня за новизной; o индивидуализм, господство частной собственности. Восточная культура сформировалась в странах Азии и Дальнего Востока и включает в себя субкультуры: o культура Дальнего Востока - Китай, Япония, Корея; o культура Индии. Черты восточной культуры: o ориентация на духовность, мистицизм; o иррационализм; o общинное начало, коллективизм, отсутствие господствующей роли частной собственности; o сохранение традиций, стабильности. Для восточного типа культур характерно преобладающее влияние мистики и религии, для западного - философии и науки. Большинству жителей восточной культуры свойственны черты характера, обусловленные религиозным миропониманием: o ощущение времени как медленно текущей реки; o изменения в жизни и в характере накапливаются медленно, постепенно; o отсутствие суетливости, приверженности материальным благам; в то же время носители этой культуры ценят все живое, особенно природу, и создали культ любования - как всей природой, так и самым малым ее творением (китайская миниатюра, праздник любования цветущей вишней сакурой в Японии); o большая приверженность к национальным традициям, умение сочетать современное и традиционное. В мировой культуре можно выделить три типа взаимоотношений индивидуального мира культуры с окружающим миром. o Европейский тип, в котором индивидуальное " Я" рассматривается в качестве важнейшей культурной ценности. Мир культуры индивида ориентирован на опредмечивание, максимальную самореализацию, на оптимальное воплощение вовне. А мир, окружающий человека, и вся культурная среда должны этому способствовать. o Древнекитайский тип (восточный). В истории китайской культуры высшей культурной ценностью во взаимоотношении с окружающим культурным миром считалось подчинение человека культурным обычаям и традициям, подавление своего индивидуального " Я", чувство долга и необходимость соответствовать определенному культурному стандарту. Ценятся не столько сами индивидуальные свойства, особенности личностной культуры, сколько умение выражать их в жестко определенной фиксированной форме. Индивидуальный мир культуры личности должен самораствориться во вселенском целом. o Индийский тип, который основан на понимании человеческого " Я" как необусловленной реальности сверхличного духа, наряду с другими природными образованиями и живыми существами. Телесное и эмпирическое человеческое " Я" согласно этому воззрению подчинено сверхличному духу. Самореализация человека как раз и достигается через отрицание своей эмпирической природы и восхождения к духу. Поэтому мир индивидуальной культуры человека через разрыв конкретных связей с другими культурами индивидуумов, с обществом, эмпирическим миром и даже с собственными деяниями ориентирован на растворение в универсальной духовной субстанции. Осевое время (нем. Achsenzeit) — термин, введённый немецким философом Карлом Ясперсом для обозначения периода в истории человечества, во время которого на смену мифологическому мировоззрению пришло рациональное, философское, сформировавшее тот тип человека, который существует поныне. Ясперс датирует осевое время 800—200 годами до нашей эры. По его мнению, все учения осевого времени (которые в изменённом виде существуют до сих пор) отличаются рационализмом и стремлением человека к переосмыслению существовавших до этого норм, обычаев и традиций. Некоторые доосевые цивилизации (Древний Египет, ассиро-вавилонская цивилизация) не смогли приспособиться к изменениям и прекратили своё существование. Последние исследования подтверждают обоснованность выделения периода 800—200 гг. до н. э. в качестве особой эпохи в эволюции мир-системы — в этот период, например, на порядок вырастает уровень мировой урбанизации, грамотности и т. п., а мир-система испытывает фазовый переход в качественно новое состояние. «Доосевые» и «осевые» цивилизации древности. В эпоху перехода от архаики, как начальной формы человеческой культуры, со свойственными ей слаборазвитыми общественными отношениями, с признаками самодостаточности, самооценки, со специфичными ранее религиозными представлениями, начинают создаваться предпосылки перехода к цивилизациям.Именно с этого времени впервые появляются искусственные центры постоянного человеческого существования. Образованию государства предшествовали существенные сдвиги, изменения, предпосылки экономического и социального характера. А именно: · переход к производящему хозяйству; · утверждение отцовского рода и патриархальной семьи; · начавшаяся социальная и имущественная дифференциация; · возникновение письменности так называемой пиктографии и книжной культуры, которая являлась принципиально новой формой передачи информации; · переход от родовой общины к сельской, которая явилась основой хозяйственной и социальной жизни древнейших государств. С сельскими общинами связаны не только ирригационное земледелие, но и устройства первых государств как восточной деспотии. Древнейшими на Земле цивилизациями и вернее сказать древнейшими государствами признано считать государства Двуречья (Месопотамия) Египта, Индии, Китая, Греции, Рима. Именно это время и считается «доосевым» IV-IIтыс. до н.э. (Отметим, что «Осевым» временем считается время духовного переворота в традиционной культуре цивилизаций, появление мировых религий как универсалистских мировоззрений о человеке и человечестве – христианства, буддизма, ислама, которые и сегодня, спустя две тысячи лет во многом определяют жизнь людей. Считается, что «осевая» культура сложилась в местах великих древнейших культур – в Китае, Индии и на Западе) Скифская цивилизация занимала территорию степей Северного Причерноморья между Дунаем и Доном. Помимо сведений, сообщённых Геродотом в своих трудах, огромную ценность имеют археологические находки, которые позволяют дать, по возможности, более полную картину существования скифов. По археологическим источникам можно констатировать, что расцвет скифской культуры приходится на 4 в. до н.э. Жизнь этого процветающего царства внезапно обрывается в середине 3 в. до н.э. в результате вторжения кочевников-сарматов с востока. В эпоху великого переселения народов скифы окончательно растворились среди множества племён. Древнекитайская цивилизация История Китая насчитывает начиная с периода неолита семь тысячелетий. Почти треть её занимает эпоха древнекитайской цивилизации, одной из древнейших цивилизаций мира. Она восходит к рубежу III-IIтыс. до н.э. когда в бассейне реки Хуанхэ возникли первые протогородские культуры. Концом её считается крушение империи Хань (220 г. н.э.). Она распалась на три царства, в которых активно шёл процесс феодализма. До этого периода императоры старейшей и младшей династии Хань сохраняли единство, могущество и целостность Китая.В Китае постоянно шёл процесс борьбы за власть. К середине 1 тыс. до н.э. появилась карта, где от почти 200 государственных образований осталось менее 30. Среди них выделялись «семь сильнейших» - Цинь, Янь и Чу, Вэй, Чжао, Хань и Ци, находящихся в политической борьбе.Среди китайских мудрецов особо выделяется Лао-Цзы – основатель даосизма. Лао-Цзы (буквально переводится – старый учитель) личность легендарная, по преданию родился в 604 г. до н.э., жил около 200 лет. Более всего его учение направлено на духовное совершенствование человека, следование космическим законам и нравственности. Примерно в IIIв. до н.э. появилась его книга «Дао-дэ-цзын», содержащая богатый культурный подтекст, учит человека созерцать и следовать природе.Конфуций (551-479 до н.э.) – китайский философ, государственный деятель, религиозный мыслитель. Он имел более 3000 учеников, 12 из них находились при нем постоянно. Он много странствовал, не смотря на опасности. Записок после себя Конфуций не оставил, но известны его изречения: Чего не желаешь себе, того не делай и другим.Египтяне считались самым религиозным народом древности. они обожествляли природу, животных (крокодила, быка, кота). Египтяне имели кроме местных богов общих Древнеегипетская цивилизация погибла около двух тысяч лет назад. В качестве доминантов художественной культуры имеем сохранившиеся до наших дней пирамиды, храмы, дворцы, статуи богов, сфинксы, изваяния фараонов. Египет считается колыбелью зарождения мировой культуры. Древнегреческая цивилизация, ее история, культура и искусство прошли несколько периодов развития: 1. «Гомеровская Греция» (12-8 вв. до н.э.) – время распада родовой общины и зарождения рабовладельческих отношений. 2. Архаик – период образования рабовладельческих государств (7-6 вв. до н.э.). 3. Классика – период расцвета греческих городов-государств (5-4 вв. до н.э.). 4. Эллинистический период (конец 4-1 вв. до н.э.) – период образования больших империй. В Греции с 776 г. до н.э. стали устраиваться Олимпийские игры, на которые допускались только греки. Они проводились раз в 4 года, на юге Греции в Олимпии. Также формируется полис как особый тип общины, существование индивида вне полиса было невозможным. Полис имел военную организацию. Из Олимпии во все города отправлялись вестники, приглашали принять участие в Олимпийских играх. На этот период объявлялось перемирие, все враждебные действия прекращались. Древние греки дали миру великую культуру во всем ее многообразии, традици Древнеиндийская цивилизация в историю вошла под названием цивилизация долины Инда, которую часто называют страной мудрецов.К 2300г. до н.э. цивилизация достигла высокого уровня. Наработки и богатства древнеиндийской культуры настолько велики, настолько живучи, что стали неотъемлемым компонентом культуры не только современной Индии, но и современной мировой цивилизации. Древнеяпонская цивилизация достаточно молода и не оказала видного влияния на древнюю и средневековую культуру других регионов. Её значение в другом. Древнеяпонская цивилизация до IIIв. до н.э. называлась культурой Яей. По археологическим находкам удалось выделить характеризующие признаки данной культуры: · наличие устойчивых, централизованных общин; · господство поливного рисового земледелия, разведение риса удалось зафиксировать еще во 2 половине 4 века до н.э., · наличие технологии изготовления больших орнаментированных бронзовых колоколов, зеркал и орудий труда, глиняной пластики. · известен курганный способ захоронения. · характерны мифологические летописания, чайные церемонии, развитие военно-спортивного и садово-паркового искусства, театра (но, кабуки, бунраку), развитие поэзии и живописи. · характерно раннее создание государственности. · наличие общей единицы веса на всей территории. Древнеяпонская цивилизация проходила этап упорного плодотворного ученичества, заимствования у других народов, сохраняя при этом преемственность по отношению к достижениям собственной культуры. Цивилизация народов Майя. Майя - это народ, создавший цивилизацию на полуострове Юкаса в зоне джунглей. По преданиям майя пришли на территорию теперешней Мексики из Гондураса и Гватемалы. До этого они уже обладали единой и древней культурой. Античность как тип культуры и цивилизации. Время и место становления Античности. Европейская цивилизация Античности, ее типологическая характеристика, культурная картина мира. Особенности культурной практики Др. Греции и Др. Рима. Античность оставила в наследство мировой культуре опыт демократического устройства общества и богатейшее мифотворчество, величайшие произведения литературы и искусства, законы гармонии и красоты человеческого тела, точность математических доказательств и разнообразие философских идей, свободу духа и обретение христианской веры. Античная культура (культура древних Греции и Рима) стала фундаментом всей европейской цивилизации. Именно к ней восходят литературные жанры и философские системы, принципы архитектуры и скульптуры, основы астрономии, математики, естествознания, определившие облик культурной Европы. Античность, тысячелетняя культура которой накопила бесценные и непревзойденные сокровища человеческого духа, обладает уникальным выразительно-чувственным, «телесным» характером и сохраняет необычайно притягательную силу для ее потомков. В начале I тысячелетия до нашей эры ведущая роль в общественном развитии переходит от древневосточных цивилизаций до нового культурного центра, возникший в Средиземноморье и получил название античная ци ивилизация К античной цивилизации относят историю и культуру Древней Греции и Древнего Рима Эта цивилизация базировалась на качественно иных социально-экономических и политических принципах, чем цивилизации хранилище ду, и оказалась значительно динамической от ниих. Античность является культурным и историческим фундаментом современной Европы Огромное культурное наследие древней Греции и Рима вполне справедливо считается колыбелью европейской цивилизации Именно античный и мир заложил основы европейских философских, правовых, политических, художественных и научных систем, которые возникли намного позднееше. Эпоха античности начинается с образования греческих полисов - городов-государственная начале I тысячелетия до нашей эры и заканчивается с падением Римской империи в В веке нашей эры ражданская община объединяла полноправных свободных граждан, каждый из которых имел право на земельную собственность и на участие в решении государственных вопросов Такая форма организации социальной жизни опреде ила шкалу основных ценностей античного общества: - идеал первоочередной значимости гражданской общины как основы блага отдельного человека; - идея верховной власти народа; - ориентация на земные интересы; в античном мировоззрении нет идеи бога-творца, стоит вне мира и устанавливает неизменный и вечный мировой и социальный порядок (как это имело место у восточных народов); - в отличие от культур Востока с их теоцентризмом античная культура обращена к человеку, который находится в центре внимания философии и искусства Общественное сознание античного полиса носила в основном рациональный характер Мир воспринимался как реальный, хотя признавалось сверхъестественное и это имело существенное влияние на различные стороны жизни Поэтому при характеристике античной культуры необходимо проанализировать религиозные представления древних греков и римлян Культура Древней Греции является истоком античной культуры Древние греки создали культуру, которая была названа в более позднее время \" греческим чудом\" Почти каждое завоевание греческой культуры достигло таких высот, что легло в основу многих х сторон европейской культуры в самых разных ее сферах На территории Древней Греции существовало несколько сот полисов В среднем каждый из них занимал территорию не более 300 квадратных километров и примерно имел 10-15 тыс. населения Один из крупнейших поле ИСов афинскойкий. Дух состязательности полемичности (агональности) - другая важная черта греческой культуры Он проявлялся во всевозможных соревнованиях - спортивных олимпиадах, соревнованиях поэтов, музыкантов, художников, боях гладиаторов, публичных изм маганнях ораторов и философских дискуссиях мудрецов, в бурной политической жизни античного общества Для грека и римлянина не было ничего почетного, чем стать победителем в любом соревнование В греческой мифологии боги человечны и человекообразные Поэтому среди различных мифологий мира греческий стала наиболее привлекательной Греческая олимпийская религия антропоморфная Боги часто ведут себя как простые смертные, поэтому в мире олимпийской религии человек чувствовал себя достаточно комфортно Период наивысшего расцвета греческой культуры (V в до не) связан с наивысшим расцветом полисной жизни и всех других явлений культуры Культура Древнего Рима Культура Древнего Рима стала завершающим этапом в развитии античной культуры В эволюции древнеримской культуры выделяют следующие основные периоды: царский (УШ-II вв до не), период Римской республики (510 г до не - 31 г до не) эпоха Римской империи (31 г до не - 476 р не) Римская античность восприняла многие элементы древнегреческой культуры Так, римская мифология значительной степени повторяет греческий: в нее включены олимпийские боги, часть из которых отождествляется с римскими и носит их имена Архитектура Рима использует греческие ордерные формы В римской философии эклектически сочетаются принципы различных учений греческих мыслителей Суровая реальность требовала от граждан не только железной воинской дисциплины, но и осознание того, что в защите своего государства они могут полагаться только на собственные силы Поэтому в римской мифологии ее боги, как считали римляне, лишь помогали им победить своих врагов, выражая этим свое особое расположение к Риму Именно он, его непобедимый народ и герои, которые существовали реально и за гибли в борьбе за его славу и величие, находятся в центре мифологии Древнего Рима. В эпоху римской античности достигают высокого уровня развития ораторское искусство (Гай Гракх, Цицерон), историческая наука (Диодор Сицилийский, Тацит, Плутарх), естествознание (Плиний Старший) Древний Рим занимает ключевое место в истории европейской и мировой культуры Став огромным государством, соединив достижения всех цивилизаций Средиземноморья, привлекая к экономической, правовой и административной системы империи комплекс европейских народов, Древний Рим непосредственно сформировал основы европейской культуры Именно здесь произошло формирование развитой самосознания личностити. В целом важнейшими культурными достижениями древних римлян, которые они, развив заимствованное у греков, передали Западной Европе, были: тщательно разработанная система права и система государственной организации (в частности принцип разделения властей); принципы демократии и гражданской ответственности. Культурная картина мира. Представление Античности о бытийном универсуме было заложено в древнегреческой культуре и связывалось с идеей порядка, поскольку передавалось понятием «Космос». В этом понятии заключалось видение мира как определенным образом упорядоченной системы (греч. kosmos означало и «вселенная», и «царящий во вселенной порядок»). Античному хронотопу свойственно представлять бытийное пространство как огромное, самодостаточное, самозамкнутое, «сферически» завершенное, а время – как исторически изменчивое и вместе с тем циклически повторяющееся бытие. В целом культурное сознание античных европейских народов, сохраняя такую черту, как традиционализм, обогащается рефлексией. Это приводит к тому, что дорефлексивное мифологическое сознание уступает место рефлексивно-мифологическому (историческому, философско-научному, религиозному, художественному). Модель человека. В античной картине мира человек не занимал того привилегированного положения, которое позднее определила ему новоевропейская культура; здесь не Космос «служит» человеку, но человек – Космосу, точнее – тем надындивидуальным и надчеловеческим принципам, которые вечны и объективны. Иначе говоря, античная культура имеет не субъектную, а объектную ценностную ориентацию. Античная личность – еще не личность в привычном нам значении этого слова. Она строит себя не по принципу соотнесения с другими, духовно неповторимыми личностями, а по принципу соотнесения себя как части с коллективным целым. Если культурными героями архаики были боги и цари, то культурным эталоном античной эпохи становится человек, отстаивающий свое право на относительную индивидуальную свободу. Античный герой имеет наполовину божественное происхождение, но ему уготована судьба не бога, а человека. Ценностная система Античной культуры. Гармония, красота, разум, свобода, истина, общинность– важнейшие ценностные приоритеты греко-римской культуры. Красота – внешний, зримый сигнал гармонии, поэтому стремление к прекрасному тождественно поиску гармонически совершенного. Внешняя красота никак не противопоставляется красоте внутренней, поскольку первое есть продолжение второго. Т.о., греческая и римская культура создала каждая свой собственный вариант культурного героя: греческая – архетип Мастера, Мудреца, Атлета; римская – Воина и Гражданина. 18. Культурогенез европейского Средневековья, его хронология и география, внутренние и внешние факторы образования, локальные варианты. Типологическая характеристика европейского Средневековья, культурная картина мира и ее отражение в культурной практике. Российская и западная медиевистика считают началом средневековья крушение Западной Римской империи в конце V века. Наиболее верным является рассмотрение средневековья одновременно и как всемирного процесса, и как явления, имевшего в каждой стране свои особенности и свой период. Например, если итальянские историки считают началом нового времени XIV век, то в России начало новой истории принято относить к концу XVII и первым десятилетиям XVIII века. Очень трудно систематизировать в рамках европейского средневековья, например, историю государств Азии, Африки, доколумбовой Америки. Разногласия в хронологии эпохи и невозможность применения термина средневековье ко всем государствам мира подтверждает его условный характер. Средневековье условно делится на три основных периода: Раннее средневековье (конец V — середина XI веков). Высокое, или классическое, средневековье (середина XI — конец XIV веков). Позднее средневековье или раннее новое время (XIV—XVI века). У истоков средневековой Европы находились Западная Римская империя и мир варварских (германских, кельтских и славянских) племен, которые разрушили эту империю в эпоху великого переселения народов (IV–VI вв.). Помимо бывших западных провинций Рима в орбиту средневековой цивилизации попали Шотландия и Ирландия, Дания и Скандинавские страны, западно-славянские народы (хорваты, чехи, словаки, поляки и др.), народы Прибалтики, венгры. Особенно значимым было воздействие византийской и арабской культур. Они могут быть отнесены к внешним источникам формирования культуры средневековой Европы. Внутренние источники – римское и варварское наследие, а также христианство в его западной, католической форме. Переход от античной древности к раннему средневековью связан с кризисом Римской империи, нарушением равновесия в отношениях этого государства с варварскими племенами, жившими за реками Рейн и Дунай. Зрелое средневековье – время, когда достигли полного расцвета все основные институты средних веков: феодализм как тип экономической и социальной зависимости крестьян от феодалов и феодалов друг от друга, римско-католическая церковь с ее духовным, культурным и общественным влиянием и т.д. Позднее средневековье – период разложения феодализма и всей средневековой культуры. Локальные цивилизации: средневековый тип цивилизации и культуры представлен двумя разновидностями: латинский (католический) Запад (Западная Европа) и греческая (православная) Византия. Ментальное ядро. Средневековый тип культуры и цивилизации выделяется на фоне предыдущего прежде всего по своему ментально-ценностному ядру. Средневековая «картина мира» в важнейших своих чертах задается христианским мировоззрением. Именно христианство сформировало новые смыслы природного и социального бытия, которые нашли выражение в особенной, непохожей на античную, культурной практике. Модель бытия. Контуры средневековой христианской ментальности проступают уже в переходную эпоху, тогда как своими корнями она уходит в позднеантичную культуру. Исходным пунктом послужили античные представления о космосе как основе мирового порядка. Средневековья усилило идею всеобъемлющей и осмысленной упорядоченности вещей, отчуждая от самого бытия его источник и воплощая последний в идею абсолютного, внемирного (трансцендентного) и суверенного Бога. Самый космос находится по отношению к Богу в отношениях покорности, монашеского послушания. Такая параллель между миром небесных тел и миром социума означала становление креационизма - учения об одном и том же Боге как творце стихий и как законодателе людей. В центр бытия нарождающееся средневековое сознание поставило Бога как Творца всего сущего и как абсолютную духовную субстанцию, безраздельно господствующую в мире. Основу мировоззренческой системы, созданной Августином, составляет идея существования двух государств, «градов», ипостасей бытия: града божественного, небесного (civitas Dei) и града земного (civitas terrena). Картина мира. Бытие выстраивается как цельная, определенным образом упорядоченная и иерархизованная система. В ее центре - Бог. В целом же бытие структурируется двояко. Реально существующим признается как высшее, сакральное, совершенное и сущностное бытие (небесная реальность), так и плотское, греховное, мирское (земная реальность). Модель человека. Христианство способствовало растущему осмыслению значимости индивида, его ценностному выделению. Ценностной доминантой средневековой культуры выступает идея Бога, ценные качества – преодоление своеволия, чертой западной ментальности выступает рационализм 19. Культурная модернизация. Хронология и география Модерна в европейской и мировой культуре. Основные модернизационные факторы. Специфика западного и незападного вариантов модернизации. Этапы становления европейского Модерна. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 2083; Нарушение авторского права страницы