Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Культура и личность. Социализация и инкультурация.
Прежде всего следует отметить, что необходимо различать понятия " человек", " личность", " индивидуальность". " Человек" - это родовое понятие, оно отражает общие черты, присущие человеческому роду. В человеке присутствует и биологическое, и культурное начало. Человек своим происхождением обязан природе, является ее частью. Он обладает определенной телесной организацией. У человека есть биологические, естественные потребности, природные задатки, которые способствуют интеллектуальному развитию людей, во многом определяют их склонность к творческим формам деятельности.Биологические потребности человека содержательно меняются, окультуриваются, приобретают цивилизованный вид. Значителен круг человеческих действий, в которых переплетаются инстинктивные и культурные начала. Например, инстинкт проявляется в чувстве голода, аппетите. Культура же проявляется в том, как будет убран стол, в красоте и удобстве посуды, в том, сядет ли человек за стол, или будет есть на ковре, скрестив под собой ноги, и в том, как будет приготовлена пища. Здесь скажутся и кулинарные традиции того или иного народа, и мастерство кулинара.Кроме понятия " человек" существует понятие " личность". Первое понятие шире по своему объему и содержанию. Понятие " человек" отражает и биологические, и социальные свойства индивида. Понятие " личность" отражает только социальные свойства и качества человека, которые сформировались в процессе его общественной жизни. К важнейшим личностным характеристикам человека относятся: характер, эмоции и чувства, память, воля, интеллект, самосознание и самооценка, нравственность и другие формы мировоззрения, способность к различным видам деятельности. Индивидуальность - это самое узкое по смыслу понятие; оно отражает совокупность уникальных, неповторимых свойств и способностей, которые отличают данного индивида от массы других. Не следует противопоставлять личность и индивидуальность, так как в личности неразделимы типичное, стандартное и неповторимое, уникальное.Поскольку личность - это человек как социальное существо, то отсюда следует, что личностью не рождаются, личностью становятся. Социализация - это процесс формирования социальных качеств, свойств, умений, которые позволяют человеку жить в обществе, Социальная среда не есть какая-то однородная масса. В ней принято выделять три уровня: В процессе формирования личности принято выделять несколько этапов. Основанием для такого выделения являются: 1)развитие у человека тех или иных качеств; 2)характер его взаимоотношений с внешней средой. Американский исследователь Л. Колберг выделяет три уровня духовного (морального) развития личности: 1.Доморальный уровень, когда индивид руководствуется своими эгоистическими побуждениями. Таким образом, общая направленность процесса инкультурации состоит в переходе от внешних к внутренним, сознательным регуляторам поведения человека (к саморегуляции).Фундамент, духовная основа личности формируется в юные годы. Этим объясняется особая роль семьи и школы в формировании личности. Однако, не следует думать, что процессы социализации и инкультурации распространяются только на ранний период жизни человека.1.В процессе жизни меняются социальные роли, которые выполняет личность. Появляются новые должности, статусы, функции, новые социальные связи и отношения. Например, поступление в вуз, начало самостоятельной трудовой деятельности, вступление в брак, рождение ребенка - все это новые социальные роли человека, которые требуют от него новых знаний, умений, выполнения новых функций. Морфология культуры. Морфология Культуры - раздел наук о культуре (культурологии социально-научного направления), в рамках которого изучаются формы и строение отдельных артефактов и их объединений (паттернов, культурных конфигураций) в синхронном и диахронном планах их существования, закономерности строения и процессы формообразования искусств, объектов. В генерализованном смысле - это изучение строения искусств. среды существования человека в связи с реализацией фундаментальных форм жизнедеятельности.Морфологическое изучение культуры предполагает следующие направления исследования культурных форм и артефактов: генетическое - порождение и становление культурных форм; микродинамическое - динамика культурных форм в пределах жизни трех поколений (непосредственно трансляция культурной информации); историческое - динамика культурных форм и конфигураций в исторических масштабах времени; структурно-функциональное - принципы и формы организации культурных объектов и процессов в соответствии с задачами удовлетворения потребностей, интересов и запросов членов общества; технологическое - распределение культурного потенциала в физическом и социокультурном пространстве и времени.Морфология культуры в общем виде представляет собой различные формы, составляющие бытие культуры, и рассматривает способы их взаимодействия. К ним относятся миф, религия, искусство, наука. Первоначально, на стадии первобытной культуры, эти составляющие культуры существовали неразрывно, образуя так называемый первобытный синкриз. В процессе развития культуры данные формы обрели самостоятельность.Миф представляет собой самый первый донаучный пралогичный способ осознания и освоения мира и человека в нем. Мифологическое сознание основано на понимании единства человека и природы. Важнейшей чертой мифологического сознания является его образность и метафоричность.Главной отличительной особенностью религиозного сознания является вера в сверхъестественное, чудо, непостижимое рациональным путем.Параллельно с мифом и религией в культуре существует искусство. В искусстве человек, прежде всего, тяготеет не к выражению чувственной оболочки бытия, а к надматериальным духовным сущностям, являющимся нам в форме искусства. Искусство не есть отражение жизни, но ее преображение. Это создание новой реальности, не сводимой до конца к эмпирической действительности. Искусство является единственным морфом культуры, где вдохновение и фантазия художника не имеют ограничений. Наука - самостоятельная форма культуры, основанная на объективности, достоверности и истинности получаемых знаний на основе рационалистических методов. Первоначально, наука существовала как эмпирическое знание, возникшее из необходимости понимания и освоения окружающего мира. Типология культуры. Типология - это “научный метод, основа которого - расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной модели или типа; используется в целях сравнительного изучения связей, функций, отношений, уровней организации объектов”.Важным отличием типологии от классификации является то, что в первом случае исследователь проводит разделение, исходя из некоего им созданного идеального принципа, а не на основе естественных предпосылок (иногда - квазиестественных), как в случае классификации. Основными логическими параметрами культурологической типологии являются диахрония - синхрония и линейность - дискретность. Диахрония реализует исторический подход к типологии культуры, рассматривая ее в системе пространства-времени, горизонтали и вертикали. Линейный подход видит в истории культуры непрерывную неразомкнутую цепь развития, тогда как дискретный подход реализует идею о прерывистости мирового культурно-исторического процесса. Вероятно, одна из первых типологий представлена в книге пророка Даниила из Ветхого Завета, где автор выделяет пять царств: “золотое” (Ассиро-Вавилонское), “медное” (Персидское), “железное” (Македонское), “глиняно-железное” (Римское) и последнее - Царствие Небесное, “которое вовеки не разрушится, оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно”. 7. Цивилизация: определение сущности. Соотношение понятий культура и цивилизация. Культурная картина (образ) мира. Исторические и локальные цивилизации. Термин ʼ ʼ цивилизацияʼ ʼ введён сравнительно недавно – около двух столетий назад – французскими просветителями для обозначения гражданского общества, в котором царствуют свобода, справедливость, правовой строй. Но вскоре этому быстро привившемуся понятию стали придавать совершенно другие значения. Так, американский этнограф XIX в. Л.-Г. Мó рган, а вслед за ним и Ф. Энгельс определяли цивилизацию как стадию развития человеческого общества, которая наступила вслед за первобытными дикостью и варварством и характеризовалась возникновением частной собственности, классов и государства. Английский историк и социолог А. Д. Тó йнби, используя термин ʼ ʼ цивилизацияʼ ʼ во множественном числе, выдвинул теорию круговорота сменяющих друг друга локальных цивилизаций, представлявших собой динамичные культурно-исторические системы. Английский этнограф XIX в. Э. Тá йлор не делал различий между понятиями ʼ ʼ культураʼ ʼ и ʼ ʼ цивилизацияʼ ʼ, полагая, что они обозначают ʼ ʼ знания, верования, искусства, мораль, законы, обычаи и другие иные способности и привычки, приобретённые человеком как членом обществаʼ ʼ. Соотношение понятий культура и цивилизация. Различие культуры и цивилизации наметил уже И. Кант, который в сочинении " О предполагаемом начале человеческой истории" ставит в полемике с Ж.Ж. Руссо вопросы: что такое цивилизация и вправе ли человек отказаться от нее? Кант считает, что цивилизация начинается с установления правил человеческой жизни и поведения. Цивилизация ограничивает врожденный эгоизм людей. Цивилизованный человек - тот, кто не чинит неприятностей другому, принимает его в расчет, при этом вежлив, обходителен, тактичен, внимателен, уважает человека в другом. Культура же есть деятельность, в которой человек реализует свою сущность и субъективность, суть условие его свободы. Культура состоит в общественной ценности человека, а также в обретении им способности целеполагания. Высшая ступень развития культуры заключается в развитии способностей и моральном совершенстве человека, которое проистекает единственно из уважения к нравственному закону, а не только из эмпирической склонности к его выполнению. Цивилизация как достаточно высокая ступень овладения силами природы, несомненно, содержит в себе мощный потенциал научно-технического прогресса и способствует повышению качества и уровня жизни людей, более комфортному их существованию.Понятие цивилизации поэтому чаще всего видится в этих культурно-нейтральных по своей внутренней природе результатах развития техники и экономики, которые можно использовать в самых разных целях, понятие же культуры сближается с понятием духовного прогресса. Цивилизация - это созданный и преобразованный человеком мир внешней социальности и внеположенных ему материальных объектов, культура - внутреннее достояние самого человека, его духовная экзистенция, достигнутая степень внутренней свободы. В понимании природы и сущности процессов, относящихся к цивилизации, в XX в. конкурировали несколько основных методологических подходов: 1) цивилизационный (на основе упоминавшегося локально-исторического); 2) историко-стадиальный: а) формационный (марксистский), согласно которому любая цивилизация проходит в своем развитии пять общественно-экономических формаций - первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую; б) технократический (теория постиндустриального общества); 3) всемирно-исторический, представители которого (К. Ясперс, Д. Уилкинс) считают, что только на определенном этапе развития отдельных цивилизаций возникает феномен всемирной истории и начинается процесс становления единой цивилизации. К. Ясперс таким этапом считает " осевое время" - период между 800 и 200 гг. до н.э., когда независимо друг от друга в разных местах - в Индии, Китае, Персии, Палестине и Древней Греции - возникает универсальная интеллектуально-нравственная основа всего человечества, появляются духовные движения, сформировавшие тот тип человека, который существует и поныне. С точки зрения теории постиндустриального общества - наиболее распространенного сегодня инструмента социального анализа - современный мир оказывается разделенным на три группы цивилизаций. Первая группа - собственно постиндустриальные общества - Западная Европа, США, Канада, Япония. Вторая группа - страны так называемого догоняющего развития - Восточная Европа, Россия, Юго-Восточная Азия, Китай с относительно развитой промышленностью и обладающие отдельными характеристиками постиндустриализма. Третья группа - развивающиеся страны Африки, Азии, Латинской Америки, выступающие в основном источником сырьевых ресурсов для первой группы. Исторические и локальные цивилизации. Локальные цивилизации – большие исторически сложившиеся общности, которые занимают определенную территорию и имеют свои особенности социально-экономического и культурного развития. Они могут совпадать с границами государств (китайская), могут включать в себя несколько государств (западноевропейская цивилизация). Мировые цивилизации (исторические) – этап в истории человечества, характеризующийся определенным уровнем потребностей, способностей, знаний, технологическим и экономическим способом производства. Смена мировых цивилизаций выражает поступательное движение исторического прогресса. Основные типы цивилизаций в истории человечества: древневосточная, античная, средневековая, индустриальная, современная восточная, российская. Культурная картина мира Термин картина мира был введен впервые Людвигом Витгенштейном в " Логико-философском трактате", но в антропологию и семиотику он пришел из трудов немецкого ученого Лео Вайсгербера. В различных культурах люди по-своему воспринимают окружающий мир и тем самым создают неповторимый образ этого мира, свое особое представление о нем, получившее название «культурная картина мира». Таким образом, культурная картина мира – это совокупность рациональных знаний и представлений о ценностях, нормах, нравах, менталитете собственной культуры и культурах других народов. Эти знания и представления придают культуре каждого народа самобытность, благодаря чему становится возможным отличать одну культуру от другой. Понятие «культурная картина мира» употребляется в узком и широком смысле слова. В узком смысле в культурную картину мира входят первичные интуиции, национальные архетипы, способы восприятия времени и пространства, очевидные, но недоказанные утверждения, вненаучные знания. В широком смысле наряду с перечисленными элементами в культурную картину мира включают также и научные знания. ервичная картина мира представляет собой интуитивные представления, значения и смыслы как выражение особенностей определенной культуры. ультурная картина мира складывается из ясных, осмысленных и очевидных представлений, неосознанных значений, личностных смыслов, а также опытов, переживаний, мотивов и оценок. Другими словами, она сводится к набору сведений и данных. С этой точки зрения можно выделить научную, эстетическую, религиозную, этическую, правовую и другие подобные картины мира. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 506; Нарушение авторского права страницы