Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Культурология и философия культуры
Культурология и философия. Культурология неразрывно связана с философией культуры. Философия выполняет по отношению к культурологии методологическую роль, она определяет общие познавательные ориентиры культурологических исследований. Она ставит перед культурологией целый ряд проблем, значимых для жизни человека, например: о смысле культуры, об условиях ее существования, о структуре культуры, причинах ее изменений. Культурология в свою очередь рассматривает культуру в ее конкретных формах. Здесь акцент ставится на объяснение различных форм культуры с помощью теорий среднего уровня, основывающихся на антропологических и исторических материалах. При таком подходе культурология позволяет увидеть целостную картину человеческого мира во всей многоликости и разнообразии происходящих в нем процессов. В развитии философии культуры можно выделить два этапа - классический и постклассический. Оба они представляют самосознание европейской (западной) культуры на разных, сменяющих друг друга этапах ее существования. Первый из них совпадает с расцветом и утверждением этой культуры в странах европейского региона (начиная примерно с эпохи Возрождения и вплоть до середины прошлого века). Свойственные этому периоду чувство исторического оптимизма, вера в прогресс, в конечное торжество разума и свободы, в победу человека над силами природы, получившие наиболее полное выражение в философии Просвещения, заставляют здесь смотреть на культуру нового времени как на высшее достижение истории человечества, имеющее глобальное, всемирно-историческое значение. Именно эта культура послужила в классической философии исходным образцом ('моделью') для ее обобщенно-теоретического понимания, легла в основу определения смысла и сущности человеческой культуры в целом. Ограниченность и недостаточность такой 'модели' осознается на другом - постклассическом - этапе развития культуро-философской мысли, отмеченном определенным разочарованием в культурных достижениях западной цивилизации, критическим пересмотром философского наследия Просвещения, усилением интереса к культурному опыту внеевропейских стран. С одной стороны, европейская культура перестает мыслиться в качестве эталонного образца для всей мировой культуры, с другой - все более осознается ее глубинное расхождение с фундаментальными основами человеческой жизни. Начиная с философии жизни (Шопенгауэр, Ницше), главной темой философии культуры становится тема кризиса европейской культуры, уже не способной решать жизненно важные для человека проблемы его личного существования. Одновременно происходит переосмысление тех основополагающих принципов культурного бытия человека (гуманизм, рационализм, историзм), которые были положены в основание классической 'модели' культуры. Соответственно классическое представление о культуре теряет свое универсальное значение. О культуре нельзя судить лишь из одной перспективы, характерной только для европейского периода истории. Знание о собственной культуре не дает еще знания о других культурах, каждая из которых должна рассматриваться в своей самостоятельности и самотождествеиности. На первый план выходит не то общее, что характеризует любую культуру, а уникальность, неповторимость ее индивидуальных проявлений, своеобразие и особенность ее исторически конкретных форм. На смену культурному европоцентризму приходит точка зрения культурного плюрализма, множественности, несводимости друг к другу и равенства разных культур. Данное обстоятельство и стало причиной возникновения науки о культуре - культурологии, которая в отличие от философии культуры ставит своей задачей эмпирическое изучение чужих культур (чужих по отношению прежде всего к исследователю). Научное знание о культуре отделяется от ее философского осмысления, порождая и в самой философии проблему метода 'наук о культуре' (в отличие от 'наук о природе'). Культура является предметом изучения двух областей знания: культурологии и философии культуры. Естественно возникает вопрос: как они соотносятся между собой? Ответ на этот вопрос при всей кажущейся простоте не столь уж однозначен и очевиден. Достаточно обратить внимание на отсутствие единомыслия в самом вопросе о том, что такое философия: наука ли она или что-то иное? Если бы философия была одной из наук в ряду других, то между философией культуры и культурологией, если последнюю понимать как общую теорию культуры, никакого существенного различия не было бы. И такая точка зрения существует. Например, известный отечественный культуролог профессор М.С. Каган употребляет термины «теория культуры», «культурология» и «философия культуры» как взаимозаменяемые, а понятия, обозначаемые ими, считает равнозначными по содержанию и объему. Он обращает внимание на то, что культура — это сложное образование, системное единство огромного числа отдельных областей куль-
Философия ставит перед культурой ряд проблем, значимых для человека, но не вытекающих из культурологического подхода к ней. Таковы, например, онтологические проблемы: вопросы о смысле культуры в перспективе человеческого бытия, об условиях ее существования, о структуре культуры, причинах ее изменений и их общем векторе. В отношении человека философией культуры поднимается вопрос о том, в чем состоит специфика его культурной деятельности. В силу того что «природа», «творчество», «смысл жизни» и подобные им категории являются составной частью современной философии, в философии культуры формулируются также проблемы культуры и природы, культуры и творчества. Билет №9 Культурология и философия истории Еще одной областью знания, с которой соприкасается культурология, является философия истории. Исторические науки изучают человеческое общество в конкретных для определенного времени формах и условиях его существования. Эти формы и условия не остаются постоянными данными, неизменными и универсальными, т.е. едиными на все времена и для всего человечества. Они претерпевают изменения, что и подразумевается в первую очередь, когда мы говорим об истории. Поэтому исторические науки изучают человеческое общество прежде всего с точки зрения его изменений: исследуют процессы эволюции, развития, преобразования. Историк должен учитывать природные условия, но ввиду своей неизменности и относительной устойчивости они являются постоянной составляющей истории, образуческий подход конкретно-исторического изучения культуры. Развитие принципа историзма с неизбежностью вело к признанию второго положения, которым культурология также обязана философии истории. Подобно тому, как всемирно-исторический процесс обнаруживает себя в конкретных формах исторической жизни народов и государств, находящихся в специфических условиях развития, единство культурной жизни человечества выражается через конкретные культуры. Каждая из них, определяемая по этническому, религиозному, технологическому или историко-хронологическому принципу, представляет собой относительно самостоятельное целое. Все они имеют свою оригинальную историю, обусловленную широким набором своеобразных условий существования культур. Но каждая обладает непреходящей ценностью, не препятствующей вхождению ее во взаимодействие и диалог с другими культурами. Изучение же культуры возможно только на основе сравнительного изучения ее реально существующих исторических форм. Сравнительно-исторический подход в культурологии позволил получить объективные, научно обоснованные выводы о сущности культуры и законах ее функционирования и развития. Наряду с этим он способствовал возникновению и особой отрасли культуроведения — культурной компаративистики. Билет №10 Типология культуры В силу многогранности человеческой деятельности культура обладает видовым разнообразием. Это дает возможность говорить об отдельных видах культуры, хотя на практике их различение наталкивается на существенные трудности. Применительно к данной проблематике используется такой метод научного исследования как типология. Суть типологического метода заключается в выявлении сходства и различия изучаемых объектов или явлений. Поскольку культура представляет собой многоуровневую систему, то можно говорить о том, что типология позволяет установить ее строение и выявить присущие ей закономерности. Типология культур с одной стороны стремится систематизировать ступени или периоды их развития, а с другой - разделить культуры по наиболее существенным основаниям. В связи с этим выделяют синхронную, диахронную и структурную типологию культуры, а также типологию культуры по методу «идеальных типов» Синхронная типологиякультуры предполагает различение типов культуры безотносительно к их хронологическому соотношению. На синхронном срезе выделенные типы культуры могут выстраиваться в любой последовательности. В качестве примера можно назвать культурные ареалы восточной цивилизации: исламский, индо-буддийский и буддо-конфуцианский. Их формирование связано с рождением и развитием религиозных систем, которые возникли в разное время. Однако для типологии культурных ареалов эти хронологические различия имеют второстепенное значение. Гораздо важнее существующие между ними различия в материальной и духовной культуре. Диахронная типология предполагает исследование этапов развития культуры на временном срезе. Примером такой типологии может служить современное понимание культуры первобытной эпохи, которая ведет свою родословную с момента появления самого человека. В рамках первобытной эпохи выделяют три основных периода развития общества и культуры: каменный век, бронзовый век и железный век. Так называемую систему «трех веков» предложил Кристиан Томсен, директор датского национального музея, и первоначально использовал ее для классификации музейных коллекций. В современном виде эта система имеет более дробный вид и собственную хронологическую шкалу. Каменный векподразделяется на следующие эпохи: палеолит или древнекаменный век (2, 5 млн. лет - 12 тыс. до н.э.); мезолит или среднекаменный век (12 - 7 тыс. лет до н.э.); неолит или новокаменный век (7 - 4 тыс. до н.э.). В качестве переходного времени от эпохи камня к эпохе металла выделяют энеолитили меднокаменный век (середина 4 - конец 3 тыс. до н.э.). Бронзовый век (конец 3 - нач.1 тыс. до н.э.). Железный век (с нач. 1 тыс. до н.э.).
Структурный анализ культуры предполагает ее рассмотрение как организованной интегрированной системы. В этой структурной целостности можно выделить три основных подсистемы: технологическая, социальная и идеологическая. Первая из них, технологическая, включает в себя орудия труда, строительные материалы, средства для ведения войны, а также технологии их использования. Эта подсистема позволяет человеку осуществлять контакт с внешней средой и поэтому играет ведущую роль. Человек зависит от материального обеспечения и механических средств приспособления к окружающей среде. Технологическое оснащение прямо влияет на особенности его социальной организации. По мнению Л. Уайта, технологическая подсистема первична. Социальные системы являются функциями от технологических. Под этим углом зрения, социальная подсистема является отражением усилий общества по использованию средств существования. Идеологическая подсистема, соответственно, выступает как систематизация представлений и верований, интерпретирующих человеческий опыт. В широком смысле можно говорить о том, что каждому типу технологии соответствует определенный тип философии. Между ними может не быть ничего общего по содержанию, но они могут обладать сходной структурой развертывания своих содержаний. Типология культуры по методу «идеальных типов» предполагает описание обобщенных моделей культуры, которым реальные культуры соответствуют лишь приблизительно. Реальные культуры могут охватывать одновременно несколько «идеальных типов» и, как правило, представляют собой некий переходный тип. Один из вариантов подобного типологического подхода предложил Д.Фейблман. Он выделил «ранние» (до-первобытный, первобытный, военный и религиозный) и «развитый» (цивилизованный, научный и пост-научный) типы культуры, указав, что термины «ранний» и «развитый» в данном случае являются описательными и не предназначены для построения хронологической последовательности. До-первобытный тип культуры характеризуется господством выдающегося индивида над другими членами социальной группы. Основной вопрос до-первобытной культуры: «Насколько нужен именно ты, чтобы мы все выжили? ». В рамках этого типа власть опирается на физическую силу, поэтому в каждой социальной группе есть место только для одной выдающейся личности. Окружающая среда оказывала жесткое влияние на до-первобытную культуру и взаимодействия человека с природой как такового еще не существовало. Человек не вторгался в природу, а искал у нее поддержки. Межкультурные контакты отсутствовали, поскольку всюду господствовал один и тот же тип культуры. Социальная организация еще не получила развития и, вероятно, была представлена только семьей. В целом до-первобытная культура представляла собой непрерывную борьбу за выживание. Первобытная культурастала исторически первым типов высокоорганизованных обществ. Она представляла собой такую фазу развития, для которой были свойственны подражательный язык, анимизм, экзогамия и мифологический тип мышления. Основной формой организации является община. Основной вопрос первобытной культуры: «Насколько ты вовлечен в сообщество? ». В этом типе культуры выдающийся индивид - это не тот, кто отклоняется от общепринятых норм, а тот, кто их строго соблюдает. Любой человек, который выступает против обычаев, перестает быть членом данного общества. Первобытный тип культуры подвергается сильному воздействию физического и биологического уровней природы. Экстремальные условия окружающей среды обуславливают возникновение экстремального типа физиологического приспособления. Разделение труда существует в интересах всего сообщества. Общественным управлением занимается совет старейшин. Изобразительные искусства занимают столь же почетное место, как и религия. Религия носит анимистический характер. Военный тип культуры. По сравнению с первобытным типом культуры являет собой значительный шаг по пути усложнения социальной организации. Военная культура проявляется в двух основных типах деятельности: военной и торговой, которые тесно взаимосвязаны друг с другом. Так, в частности, военные действия помогают захватить торговые пути. Появляется письменность, создаются библиотеки. Ведущим видом искусства становится архитектура. Основной вопрос военной культуры, обращенный к ее представителям: «Хорошо ли ты повинуешься? ». Идеальная личность - это прежде всего социальный лидер. Общественная организация построена на абсолютной власти меньшинства. Индивидуум должен отказаться от личных притязаний во имя общей цели. Героизм на войне и самопожертвование становятся самыми почитаемыми добродетелями. Мужчины существуют для войны, а женщины занимаются воспроизводством воинов. Военная культура скорее регламентирована, нежели организована. Суть этого различения состоит в следующем. В культурах иного типа человеку говорят: «Делай свою работу. Выполняй свои обязанности или иди с миром». В военной культуре человеку указывают: «Следуй своему предназначению и прекрати бояться». Физическое и биологическое влияние окружающей среды весьма велико Способ производства основан на рабстве. Контакты с другими культурами в психологическом и социальном плане не имеют особых последствий. Общественные институты предназначены для реализации военной политики. Важную роль играют мужские и женские тайные общества. Религия зависима от политики и военных действий. Воспитание сводится к выработке выносливости. В целом, военная культура - достаточно хрупкое образование, которое живет за счет меча и от меча должна погибнуть. Религиозный тип культуры основан на отказе от непосредственной и активной деятельности. Идеал религиозной культуры - пассивность и неопределенность. Основной вопрос этого типа культуры: «Насколько ты набожен? ». Идеальным членом общества является богопослушная личность. Для общественной жизни свойственна с одной стороны строгая регламентация, с другой - сильная организация. Общая цель подразумевает отказ от признания какой-либо значимости земной жизни. Влияние окружающей среды наименьшее по сравнению с другими типами культуры, поскольку основной догмат религиозной культуры предполагает безразличие к природной среде. Биологические потребности членов общества предельно ограничены и роль ограничителя выполняет религиозный аскетизм. Разделение труда иерархическое. Класс священнослужителей правит непосредственными производителями продукции. Религиозная культура - время абстрактных богов. Они олицетворяют не конкретные силы природы, а единство Вселенной. Любовь заменяется идеей взаимодействия богов и людей. Основной социальный институт - церковь. Образование целиком подчинено религиозным целям. Наряду с архитектурой признанием пользуются изобразительные искусства. Появляются профессиональные художники, музыканты и т.п., посвятившие себя чистому искусству. Наука находится в зачаточном состоянии, процветают астрология, магия и алхимия. Религиозная культура открыта и охотно впитывает религиозные элементы других культур. Цивилизационный тип культуры характеризуется высоким разнообразием. Однородность общества достигается посредством больших усилий. Не случайно основной вопрос этого типа культуры: «Насколько индивидуальны твои ощущения? ». Идеальной личностью является тот, кто вырабатывает собственные критерии ощущений, чувств, мыслей и действий. Высоко ценится рациональность, понимаемая как собственный образ мыслей. В этом типе культуры нет правил мышления, но есть обращение к человеческой разумности. Влияние природной среды значительно, ее не подвергают большим изменениям, поскольку щадят и боятся. Человек больше обеспокоен тем, чтобы защитить себя от разрушительного воздействия внешней среды. Для цивилизованного общества характерен капиталистический способ производства. Ведущим классом являются обладатели денег, которые живут за счет ренты. Институты цивилизованного общества четко определены. Социальные организации образуют части целого, подобно тому, как деловые корпорации являются частью социальной организации в рамках общей экономики. Так как цивилизованный человек ищет разнообразия, то он стремится перенимать новшества из всех существующих культур. В религиозном отношении цивилизованные культуры откровенно атеистичны. Человек становится мерой и божественного, и человеческого. Научный тип культуры является самым высоко развитым из известных сегодня типов культуры. В этом типе культуры доминирует теория, согласно которой естественнонаучные законы действуют на всех уровнях бытия. Жизнь подчинена идее о том, что постижение естественных законов удовлетворит любознательность в поиске истины и будет способствовать совершенствованию условий бытия. Основной вопрос этого типа культуры: «Насколько ты любознателен? ». Идеальной является любознательная личность, одержимая поиском тайн природы бытия. Критерием величия становиться степень любознательности личности. Целью этой культуры является не жизнь после смерти, как в религиозном типе, и не чувственный подарок, как в цивилизованной культуре, а непрерывное совершенствование возможного будущего для существующего мира. Влияние физической и биологической среды на научный тип культуры заключается в знании и в использовании природных ресурсов. Представитель научной культуры озабочен не покорением природного окружения, а его постижением. В научной культуре существует склонность завышать ценность социальной жизни, как более значимой для индивида, чем жизнь личная. Психологически и социально человек этого культурного типа сосредоточен на поисках лучшего общества. Личность научного типа культуры возвращается к религии, однако тем единственным богом, которого признает человек, является природа. Пост-научный тип культурыотличается от научного точно так же, как до-первобытная культура отличается от первобытной. Основными занятиями пост-научного типа культуры станут наука, философия и искусство, однако лидирующая роль будет принадлежать научным исследованиям. Главной целью этих исследований станет знание. Основной вопрос пост-научной культуры скорее всего будет звучать так: «Насколько ты совершенен? ». Непосредственная физически и биологическая окружающая среда полностью окажется под контролем. Экономические функции будут выполнять механически. Будут освоены территории, ранее не включенные в сферу жизнедеятельности. Идеальной личностью станет та, которая соединит в себе предельную специализацию со всеобъемлющим интересом и пониманием. Преимущество и признание получит личность, наилучшим образом воспринимающая общественные ценности. Пост-научная культура ближе других будет к созданию идеального общества. В этом типе культуры будут обнаружены научные способы решения психологических и социальных проблем. Естественные законы физической и социальной природы будут познаны и получат практическое использование. Исчезнут противоречия между теорией и практикой. Человек пост-научного типа культуры будет жить, непрестанно жертвуя во имя достижения знания.
Билет №11 Динамика культуры
Типы культурной динамики В культурологии культурная динамика описывается тремя основными типами взаимодействия: фазовой или этапной; циклической и инверсионной. Наиболее простая концепция культурного развития - традиционная теория линейного прогресса, т.е. целенаправленного поступательного движения культурных форм, который понимается в духе эволюционизма как совершенствование человеческого рода, общества, отдельного человека, а также результатов ее материальной и духовной деятельности. Этот тип культурной динамики получил название фазового, или этапного. Для его изучения используется метод исторической периодизации, ведущим критерием которого является доминантный тип общественных отношений, т.е. социальность как таковая. Ядром ее выступают классовые интересы в одном из своих ведущих разновидностей - имущественных преимуществ, а состоит она под влиянием факторов разного уровня. Тип социальности составляется на основе преобладания межличностных отношений в доиндустриальном обществе, товарно-денежных факторов в индустриальном или факторов, которые формируют массовое общество в постиндустриальном обществе. В рамках исторического материализма концепция формационного развития культуры утверждала основным фактором изменения в способе производства. Согласно этим изменениям выделялись и основные периоды линейного развития мировой культуры, которые порождали соответствующие типы культуры: первоначальную, рабовладельческую, феодальную, буржуазную и социалистическую. Как предполагалось, изменение характера производства влечет за собой и изменение общественного строя, а вместе с ним и культуры. Если изменить масштаб и ввести стадиальный критерий универсального уровня, то культурная динамика человеческого общества проявится как общемировой процесс смены всемирно-исторических эпох: Первобытность, Древность, Средневековье, Новое и Новейшее время. Динамика оценивается в этом случае как комплексное поступательное восхождение человеческого сообщества ступенями исторического прогресса. Фундамент фазового типа культурной динамики - социокультурное преобразования. Оно имеет место когда новое состояние возникает вследствие изменения прежнего состояния под влиянием интенсивных процессов общественного обновления. Различают три основных вида преобразований: реформу, трансформацию и революцию. Реформой называется изменение, переустройство определенной части социокультурной жизни, которая не уничтожает основ существующего порядка. В общественном теории и практике до реформ причисляют более или менее прогрессивные преобразования, определенный шаг к улучшению. Под трансформацией понимают совокупность явлений и процессов, которые постепенно и ненасильственным образом приводят социокультурную систему к принципиально новому качеству отношений. Революцию определяют как глубокую качественное изменение в развитии. Относительно же социокультурной среды говорят о коренном, как правило, насильственное изменение главных традиционных ценностей и стереотипов (поведения, сознания, мышления), изменение идеологии, крутой поворот государственной политики в области культуры, кардинальное преобразование социального состава интеллигенции. Циклический тип культурной динамики исходит из представления о том, что изменения в мире подчинены закону повторяемости, обратимости. Каждая культура проходит определенный жизненный цикл от рождения до смерти, двигаясь по замкнутому кругу к исходному состоянию хаоса. Подобные взгляды были распространены в V-IV вв. до н. е. в греческой (Аристотель, Полибий) и древнекитайской (Сыма Цянь) философии. Идея цикличности противостояла идее прогрессивного поступательного развития человеческой культуры и в XIX-XX вв., Найдя свое отражение в теории культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского, в понятии «культурных организмов» концепции О. Шпенглера, круговорота «локальных цивилизаций» А. Тойнби. Изменения в рамках цикла оказываются повторяющимися, общества движутся по подобным траекториям протяжении многих поколений. Восприятие времени в них также циклическое, т.е. такое, которое периодически возвращается к исходной точке. Поэтому прошлое поэтизируется в легендах о «золотой» сутки, которая представляется наилучшей, достойной подражания и воспроизведения. Еще одним типом социокультурной динамики называют инверсию, которую иногда рассматривают как частный случай циклических изменений. Однако это не совсем правильно, ибо инверсия описывает изменения, которые движутся не по кругу, а совершают маятниковые движения - от одного полюса культурных значений к другому и обратно. Такой тип динамики возникает в обществах, где не сложилось устойчивое культурное ядро, «золотая середина» или прочная структура. Поэтому ослабление жесткой нормативности и ограничений может приводить к распущенности нравов, полная покорность существующим порядкам и их носителям может изменяться «бессмысленным и беспощадным бунтом», разгул страстей и чувственности может уступить место крайнему аскетизму и рассудочному рационализму. Чем меньше степень стабильности общества и чем слабее налажены отношения между его различными компонентами, тем больший размах приобретают повороты в его духовной и политической жизни. Инверсионная волна может охватывать самые разные периоды - от нескольких лет до нескольких столетий. Инверсионный характер имели изменения культуры в разные времена и в разных обществах. В отечественной истории на определенном этапе такой характер имел переход от язычества к монотеизму, сопровождавшийся уничтожением предыдущих культов, от религии к атеизму, приведший к разрушению прежних святынь, огульной критики религии и расправ со священниками, от культурной изоляции к интенсивному подражания западным образцам, от государственно-партийного тоталитаризма к плюрализму как прямо противоположных моделей политической и культурной жизни.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 2910; Нарушение авторского права страницы