Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Структура культурологического знания
Культурология как наука возникла в середине XX в. Одна из главных задач этой науки – выявление закономерностей развития культуры, отличающихся от законов природы и от законов материальной жизни человека и определяющих специфику культуры как самоценной сферы бытия. Современные культурологические исследования являют собой большой комплекс научных дисциплин, разнообразных подходов к культурологическим проблемам, методологией, научных школ и т. д. Не приходится говорить о четкой или внятной структуре культурологического знания. Очень часто она носит предварительный характер. Культурология не может иметь однородный состав, будучи интегративной наукой она имеет две основные составляющие: гуманитарную и социально-научную. Под гуманитарной понимают культуроведение. Социально-научная составляющая состоит из следующих частей: фундаментальная, антропологическая, прикладная. Под фундаментальной частью понимают социологию культуры, ее психологию и культурную семантику. Антропология связывает культуру с человеческими потребностями. Прикладная культурология занимается прогнозированием культурных процессов. Сейчас мы можем выделить наиболее значительные составляющие структуры культурологического знания.
Во-первых, это теория культуры, которая демонстрирует нам все многообразие попыток общего осмысления культуры, версии «картин» культуры, вариантов систем понятий, категорий, теоретических схем, при помощи которых можно попытаться описать культуру и ее развитие. В этой сфере особое место занимает философия культуры, которая решает задачи создания теории культуры при помощи свойственных философии методов и понятий. Во-вторых, это социология культуры, представляющая собой союз социологии (изучающей общественную систему) и культурологической науки. Исследования в области социологии культуры имеют как теоретическую, так и практическую направленность. В последнем случае можно указывать на концепции культурной политики и деятельности культурных инстинктов (структур общества, связанных с культурой), социокультурное прогнозирование, проектирование и регулирование, изучение культурологического образования в России и других странах, проблемы социализации и инкультурации личности (вживания человека в общественно-культурную систему), охрану культурного наследия. В-третьих, это историко-культурные исследования, которые не только базируются на достижениях гуманитарных наук (истории, филологии, литературоведения, искусствоведения, истории религии и др.), но и используют новые культурологические подходы. Здесь мы можем выделить: 1) историко-культурные исследования общего профиля, исследования культуры ментальностей (т. е. формировавшихся в различных культурах способов восприятия людьми мира); 2) исследования религиозного аспекта культуры; 3) культурологические аспекты лингвистики, семиотики (теории знаковых систем), искусствоведения и эстетики. В-четвертых, это культурная антропология – область культурологических знаний, во многом близкая к социологии культуры, но уделяющая большее внимание этническим элементам культуры, процессам взаимодействия культур разных народов, изучающая особенности языковых и иных средств коммуникации (общения, обмена информацией) в различных культурах. Интересы культурной антропологии не ограничиваются вышеозначенными вопросами. В соответствии со своим названием (в переводе с греческого антропология – «наука о человеке») она ставит своей главной задачей создание наиболее полной картины жизни человека в культурной среде, т. е. в среде, созданной самим человеком. Для решения этой задачи культурная антропология широко использует данные естественных наук, занимающихся жизнедеятельностью человека, а также археологии, этнографии, лингвистики, социологии, истории религии и мифологии, фольклористики, философии. Все эти направления культурологических наук можно назвать основными, или базовыми. Однако, кроме них, складываются и другие специальные и нетрадиционные сферы исследований. Многие из них приобретают особую важность. К примеру, в рамках теории культуры появились детально разработанные теории динамики (изменения, развития) культуры, морфологии (образования системы видов и форм) культуры, типологии (изучения типов) культур, герменевтики (науки об истолковании) культуры, культурных образцов и людей (архетипов, парадигм, цинверсалий). Здесь же отдельно изучаются методы культурологических исследований. Синтез на базе культурологии, историко-культурных, социологических, психологических знаний позволяет разрабатывать проблемы ментальностей, психологических характеристик отдельных культур, «соматической» (телесной) культуры у разных народов и т. д. Большое значение для развития культурологии имеют сравнительные культурные (компаративные) исследования. В последние десятилетия динамично развивается эколого-культу-рологическое направление («культурологическая экология»), изучающее отношение различных культур к природной среде. Система культурологических знаний находится в постоянном развитии. Культурология как самостоятельная отрасль науки состоит из шести взаимосвязанных разделов: 1) история мировой и отечественной культуры; 2) история культурологических теорий; 3) философия культуры; 4) социология культуры; 5) антропология и психология культуры; 6) прикладная культурология. Каждый из разделов имеет собственный объект исследования, отличается спецификой анализа, методами и практическими рекомендациями, используемыми при разрешении конкретных проблем. История культуры исследует реальный процесс преемственности культурного развития различных эпох, стран и народов. Она дает богатый материал, свидетельствующий о многообразии культурных достижений и ценностей, о вкладе народов в мировую культуру человечества, о трудностях и противоречиях культурно-исторического процесса, о судьбах великих цивилизаций Европы, Азии, Индии, России, Китая, Америки, Африки, Австралии и других регионов мира. Для культурологии история культуры составляет фундамент теоретических концепций. История культурологических учений изучает процесс развития теоретических представлений о культуре и ее закономерностях. Наука о культуре имеет давнюю историю. Ученые и писатели в течение многих веков стремились не только исследовать культуру тех или иных народов, но и понять тенденции ее развития, найти те главные причины и закономерности, которым подчиняется это богатое и многообразное явление. Уже в Древней Греции, а также на Востоке во многих трактатах можно найти необычайно точные и глубокие суждения о культуре. Как наука культурология формируется в XVIII в., и немецкий философ Иоганн Готфрид Гердер является одним из первых, кто заложил научные основы теории культуры. К изучению культуры обращались всемирно известные исследователи. Они стремились познать и объяснить культуру как целостное общественное явление. Философия культуры исследует понятие, сущность и структуру культуры, определяет ее функцию в обществе, выясняет соотношение культуры и природы, культуры и цивилизации, роль средств массовой коммуникации в распространении культуры, изучает множественность языковых и символических форм культуры, историческое единство человечества и процесс взаимовлияния культур, глобальные проблемы современности и роль культуры в их разрешении. Философия культуры исследует диалектику и динамику культурных процессов, роль культурных контактов в изменении самобытных культур, периоды подъема и кризисов, роль духовной элиты как импульса культурного развития, взаимодействие культуры и цивилизации, этноса и культуры, смену культурных парадигм и ценностей. В философском обосновании нуждается проблема периодизации культурного развития человечества. Социология культуры исследует процесс функционирования культуры в обществе, тенденции культурного развития, проявляющиеся в сознании, поведении и образе жизни различных социальных групп. В социальной структуре общества выделяются группы различного уровня. Макрогруппы — это классы, слои, нации и этносы. Каждая из них отличается своими культурными особенностями, ценностными предпочтениями, вкусами, стилем и образом жизни. Наряду с ними существует множество микрогрупп, которые образуют различные субкультуры. Можно выделить общности по ряду признаков: возрастные субкультуры детей, молодежи, взрослых, старых; конфессиональные — в зависимости от вероисповеданий; профессиональные, в которых подчеркивается принадлежность к определенному виду трудовой деятельности и общность связанных с нею интересов и потребностей. Возникновение групповых форм культуры возможно в политических партиях, движениях. Группы с отклоняющимся от нормы поведением также образуют свою структуру. Существуют субкультуры мафиозных и преступных группировок. Антропология и психология культуры исследуют взаимоотношения человека и культуры, процессы становления духовного мира личности, формирования и реализации способностей, дарований, талантов, воплощения творческих потенциалов в деятельности и ее результатах. Социально-культурная эволюция личности продолжается на протяжении всей жизни, но при этом особую роль играют детство и молодость, когда закладываются основы ценностных позиций и интересов Культурная антропология выявляет «узловые» моменты социализации, аккультурации и инкультурации человека, специфику каждого этапа жизненного пути, изучает адаптацию к культурной среде, к системам образования и воспитания, роль семьи, сверстников, поколения. Особенное внимание уделяется психологическому обоснованию таких универсальных понятий культуры, как жизнь, душа, смерть, любовь, дружба, вера, смысл, духовный мир мужчины и женщины. Главным направлением является изучение процесса социализации личности в условиях разных культур, влияния природной и культурной среды на духовный мир человека, особенностей национального характера, взаимодействия экологии и этноса. Психология культуры уделяет особое внимание взаимодействию естественно-биологических, энергетических и культурных факторов в определении мотивов поведения человека, эмоциональных состояний тревожности, беспокойства, агрессивности, а также любви, надежды; выяснению социальных и психологических механизмов творчества, одаренности; миру детства как ответственному периоду в освоении культуры. Прикладная культурология исследует организацию и технологию культурной жизни общества; деятельность учреждений культуры, культурных центров досуга, любительских и инициативных объединений по интересам; проведение массовых праздников, фестивалей, форумов. Главным направлением становится разработка культурной политики; экономическое, политическое и духовное обеспечение реализации культурных программ. Прикладная культурология изучает интересы публики, мотивы приобщения к культуре, формы организации досуга. Культурология — комплексная наука, основа для гуманитарной ориентации сознания и поведения, для понимания отечественной и мировой культуры. Понятие культуры В современных гуманитарных науках понятие культура является одним из важнейших. Вместе с тем оно настолько сложно и объемно, что его невозможно определить однозначно. В настоящее время специалисты насчитывают более 500 определений культуры, в зависимости от того, какие ее стороны являются предметом рассмотрения. Само слово культура многозначно во всех европейских языках. Культура является предметом изучения всех социальных и гуманитарных наук (истории, социологии, антропологии, этнологии, культурологи, лингво-культурологии, лингвистики и др.), каждая из которых рассматривает определенный ее пласт. Это одна из причин того, что существует такое большое количество определений понятия культура. Другая причина в том, что существуют разные взгляды на культуру. Наиболее классическое определение культуры, господствовавшее многие десятилетия, было предложено профессором антропологии Оксфордского университета Эдвардом Тайлором [Tylor 1903]: «Культура, или цивилизация, рассматриваемая в широком этнографическом значении, представляет собой сложное целое, включающее познание, верования, искусство, мораль, право, обычаи и некоторые другие способности и привычки, присущие человеку как члену общества. Особенности культуры различных обществ человеческого рода, насколько они в принципе могут быть изучены, являются темой, близкой к изучению законов человеческого мышления и поступков» Привлекает своей доступностью и образностью определение, которое дал Клакхон – «Культура для общества – это то же, что память для человека». (Подобную мысль высказывал Д. С. Лихачев: «Культура личности формируется в результате деятельности памяти одного человека, культура семьи – как результат семейной памяти, культура народа – народной памяти» [Лихачев 1991: 201]. Ю. М. Лотман также отмечал, что, с точки зрения семиотики, культура представляет собой коллективный интеллект и коллективную память, то есть надындивидуальный механизм хранения и передачи некоторых сообщений (текстов) и выработки новых» [Лотман 2004: 673]. В российской культурологии существует два основных направления: ценностный подход к культуре и деятельностный. Согласно первому, культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком. При деятельностном подходе культура рассматривается как способ деятельности, как система механизмов, благодаря которым стимулируется, программируется и реализуется активность людей в обществе. Как предмет изучения культурной антропологии культура определяется как совокупность результатов деятельности человеческого общества во всех сферах жизни и всех факторов (идей, верований, обычаев, традиций), составляющих и обусловливающих образ жизни нации, класса, группы людей в определенный период времени [Тер-Минасова 2007: 13]. В то же время культура – это не только результат материального и духовного развития, но и сам процесс сознательной деятельности, в ходе которого изменяется не только окружающая среда, но и он сам [А. С. Мамонтов, С. П. Мамонтов 2005: 27]. Культурное своеобразие проявляется в самых разных сторонах человеческой деятельности. В связи с этим представляется важной идея различать культуру на глубинном (deep culture) и поверхностном (или внешнем) (surface culture) уровнях [Guirdham 1999], между которыми существует тесная взаимосвязь, ибо культура – это образ жизни людей, и она пронизывает все ее стороны. Поверхностный уровень включает все то, что мы можем наблюдать и воспринимать органами чувств (различия в одежде, еде, архитектуре, музыке, ритуалах, жестах и т. д.), глубинный – то, что скрыто от глаз, но не менее важно, поскольку внешние различия предопределяются глубинными различиями и являются их проявлением. Для формирования взгляда на культуру как на целостную систему, а не совокупность разрозненных фактов, большое значение имеют элементы глубинной культуры, находящиеся в сознании людей (мировоззрение, мораль, традиции, ценности – все то, что нельзя ощутить органами чувств). К элементам глубинной культуры исследователи относят и характерные для данного социума социально-культурные отношения [Guirdham 1999: 50]. \\ И здесь важно учитывать, что культура является основным регулятором деятельности людей. Как отмечал Л. С. Выготский, «культура создает особые формы поведения, она видоизменяет деятельность психических функций человека» [Выготский 1960: 45]. [Мамонтов, Мамонтов 2005: 27]. Таким образом, культура предопределяет сознание народа и его поведение, она дает нам ключ к пониманию национально-культурных различий. Поскольку целью нашего исследования являются различия в коммуникации, помимо понятия культура, мы будем использовать предложенное И.А. Стернинымпонятие коммуникативная культура, которая понимается как фрагмент национальной культуры, отвечающий за коммуникативное поведение нации [Стернин, Ларина, Стернина 2003: 9].
4.Функции культуры
1) креативная (творческая) функция культуры является фундаментальной. Все остальные функции так или иначе связаны с ней и даже вытекают из нее. В своем воздействии на природу, в поиске и производстве средств удовлетворения своих потребностей, человек формирует особый мир предметов и ценностей– культуру и в этом процессе он совершает грандиозные творческие усилия, которые не могут совершать животные или насекомые. «Преодолевая» генный код биологического существа, человек искусственно развивает самого себя, т.е. здесь культура выступает как способ творческой реализации человека, которые чрезвычайно разнообразны. Но культура не только приглашает личность творить, она же накладывает на неё ограничения. Эти ограничения распространяются не только на социум, но и на природу. Культурные запреты защищают общество от разрушения. 2) познавательная функция тесно связана с творческой функцией. Сам процесс преобразования, изменения связан с глубоким познавательным актом. Без знаний об окружающем мире невозможно было бы сформировать культурный мир. Культура, концентрируя в себе лучшие образцы творчества, выполненные на основе их познания, приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения. Можно утверждать, что общество интеллектуально настолько, насколько им используются богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофонде человечества. Зрелость культуры во многом определяется мерой освоения культурных ценностей прошлого. Например, Япония смогла добиться огромного прорыва в своем развитии благодаря этой способности ее культуры. Другие общества, не способные использовать познавательные функции культуры, могут останавливаться в своем развитии, обрекая себя на отсталость. 3) коммуникативная функция - трансляции культурного опыта позволяет осуществлять преемственность культурных эпох, является способом передачи социальной памяти человечества. Разрыв в преемственности культуры приводит к феномену «манкуртизма». Манкурты- это люди, превращенные в рабов, не помнящих своего прошлого и не имеющих будущего, своего рода «зомби». (Ч. Айтматов) Другим носителем своеобразной культуры промежуточного, пограничного состояния является маргинал. Как правило, это эмигрант, люмпен, бродяга, бомж, т.е. человек, утративший прежние социальные связи и не приспособившийся к новым условиям жизни. Подчеркивая значимость культурной и, особенно, духовной коммуникации, Б.Шоу приводит простой, но очень убедительный пример. Когда два человека, имеющие по одному яблоку каждый, встречаются и обмениваются ими, то после встречи каждый из них является обладателем одного яблока, но может быть другого сорта. При встрече двух людей, имеющих в голове хотя бы по одной идее и желающих ими обменяться, каждый из них становится обладателем уже двух идей и таким образом происходит их культурный рост. Способы трансляции культурного опыта указывают на следующую важнейшую функцию культуру. 4) информативная функция реализуется так: культура представляет собой сложную знаковую систему, поскольку все культурные ценности мы воспринимаем через знаковые системы: язык (устный или письменный) – средство общения людей, литературный язык – средство овладения национальной культурой. Тексты литературных документов – это упорядоченная знаковая система, которая может одни и те же тексты представить как алфавитную письменность, иероглифическую, арабскую вязь и др. Специфические языки нужны для познания особого мира музыки, живописи, театра (нотография используется для записи музыкальных произведений, полотно художника есть ни что иное как система образов-символов), естественные науки (физика, математика, химия, биология) также располагают собственными знаковыми системами (формулами, цифрами, чертежами). Компьютерные языки в виде информационных программ являются мощнейшим современным способом передачи информации. И чем совершеннее и разнообразнее информация, тем доступнее познание. 5) оценочная (аксиологическая, ценностная) функция. Попытки коммуникации воспринимаются людьми осознанно и обязательно избирательно. Поэтому воспринимается нами только то, что действительно является для нас ценным и значимым. Это зависит от культурных потребностей и ценностных ориентаций людей. А нравственное и интеллектуальное содержание поступающей информации выступает критерием соответствующей оценки. Таким образом, эта функция отражает важнейшее качественное состояние культуры, ее ценность и меру полезности для человека. 6) регулятивная функция. Все то, что избирательно было оценено человеком становится его личным культурным достоянием, которое во многом регулирует его поведение, формирует его духовный облик. Проникая во внутренний мир личности, отобранные ценности могут его изменять: обогащать, либо обеднять. Это процесс длительного культурного освоения и от того, что примет человек за ценность, будет зависеть его культурное развитие.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 835; Нарушение авторского права страницы