Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Психофизическое воздействие цвета и его символика
Вопросами эмоционального воздействия цвета на человека интересовались многие практики и теоретики искусства – Леонардо да Винчи, И. Гете, Э. Делакруа, М. Дерибере, К. Юон, И. Грабарь и др. Физиологам давно известно о не зависящем от настроения субъекта физиологическом влиянии цвета. Заметим, что действие каждого цвета и специфика его внутреннего значения не зависят от отношения человека к нему. Цвет может нравиться или не нравиться, но характер его влияния, специфика его воздействия на психику остаются неизменными, вне зависимости от состояния организма в момент воздействия. Таким образом, символическое значение цвета, его “психологический код” действительно объективны и не зависят от положения того или иного цвета в ряду индивидуального предпочтения. Каждый цветовой оттенок, производя одно и то же действие на любой живой организм, вызывает вполне определенный сдвиг в состоянии всякой биосистемы, будь то мышь или человек. “В своих самых общих элементарных проявлениях, независимо от строения и форм того материала, на поверхности которого мы его воспринимаем, цвет оказывает известное воздействие на чувство зрения, а через него и на душу, – писал Гете. – Цвета действуют на душу: они могут вызывать чувства, пробуждать эмоции и мысли, которые нас успокаивают или волнуют, они печалят или радуют”. До сих пор не разрешена загадка цвета – почему и как именно влияет он на настроение и поведение человека. Что позволило Василию Кандинскому назвать живопись “цветовым инструментом состояния души”? Почему человек столь чутко откликается на всевозможные цветовые коды окружения? Известный психиатр В. М. Бехтерев утверждал: “Умело подобранная гамма цветов способна благотворнее действовать на нервную систему, чем иные микстуры”. Аристотель писал: “Все живое стремится к цвету... Цвета по приятности их соответствий могут относиться между собой подобно музыкальным созвучиям и быть взаимно пропорциональными”. Ивли Грант заметил: “Чем больше смотришь на этот мир, тем больше убеждаешься в том, что цвет был создан для красоты, и красота эта не удовлетворение прихоти человека, а необходимость для него”. Цвет способен возбуждать и подавлять, возносить и низвергать, лечить и облагораживать. Так, зеленый цвет был использован Пото при лечении нервных заболеваний и психопатических расстройств. Красный цвет использовали еще средневековые врачи для лечения ветряной оспы, скарлатины, кори. Давно известно о болеутоляющих свойствах голубого цвета. Возможности цветовоздействия фантастичны. Прямое облучение светом, использование лазерных устройств, создание однотонных интерьеров, применение пропускаемых через самоцветы светотоков, направленное влияние на точки аккупунктуры, целевое воздействие на активные зоны радужки глаза – сегодня существует множество методов введения цветоэнергий в информационно-энергетический метаболизм человека. Причем все эти приемы эффективны вне зависимости от степени осознания человеком характера и направленности цветоэнергетического воздействия. Цвет, как и звук, является естественным интегратором физиологических и психических процессов. О влиянии цвета на психику человека и его использовании в медицине пишет М. Дерибере. Зеленый цвет влияет на нервную систему. Это болеутоляющий, гипнотизирующий цвет. Эффективен при нервной раздражительности, бессоннице и усталости, понижает кровяное давление, поднимает тонус, создает ощущение тепла, расширяя капиллярные сосуды. Облегчает невралгии и мигрени, связанные с повышенным кровяным давлением, увеличивает остроту зрения, благоприятствует концентрации внимания. Зеленый успокаивает, и его употребление не дает никаких вредных последствий. Зеленый – цвет стеничности, авторитета; мужской цвет. Олицетворяет надежность и прочность жизненных устоев. Голубой цвет – антисептический. Он уменьшает нагноения, может быть полезен при некоторых ревматических болях, при воспалениях и даже при лечении рака. Чувствительного человека голубой облегчает больше, чем зеленый. Однако от слишком долгого облучения голубым цветом возникает некоторая усталость или угнетенность. Синий – цвет мудрости. Синий снимает боль, снижает мускульное напряжение, дает мирный, расслабленный покой. Не рекомендуется при сниженном волевом усилии, поскольку заставляет подчиняться обстоятельствам. При психотерапии синий снижает недоверие, беспокойство; маниакальные состояния, противопоказан при депрессии. Оранжевый цвет стимулирует чувства и слегка ускоряет пульсацию крови. Не влияет на кровяное давление, создает чувство благополучия и веселья. Имеет сильное стимулирующее действие, но может утомить. Оранжевый соединяет желтый и красный. Оранжевый – активное самораскрытие и установление с окружающими. Содержит также тягу к стихийным действиям, поиску радостного возбуждения. Оранжевый способен вдохновить человека, способствует выходу из депрессии и апатии. Желтый цвет стимулирует мозг. Может быть эффективен в случае умственной недостаточности. Долгое облучение препятствует колебаниям в течении болезни. Желтый – цвет изобилия и богатства. Оказывает на организм умеренно возбуждающее воздействие, стимулирует умственную деятельность, помогает преодолевать межличностные конфликты, создает атмосферу непринужденности. Красный цвет – теплый и раздражающий. Он стимулирует мозг, эффективен для меланхоликов. Красный – деятельный, агрессивный цвет, символизирует господствующее начало. Мощное возбуждение психики от красного цвета стимулирует к деятельности, бурному проявлению эмоций. На красный организм реагирует особенно сильно – пульс учащается, увеличиваются глазное и артериальное давление, скорость движений, т.к. время под воздействием красного переоценивается. Однако стимулирующий эффект не длится долго - появляется цветовое утомление, приводящее к понижению работоспособности. Коричневый – земной цвет. Коричневый может быть рекомендован при излишней рассудочности, уходе от простых человеческих радостей; он необходим людям, желающим расслабиться, снять напряжение. Редко используется для торжественной одежды, связан скорее с домом, уютом, теплом. Фиолетовый действует на сердце, легкие и кровеносные сосуды, увеличивает выносливость ткани. Фиолетовый снижает физическую работоспособность, наиболее утомителен для глаз. Воспринимается искусственным, вычурным. В цветотерапии снижает боль, усиливает гипнотическое воздействие. Аметистовый цвет имеет стимулирующее действие красного и тоническое действие голубого. Белый цвет в одежде связан с роскошью, праздностью или особенно торжественными событиями. Белый фон сильно повышает находящегося рядом с ним цвета. Еще Платон говорил, что серый совмещает необузданность черного и социальность белого элементов души. Серое ассоциируется с тайной властью. Нейтральный серый не вызывает никаких психологических реакций (по Люшеру), не успокаивает, не возбуждает, хотя и создает внутреннюю стабильность, подчеркивает обязательность, отгораживает от внешних воздействий. Черный часто связан с агрессией, протестом, упрямством. Черный способен укрепить силу духа, помочь начать с нуля. Можно управлять живой системой и психическими процессами самым естественным образом, влияя наиболее привычным путем, достигая значительных результатов правильным подбором цветов и формы одежды, причесок, макияжа, интерьера, создавая вокруг себя благоприятную гармоничную цветовую обстановку, без использования синтетических лекарств и сложных физиотерапевтических воздействий [5, 22]. При выборе цвета необходимо учитывать тип внешности. Характеристика цветотипов внешности приведена в приложении А. Основными закономерностями зрительного восприятия являются: равновесие, вес, направление правое и левое, очертание. Основными светотехническими характеристиками являются: светотень, освещенность и яркость, отражение света поверхностью, яркость и светлота. Все эти величины зависят светового потока. Поверхности, равномерно отражающие лучи всех длин волн, называются ахроматическими Характеристиками цвета являются светлота или тон, цветовой тон, насыщенность и чистота, яркость (глубина), температура. Цвет – свойство тел создавать определенные зрительные ощущения в зависимости от длины отраженной волны. Цвета могут быть теплыми и холодными. Теория цветовой гармонии определяет гармоничное сочетание цветов, объединяя определенные цвета в систему. Гармоническое сочетание цветов называется колоритом. Каждый человек как индивид несет в себе определенное сочетание цветов – цветотип. Для каждого цветотипа существует гамма цветов, подходящих именно ему. Вопросы для контроля знаний 1. Назовите особенность восприятия любого предмета. 2. Что означает равновесие физическое и психологическое? Приведите примеры. 3. Что означает вес? Приведите примеры. 4. Как влияет направление на восприятие объекта? 5. Что означает принцип подобия? 6. Объясните эффект фигуры на фоне. 7. Что лежит в основе светотехнических характеристики? 8. Что такое светотень? Что такое блик и рефлекс? 9. Дайте определение освещенности. 10. Дайте определение яркости. 11. Объясните эффекты блестящей и матовой поверхности. 12. Какая поверхность равномерно отражает лучи всех длин волн? 13. Что означает светлота и цветовой тон? 14. Дайте определение цвета. 15. Что означает насыщенность, интенсивность и чистота цвета? 16. Что означает температура цвета? 17. Объясните сущность теории цветовой гармонии. 18. Назовите правила подбора цветов. 19. Что такое колорит? 20. Как проявляется психофизическое воздействие цвета на человека?
5 МАКИЯЖ – СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ ИМИДЖА
Цветовые типы и их признаки
Макияж – простое и эффективное средство создания имиджа Макияж должен естественно оживить черты, помочь скрыть мелкие недостатки и выявить достоинства. Женщины, которые прибегают к декоративной косметике, более авторитетны, отличаются лучшей профессиональной подготовкой, они продвигаются по службе быстрее тех, кто не пользуется гримом. Макияж не только украшает лицо – он ведет к славе, успеху, а главное – к гармонии между внутренним Я и окружающим человека миром. Декоративная косметика помогает сделать лицо более привлекательным, подчеркнуть то, что уже есть у женщины, что украшает ее и обнаруживает ее неповторимость. Выявить скрытые достоинства женщины – в этом и есть суть искусства макияжа. Пользуясь декоративной косметикой, надо помнить о времени суток и чувстве меры, о возрасте и стиле, о форме лица и моде. Каждый человек имеет собственное мнение о цветовой гамме и отдает предпочтение каким-то своим любимым цветам. Цвета влияют на нас гораздо сильнее, чем мы это осознаем. Необходимо выбирать из всего изобилия цветов то, что гармонирует с вашим обликом, цветом ваших глаз, волос, кожи, туалетом и общим стилем, и то, что соответствует вашему психологическому состоянию, настроению, возрасту, интеллекту [5]. Цвет является центральным компонентом в визуальном восприятии образа человека [11]. В каждом человеке с рождения заложена определенная цветовая программа, она выражается в цвете волос, глаз, оттенке кожи. Такое цветовое сочетание частично характеризует каждого человека как индивидуальность. Помимо естественных природных цветов нас окружают искусственно подобранные цвета. Это цвета одежды, обуви, аксессуаров, макияжа для женщин и др. Гармоничное сочетание природных и искусственных цветов украшает человека, подчеркивает его индивидуальность. Зачастую при выборе цвета в одежде, макияже и др. люди руководствуются интуицией, настроением, желаниями, ассоциациями. И не всегда учитывают особенности своего цветотипа, а это приводит к нарушению цветовой гармонии. Особенно активно различными сочетаниями цветов пользуются женщины: в основном это одежда и макияж. В современном мире существует огромный цветовой выбор в косметике: различные оттенки тонального крема, румян, теней и карандашей для глаз, помады, карандашей для губ и многих других средств декоративной косметики. Не смотря на индивидуальное сочетание природных цветов у каждого человека, существует некоторое их сходство у разных людей. Это позволяет выделить различные цветовые типы внешности по разным вариациям: сочетанию цвета волос, глаз и оттенка кожи; сочетанию цвета волос и оттенка кожи; сочетанию цвета волос, глаз, оттенка кожи, цвета ресниц и бровей и др. В настоящее время разработано множество классификаций цветотипов внешности. Такие классификации позволяют эффективно определить цветотип и подобрать соответствующую палитру в одежде и макияже, создать неповторимый имидж. За рубежом распространены консультационные пункты по определению цветовой принадлежности человека. Классификации цветотипов внешности основаны на естественных цветах человека. В течение жизни у человека происходят изменения в организме, в результате которых меняются естественные цвета – как правило, они становятся более тусклыми. Также многие женщины прибегают к окрашиванию волос, в большей или меньшей степени используют средства косметики, солярий, некоторые могут использовать цветные линзы и т.п. Все это приводит к изменению цветотипа внешности, а следовательно, приводит и к изменению соответствующей палитры. Различные изменения, которые происходят с человеком в течение жизни, обусловливают наличие множества классификаций. Если человек не подходит по цветотипу к какой-либо классификации, то он может найти свой цветотип в другой классификации. Для точного определения цветотипа можно экспериментировать и попробовать палитры наиболее подходящих цветотипов различных классификаций. В данной работе будут рассмотрены три наиболее распространенные классификации: “Цвет 1” (“COLOR1”), концепция времен года и “Цвет, который мне идет” (“Colour me beautiful”). Схема цветотипов внешности приведена на рисунке 57.
Рис. 57 Схема классификации цветотипов внешности
В классификации времен года цветотипы выделяют по трем параметрам – цвету волос и глаз и тону кожи. Классификация “Цвет 1” 4является наиболее простой, в качестве классификационного признака в ней используется цвет волос и тон кожи. Классификация “Цвет, который мне идет” является наиболее широкой и учитывает помимо цвета волос, глаз и тона кожи еще и цвет бровей и ресниц. Гармоничный образ, созданный в соответствии с цветотипом, делает человека внешне привлекательным. Известно о психологическом влиянии цвета на человека. Правильно подобранные цвета создают позитивную атмосферу, придают уверенности, что в свою очередь помогает добиваться высоких результатов в различных жизненных сферах.
5.1.1 Классификация “Концепция времен года”
Автором теории четырех времен года является Иоханнес Иттен – швейцарский художник. В 20-е годы прошлого века он в своей книге “Искусство цвета” предположил, что каждого человека привлекают строго определенные цвета. На основе этого предположения была разработана теория времен года. Суть данной теории в том, что внешность каждого человека относится к одному из типов – холодному (зима, лето) или теплому (осень, весна). В зависимости от того, какой цвет доминирует во внешности человека – красно-желтый или синий. В основе классификации лежит принцип разделения людей по цвету волос, глаз и цвету кожи [5]. Характеристика и примеры цветотипов классификации “Концепция времен года” приведены в приложении А в таблице П.А.1 и таблице П.А.2. Для того, чтобы определить, к какому цветовому типу вы принадлежите, нужно сесть перед зеркалом, макияж смыт, одежда покрыта белой пелериной, волосы зачесаны назад (если предполагается изменить естественный цвет волос, их убирают под белую шапочку). Включаются яркие лампы. Поочередно вокруг шеи кладутся цветные платки, условно соответствующие определенным временам года. При этом сопоставляется реакция кожи, глаз, губ на разные цвета. В чужих цветах лицо выглядит усталым, резко обозначаются морщинки, взгляд становится потухшим. В своих – лицо становится свежим, полным жизни, черты смягчаются, глаза блестят. Прежде всего определяется, к холодному или теплому типу относится внешность. Затем – какие тона соответствующей палитры больше подходят к лицу – чистые, прозрачные, контрастные, интенсивные или деликатные, мягкие, приглушенные. Наш природный колорит – цвет кожи, волос, глаз определяет нашу индивидуальную гамму оттенков. Специфические группы цвета (теплые, холодные, чистые, сочные, нежные или приглушенные) относятся к колориту человека. Сочетание цвета наших красок и посторонних цветов создает гармонию и дисгармонию. Гармония проявляется, например, в том, что кожа кажется более чистой и упругой, глаза и волосы более блестящими. Дисгармония – в отчетливых кругах вокруг глаз. Кожа кажется раздраженной и сероватой, контуры лица расплывчаты или, наоборот, утрированы, например, слишком выступает нижняя челюсть. Белки глаз кажутся желтоватыми, корни волос выглядят более темными, по тону кажутся слегка жирными или производят впечатление поврежденных, непричесанных. Другими словами, правильно подобранные цвета, точное определение благоприятной цветовой группы делают нас более привлекательными, неблагоприятные группы цветов придают нам усталый вид или подавляют природный колорит, и наше лицо кажется менее выразительным [5].
5.1.2 Классификация “Цвет 1”
По системе “Цвет 1” все люди подразделяются на четыре цветовых типа: контрастный, сияющий, нежный и переходный. Классификационным признаком является сочетание цвета кожи и волос. Для того, чтобы определить, к какому типу принадлежит человек, нужно поставить его перед большим зеркалом при дневном свете и посмотреть, какой оттенок кожи и цвет волос [8]. Характеристика и примеры цветотипов классификации “Цвет 1” приведены в приложении А в таблице П.А.3.
5.1.3 Классификация “Цвет, который мне идет”
Современный подход к цвету “Цвет, который мне идет” (“Colour me beautiful”) основывается на двух известных теориях: швейцарского живописца Йоханнесса Иттена (1888-1967) и американского художника Альберта Генри Манселла (1858-1918). В 1905 году А.Г. Манселл предложил систему измерения цвета, которая основывалась на особенностях восприятия человеческого глаза. Согласно этой теории цвет определяется по трем характеристикам: цветовому тону, яркости и насыщенности. Цветовой тон определяет полутон цвета. Полутон может быть теплым (с желтой основой) или холодным (с синей основой). Яркость зависит от освещенности и определяется количеством света, отражаемого от поверхности. По системе Манселла, яркость определяется по шкале от 0 до 10, в соответствии с которой, черный цвет приравнивается к нулю, а белый – к 10, между ними располагаются оттенки серого. Насыщенность характеризует видимую яркость цвета. Насыщенность также определяется по шкале от 0 до 14, в соответствии с которой 0 обозначает самый приглушенный оттенок, а 14 – самый чистый оттенок. В дальнейшем благодаря выпускнице Академии моды в Лос-Анжелесе Кэйрол Джексон, которая написала книгу “Цвета красоты”, теория времен года стала популярной. В 1986 году на основе этой книги Дорис Пузер объединила концепцию времен года Кэйрол Джексон с теорией Манселла. Компания “Colour me beautiful” была основана в 1978 году в США. Более двадцати лет консультанты “Colour me beautiful” использовали концепцию времен года. В 1991 году “Colour me beautiful” перешла от четырех к двенадцати палитрам времен года. Теория времен года не учитывает изменения в цвете глаз, волос, кожи, который меняется с возрастом. Поэтому ошибочно считать, что человек соответствует одному “времени года” всю жизнь. Система “Colour me beautiful” в этом отношении более мобильна. По системе “Цвет, который мне идет” в соответствии с сочетанием цвета глаз, волос и тона кожи выделяются шесть основных цветовых типов женщин: светлый, глубокий, теплый, холодный, контрастный и мягкий. Каждый цветовой тип подразделяется на два подтипа. Чтобы определить подтип, необходимо определить, имеется ли у кожи выраженный теплый или холодный полутон. Полутон кожи лучше определять по внутренней поверхности руки. В теплом типе кожи присутствуют желтые полутона, в холодном – розовые [12]. Для каждого цветового типа разработана палитра из 30 основных цветов, после определения подтипа к основным добавляется еще 12 дополнительных. Характеристика и примеры цветотипов классификации “Концепция времен года” приведены в приложении А в таблице П.А.1 и таблице П.А.5. Основная и дополнительная палитра для цветотипов в соответствии с классификацией “Цвет, который мне идет” приведены также в приложении А в таблице П.А.6 и таблице П.А.7.
Строение лица
Прежде чем вы начнете украшать себя, необходимо перед зеркалом выяснить, какое у вас лицо – овальное, круглое или квадратное, какие волосы – блондинка ли вы, рыжая или брюнетка, светлые или темные глаза, короткий или длинный нос, какой рот и т. д. Основное условие высококвалифицированного макияжа – определить тип лица. Это понятие включает в себя форму лица и его деталей, характерную индивидуальность человека. Отсюда порядок чтения лица: 1) форма овала лица; 2) форма деталей лица, лба, бровей, глаз, носа, губ, подбородка; 3) цвет глаз, волос, одежды; 4) тип кожи; 5) возраст и общий стиль. Когда вы тщательно и критически изучите свое лицо, можете выбрать, пользуясь нашими советами, то, что больше подходит к вашей внешности. Представления об идеале красоты человеческого лица и тела складывались веками. Рассмотрим основную часть учения, описывающего представления о человеческом лице. Оно подразумевает изучение морфологии лица, т. е. его пропорций и внутренних компонентов. Чтобы определить строение своего лица и форму головы, надо мысленно провести несколько геометрических линий. 1) Перпендикулярно, по линии носа, чтобы определить симметрию между обеими сторонами. 2) Горизонтально, четырьмя параллельными линиями. Первая – касательная к верхнему краю лба. Вторая – проведенная через переносье по линии бровей. Третья – через основание носа. Четвертая – касательная к окончанию подбородка. Уровень зрачков делит голову на две равные части (верхнюю и нижнюю). Ширина носа в области его крыльев равна расстоянию между внутренними углами глаз. Правильная бровь должна начинаться в точке пересечения с прямой, проведенной от крыла носа через внешний угол глаза. Эталоном правильной пропорции формы лица считается овальное лицо, которое отличается правильностью очертаний лба, скул, нижней челюсти и подбородка и как бы вписывается в овал. Правильная пропорция лица представлена на рисунке 58, причем расстояния AD = DF, BC = CE = EF, OR = KL = PK.
Рис. 58 Эталон правильной пропорции лица В реальной жизни редко встречаются лица, соответствующие строгим пропорциям. Наиболее часто встречающиеся формы можно свести к шести видам: квадратное (рисунок 59, е), треугольное (рисунок 59 б, в), прямоугольное (рисунок 59, ж), трапециевидное (рисунок 59, а, д), продолговатое (рисунок 59, г), круглое (рисунок 59, з) [5].
Рис. 59 Формы лиц
Квадратная форма лица характеризуется угловатостью формы нижней челюсти, широкими скулами, низким лбом. Особенность лица в форме треугольника – широкий лоб, скулы и узкий подбородок. Прямоугольная форма (удлиненное лицо) – отличается резким преобладанием вертикальных размеров над горизонтальными, высоким лбом и удлиненным подбородком. Трапециевидная форма характеризуется отчетливо выраженными углами нижней челюсти. Верхняя часть лица значительно уже нижней (или наоборот – нижняя часть уже верхней). Лицо овальной формы является классическим и практически не нуждается в коррекции. Круглое лицо – лицо, горизонтальные и вертикальные размеры которого, приближаются друг к другу. Области висков, нижней челюсти и подбородка имеют округлые мягкие очертания [7]. Лицо с помощью правильно сделанной прически и макияжа может быть откорректировано таким образом, что у человека не останется никаких оснований быть недовольным своей внешностью, и на смену неуверенности придет раскованность и хорошее настроение [5].
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 744; Нарушение авторского права страницы