Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Концепция «осевой эпохи» К. Ясперса.



К. Ясперс утверждает, что человечество четыре раза как бы отправляется от новой основы. Первый раз - от доистории, от эпохи возникновение речи, орудий труда, умения пользоваться огнем, когда он становится человеком. Во втором случае от возникновения великих культур древности. В-третьем - от осевого времени, когда полностью формируется подлинный человек в его открытости миру. В четвертом – от научно-технической эпохи, преобразующей мир в настоящее время. То есть речь идет о периодах первобытности, древневосточных культурах, осевом времени и его последствиях, и той эпохе, которая началась в ХIХ - ХХ веке вместе с научно-технической революцией.

Необходимо ввести термин « Философия истории », раскрыть его.

На этой основе - о динамике общественного развития (Н. Бердяев, Н. Данилевский) и социальном прогрессе (Дж. Вико, Ж.А. Кондорсе, Ж.-Ж. Руссо).

Вопрос о существовании общих законов исторического развития (генерализации истории) в современном понимании поставил немецкий просветитель Иоганн Готфрид Гердер в работе «Идеи к философии истории человечества» (1784).

Философия истории - раздел философии, раскрывающий вопросы об объективных закономерностях и смысле исторического процесса, о реализации сущностных сил человека в истории, о возможностях реконструкции общечеловеческого единства.

Первую идею «философии истории» предложило христианство: эсхатология (течение времени и ожидание будущего), и равенство всех людей перед Богом, - то есть наличие - общей судьбы всех народов мира.

В действительности какая – либо специфическая «философия истории» может быть не необходима, если известны действительные конкретные закономерности, которые раскрывают возникновение, развитие, взаимодействие социальных феноменов.

Так, современный процессуальный анализ развития общества опирается на детально разработанный понятийный аппарат. В социальных исследованиях используются термины: процесс, функционирование, изменение, развитие, прогресс, регресс, эволюция, революция.

Человек в историческом процессе

Человек в историческом процессе – данная проблема имеет несколько существенных измерений.

Во – первых, проблема приоритета человека и общества – что для чего существует, какие интересы превалируют. В частности, некоторое время назад доминировала точка зрения, согласно которой человек есть участник исторического процесса, призванный отразить историческую необходимость, и воплотить «исторический призыв» или «миссию» в своих действиях. Свобода человека заключалась в строгом следовании объективным законам истории. Правда, за человеком признавалась «субъективность», свобода воли, но именно в тех рамках, которые названы выше: человек был обязан выбрать историческую необходимость. В настоящее время доминирует противоположная точка зрения, согласно которой человек – источник социальности, источник свободы и свободный участник гражданского общества, доминирующего над несвободой, необходимостью и государственностью.

Во – вторых, способен ли человек реально повлиять на общество, и при каких условиях это возможно. Проблема состоит в том, что индивидуальные усилия каждого человека – это, строго говоря, миллиардная доли всей совокупной «мощности» человечества, это ничтожно малая величина в сравнении с общим количеством возможной человеческой «воли». Вместе с тем, наличие структур, правил, стереотипов позволяет человеку использовать «мультипликативный» эффект: индивидуальная воля человека во много раз усиливается, если он, к примеру, командир взвода солдат… Данная проблема получила выражение как

Насилие и ненасилие – данная проблема имеет свою предысторию. В частности, в XIX веке сложилось представление о свободе «как осознанной необходимости» и предписание человеку поступать в соответствии с потребностями «времени». То есть, если пришло время преодоления того или иного социального явления, то субъект, выступающий на стороне этой необходимости, имел право на достижение результата «любой ценой». Цель оправдывала средства. Насилие – применение принуждения в отношении других социальных групп с целью приобретения или сохранения экономического и политического господства, завоевания тех или иных прав или привилегий[81]. Это стимулировало накал классовой борьбы и социальных конфликтов.

Под влиянием итогов мировых войн и вследствие выхода на арену интенсивного исторического развития многих десятков новых стран (цивилизаций), сформировался и развился принцип ненасилия, однако вне принципа социальной справедливости пожелание ненасилия представляется не более чем пожеланием.

Стимулы и потенциалы общественного развития – специфическая проблема, которая носит интегральный характер. Во-первых, она соприкасается с проблемой развития как такового: как понимать развитие – как количественное приращение, смена качества, повторение ранее состоявшегося… Во – вторых, она затрагивает проблему возможности и смысла человеческой истории, качественной определенности конкретных обществ, критериев общественного прогресса. И только после этого можно говорить о движущих силах истории и исторической миссии различных социальных групп.

Интересы социальных групп, осмысленные и трансформировавшиеся в индивидуальную и коллективную волю, являются самыми действенными стимулами общественного развития.

8. Космопланетарные факторы

Космопланетарные факторы социального развития могут быть раскрыты двояко: со стороны человечества, «изнутри» – и со стороны внеземного разума. Со стороны человека – как превращение производственной, социальной жизни людей в фактор планетарного и вселенского масштаба. Изменение ландшафта, изменение природных условий, изменение климата.

Проблема поиска внеземных цивилизаций – содержательно любопытная, но практически мало влияющая на земную жизнь. Отсутствуют достоверные свидетельства вмешательства или участия внеземных цивилизаций в жизни Земли, не наблюдаются признаки разумной деятельности в космосе, а созданные человеком артефакты – послания инопланетянам – преодолели слишком маленькое расстояние при механическом перемещении, и при распространении в виде электромагнитной волны.

Это не мешает человечеству гордо именовать освоенное пространство ноосферой - сферой разума (по аналогии с греками, предложившими термин «ойкумена», ставший позже экономикой).

Литература

1. Артановский С.Н. Историческое единство человечества и взаимное влияние культур.- М.: Наука, 1967. - 394 с.

2. Боголюбова Е.В. Культура и общество. - М.: Наука, 1995 - 237 с.

3. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М.: Знание, 1991 – 456 с.

4. Зиновьев, А. А. Глобальный человейник. – М.: Эксмо: Алгоритм, 2006. – 448 с.

5. Маркарян Э.С. О концепции локальных цивилизаций. – Ереван.: Культура, 1986 – 358 с.

6. Оруджев, З. М. Способ мышления эпохи. Философия прошлого. – М.: Едиториал УРСС, 2004. – 400 с.

7. Острогорский М.Я. Демократия и политические партии / Сост., вступ. Ст., коммент. А.Н.Медушевского. - М.: РОССПЭН, 2011. – 759 с.

8. Победоносцев К.П. Государство и церковь: В 2 т. / Отв. ред. О.А.Платонов. М.: Ин-т рус. цивилизации, 2011. – (Рус. цивилизация). Т. 1: 704 с.; Т. 2: 624 с.

9. Румянцева Т. Г. Освальд Шпенглер. – Мн.: Книжный Дом, 2008. – 192 с.

10. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М.: Знание, 1992- 478 с.

11. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. – С.Петербург: СПб. Питер, 2000- 564 с.

12. Сорокин П.А. Социологические теории современности. - М.: Знание, 1992 – 423 с.

13. Тойнби А. Постижение истории. – М.: Наука, 1996 – 678 с.

14. Традиция и русская цивилизация/ Д. Володихин, С. Алексеев, К. Бенедиктов, и др. – М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2006. – 282 с.

15. Уорд Л. Психические факторы цивилизации; пер. с англ. Л. К. Давыдовой. – Мн.: БелЭн, 2005. – 336 с.

16. Франкл Д. Цивилизация: утопия и трагедия; пер. с англ. В. Г. Вронской. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 254 с.

17. Фукуяма Ф. Америка на распутье. Демократия, власть и неоконсервативное наследие; пер. с англ. А. Георгиева. – М.: АСТ: АСТ Москва: Хранитель, 2007. – 282 с.

18. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек.- М.: АСТ: Ермак, 2005 – 588 с.

19. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций.- М.: ООО АСТ, 2005 – 603 с.

20. Шендрик А.И. Теория культуры. – М.: ЮНИТИ, 2002 – 519 с.

21. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой культуры. – В 2-х т. Т.1. Образ и действительность. - М.: Айрис- пресс, 2004 -528 с.

22. Ягодинский В.Н. Космология духа и циклы истории / Науч. ред. Ю.Г. Бонраренко, В.Д. Кравченко. - М.: Ин-т рус. цивилизации, 2010. – 320 с.

23. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М.: Политиздат, 1991 – 527 с.

24. Ясперс К. Всемирная история философии. Введение. - СПб.: Наука, 2000.

Контрольные вопросы

1. Какова природа общества? Какова природа общественной жизни людей?

2. Общество и история: совпадение и различие смыслов тиерминов.

3. Возможны ли теоретические модели общества?

4. Чем представлена структура общества, из каких элементов состоит система?

5. В чем источники саморазвития общества?

6. Соотношение гражданского общества и государства.

7. Типологии культур.

8. Типологии цивилизаций.

9. Логика истории и ее смысл.

10. Специфика необходимости в историческом процессе.

11. Типологизация исторического процесса: О. Шпенглер.

12. Типологизация исторического процесса: К. Маркс.

13. Типологизация исторического процесса: А. Тойнби, М. Вебер.

14. Человек в историческом процессе.

15. Стимулы и потенциалы общественного развития.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 659; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь