Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Персонализм и философия свободы Н.А. Бердяева



Николай Александрович Бердяев (1874 - 1948) - русский религиозный и политический философ, представитель экзистенциализмa.

Н.А. Бердяев был самой яркой личностью в русской философии XX века. В его творчестве доминировали темы: мораль, проблема сущности и существования человека; история, общество. Своей основной философской книгой Бердяев считал «Опыт эсхатологической метафизики».

Необходимо раскрыть проблему нравственной природы человека. Бердяев считал, что моральный закон предназначен «для мира сего», для земных людей, но по своему происхождению он «не от мира сего», т. е. сотворен Богом. Философ выделяет три основные формы морали: этику закона, этику искупления и этику творчества.

Этика закона - древнейший ее вид, она основана на своде определенных запретов, табу, она держится на страхе, насилии. Более высокая ступень развития морали - этика искупления. В ней с особой силой проявляется благодатная сила Бога, она наполнена терпимостью, любовью. Высшая ступень морали - этика творчества. Человек-творец уподобляется Богу, забывает о себе и преодолевает эгоизм. По мнению философа, именно в творчестве человек становится как бы соавтором, соучастником сотворения мира, «меньшим братом Божьим».

Но нравственное спасение человека не достигается в одиночестве, оно может быть только соборным.

Личность не только сопоставима с Богом, но имеет безусловный приоритет перед обществом. Она представляет собой большую ценность, чем общество, нация, государство.

Рассматривая, человеческую личность в качестве высшей ценности, Бердяев считал свою философию антропоцентристской, а в стремлении установить сущность человека – и экзистенциалистской, или философией человеческого существования.

Бердяев ввел и развил важные для него понятия: царство духа, царство природы, объективация - невозможность преодолеть рабские оковы царства природы, трансцендирование - творческий прорыв, преодоление рабских оков природно-исторического бытия.

Раскрыть понимание исторического процесса как сферу иррационального, непостижимого, заложенного в первичном хаосе изначальном небытии. Раскрыть смысл истории по Н.А. Бердяеву как торжество «царства Божьего», и понимание реальной истории как история объективации, как «неудачи духа», так как «в ней не образуется Царство Божие».

Анализ предшествующих этапов исторического развития (Средневековья, Возрождения) помогает понять характер современной эпохи, ее противоречий. Истоки кризиса современной цивилизации, по мнению Бердяева, состоят в том, что человечество отвернулось от Бога ради мечты о величии человека. Истинная духовная культура сменилась механической.

Своего рода завершением поисков русской философией путей развития отечественной культуры и государственности стало творчество Н. Бердяева, особенно его знаменитая книга «Русская идея» (1946). Он выступил не только против идей евразийства, но и против представлений Вл. Соловьева о том, что судьбы России неразрывно связаны с идеями христианства. По его мнению, русская философская мысль XIX – XX в. выработала самобытную национальную концепцию культуры, которая отражает в полной мере характер и призвание русского народа. По Бердяеву, русская философия убедительно показала, что русская и европейская культуры несопоставимы, несовместимы.

Русскому духу, в отличие от европейского, свойственны радикальность, нигилизм. По Бердяеву, уловив это свойство русского духа, большевики оказались ближе к народу, чем европейски настроенные политики.

Русская философия первой половины XX века. В.С. Соловьев

Русская философия занималась не столько социально-философской проблематикой вообще, сколько судьбами собственной страны. Интерес к этой теме особенно возрос в конце XIX - начале XX вв. связи с обострением социальной ситуации в России.

Особенности русского самосознания и культуры, судьбы России разрабатывались русскими философами в начале века на основе выдвинутой Вл. Соловьевым «русской идеи» (1886). Его единомышленники Е. Трубецкой, Вяч. Ивановым и др.

Владимир Сергеевич Соловьёв (1853 - 1900) - русский религиозный мыслитель, мистик, поэт, публицист, литературный критик. Стоял у истоков русского «духовного возрождения» начала XX века. Оказал влияние на религиозную философию Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, С. Н. и Е. Н. Трубецких, П. А. Флоренского, С. Л. Франка

Соловьев «предпринял наиболее значительную в истории русского идеализма попытку объединить в «великом синтезе» христианский платонизм, немецкий. классический идеализм (гл. обр. Шеллинга) и научный эмпиризм[111]». Вл. Соловьев «создал первую русскую категориально - понятийную систему, не сводимую к какой-либо одной традиции[112]». Одна из ключевых категорий философского учения Вл. Соловьева – «правда», понимаемая как реализация христианского идеала. Кроме того, развивался тезис «теургического делания», призванного к «избавлению» материального мира от разрушительного воздействия времени и пространства, преобразованию его в «нетленный» космос красоты. Обращает на себя внимание критерий красоты для упорядочения бытия. «Новая философия строится Соловьевым методом «критики отвлеченных начал» - т.е. всякого рода односторонностей, частных идей и принципов жизни (эмпиризм, рационализм, экономизм, клерикализм и т.п.), которые пытаются заменить целое и в итоге теряют истину[113]». Предметом философии является не бытие как таковое, а то, чему бытие принадлежит, т.е. безусловно сущее как начало всякого бытия.

Преодоление противоположности бытия и сущего - Абсолют ( всеединство ), дополненное учением о Богочеловечестве. «Богочеловеческий процесс» - это совокупное спасение человечества.

Одно из его реакционных предложений - теократическая утопия - союз между римским папой и русским царём как правовая гарантия «богочеловеческого дела».

Метафизика Вл. Соловьева – гармонизация космической и социальной действительности, философская доктрина «всеединства» и религиозно - поэтическое учение о Софии. Основной идеей его религиозной философии была идея: София - Душа Мира. Категория «всеединство» предполагает «в сфере гносеологии «цельное знание» (интуитивное образно - символическое постижение мира, основанное на нравственном усилии личности), а в сфере онтологии - «положительное всеединство», свободное объединение в абсолюте всех оживотворённых элементов бытия как божественный первообраз и искомое состояние мира[114]». И далее: «Всеединство есть такое состояние, в котором единое существует не за счет всех или в ущерб им, а в пользу всех[115]».

Определить суть «русской идеи» как обоснование глубокого духовного единства России и Запада, как отрицание славянофильства, отрицание мессианского призвания русского народа как народа избранного.

В послеоктябрьский период появился еще один оригинальный подход к пониманию места России в мировой истории. Этот подход был обоснован группой русских философов-эмигрантов в сборнике «Исход Востока» (София, 1921) и вскоре стал широко известен как концепция евразийства. Основными авторами этой теории были Н. Трубецкой, Г. Флоренский и Л. Карсавин. Это был один из наиболее теоретически разработанных вариантов «русской идеи».

Своеобразие и особый путь России обусловлены, по их мнению, особенностями ее местоположения. В центре этой концепции был тезис о том, что Россия - особая страна, органически соединившая в себе элементы Востока и Запада, создавшая своеобразную русско-евразийскую культуру

Литература

1. Бердяев Н. А. Русская идея: Основные проблемы русской мысли XIX и начала XX века // О России и русской философской культуре: Философы русского послеоктябрьского зарубежья. – М.: Наука, 1990. – С. 43-271.

2. Емельянов Б.В. - История отечеств. философии, XX век. Учебн. - Екатеринбург, 2004. – 316 с.

3. Галактионов А. А., Никандров П. Ф. Русская философия IX—XIX веков. 2-е издание, исправленное и дополненное. — Ленинград: Изд-во ЛГУ, 1989.

4. История философии: Учебник/ Ред. В.П. Кохановский, Ред. В.П. Яковлев. -2-е изд., перераб. и доп.. -Ростов н/Д: Феникс, 2004. -731 с.

5. История философии: Запад-Россия-Восток (книга первая. Философия древности и средневековья).- М.: «Греко-латинский кабинет», 1995. - 480 с.

6. История русской философии. – М.: Республика, 2001.

7. Лосский Н. О. История русской философии. Пер. с англ. - М.: Советский писатель, 1991. - 480 с.

8. Лосский Н. О. История русской философии / Пер. с англ. - М.: Академический проект, 2007. — 560 с.

9. Нарочницкая Н.А. Русский мир. – СПб.: Алетейя, 2008. – 304 с.

10. Орлов С.В. История философии/ С. В. Орлов. - СПб.: Питер, 2007. - 189 с. - (конспект лекций)

11. Родичева Е.А. История русской философии - Пенза: изд-во ПГУАС, 2012

12. Русская философия: Малый энциклопедический словарь. – М.: Наука, 1995

13. Фролов Б.А., Кузина А.В. История философии - Пенза: изд-во ПГУАС, 2004

14. Шапошников, Л. Е. История русской религиозной философии: учеб. пособие для вузов / Л. Е. Шапошников, А. А. Федоров. – М.: Высш. школа, 2006. – 447 с.

15. Ягодинский В.Н. Космология духа и циклы истории / Науч. ред. Ю.Г.Бондаренко, В.Д.Кравченко. М.: Ин-т рус. цивилизации, 2010. – 320 с.

Контрольные вопросы

1. Основные этапы развития русской философии и ее особенности.

2. Истоки русской философской мысли (XI - первая половина XVIII в.).

3. Славянофильство как течение социально-философской мысли.

4. Западничество как течение социально-философской мысли.

5. Теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского.

6. Проблема Бога, мира, свободы и человека в творчестве Ф.М. Достоевского.

7. Русский консерватизм. К. Леонтьев, Т.П. Победоносцев.

8. Русский космизм. Н.Ф. Федоров и его последователи.

9. Персонализм и философия свободы Н.А. Бердяева.

10. Философия всеединства В.С. Соловьева.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 1933; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.026 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь