Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Психоанализ (З. Фрейд, К.Г. Юнг, Э. Фромм)
Психоанализ – в собственном смысле - психологическая теория, разработанная в конце XIX - начале XX века австрийским неврологом Зигмундом Фрейдом. Основная особенность: в центре внимания бессознательные психические процессы и мотивации. Современный психоанализ в широком смысле - это более 20 концепций психического развития человека. Около 1900 года Фрейд на основе практики сделал вывод, что сны имеют символическое значение. Он выдвигает гипотезу, что бессознательное является «первичным процессом», обладающим концентрированным и символическим содержанием. Напротив, «вторичный процесс» имеет дело с логическим, осознанным содержанием (Толкование сновидений, 1900 г.). «С точки зрения психоанализа каждое психическое явление должно быть раскрыто в трёх аспектах - динамическом (как результат взаимодействия и столкновения различных психических сил), энергетическом (распределение связанной и свободной энергии, вовлечённой в тот или иной процесс) и структурном. На первом этапе развития психоанализа (конец 90-х - начало 1900-х гг.) было разработано учение о различных формах и проявлениях психической энергии с акцентом на сексуальных влечениях (либидо)[129]». Существенное развитие теории – в работе 3. Фрейда «" Я" и " Оно" » (1923, рус. пер. 1924). Бессознательная, безличная часть психики, переполненная влечениями – именуется термином «Оно». Вторая структура психики – «Я» - как оттиск внешней реальности на массе бессознательного. Механизм формирования «Я» - процесс идентификации. Цель «Я» - сдерживание иррациональных импульсов от «Оно» с помощью защитных механизмов. Третья структура психики - «Сверх-Я» (Super-Ego) - формируется как интроекция социальных норм, усвоенных воспитательных запретов и поощрений и выступает как моральные установки индивида. В сознании проявляется как совесть. Но основе психоанализа сложился фрейдизм, возводящий положения психоанализа в ранг философско - антропологических принципов. «Распространение идей и принципов психоанализа на комплекс гуманитарных дисциплин позволяет расширенно трактовать психоанализ как совокупность теоретических и прикладных аспектов фрейдизма и постфрейдизма, в том числе в их обращении к осмыслению культуры, общества, человека, мировоззренческих и нравственных проблем[130]». Религиозная философия Сближение позиций религиозной философии и философии науки (П.Тейяр де Шарден, П.Тиллих, В.Гейзенберг, А.Швейцер). Религиозная философия – это общий, собирательный термин для разнообразных идейно – философских направлений, в которых та или иная идеологическая проблема разрабатывается с религиозной точки зрения. Религиозная философия представляет собой в каждом конкретном случае философскую систему, которая всегда, в отличие от философии религии, соотносится по своему содержанию с определённой религиозной системой. В частности, существуют буддийская, исламская, христианская, индуистская, иудаистская, синкретическая и другие виды религиозной философии. Ориентируясь на христианство, можно указать на так называемый томизм. Томизм – «направление в схоластической философии и теологии католицизма, порождённое влиянием Фомы Аквинского[131]». Традиция томизма чрезвычайно длительная – католическая теология занимала заметное место на протяжении всей истории человечества, начиная со средних веков. Состоявшаяся в XVII веке Реформация не отменила теологии, лишь ограничила собственно католические влияния, но взамен усилила бытовую религиозность, сделав доступным и саму Библию, и ее толкование на национальных языках и самими «простолюдинами» в противовес латиноязычной практике католической мессы. К концу XIX века томизм был официально объявлен господствующей доктриной католической церкви (энциклика Льва XIII в 1879 г.). Современная форма томизма – неотомизм. В эпоху Нового времени религиозная тематика существенным образом вплетается в социально – политический процесс, часто используется в качестве инструмента политических и социальных манипуляций. Пример – униатство на Западной Украине. Всё это обусловило постоянную потребность в философско – теологическом теоретизировании с одной стороны, и потребность в расширении социальной базы католицизма вследствие отпадения от религиозной жизни широких масс под влиянием научного рационализма XX века. Наиболее известные представители неотомизма - Жильсон, Маритен, А. Сертийанж (Франция), В. Вруггер, А. Демпф, И. Лоц, М. Грабман, И. де Фриз (Германия), Д. Мерсье, А. Дондейн, Л. де Реймекер, Ф. ван Стенберген (Бельгия), У. Падовани, Ф. Ольджати, К. Фабро (Италия)... Неотомизм- одно из наиболее влиятельных течений в современной буржуазной философии, располагающее многочисленными институтами, издательствами, журналами в ряде стран Европы и Америки [132]. Особенностью современного неотомизма является стремление соединить строго ортодоксальную позицию в религиозных вопросах с подчёркнутым уважением к правам рассудка, здравого смысла, настаивает на универсальности, объединяет веру и разум, индивидуализм и соборность. При этом основные постулаты католицизма остаются незыблемыми. Чтобы преодолеть противоречие между богом и сотворённым им миром, неотомисты постулируют так называемые трансцендентальные понятия (единство, истина, благо, прекрасное), которые полагаются вместе с бытием и, в отличие от категориальных определений, не связаны с опытом. Таким образом неотеомизм обеспечивает толерантность своего учения по отношению к самым широким и разнообразным по мировоззрению и культуре слоям населения. Онтология, понимание мира – на основе учения об акте и потенции: возникновение и существование вещей трактуются как осуществление, актуализация потенций. «… потенция рассматривается как чисто абстрактная возможность, бытие любой конечной вещи с точки зрения неотомизма может быть понято лишь как «участие» в бесконечном бытии бога, который является актуальным началом всего сущего[133]». Гносеология: смысл деятельности человеческого сознания – обнаружить трансцендентное в чувственно воспринимаемом. В социальной доктрине неотомизм отвергает крайности индивидуализма и коллективизма и проповедует принцип солидаризма, основанный на христианской любви. В христианской теологии заметным философом, теологом являлся Тейяр де Шарден - французский естествоиспытатель, член ордена иезуитов (1899), священник (с 1911), мыслитель и мистик. Отношение к нему неоднозначное: его теория считается и обновлением веры на основе привлечения сведений науки, и фальсификацией веры. Одним из идеалов Тейяра де Шарден было создание «сверх-науки», способной координировать все отрасли знания. Основные сочинения: «Божественная Среда» (1927), «Феномен человека» (1955). Философия науки Сближение позиций религиозной философии и философии науки (П.Тейяр де Шарден, П.Тиллих, В.Гейзенберг, А.Швейцер). Философия науки - это течение в современной буржуазной философии, исследующее структуру научного знания, средства и методы научного познания, способы обоснования и развития знания. Философия науки опирается, с одной стороны, на различные позитивистские концепции теории познания, с другой стороны - на естествознание (физику, химию, биологию и др. науки), откуда она черпает материал для методологич. обобщений. Самостоятельной областью исследований философия науки становится в середине XIX в. (У. Уэвелл и Дж. С. Милль). Разработка философии науки и расширение круга её проблем связаны с работами Больцано, Маха, Пуанкаре, Дюэма. С конца 20-х гг. XX века наибольшее влияние в философии науки приобрела концепция логического позитивизма (Шлик, Карнап, Г. Фейгль и др.), которая исходила в понимании природы научного знания из субъективно-идеалистических воззрений Маха и логического атомизма Рассела и Витгенштейна. Логический позитивизм рассматривал науку как систему утверждений, в основе которой лежат особые «протокольные» предложения, описывающие чувственные переживания и восприятия. Интуитивизм Философия интуитивизма А. Бергсона. Философия интуитивизма – течение в философии, которое обосновывает интуицию в качестве единственного достоверного источника познания. Действительный источник проблемы познаваемости – эвристический характер знания. При самом добросовестном отношении к эмпирии всё равно остается вопрос: каким образом происходит переход от чувств к мысли, как происходит «озарение», в результате которого простое созерцание природных явлений сопровождается появлением мысли, знания. Интуитивизм противоположен позитивизму, который ограничивает человеческий опыт лишь сферой чувственного восприятия. Оборотная сторона этой проблемы раскрывает причину интиутивизма: действительная причина интуитивизма – противопоставление интуиции и интеллекта[134]. Появление интуитивизма происходит на рубеже XIX и XX веков. Возможно, как реакция на кризис в физике, с одной стороны, и расцвет сциентизма – с другой. Представители интуитивизма: руссие философы Н.О. Лосский, С.Л. Франк, Е. Н. Трубецкой. Французские мыслители, выступавшие в русле интуитивизма - неотомисты Жильсон, Мари-тен и др. К интуитивизму близка философия жизни, развивавшаяся в то же время в Германии. Немецкие философы: Гуссерль и феноменологическая школа - Шелер, Н. Гартман[135]. Центральная фигура в философии интуитивизма – Анри Бергсон (1859 - 1941). Подлинной и единственной реальностью Бергсон считает жизнь. Жизнь как таковая принципиально отличается и от материи, и от сознания. Сущность жизни может быть постигнута только путем интуиции. Человеку дано непосредственно сознание, с помощью которого можно обнаружить лишь длительность и непрерывную смену состояний (сознания). Интеллект – лишь инструмент для оперирования материальными, пространственными объектами, интеллект – не интуиция. В целом жизнь не объяснима естественным путем, это некий метафизическо-космический процесс, «жизненный порыв[136]». Интуиция - это божественный дар человеку, который благодаря ей имеет способность к творчеству. Творчество – инструмент формирования жизни и культуры общества в целом. Но творчество – это иррациональная интуиция – дано не всем людям, а лишь избранным, которые тем самым превращаются в элиту. «Резкое противопоставление Бергсоном рассудка и интуиции делает невозможным философское познание, ибо созерцаемое в «чистой» интуиции без всякого понятийного различения должно оставаться невыразимым[137]». В отличие от этого Лосский не противопоставляет интеллект и интуицию, а наоборот пытается объединить их, как средства познания. Под интуитивизмом Лосский понимает учение о том, что познанный объект, даже если он является частью внешнего мира, включается непосредственно сознанием познающего субъекта в личность и поэтому понимается как существующий независимо от акта познания[138]. Философия жизни Философия жизни – это направление, сложившееся в конце XIX в. и существующее поныне. Оно начинается с философии Фридриха Ницше и развивается такими известными учеными, как Дильтей, Зиммель, Шпенглер. Пик известности – 20-30-е гг. XX в. в Европе. Жизнь – первичная реальность, целостный процесс, непрерывное творческое становление «живого». Жизнь противостоит нежизни, всему неорганическому, застывшему. В результате, в понятие жизни включались биологические и культурно-исторические явления. Так как жизнь находится в постоянном движении и противоречии, наука не может быть эффективным средством ее познания. Наука и лежащий в ее основе рассудок пользуются аналитическими методами, разлагающими явления жизни на отдельные части. Связи между предметами наука может выяснить, а потому она может изменить мир в пользу человека, создавать новые предметы и пр. Однако наука (и вообще разум) бессильна понять сущность мира. Разум всегда человечески ориентирован, имеет цель, а «жизнь» выше любой целесообразности. Поэтому на первое место выходят не рациональные, а интуитивные формы познания (интуиция, понимание, миф, формы символического образного познания, к примеру, искусства и т. д.) Поскольку проблемы интуиции, понимания, вживания и т. п. протекают прежде всего в сознании личности и не могут быть доступными каждому человеку, возникает проблема «аристократизации» познания. Познание истины носит недемократический характер, она не доступна каждому в процессе обучения. Отсюда высокая оценка личности и ее творчества. Человек реализует себя как личность в истории и культуре. Его творчество соответствует «жизни», оно есть процесс и одновременно результат биологической и социальной приспособляемости. Человек живет в истории, но история не имеет объективных законов. Она имеет судьбу и человек имеет судьбу. Общая история людей – это фикция. Культура и цивилизация имеют каждая свою судьбу, возникая, развиваясь и разрушаясь соответственно циклам времени. Цивилизация и культура настолько своеобразны, что не может быть и речи о полном понимании и серьезном влиянии их друг на друга. Следовательно, каждая цивилизация и культура имеют свои ценности, и эти ценности меняются. Есть ли ценности «жизни» безотносительно специфики культур? Да, есть. Это ценности, отражающие «стадные инстинкты», мораль рабов (христианскую), массовые предубеждения (равенство, справедливость) и т. п. Исторически такие ценности мы фиксируем на этапе античной цивилизации в Древней Греции. Стремление к жизни, отсутствие страха смерти, желание быть сильнее других, воля к власти, благородство и аристократизм духа – таковы основные установки и ценности философии жизни. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 897; Нарушение авторского права страницы