Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 25. Основные идейно-политические течения современности



Под основными идейно-политическими течениями современно­сти будем понимать совокупность наиболее распространенных в на­стоящее время систем взглядов и идей, определяющих отношения лю­дей к окружающей политически окрашенной действительности и выра­жающих интересы различных социальных: групп, классов общества.

Политика, как и политические отношения, имеет исторически- преходящий характер. Она не только меняет свое содержание со сменой исторических эпох, но и первой реагирует и воспринимает изменения в обществе. Содержание социальных процессов, их динамика, обоснова­ние направления дальнейшего развития общества находит свое выраже­ние в политической идеологии (греч. logos - учение, идеология - учение об идеях). В сфере политической идеологии социальные процессы и общественные отношения (в том числе и политические) не только отра­жаются, но и оцениваются с позиций определенных классов и социаль­ных сил. Поэтому в социально дифференцированном обществе идеоло­гия всегда выражает классовые интересы и позиции различных слоев и групп - субъектов политических отношений.

Политическая идеология обычно воплощается в программах, мани­фестах, заявлениях, конституциях и других политических государст­венных и негосударственных документах. В демократическом обществе обычно наряду с государственной идеологией существуют и различные негосударственные политические идеологии, отражающие интересы существующих социальных и политических сил. В авторитарном и то­талитарном обществе допускается лишь только государственная идео­логия, и запрещаются все остальные.

Современная мировая практика выработала множество различных идеологических течений, имеющих международное значение. Однако в качестве основных можно выделить следующие:

Анархизм (от греч. anarchia — безвластие, безначалие) - идейно- политическое течение, выступающее за создание общества, в котором отсутствует государственная власть.

Анархизм, как прошлый, так и современный, который начинается для анархистов после «революции» Красного мая 1968 г. в Западной Европе, представляет собой совокупность достаточно разнородных те­чений, настроений и ориентации, оказавших определенное влияние на политические процессы, особенно в переходные моменты истории. Ро­доначальниками анархизма являются Михаил Бакунин, Петр Кропоткин,


Жорж Прудон; из современных представителей следует выделить Хокима Бея, Ноама Хомского, Валери Соланс, и др.

Одной из основных черт всех форм анархизма является представле­ние о государственной власти как основном источнике зла (угнетения, войн, форм социального паразитизма и др.) в обществе. Его уничтоже­ние всегда выступает в качестве главной цели и основного условие коренного совершенствования отношений в обществе.

Анархисты отрицательно относятся к политическим средствам борь­бы - партиям, организациям и т.п., в той мере, насколько их деятель­ность направлена на вопросы давления на власть или завоевания госу­дарственной власти. Основной упор они предлагали делать на неполи­тических, прежде всего социально-экономических средствах борьбы - деятельности профессиональных союзов, забастовках, массовых высту­плениях. В современных условиях наиболее популярной является так­тика «прямого действия» - непосредственного, массовым действиям граждан, направленным против государственной власти, в том числе и «пропаганде смертью» - терроризму. Черный флаг и заключенная в круг латинская буква «А» являются символами современного анархиз­ма.

Практически любая анархическая теория и связанная с ней практика исходят из культа индивидуалистического бунтарства.

Существует ряд неустранимых недостатков анархизма, пред­определяющих его неспособность как к масштабному политическому действию, так и к долговременному осуществлению власти в обществе, среди которых следует выделить:

1. Неопределенность, размытость картины будущего общественного строя, которой анархисты исповедуют сами и пытаются увлечь за собой массы;

2. Неспособность анархистов из-за организационной рыхлости дви­жений изменить тактику своих действий соответственно меняющимся условиям;

3. Наличие внутри анархических течений острых противоречий и борьбы по вопросам стратегии и тактически достижения политических целей.

Однако в самой политической и социальной структуре современных обществ появляются причины и условия, снова и снова рождающие на­строения и склонность к принятию анархических программ и действий: коррупция и бюрократизм своими следствиями имеют широко распро­страненные антибюрократические и антигосударственные ориентации;


проявления социального и политического неравенства оборачиваются стремлением к перераспределению имущества, жесткая регламентация социального поведения рождает тоску по индивидуальной свободе. Так­тика оболванивания населения через официальные СМИ порождает стремление к созданию «независимых» источников массовых коммуни­каций, в частности в сети Интернет. Наиболее сильные партии - Фран­ция, Испания, в России влияние незначительно.

Марксизм (по имени основателя течения, германского философа, экономиста, политолога и общественного деятеля К. Маркса (1820- 1885) - революционная социально-экономическая теория и практика, выражающая интересы рабочего класса. Создателями являются К.Маркс и Ф.Энгельс, которые предложили путь освобождение личности путем ликвидации капиталистического общественного строя и частной собст­венности, уничтожения эксплуатации человека человеком, установле­ния диктатуры пролетариата как государства переходного периода, имеющего своей целью построение коммунистического общества. Мар­ксизм отразил реально вставшие перед обществом задачи второй поло­вины XIX - первой половины XX вв. В настоящее время в условиях формирования информационного общества классический марксизм идеологически не актуален, но он оказал огромное воздействие на ход мировой истории.

В последние десятилетия XX в. западных странах возник неомар­ксизм, представители которого считают, что учение Маркса по многим проблемам является актуальным и в XXI в. В числе значимых для на­стоящего времени в марксизме рассматриваются проблемы собственно­сти, отчуждения личности, духовной свободы общества, оригинальные модели исторической эволюции человечества, и др. Наиболее влиятель­ными коммунистическими партиями сегодня являются Коммунистиче­ская партия Китая, а также Кубы, Северной Кореи, Франции. В совре­менной России - КПРФ - вторая по степени влияния политическая пар­тия, а также несколько более мелких партий и групп.

Социал-демократия - более правое идейно-политическое течение, чем два предыдущих. При своем оформлении в конце XIX - начале XX вв. разделял важнейшие установки марксизма о переустройстве общест­ва на социалистических началах и ликвидации частной собственности на средства производства. Однако с введением в политическую практи­ку таких принципов либерализма как парламентаризм, всеобщее изби­рательное право, разделение властей и др. социал-демократы (и в пер­вую очередь их тогдашние лидеры Э. Бернштейн, и др.) отказались от


революционных методов преобразования общества и стали парламент­скими партиями. Сформировавшиеся в конце XIX в. социал- демократические партии и движения отказываются от таких постулатов коммунизма, как диктатура пролетариата, классовая борьба и социали­стическая революция, принимают в качестве важнейших политических ориентиров ценности демократии, солидарности, свободы, исходят из понимания, что их политическая реализация может быть не единовре­менным актом, но результатом длительной эволюции, солидарных уси­лий всех социальных групп.

«Социалистическая мечта человечества» оказалась эффективно ра­ботавшим идеологическим мифом, но последствиями борьбы за его осуществление стали черты реальной социальной политики, практикуе­мой ныне почти каждым государством: различные виды государствен­ного регулирования экономики, многочисленные социальные програм­мы, направленные на помощь малоимущим и нетрудоспособным граж­дан, государственная помощь культуре, образованию, науке и т.д.

Основные лозунги в современных условиях - «демократический со­циализм», «социальное государство», повышение благосостояния ши­роких масс трудящихся, приверженность принципу политического кон­сенсуса (соглашения) как во внутренней, так и во внешней политике. В начале XXI в. социал-демократы являются крупной международной политической силой, объединяющей в Социалистическом интернацио­нале до 140 национальных партий. Из 25 государств Европейского сою­за в 20 социал-демократы или возглавляли правительства или участво­вали в них, или имели более трети всех мест в Европарламенте. Наибо­лее влиятельными являются социал-демократические партии таких стран, как Швеция, ФРГ, Франция, Австрия, и др. В России нет влия­тельной социал-демократической партии, хотя целый ряд политиков, напр., М. Горбачев, И. Рыбкин и др. пытались ее создать.

Зеленые (название символизирует заботу о «зеленой» растительно­сти планеты Земля) - идейно-политическое течение, возникшее на базе массового демократического движения против загрязнения окружаю­щей среды в 70-х годах XX в. в западноевропейских странах. В основе идейно-политических программ экологистов приоритет проблем охраны окружающей среды обитания человека над всеми остальными социаль­ными проблемами человечества. Они акцентируют внимание на поли­тических приоритетах разработки и реализации программ по проблемам чистоты воды и воздуха, переработки мусора, защите и охраны редких видов флоры и фауны и т.д. В 80-е годы успехи «зеленых» на политическом


поле были связаны в основном с ФРГ и их бессменным лидером Й. Фишером. Сегодня экологисты имеют фракцию в Европарламенте. Влиятельные экологические партии сложились кроме Германии, во Франции, Австрии, Италии и др. странах. В современной России пред­ставлены маловлиятельной «Экологической партией России «Кедр» и небольшими экологическими группами.

Либерализм и неолиберализм - (от англ. liberal - сторонник рефор­мистской политической ориентации, не следующий ортодоксии в рели­гии и политике). Более «правое», чем «зеленые», идейно-политическое течение, восходит к периоду буржуазно-демократических революций в Европе. Он получил широкое распространение в последующий период развития капитализма. Основные идеи заключаются в обосновании ин­дивидуальной свободы и достоинства человеческой личности, неотчуж­даемых прав человека, в том числе и на частную собственность, требо­вания правового государства и гражданского общества, необходимости демократического политического режима. Либеральные партии глав­ными политическими принципами провозглашают свободу от группо­вых, классовых, национальных предрассудков, космополитизм, терпи­мость, индивидуализм, самоценность личности. Современные либералы выступают за усиление роли государства в экономическом развитии общества.

Родоначальниками либерализма считают таких мыслителей, как Ш. Монтескье, И. Кант, Дж. С. Милль. Фундаментальной основой либерализма является индивидуализм, провозглашающий имеющего возможность свободно действовать и реально свободно действующего индивида в качестве цели общественного развития.

Классиками либерализма были сформулированы принципы рассмот­рения прав человека на жизнь, свободу, равенство перед законом, соб­ственность, и безопасность в качестве неотъемлемых параметров обес­печения нормальной и полноценной защиты свободы индивида со сто­роны государственных институтов.

Помимо этих базовых принципов для либерализма характерно:

1. Существование жестких границ в деятельности государства в об­ществе. Государство должно быть лишь «ночным сторожем», для кото­рого закрыты сферы частной жизни и регулирования экономических отношений его членов;

2. Обязательно разделение (относительная независимость) властей на законодательную, исполнительную и судебную;


3. Признание рыночных механизмов в качестве оптимальных регу­ляторов социально-экономических отношений в обществе по поводу регулирования в сферах производства, распределения и потребления товаров, труда, капиталов, услуг;

4. Представление отношений равенства людей через концепцию «общества равных возможностей», но не «равных реальностей» их су­ществования.

Сегодня идеи классического либерализма не являются актуальными на Западе. На смену ему пришел неолиберализм. В отличие от класси­ческого, неолибералы:

1. Признают ограниченные возможности рынка как единственного регулятора социально-экономических отношений;

2. Признают роль государства в качестве гаранта социально- политических прав человека;

3. Согласны с необходимостью существенного увеличения, по срав­нению с классическими либерализмом, властных регулирующих функ­ции государства в социуме.

Либерализм по преимуществу в его современном неолиберальном исполнении является одним из наиболее влиятельных идейно- политических течений современности. Имеет многочисленных сторон­ников в Европарламенте в лице как отдельной фракции сторонников Народной партии, так и за ее пределами. В современной России это СПС и «Яблоко».

Консерватизм и неоконсерватизм (от лат. conservare — сохранять, заботиться о сохранении). Более «правое», чем либеральное, идейно- политическое течение.

Комплекс идей и принципов, ставших основой политической идео­логии и практики консерватизма, получил развитие в работах Э. Берка, Ж. де Местра, Л. Бональда, русских философов B.C. Соловьева и И. А. Ильина.

Основные идеи консерватизма;

1. Противоестественность «быстрого» переустройства общества на разумных началах, предполагающая различение двух типов упорядо­ченности в обществе: помимо указанного еще и консервативного — постепенного, естественного отбора наиболее приемлемых политиче­ских форм регуляции социальных отношений, убеждение в безуслов­ном превосходстве второго типа упорядоченности над первым.

2. Отрицание теории общественного договора применительно к происхождению государства.


Представление государства как порождения неконтролируемого разумом естественного хода вещей.

3. Констатация ограниченности возможностей государства в реше­нии социальных проблем и конструировании отношений.

4. Призыв к последовательному ограничению вмешательства госу­дарства в процессы социального управления путем замещения его функции функциями таких институтов, как мораль, религия, и др., спо­собными к более глубокой реализации характеристик управляемости системы.

5. Приоритет социальной стабильности над «безудержным» рефор­маторством и революциями.

Неоконсерватизм - современная разновидность консерватизма, возник в XX в. как синтез идей традиционного консерватизма и либера­лизма, дополненных технократическими идеями середины столетия. Наиболее видными представителями являются в теории - А. Хайек, в политике - М. Тэтчер, Ж. Ширак, и др.

Неоконсерваторы более терпимо относятся к государству, признают необходимость его вмешательства в управление обществом, однако это вмешательство должно носить ограниченный характер. Малая эффек­тивность политических методов решения социальных проблем, по их мнению, обусловлена прежде всего тем, что природа самих этих про­блем не социальная, а личностная, они гораздо эффективнее решаются в ходе собственных усилий и активности индивида.

Фашизм, неофашизм и крайне правые (от лат. fascis - пучок ликторских прутьев, позднее в итал. - союз) - идейно-политическое тече­ние, сформировавшееся в первой половине XX в. в Европе, в первую очередь в Италии, Германии и других странах. Основателями считаются Б. Муссолини, А. Гитлер, Й. Геббельс и др. Основные идеи классиче­ского фашизма состоят в доминировании «лучшей» нации и/или госу­дарства над обществом, установлении их всемирного господства, унич­тожение наций «недочеловеков», к которым причислялись евреи, славя­не, цыгане, и др.

Современные неофашисты (сочетающие легальные и нелегальные методы борьбы) и чуть более умеренные крайне правые (парламент­ские) политические силы выступают за национальные приоритеты в стратегии сильного социального государства, под лозунгами «Францу­зам сначала! », «Немцам сначала! », и т.д.

Крайне правые имеют фракцию в Европарламенте. Наиболее круп­ными являются крайне правые партии во Франции («Национальный


фронт» Ж.-М. Ле Пена), в Австрии, Италии, и др. странах. В современ­ной России незначительное влияние имеют «Русское национальное единство» (РНЕ) А. Баркашова, «Национал-большевистская партия» (НБП) Э.Лимонова.

Все идейно-политические движения в современном мире взаимодей­ствуют между собой, что находит отражение в частичном сближении их идеологических платформ. Так, например, либерализм в последние десятилетия позаимствовал у консерваторов идею сильного государст­ва, а у социал-демократов положение о необходимости социальной на­правленности в регулировании рыночных отношений. В свою очередь современные социал-демократы сочетают идею формирования общест­ва на основе социалистических ценностей с либеральной идеей само­развития капитализма, в связи с чем отпадает необходимость в его лик­видации. Требование обобществления средств производства они заме­нили идеей государственного контроля за распределением доходов. Все это свидетельствует о процессах сближения мировых политических идеологий по ряду весьма существенных вопросов, происходит конвер­генция социализма, либерализма и консерватизма. Их общими положе­ниями стали: смешанная экономика, политический и культурный плю­рализм, демократическое государство и др.

Это отражает эволюцию политической системы современного обще­ства, содержание глобального процесса демократизации политических отношений в условиях становления информационной цивилизации, су­жение влияния политической сферы на жизнь современного человека.

Отправные параметры основных идейно-политических течений со­временности представлены на схеме 25.1.


Анархизм - (от лат. а- без, грея, arhe - власть) идейно-политическое течение, сфор­мировавшееся в середине XIX основной ценностью которого являете я создание об­щества, свободного от государства. Основателями считаются И.Ж. Прудон, В. Го­двин, М. Бакунин. Основная идея течения состоит в создании общества как свобод­ного объединения граждан, государство является главным препятствием на этом пути и должно быть уничтожено любыми доступными средствами. В настоящее время идеология анархизма не играет существенной роли в политической жизни стран мира.

Коммунизм - (англ. common - общественный, обычный) - идейно-политическое течение, основные идеи которого сформулированы еще в древние века, как целостное направление сформулировано К. Марксом в XIX в. Основная идея состоит в необходимости построения бесклассового общества, в котором все средства произ­водства должны принадлежать народу в целом, а не отдельному классу капитали­стов. Также следует уничтожить путем коммунистической революции традиционную семью, а также институт государства. Имеют фракцию в Европарламенте.

Социализм и социал-демократизм - идейно-политическое течение, возникшее в XIX в. в результате отделения от коммунизма. Основателями считаются Э. Бернштейн и Э. Давид. Целью является построение социалистического общества - демократиче­ского социализма, - путем постепенных государственных реформ. Основными цен­ностями являются свобода, справедливость и солидарность. Имеют фракцию в Европарламенте

Экологизм и движение «зеленых» - идейно-политическое течение, сформировавшее­ся во второй половине XX в. в странах Западной Европы. В основе идейно-политических позиций построение социального государства на основе экологиче­ских критериев приоритета качеств воспроизводства окружающей среды. Имеют фракцию в Европарламенте.

Либерализм и неолиберализм - (англ. liberal - свободный) - идейно-политическое течение (основные идеи сформулированы в XVII - XVIII вв., возникло в XIX в.), основными ценностями которого выступают права человека и его свобода. Государ­ство с точки зрения либерализма — только «ночной сторож» происходящих социаль­но-политических процессов, но не их реальный участник. Неолиберализм - совре­менная разновидность либерализма, не отрицает незначительного вмешательства государства в социально-экономическую жизнь общества. Имеют фракцию в Еврогосударства.

Консерватизм и неоконсерватизм (лат. conservare - сохранять, заботиться о сохра­нении). Главные лозунги - «работа, семья, добрососедство», осуществление перемен с сохранением всего позитивного, что было достигнуто в предшествующие периоды развития общества, сочетание принципа частной собственности с «демократией соб­ственников», т.е. «участие трудящихся в собственности», создание «народного капи­тализма», путем приватизации определенной части муниципальной и государствен­ной собственности, сокращение государственных программ социальной помощи. Современные неоконсерваторы выступают за сильное государство «умеренной» демократии. Имеют фракцию в Европарламенте.

Фашизм, неофашизм и крайне правые (от лат. fascis - пучок дикторских прутьев, позднее в итал. - союз) - идейно-политическое течение, сформировавшееся в первой половине XX в. в Европе, в первую очередь в Италии, Германии и др. странах. Осно­вателями считаются Б. Муссолини, А. Гитлер, Й. Геббельс и др. Основные идеи со­стоят в доминировании «лучшей» нации и/или государства над обществом, установ­лении их всемирного господства, уничтожение наций «недочеловеков», к которым

причислялись евреи, славяне, цыгане, и др. В союзе с крайне правыми имеют фрак­цию в Европарламенте.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 2406; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.038 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь