Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Теоретические основы феминизма



Первым публичным манифестом феминизма является « Декларация прав женщины и гражданки », написанная в 1791 г. мало кому известной писательницей Олимпией де Гуж. В этом документе впервые в истории было сфор­мулировано требование гражданского равноправия женщин и мужчин.

Статья первая Декларации гласила: «Женщина рождается и остается свободной и равно­правной с мужчиной перед лицом зако­на». Статья шестая развивала эту мысль дальше. В ней объявлялось: «Все гражданки и граждане должны иметь равный доступ ко всем общественным почестям и должностям, ко всем службам, для коих не должно быть иных преград, кроме лич­ных способностей и талантов». В заключение Олимпия де Гуж пророчески изре­кала: «Если женщина имеет право взой­ти на эшафот, то она должна иметь право подняться и на трибуну».

Такое неосторожное заявление стои­ло писательнице жизни. Ее отправили на гильотину как лицо, презревшее общественные порядки. Но это же заявление принесло ей бессмертие. Олимпия де Гуж вошла в историю как автор «Декларации прав женщины и гражданки», написанной в противовес самому знаменитому в современной истории документу «Декларации прав человека и гражданина».

Что же не устроило Олимпию де Гуж в документе, который, от­метая, казалось бы, все предрассудки своего времени, безоговорочно утверждал: «Все люди рождаются и остают­ся свободными и равными в правах»? Ей показалось подозрительным обра­щение «les homines» (мужчины, люди), адресованное лишь к одной половине общества. Многие француженки на­деялись в тот момент, что законодатели признают и женщин правоспособны­ми гражданками. Самые решительные из них даже создали специальную женскую организацию «Общество революционных республиканок», которая требовала предоставить женщинам право голоса на выборах. Эту организа­цию можно считать прототипом будущего движения суфражисток (от англ. suffrage— голосование).

Но ни писательский дар Олимпии де Гуж, ни напор революционных республиканок не принесли в то время француженкам гражданских прав. Законодатели отказались увидеть в них полноценных гражданок. Женщины — наряду с детьми, умалишенными, имущественно несостоятельными лицами — попали в категорию неспособных отвечать за себя перед лицом закона. Женские организации были распущены, больше того, женщинам запретили собираться в группы в об­щественных местах. Так французская революция остудила пыл своих гражданок и задавила в зародыше первые ростки женской социальной активности, включая стремление к коллективным действиям с помощью женских объединений.

Вышедший в 1804 г. Гражданский кодекс Наполеона, который стал считаться эталоном буржуазной юрисдикции, подтвердил, что женщины не имеют граж­данских прав и находятся либо под опекой своего отца, либо под опекой мужа. Вслед за Кодексом Наполеона все новое буржуазное законодательство жестко фиксирует традиционное разделение мужской и женской ролей. Мужчинам по-прежнему принадлежит весь внешний мир и главенство в доме. Женщинам — мир домашний, воспитание детей и обя­занность подчиняться мужу. Этот порядок — вершина патриархата. Он признан не только обычаем, но и формальным правом.

Торжество мужской власти усиле­но еще и тем обстоятельством, что в этот момент происходит отделение сферы частной жизни от жизни общественной — публичной сферы. Закон начинает защищать частную жизнь от вмешательства извне. Мужчина, хозяин дома, становится полновластным господином на своей территории. Он приобретает навыки гражданства за счет подавления «другого». Таким «другим» была его жена, по закону обязанная куль­тивировать его авторитет в семье, преклоняться перед ним, покорно сносить его деспотизм.

Английский социальный философ Мэри Воллстоункрафт (1759-1797), находясь под сильнейшим влиянием радикально-демократических идей Руссо, пер­вой выступила с систематической критикой социальных порядков с позиций феминизма - за 50 лет до возникновения движения суфражисток. В ее самой значительной работе « Защита прав женщин» (1792 ) на ос­нове идеи «неповторимости и уникальности личности» доказывалась необходимость предоставления женщинам равных с мужчинами прав, особенно права на образование. Кроме того, работа несла в себе куда более сложный анализ собственно женских проблем - анализ, во многом предвосхитивший современный феминизм.

Начиная с 30-х гг. XIX в. женское движение вновь заявляет о себе. На этот раз импульс к его развитию дает промышлен­ная революция, которая буквально взрывает традиционный уклад жизни в Западной Европе. Модернизация этого уклада сопровождается развитием крупной промышленности, ростом городов, разорением мелких сельских хозяйств. А вместе с этим — разрушением прежнего типа семейной жизни, кризисом отношении между мужчиной и женщиной. Два обстоятельстваоказали сокрушительное воздействие на традиционные семейные отношения:

Ø массовое вовлечение женщин в общественное производство;

Ø постепенное установление контроля над рождаемостью.

Новое крупное промышленное производство все шире использует дешевую женскую рабочую силу. Под воздействием промышленной революции массовый женский труд в общественном производстве превращается в факт социальной жизни. И факт далеко не однозначный. С одной стороны, он создавал экономическую возможность опротестовать традиционную иерархию мужской и женской ролей. А с другой — оборачивался сверхперегрузками, сверхэксплуатацией женщин. Ведь с них никто не снимал обычных домашних обязанностей, материнских забот и хлопот. При этом по действо­вавшим тогда законам женщина не могла даже распоряжаться своим заработком — он принадлежал ее мужу. Женщин не принимали в профсоюзы и иные общественные организации, защищавшие права наемных работников и т. д. Так возникали новые основания для совместных кол­лективных выступлений женщин, для создания женских организаций, призванных отстаивать интересы и права женщин.

С их помощью женщины могли предъявить свой счет обществу, которое вынудило их выйти за рамки семейно­го очага и начать работать. Со временем в рамках женского движения сложились первые требования к государству снять с женщин часть их традиционных обязанностей и взять на себя заботу о детях, о больных и престарелых. Отсюда сформировалось представление о необходимости расширения функций государства, о его превращении в социальное государство, призванное заботиться об общем благе, о слабых и неимущих, об инвалидах и пенсионерах.

Задачами женского движения первой волны феминизма стали:

Ø требованияравной оплаты за равный с мужчинами труд;

Ø доступ к тем профессиям, к которым их стремились не подпустить и т. д.;

Ø отстаивание работавшими женщинами своих особых социальных, гражданских, поли­тических интересов;

Ø освоение сфер гражданской и партийно-политической жизни;

Ø защита прав женщин на труд, его достойную оп­лату, на образование, на социальные га­рантии по защите материнства и детства, больных, инвалидов, лиц пожилого воз­раста.

К началу XX в. женское движение превращается в массовое, многосостав­ное. В его русле активно действуют:

Ø суфражистки, добивающиеся распростране­ния на женщин норм всеобщего избира­тельного права;

Ø социалистки, озабочен­ные признанием права женщин на труд, на его справедливую оплату, на участие наравне с мужчинами в профсоюзных организациях;

Ø радикальные феминистки, пропагандирующие идеи сознатель­ного материнства и контроля над рож­даемостью;

Ø женские благотворительные общества всех видов и типов, включая христианские женские организации.

Для того чтобы встать на ноги и окрепнуть, женское движение испытывало острую нужду в идейном подспорье, в неком теоретическом обосновании, которое помогло бы ему противостоять гнету традиционной морали и добиваться перемен в буржуазном законодательстве. Задача была сложной, так как основная масса идеологов — философов, историков, социологов — была совершенно убеждена в гражданской неполноценности и несостоятельности женщин. И консерваторы, и либералы хором твердили о природном или «естественном» назначении каждого из полов.

Лишь немногие решались оспорить эти догмы. Один из них, социальный философ Ш. Фурье в своем труде « Теория четырех движений », который появился в результате размышления автора над событиями Великой французской революции, писал: « Расширение прав женщин есть главный принцип социального прогресса ».

Другой великий утопист А. де Сен-Симон, умирая, оставил в наследство своим ученикам загадочную мысль: « Мужчина и женщина — вот полноценный социальный индивид ». Оба они разрабатывали идеальные проекты гармоничной, справедливо устроенной социальной жизни, основой которой, по их замыслу, должно было стать равноправие женщин и мужчин.

Позднее свой вклад в развитие идей женского равноправия в духе либерализ­ма внес авторитетный английский мыслитель Джон Стюарт Милль. Его книга « Подчиненность женщины » получила широкую известность, она была пе­реведена на многие языки, в том числе и на русский. И сами феминистки искали обоснования для своей деятельности. Наибольшей теоретической активностью отличались представительницы суфражизма: англичанки X. Тэйлор, М. Фуллер, американки Л. Мотт, Э. С. Сэнтон и др.

Но особую роль в концептуальном осмыслении общественной значимости движения за женское равноправие сыграли в ту пору марксисты. Они определили весь комплекс требований, сформулированных этим движением, как «женский вопрос» и предложили на него свой ответ. Основные подходы к женскому вопросу изложены в знаменитой работе Ф. Энгельса « Происхождение семьи, частной собственности и государства ». К. Маркс разделял концепцию книги, она была совместно продуманной и как бы продолжала традиции Ш. Фурье и А. де Сен-Симона. Однако в отличие от своих пред­шественников, Маркс и Энгельс писали не столько об индивиде, будь то женщина или мужчина, который должен быть наделен всеми гражданскими правами и свободами, сколько о массах — массах тружеников. К ним они и обращались, объясняя, что идея «естественного назначения» пола по существу маскирует особого рода «производственные отношения» — отношения воспроизводства человеческого рода. Вся загадка этих отношений связана не с «таинством» пола, а с тем, что они являются одновременно и природными, биологическими, и социальными. А еще — это отношения со­циального неравенства, вытекающего из неравного и несправедливого разделения труда, при котором жена и дети фактически являются рабами мужа и отца. Поэтому любая форма традиционной семьи автоматически воспроизводит отношения господства / подчинения.

Основатели марксизма доказывали, что промышленная революция нанесла непоправимый удар по такой семье. Наемный женский труд, каким бы тяжелым он не был, создал экономические предпосылки для независимости и самостоятельности работающих женщин. Он начал разрушать основы старой семьи и традиционных семейных отношений, обрекавших женщин на подневольное существование. В этом — позитивный смысл наемного женского труда.

Кроме того, подчеркивали классики марксизма, положение женщин — наемных тружениц есть положение классовое. Они принадлежат к классу пролетариев. Поэтому задача их освобождения от со­циального неравенства совпадает с задачей освобождения пролетариата. Унич­тожение любых форм эксплуатации и угнетения — общая цель пролетариев и женщин. Только в обществе, свободном от эксплуатации и угнетения, возможны равноправные отношения между мужчинами и женщинами.

В результате медленных, «ползучих» завоеваний феминизма в конце XIX — первой по­ловине XX в. женщинам удалось добиться:

права на образование;

на равный с мужчинами труд и заработную плату;

позднее — получить право голо­са и право быть избранными, сначала в местные, затем в высшие эшелоны власти;

право входить в профсоюзные организации и политические партии;

право на развод;

кое-где — на приме­нение противозачаточных средств и на аборт;

Ø право на государственную по­мощь по беременности и родам, на от­пуск по уходу за ребенком и т. д.

Все направления женского движения, каждое на свой манер, помогали женщинам так или иначе осваиваться с новой для них ролью субъекта истории. Ощутимые результаты приносила и деятельность сторонниц марксизма, и деятельность суфражисток. Под напором последних, в частности, женщинам стали, наконец, предоставлять право голоса. Впервые это произошло в Новой Зеландии в 1893 г., затем — в Австралии в 1896 г., в Финляндии — в 1906 г.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 407; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь