Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Церемонии, сопровождающие проведение самскар, обычно бывают настолько торжественными, что естественным образом привлекают внимание. Самскары, такие, как свадебный обряд, -



это настоящие торжества, и они позволяют всем членам семьи, родственникам и друзьям, собравшимся на праздник, ощутить общую радость. Эти церемонии закладывают взаимопроникновение культур, при этом они вполне обоснованы в общественном отношении, и благодаря этому упрочняют социальные и семейные узы, являющиеся существенной составляющей вайшнавской культуры. По традиции обязанности семьянина выходят за рамки его семьи, распространяясь на все его селение, всю общину, нацию, человечество в целом и, в конечном счете, всю вселенную. Веды гласят: васудхайва кутумбакам, " Моя семья -это вся Земля". Традиционное образование в Индии прививало людям такое понимание всеобщей социальной ответственности, которого так недостает в современном обществе, где, похоже, оно почти совсем вытесненно чрезмерной разобщенностью и индивидуализмом.

Самскары не только придают упорядоченность семейной жизни, поскольку такие ритуалы, как авахана-хома (призвание благоприятного влияния), гриха- правеша (освещение нового дома) и церемония шраддха и без того широко распространены, но особая черта самскар в том, что они всегда располагают нас искать благословений Всевышнего Господа.

Самскары и входящие в них священные церемонии должны вывести человека на уровень юкта-вайрагьи и подготовить его к пробуждению своей чистой и ничем не обусловленной преданности Господу, совершенно свободной корыстных побуждений.

Према Раса Даса

Сандипани Муни Даса

Примечания:

7* Ваидхи-бхакти - это бхакти, преданное служение, исполняемое в соответствии с предписаниями священных писаний и различными обрядами, стимулирующими развитие нашей любви к Богу. Существует два вида таких предписаний или принципов: те, что рождают в нас склонность к бхакти, и те, что, укрепляют и сохраняют эту слонность.

8* Это название можно перевести как " Факел, Освещающий Сущность Дховных Обрядов".

9* Вероятно также, что эта работа могла быть составлена по рукописям Гопалы Бхатты Госвами одним из его учеников, в виде записок о том, как Шрила Гопала Бхатта Госвами помогал Дживе Госвами в составлении Шат-сандарбх.

10* Например, принадлежащих к Гаудия-матху или к ИСККОН.

11* Шрила Гопала Бхатта рекомендует вместо Ганеши поклоняться Вишваксене, от которого происходит Гаруда; так так же называют слона, носящего Шри Вишну. У него четыре руки, и в них он держит атрибуты Вишну. Точно так же, когда вайшнавы поклоняются Сарасвати, это поклонение, в действительности, адресовано изначальной Сарасвати, Ади-сарасвати.

12* Эта цитата приводится Шрилой Прабхупадой в Нектаре Преданности, издания Бхактиведанта Бук Траст, Лос Анджелес, 1982г.

13* Ахута: декламация Ведических гимнов (брахма-яджна); хута: предложение гхи жертвенному огню (дева-яджна); прахута: подношение пищи, рассыпанной по земле на улице, животными и духам (бхутам), ( также известна как бхута-яджна); брахма-хута: поднесение пищи огню пищеварения брахманов (пуруша-яджна); пращита: предложение предкам ежедневных подношений, тарпаны, чтобы утолить их жажду (питри-яджна).

14* Обычно их называют домашними обрядами.

15* Гаудия-кантхахара описывает 48 самскар со ссылкой на Махабхарату (Шанти-парва 189.2): гарбхадхана; пумсавана; симантоннаяна; джата-карма; нама-карана; нишкрамана; анна-пращана; карна-ведха; чауда-карма; упанаяна; самавартана; виваха; антьешти; дева-яджна; питри-яджна; бхута-яджна; нара-яджна; атитхи-яджна; дева-врата-чатуштая; ашттхака-шраддха; парвана-щраддха; щравани; аграяни; прауштхапади; чаитра; чатурмасья; ваджпея; атиратра; апторьяма; раджасуя; агньядхея; агнихотра; дарща-паурнамасья; аграянешти; щауча; анаяша-мангалачара; ашкарпанья-асприха.

16* Это значит, что он очень привязывается к принципам, регулирующим данный этап развития.

17* Бхактивинода Тхакура, Шри-Бхактьялока, Враджрадж Пресс, Индия, 1996, стр. 25, 105.

18* см. Шримад-Бхагаватам, Пятая Песнь, глава третья.

Ниже приводится перечень песен, которые можно исполнять как бхаджаны или киртаны перед церемониями 19*.

# Шри Гуру-вандана (поклонение духовному учителю) из Према-бхакти-чандрики Шрилы Нароттамы даса Тхакура.

# Шуддха-бхаката, из Шаранги Шрилы Бхактивинода Тхакура

# Сапаршада-бхагавад-вираха-джанита-виплава из Прартханы Шрилы Нароттама даса Тхакура

# Охе вайшнава тхакура, из Шранагати Шрилы Бхактивиноды Тхакура

# Манах-шикша из Прартханы Шрилы Нароттамы даса Тхакура

# Саварана-шри-гаура-пада-падме, из Прартханы Шрилы Нароттамы даса Тхакура

# Нама-санкиртана Шрилы Бхактивинода Тхакура

# Гая гора мадхур сваре, из Гитавали Шрилы Бхактивинода Тхакура

# Манаса Деха Геха, из Шаранагати Шрилы Бхактивиноды Тхакура

# Шри нама-киртана, из Гитавали Шрилы Бхактивиноды Тхакура

# Бхаджата-гита Шрилы Говинды даса Кавираджа

# Шри Враджа-дхарма-махимамрита

# Харе Кришна маха-мантра

19* Бхаджаны и киртаны следует всегда начинать с вознесения молитв духовным учителям, затем Гаура-Нитай и Их спутникам, и заканчивать пением Харе Кришна маха-мантры.

I. ПЕРВОИСТОЧНИК ЗНАНИЯ О САМСКАРАХ

Ом тад вишнох парамам падам

Сада пашйанти сурайо дивива чакшур ататам

Тад випрасо випанйаво джагривамсах

Саминдхате вишнор ят парамам падам

" Подобно тому, как распространяющийся по небу солнечный свет доступен невооруженному глазу обычного человека, так и высшая обитель Господа Вишну всегда доступна взору мудрых и сведущих преданных. И поскольку эти досточтимые прозревшие брахманы могут видеть эту высшую обитель, они способны открыть ее другим".

(Риг Веда, 1.22.20)

Перед тем, как совершать какой-либо обряд, необходимо понять его значение, его цель, его строение и способ иполнения.

Иначе говоря, необходимо иметь доскональное знание. И получить его необходимо из авторитетных писаний. The reason is that kinds of knowledge: soun and unsound knowledge. (? )

Первый вид знания называется прама, а средство обретение такого знания - прамана. Существует десять праман, или десять способов обретения знания: арша (из высказываний мудрецов и полубогов); упамана (посредством сравнения); артхапатти (через предпосылку); абхава (из отсутствия чего либо или признака его отсутствия); самбхава (через включение в разряд подобного); айтхийа (по традиции); чешта (через жесты); пратьякша (через непосредственное восприятие); анумана (через умозаключения, основанные на опыте); шабда: (из богооткровенного знания).

Посредством этих различных праман дживы получают знания языков, форм, и предметов этого и другого мира. К сожалению, дживам свойственны четыре основных недостатка, заложенных в природе обусловленной души, не позволяющей ей самостоятельно обрести совершенное знание. Эти четыре недостатка таковы: бхрама (склонность впадать в иллюзию); прамада (склонность совершать ошибки и невнимательность); випралипса (склонность к обману); каранапатава (несовершенство чувств). Источник совершенного знания должен быть абсолютно свободным от этих недостатков, то есть, это должна быть Абсолютная Истина. В противном случае нет никакой возможности увидеть вещи в истинном свете. А Абсолютную Истину можно постичь только из Ее же чистого и безупречного послания.

I.1. Шабда Прамана: Совершеное Знание

Таким образом, из десяти праман совершенным, непогрешимым является лишь один: шабда прамана, боготкровенное знание. Все ортодоксальные философские школы Индии признают шабда праману высшим авторитетом. Шабда прамана - это Веда, знание, явленное Шри Нараяной. Тогда как остальные праманы могут грешить вышеперечисленными недостатками.

Следуя по стопам Шрилы Дживы Госвами и Мадхвачарьи, Вайшанвы и Шри Вайшнавы, в особенности, принимают за праманы пратьякшу (непосредственное восприятие), ануману (вывод) и шабду (боготкровенное знание). Но пратьякша и анумана только помогают подтвердить шабду. И если между пратьякшей, ануманой и шабдой возникает какое-либо противоречие, то последнее слово остается за шабдой.

Признание трех этих праман не подразумевает автоматическое отвержение остальных семи. Как объясняет в своей Таттва-сандарбхе Шрила Джива Госвами, упамана (сравнение), артхапатти (предпосылка), самбхава (включение) и чешта (жест), - входят в ануману (вывод). Абхава (отстутствие), включается в пратьякшу (непосредственное восприятие). Ариша (то, что дано мудрецами и девами) и айтхийа (традиция) - включаются в шабду.

В буквальном смысле шабда означает " звук", но когда речь идет о шабда-прамане, то подразумевается звук речи, содержащий смысл, поизнесенный или записанный безупречной личностью (апта-пуруша). Таким образом, шабда - это богооткровенная Истина. Это знание исходит из чистого трансцендентного источника и потому называется апаурушея шабда: непосредственно произнесенное Богом и низошедшее по цепи ученической преемственности (парампара).

Мы убедились в том, что, в отличие от Вед, умозаключения и логика не являются достаточно надежным средством для постижения выходящего за рамки нащего понимания, и потому не могут соперничать с ними (Веданта-сутра 2.1.11). Без шабда праманы, логика и умозоключения всегда будут оставаться неполными. И потому не один философ не может заявлять, что пришел к Абсолютной Истине с помощью одних только своих умозаключений и логики. Даже высказывание святого старца Томаса: " Я верю только тому, что вижу", - не может, строго говоря, считаться искренним поиском Истины, ибо больше походит на умозаключения, основанные на непосредственном чувственном восприятии, которое несовершенно. Какие бы мудрые мысли не сходили с уст таких философоф, всем им необходимо подтверждение из богооткровенных писаний. Тем не менее, справедливо и то, что без логики и умозаключений не может быть и речи о философском восприятии Абсолютной Истины. Но и то другое необходимо применять вместе с " тонким пониманием основополагающих духовных истин". И тогда человек сможет осознать, что " тот скудный запас знания, который можно извлечь из материальной локики, не способен помочь ему постичь Абсолютную Истину, выходящую за пределы досягаемости несовершенных чувств. Поэтому в Махабхарате говорится: ачинтьях кхалу йе бхава на тамс таркена йоджает (Махабхарата, Бхишма-парва 5.22). Как к тому, что находится выше понимания или измышлений, основывающихся на опыте чувств материалистических существ, возможно приблизиться посредстом одной лишь логики? 22*"


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-17; Просмотров: 370; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь