Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


II.2.1. Правритти-марга: Первая Ветвь



Первая ветвь ваидика-дхармы охватывает только дхарму, артху и каму. Эти три цели предсталяют праврити маргу, также называемую по этому случаю триварга дхармой. Главным образом правритти марг предназначен для улучшения физических, психических и общественных условий. Следуя по этому пути можно достичь райских планет материальной вселенной и наслаждаться там обильными но быстротечными чувственными удовольствиями. Для того, чтобы по своему выбору попасть на определенную райскую планету, нужно поклоняться полубогам, являющимся ее законными правителями, следуя принципам, установленным правритти-маргой, (зачастую поклоняться нужно только какому-то одному полубогу).

Для успешного достижения трех этих целей: дхармы, артхи и камы, - человек должен следовать наставлениям писаний и научному процессу, специально предназначенным для этого. И тогда его усилия увенчаются успехом: он сможет наслаждаться жизнью не нарушая законы природы (не ставя под угрозу естественной гармонии мира)* 44. Тогда как нарушение законов природы, под властью которых находятся дхарма, артха и кама, порождает конфликты, несправедливость и раздоры. И когда гармония нарушается, уже не может быть и речи об успехе в сферах благочестия, экономического развития или наслаждения чувств. Такая опастность грозит современному обществу.

II.2.2. Дхарма

Сперва, следуя всевозможным правилам и ограничениям, человек должен стать праведным, а потом уже зарабатывать деньги для того, чтобы обеспечить нужды своей семьи и наслаждать свои чувства. Одной из основных потребностей материального тела является потребность в половых отношениях. И хотя это не является такой уж благородной потребностью, все же, человеку, как и животным, необходимо определенное количество удовольствия; поэтому сущесвтует институт брака. Любое усилие к наслаждению требует затраты энергии. Поэтому, чтобы не растрачивать сексуальную энергию впустую или на деятельность, приводящую к нарушению гармонии, нам необходимо упорядочить свою половую жизнь в рамках освещенного брака, или виваха-самскарой, и существующих в нем правил и ограничений.

II.2.2.1. Дхарма-шастры

Дхарма-шастры (такие как Ману-самхита) представляют собой своды законов и норм поведения. Хотя обычно их считают просто сводом законов, в них, как и в грихья-сутрах и Пуранах, раскрывается наука дхармы. Дхарма-шастры содержат принципы общественной жизни, обеспечивающие и гарантирующие гармонию как обществу, так и индивидууму. Назначение дхарма-шастр в том, чтобы предоставить живому сущесвту возможность совершая обряды и следуя предписаниям обрести материальное (абхйудая) и духовное (нихшреяса) преуспевание. В них разъяняется, что значит совершать благовидные поступки (пунья-карма): делать добро другим, раздавать милостыню, выказывать гостепириимство, устраивать празднества по случаю различных самскар... И наоборот, если мы не следуем этим предписаниям шастр, то наша деятельность греховна (папа), и вместо пунья-кармы мы заняты в папа-карме. В любом случае, если наша деятельность носит материальный характер, она всегда будет вести к трем видам страданий, а именно: адьятмика (страдания, проистекающие из тела и ума), адхидайвика (страдания, вызванные стихийными бедствиями) и адхибаутика (страдания, связанные с неурядицами в обществе, общине, нации, или причиняемые другими живыми существами).

Хотя Ману-самхита и является известным сводом законов, сществуют и другие дхарма-шастры, заслуживающие нашего внимания, поскольку они в большей степени применимы в нашу эпуху. Это Парашара-самхита и Вишну-самхита. В самой первой главе Парашара-самхиты объясняется, что с течением времени, от Сатья-юги к Кали-юге, предписанные обязанности и действующие правила меняются. Эти изменения происходят с приходом каждой новой юги. В соответствии с Парашара-самхитой, свод законов Ману, Ману-смрити, был в силе в Сатья-югу; в Трета-югу действовали законы Гаутамы, в Двапара - Манкхи и Ликхиты. Что же до Кали-юги, то в эту эпоху нужно следовать своду законов Парашары (П.С. 1.17-23). Разумеется, это не означает, что теперь мы должны пренебрежительно относиться к Ману-самхите; здесь речь идет лишь об особых случаях *45.

Дхарма-шастры, как и другие ведические тексты в деталях описывают правильные взаимоотношения между мужчиной и женщиной, а также идеальный брак и обязанности супругов. Столь подробное развитие этой темы дает нам понять, сколь серьезно рассматривается в писаниях институт брака.

II.2.3. Артха

Что же касается экономического развития, то ответственность за него в основном лежит на кшатриях, вайшьях, шудрах и грихастхах. Забота об экономическом преуспевании - это обязанность грихастх. Брахманы-грихастхи должны довольствоваться простой жизнью в соответствии с принципами адхьяяны, адхьяпаны, яджаны и йаджаны, другими словами, они должны стать сведущими учеными, должны учиться поклонению Верховному Господу, Шри Вишну, и учить других такому поклонению, или же даже поклонению полубогам. Брахмана должен заниматься всем этим не ожидая никакой платы или вознаграждения, хотя ему и не запрещается принимать пожертвования от тех, кого он обучает тому, как подобает жить человеку. Кшатриям же надлежит править землями, поделенными между вайшьями, которые должны возделывать их, а также заботиться о коровах и заниматься торговлей. А шудры могут работать ткачами, кузнецами, ювелирами и т.п., или выращивать хлеб и зерно.

II.2.3.1. Артха-шастры

Артха-шастры - это тексты, в основном говорящие о политических методах. Они также известны как раджа-дхарма (обязанности царей). Трактат Чанакья Пандита, называющийся Артха-шастрой Каутильи (Чанакья Пандит писал эту свою работу под именем Каутилья), практически единственная артха-шастра, дошедшая до наших дней. В ней Каутилья обсуждает экономическое развитие, обязанности царей, качества министров, структуру городов и деревень, сбор налогов, проведение в жизнь законов, обучение шпионов, войну и мир, защиту граждан, и так далее.

Самым крупным литературным трудом из этой области является Дханур-Веда. К сожалению, в настоящее время полный текст этой книги недоступен. Многие священные рукописи были уничтожены могольскими завоевателями, сжигавшими крупные библиотеки Индии. Социальные отношения также описаны в Махабхарате, где Бхишма, лежа на ложе из стрел, просвещает Юдхиштхиру в вопросах правления царством и обществом.

II.2.4. Кама-шастры

Кама-шастра переводится как " тарктат о наслаждениях" *47. Подобные писания нацелены на урегулирование наслаждений в супружеских отношениях, постоянно напоминая семейной паре об их обязанностях и о поиске наслаждений в духовной сфере. В них также обсуждаются живопись (шилпа), некоторые науки (видья) и знание искусств, известное как кала. Существуют 64 калы, к ним относятся искусство танца, пения, театральное искусство, музыка, архитектура, гимнастика, искусство всевозможных эротических поз, гигиена, скульптура, искусство макияжа, поэзия, устройство праздника и т.д.

В комментарии к Третьей Песни Шримад Бхагаватам (3.23.11), обсуждающем свадьбу Кардамы Муни и Девахути, Шрила Прабхупада пишет: " Ведические писания содержат не только духовные наставления, но и рассказывают о том, как следует жить в материальном мире, чтобы достичь высшей цели жизни - духовного совершенства". Когда Кардама женился на Девахути, та спросила мужа о том, как ей следует подготовиться к тому, чтобы вступить с ним в интимные отношения. " Условия, благоприятные для зачатия благочестивого потомства, перечислены в " Кама-шастре", писании, которое содержит указания о том, как сделать половую жизнь по-настоящему возвышенной. Там рассказано обо все, что для этого необходимо: о том, какой нужно выбрать дом и как украсить его, о том, какие одежды должны быть на жене и какими ех нужно пользоваться духами, притираниями и т. д., чтобы понравиться мужу. Тогда муж будет пленен красотой жены, и его ум придет в нужное состояние. Соответствующее состояние ума супругов во время зачатия создает во чреве женщины благоприятную ситуацию, и в результате у них рождаются хорошие дети" *48.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-17; Просмотров: 328; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь