Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


II.3. Нивритти-марга: Вторая Ветвь



II.3.1. Мокша

Мокша (освобождение из круговорота рождений и смертей) представляет вторую ветвь ваидика-дхармы, называющуюся нивритти-маргой. Она воплощает в себе главную цель жизни, являющуюся результатом трех предыдущих стадий: дхармы, артхи и камы.

Ортодоксальный Индуизм включает в себя шесть основных философских школ: Вайшешику, школу мудреца Канады; Ньяю, школу мудреца Гаутамы; школу Санкхьи мудреца Капилы; школу Аштанга-йоги мудреца Патанджали; школу Пурва-мимамсы (карма-мимамсы) мудреца Джаймини; Уттара-мимамсы (веданта-даршаны) мудреца Вьясадевы, на принадлежность к которой притендуют как Вайшнавы, так и последователи Шанкары, несмотря на то, что философские выводы последних отличаются от того, что представлено Шрилой Вьясадевой. Все эти школы признают, что конечной целью жизни является освобождение, хотя их представления об освобождении могут различаться (некоторые являются приверженцами монотеизма, тогда как другие - атеисты, политеисты или пантеисты...)*49 Первые четыре провозглашают, что освобождения можно достичь только через знание, в то время как пятая, школа Джаймини, полагает, что единственная возможность для этого заключается совершении благовидных поступков, приносящих хорошую карму. Шестая школа, школа Вьясадевы, известная как Уттара-мимамса, объясняет, что освобождения можно достичь исполняя предписанные обязанности в духе отречения, как любовное преданное служение Богу. Шанкарачарья, хотя и принадлежит к школе Уттара-мимамсы, учит, что нет разницы между живым существом и Богом, что противоречит учению Вьясадевы.

Шанкарачарья является воплощением Шивы. Философия Маявады безбожна (асат-чхастра); она - ни что иное, как скрытый буддизм. В Падма Пуране Шива сам подтверждает, что придет как Шанкарачарья, чтобы сбить с толку человечество: " Дорогая Парвати, в Кали-югу я приду в форме брахмана и буду учить выдуманной философии Маявады. Чтобы одурачить атеистов, я буду описывать Верховную Личность Бога не имеющей формы и качеств. И в объяснении Веданты я также представлю ту же самую философию Маявады, дабы заставить людей принять атеизм, отвергнув личностную форму Бога". В Шива Пуране содержится указание Верховного Господа, данное Шиве: " В Кали-югу ты должен увести людей с истинного пути, выдвигая надуманное толкование Веданты, чтобы сбить их с толку" *50.

В своей книге Джайва-дхарма Шрила Бхактивинода Тхакура объясняет это, описывая, как Господь Вишну сказал Майя Деви: " Я хочу, чтобы ты, чтобы уберечь преданное служение век Кали от людей с демоническим умонастроением, пленила их философией Маявады. Так они не будут беспокоить Моих преданных, наслаждающихся нектаром, вытекающим из славного пути бхакти".

Шанкарачарья сослужил великую службу Индии, где, под влиянием Буддизма, люди пренебрегали Ведами, система варнашрамы извращалась, а брахманы отврегали санатана-дхарму. Шанкарачарья покончил с Буддизмом, трансформировав нигилистическую философию Шакьи Симхи Буддхи*51 в новую доктрину, получившую имя Маявады, основанную на изучении ведических писаний. Тем самым он открыл дверь " великим ачарьям Вайшнавам", раскрывшим выводы Вед...

II.3.2. Вайшнавизм: Наиболее Полная Форма Монотеизма

Вопреки сложившимся представлениям, индийская религиозная система, известная по общим названием Индуизма, не является формой политеизма. Слово " Индуизм" включает в себя различные школы философской мысли, некоторые из них атеистические, другие - нигилистические, тогда как третьи, к числу которых относится и Вайшнавизм, - монотеистические. Вайшнавизм является родоночальником монотеизма. По сути дела, это можно проследить из ведических текстов, восходящих к глубинам древности. Ямуначарья в своей Махапуруша-нирнае, доказал на основе описаний Пуруша-сукты (Риг Веда, Вишну-самхита 1.22.20), Веды указывают на Вишну, как на Махапурушу.

Из всех школ монотеизма (включая Иудаизм, Католицизм и Ислам), только в Вайшнавизме раскрываются взаимоотношения индивидуального живого существа с Полным Целым, Богом. Ни одна филососфская школа не проделала столь детального исследования этого предмета. Эта сокровенная наука игнорировалась другими религиями, обычно скрываемая под такими понятиями, как мистицизм, единство или вера, так, словно духовная наука должна быть чем-то простым. Для Вайшнавов вера без философии - это просто сентиментализм, тогда как философия без веры - сухие умствования.

Вайшнавизм не только рассматривает взаимоотношения живого существа с Богом, но и учит другому основному принципу, который касаются всех нас: науке о личностной природе остальных живых существ. Вайшнав - это тот, кто понимает, кем являются остальные - какова их истинная сущность, и потому считается с ними, и всегда знает, что они вечно существуют как индивидуальные личности. Вайшнавизм учит, что мы никогда не утрачиваем своей индивидуальности и всегда остаемся отдельными, индивидуальными живыми существами*53. Вайшнавы относятся к тем редким душам, что смотят на других, не имеет значения- бедны они ли богаты, как на таких же как и они сами, полноправных личностей, имеющих свои личные взаимоотношения с Богом, пусть даже в настоящий момент и непроявленые под влиянием определенных обстоятельств. И в мире, где все не придают значения окружающим, такое отношение может вызывать лишь радость.

В Вайшнавизме Бога иногда рассматривают как друга*54, в отличие от других великих монотеистических религий, где Бог выступает в роли кормильца, неприступной личности, вызывающий благоговейный страх. В то время как остальные монотеистические школы указывают лишь на пропасть, разделяющую Бога и живых существ, Вайшнавизм постоянно демонстрирует способ заполнить эту пропасть, являющуюся всего навсего плодом людского воображения. Нам нужно просто помнить о том, что" Как Верховный Господь, так и живые существа вечны и обладают разумом. Но лишь Верховный Господь может поддерживать все живые существа". (Катха Упанишад, 2.2.13)*55

II.4. Панчама-пурушартха: Пятая Пурушартха

Мы увидели, как в индийской философии четыре пурушартхи считаются четырьмя целями жизни, четырьмя целями, господствующими в человеческом обществе. Они являются хребтом, основой, на которой оно строится. Но существует еще пятая пурушартха, раскрытая главным образом Шри Чаитаньей Махапрабху в шестнадцатом веке.

Есть пять видов освобождения, которых может достичь живое существо: погрузиться в Брахман (саюджья), жить на планете Вайкунтхи (салокья), обрести тело, подобное телу Господа (сарупья), наслаждаться теми же богатствами, что и Господь (саршти) и стать приближенным Господа (самипья). Саюджья, слияние с Брахманом, никогда не признается за освобождение Вайшнавами, черпающими полное удовлетворение в служении Всевышнему с любовью и преданностью, и зачастую не заинтересованными даже и в остальных четырех видах освобождения, несмотря на то, что те легко доступны им. Такие чистые бхакты восстановили свои инепосредственные взаимоотношеня с Богом. Эти взаимоотношения могут проявлятться пятью различными способами: в нейтральности или пассивных отношениях, в служении, в дружбе, в родительской любви или в супружеской любви. Непосредственные отношеня со Шри Кришной становятся явными. только когда преданный достигает чистой любви к Богу, представляющей собой высшую пурушартху, именуемую также панчама-пурушартхой (пятой пурушартхой, высшей целью). Эта цель жизни, также. как способ ее достижения и поведение на стадии совершенства чудеснейшим образом нашли свое выражение в обитателях Вриндавана, особенно в гопи и Шримати Радхарани, вечной возлюбленной Шри Кришны.

Шри Чаитанья Махапрабху основывал на Шримад-Бхагаватам (Бхагавата Пуране) Свое учение о сокровенной науки о пятой пурушартхе: чистой любви к Богу. Таким образом, путь, указанный Бхагавата Пураной, бхагавата-виддхи, воплощает в себе высшую праману и высшее знание Абсолютной Истины.*57

Именно поэтому Вайшнавы, особенно те, что принадлежат к Брахма-мадхава-гаудия-вайшнава сампрадае, (наследником которой является ИСККОН, Движение сознания Кришны), постоянно обращаются к Бхагавата Пуране на каждом этапе своей жизни, в том числе и при совершении самскар, ибо Бхагавата Пурана является источником всех благословений. Шри Чаитанья Махапрабху и, в особенности, Его Божественная Милостиь А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада, ачарья основатель Движения Харе Кришна, сделали Бхагавата Пурану легко доступной для чтения и понимания каждого, независимо от его касты, расы, культурной или религиозной принадлежности.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-17; Просмотров: 319; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь