Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Дикша-кале бхакта каре атма-самарпана



Сеи-кале кришна таре каре атма-стхана

" Во время посвящения, когда преданный безраздельно отдает себя для служения Господу, Кришна принимает его, считая его ничем не хуже, чем Он Сам". (Ч.ч. Антйа 4.192)

Тад виддхи пранипатена парипрашнена севайа

Упадекшйанти те джнанам джнанинас таттва-даршинах

" Попытайся узнать истину, обратившись к духовному учителю. Вопрошай его смиренно и служи ему. Осознавшие себя души способны дать тебе знание, ибо они видят истину".

(Бхагавад-гита 4.34)

XIX.1. Определение

Как говорится в Вишну-ямале, слово дикша состоит из двух слогов: " ди" и " кша". " Ди" происходит от корня " дан", означающего " давать духовное знание" (дивйа-джнана). А " кша" - от санскритского корня " кшайа", означающего " разрушать грехи". Таким образом, словом " дикша" называют то, благодаря чему душа, попавшаяся в ловушку этого мира, обретает духовное знание и освобождается от греха. В Сара-санграхе объясняется, что подобно тому, как царь получает последствия греховных поступков своих министров, а муж - своей жены, так и духовный учитель должен принять на себя последствия грехов своих учеников. В соответствии с Панчаратрой, духовное посвящение подразумевает также получение от духовного учителя тайных мантр, таких, как кама-гайатри.

XIX.2. Предисловие

Для тех, кто стремится к самоосознанию, духовное посвящение имеет первостепенную важность. В нем тайный ключ, открывающий путь преданности и знания об Абсолюте, а также доступ ко всем духовным обрядам. Посвящение, инициация, - это торжественный обряд, соединяющий нас с ученической преемственностью и предоставляющий нам доступ к полноправной духовной жизни. " Обратившийся к истинному духовному учителю может стать полностью сведущим в самоосознании". (Чхандогйа Упанишад 6.14.2)

Как мы уже обсуждали ранее, Абсолютную Истину можно постичь через шабда праману: духовное откровение. Этот путь познания, известный как авароха-пантха, нисходящий процесс получения знания, сравнивают с передачей зрелого плода манго. Чтобы собрать зрелые плоды манго с дерева не повредив их, необходимо бережно передавать их из рук в руки по цепочке с самой верхушки дерева до земли, где их кладут в корзину. В этом заключается принцип парампары, цепи ученической преемственности, передающей неизменный смысл Вед (Б.г. 4.2). Тому, кто искренне хочет обрести духовное знание, необходимо удостовериться в том, что духовный учитель, к которому он обратился, принадлежит к авторитетной парампаре (Мундака Упанишад 1.2.12.). Существует четыре вайшнавских сампрадайи: Шри-, Брахма-, Рудра- и Каумара-сампрадайа. Все эти сампрадайи признают Кришну (или Вишну) Верховной Личностью Бога и причиной всех причин, познать которого можно с помощью Вед (Б.г. 15.15).

XIX.3. Духовный Учитель

Обобщая, можно сказать, что существуют две категории вайшнавов. К первой относятся те, те, кто не принадлежит к установленной ученической преемственности (парампаре), а ко второй - кто принял посвящение в авторитетной ученической преемственности, вайшнавской Сампрадайе.

+Первая категория, в свою очередь, делится на три группы, состоящих из тех, кто:

* принимает философию сознания Кришны, но строго не придерживается ее;

* носит атрибуты вайшнава, (такие, как кантхи-мала), и выказывает почтение вайшнавам, но но не следует строго практике Вайшнавизма;

* родился к вайшнавской семье и носит вайшнавские атрибуты, но не следует строго практике Вайшнавизма.

+Вторая категория также подразделяется на три группы в зависимости от степени:

* совершенства в повторении Имен Бога;

* веры;

* осознания Верховной Личности Бога, Шри Кришны.

Как сказано в Падма Пуране, никому нельзя становиться гуру, не став преданным Господа. Брахман, сведущий в ведических обрядах, способный проводить жертвоприношения и происходящий из благородного семейства, но не воздающий преданного служения Господу, не должен брать на себя роль духовного наставника*126. С другой стороны, тот, кто знает науку сознания Кришны, то есть, чистый преданный, не зависимо от своего происхождения, может стать гуру (Хари-бхакти-виласа 10.127). Это, тем не менее, подразумевает, что тот, кто берет на себя роль гуру, должен обладать необходимой квалификацией. (Бхаг. 2.3.21)

В Хари-бхакти-виласе приводится муктавали мантра, перечисляющая основные качества духовного учителя: он должен быть сведущим в заключениях священных писаний, он должен быть постоянно занят преданным служением Господу, иметь твердую веру и быть свободным от зависти и злобы. Он поклоняется Господу с непреходящим чувством благодарности и проявляет заботу о своих учениках. Смиренный и владеющий собой, исполненный сострадания и свободный от материальных желаний, он обуздал ум и чувства. Поучая своим примером, он дает любовь к Богу и осознание Абсолютной Истины, полученные им от его духовного учителя. Никогда не считая себя Богом, Высшим Существом, он всегда ведет себя в соответствии с вайшнавским этикетом и священными наставлениями писаний.

Тогда как человек ленивый, жадный, чувственный, порочный, оскорбительный в своих выражениях и поведении, нечистоплотный и т.д. не может быть хорошим духовным учителем. (Таттва-сагара, приводится в Хари-бхакти-виласе 1.42)

В Движении Харе Кришна (ИСККОН), являющееся ветвью Брахма-Мадхава-Гаудия-Сампрадайи, подлинной и признанной преемственности, духовные учителя должны отвечать этим критериям. Для членов этого Движения не может быть и речи о том, чтобы принять духовного учителя из сантиментов, фанатизма или слепой веры (хотя в прошлом такое, к несчастью, имело место).? Отличительной чертой этого Движения, нового для западного мира, но имеющего глубокие корни в традиции древности, является то, что в нем, в отличие от большинства культов, число которых в наше время все возрастает, гуру не действует как окончательный авторитет: его положение не является абсолютным. Он всегда находится под руководством Руководящего Комитета ИСККОН, (Governing Body Commission, GBC[Джи Би Си])*127, выдвигающего его на эту роль, заручившись поддержкой местных преданных (знающих будущего гуру и его образ жизни и привычки). Данный комитет также черпает вдохновение в практическом руководстве, оставленном в форме его наставлений на этот счет Шрилой Прабхупадой, (гуру, садху и шастрами), являющимся тридцать вторым звеном в этой цепи преемственности. Руководящий Коммитет выполняет в данном случает защитную функцию, предохраняя индивидуумов от злоупотребления властью. " Любовь - это власть, но власть - это не любовь". Джи Би Си тщательно изучает качества будущего гуру. Гуру выдвигают не для того, чтобы он получил признание, богатство или почет.

Шрила Рупа Госвами определяет критерии гуру в своей Упадешамрите:

Вачо-вегам манасах кродха-вегам

Джихва-вегам ударопастха-вегам

Этан веган йо вишахета дхирах

Сарвам апимам притхивим са шишйат

" Тот, кто обуздал побуждениями речи, ума, гнева, языка и половых органов является компетентной личностью, чтобы принимать учеников повсюду в мире".

XIX.4. Ученик

Разумеется, тот, кто хочет получить посвящение (дикшу), также должен отвечать определенным необходимым требованиям. (Бхаг. 2.17.27)

В Хари-бхакти-виласе утверждается, что кандидат в ученики должен быть серьезен, почтителен, смиренен, он должен стремиться служить, всем сердцем принимать наставления гуру, мудрецов и писаний, должен хотеть познать Абсолютную Истину, быть честным и больше уже не грешить. Он должен быть спокойным, способным обуздать свою страсть, должен поклоняться своему учителю и арча-виграхе Господа в храме.

С другой стороны, тот, кто ленив, нечистоплотен, скуп, вздорен, завистлив, злобен, враждебно относится к другим, порочен, жесток, груб, распущен, нецеломудрен, горд и не способен воздержаться от действий, запрещенных писаниями (таких, как мясоедение, употребление одурманивающих веществ, прелюбодеяния и азартных игр), не может быть кандидатом для вайшнавского посвящения. (Агастйа-самхита, цитируется в Хари-бхакти-виласе 1.45-46).

В Хайаширша-панчаратре (цитируется в Хари-бхакти-виласе 1.48) говорится, что есть и другие основания, на почве которых кандидата на посвящение можно отвергнуть: например, если он проявляет склонность к не-вайшнавским философиям (нйайе, санкхйе, мимамсе, Буддизму, Джайнизму и т.п.).

Джи Би Си ИСККОН рекомендует желающим получить посвящение (первую инициацию, Харинама-дикша), предпринять для начала следующие два шага:

* Прежде всего, кандидат (или бхакта) должен изучить вайшнавскую культуру и обучиться ей. Ему также следует регулярно изучать писания и развивать в себе качества ученика (садхаки).

* Во-вторых, ему необходимо принять прибежище у духовного учителя, выбрав его на основе разума, и подготовиться к посвящению и обетам, принимаемым во время испытательного периода (обычно в один год), во время которого учитель и ученик изучают друг друга. Если один из них чувствует, что испытательный период не позволяет ему сделать окончательный вывод, то первоначальный выбор кандидата должен быть пересмотрен.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-17; Просмотров: 418; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь