Дугин, Александр Гельевич (1962)
концепция москва-третий рим
автор – монах филофей. изложил ее в послании московскому князю василию iii. российское государство было единственным в мире православным, поэтому филофей провозглашает особое значение россии как истиной носительнице христианства. константинополь – второй рим, т.к. два рима пали, а третий стоит, а четвертому не быть (ориентировался на библию). сыграла роль объединения в процессе формирования единого государства в 16 веке. 16 век начался с больших побед, но закончился поражением и кризисом (ливонская война кончилась поражением). 17 век – успехи великих держав.
реформы петра i. под лозунгом преодоления отсталости от передовых стран европы и завоевание положения великой державы прошел весь 18 век. во второй половине 19 века в русском обществе сложились несколько концепций. все устои потрясла французская революция. наполеон потерпел поражение в россии и была уничтожена его империя.
теория официальной народности (казенного патриотизма при николае i).
автор – граф уваров. утверждал особые условия существования российской империи, знаменитая троица: самодержавие, православие, народность. единственный возможный способ укрепления самодержавия - поддержка русским народом и выражение его интересов, причина – православие. следовательно, то, что происходит в европе (нестабильность) россии не грозит, т.к. россия из " другого материала".
русские геополитики стали называть науку, которой они занимались как таковой, только в 20-х гг. (первыми это сделали евразийцы). Но сама геополитика как наука, хотя и под другими названиями, развивается в России с 30-х годов прошлого века ( 8 ).
Когда на исходе XIX века, " золотого" в культурном отношении и " полосатого" в отношении политическом, под звуки молодецкого купеческого разгула и нарождающегося тяжелого, " железнодорожного" (в прямом и переносном смысле слова) государственного капитализма стали стихать застарелые споры славянофилов и западников об " особом пути" развитии, капиталистов и интеллигенции), которая так и не смогла договориться о месте России в мире, да и о своем месте в России ( 19 ).
В развитии русской геополитической школы просматриваются три этапа, временных и научных. До начала формирования геополитики в России у нее имелись предшественники, среди которых выделяются В. Н.Татищев и М.В.Ломоносов. На основных идеях этих людей осуществляли свою деятельность геополитики первого этапа, известные под названием " славянофильской школы". Возникновение славянофильского учения относится к 1834 году.
Тогда И. Киреевский выступил с программным трудом " Девятнадцатый век" (сразу же запрещенным). В большей же степени известны такие корифеи славянофильства, как братья Аксаковы, А. Хомяков, Ю. Самарин. Наиболее активно они выступали в период возмущения российского общества пресловутым " Философическим письмом" Чаадаева. Выработанная славянофилами категория " соборности", привела их к пониманию роли общинного строя как глубинной этнопсихологической основы России. Осознав же особость России в мире, они осознали и ее родство со всем славянством и неизбежность ее противостояния Западу.
Славянофилы сформировали круг литераторов (Тютчев, Даль, Островский, Григорьев) и инициировали возникновение славистики (Буслаев, Бодянский, Григорович, Срезневский). Они деятельно участвовали в подготовке и проведении освобождения крестьян в 1861 году. Огромна роль славянофилов в развитии связей России с зарубежным славянством: в 1858-1878 гг. они создали сеть Славянских комитетов по всей империи.
Наиболее зрелых идейно-теоретических результатов славянофильство достигло в последние годы своего развития - это работы Р. Фадеева, Н. Данилевского и К. Леонтьева В первую очередь, конечно, гениальный труд Н. Данилевского " Россия и Европа". Этот труд (и его развитие во многочисленных последующих статьях автора) заложил основы цивилизационизма, который впоследствии так плодотворно разрабатывали О. Шпенглер и Л.Тойнби, а в наше время - С. Хантингтон.
Суть открытия Данилевского в том, что единой человеческой цивилизации вообще не существует, что в зависимости от условий развития на различных территориях (акваториях) складываются обособленные культурно-исторические типы (то, что Тойнби назвал позднее " цивилизациями" ). Данилевский убедительно показал, что эти культурно-исторические типы принципиально не смешиваются и изменяются только в исторических масштабах, основываясь на этнических качествах, выработанных ландшафтом и историческим развитием (то, что позднее Юнг именовал " архетипом" ) Данилевский сделал наиболее фундаментальное открытие за всю историю геополитики.
Р. Фадеев, отставной генерал, работавший одновременно с Данилевским, в своих " Мыслях о Восточном вопросе" выдвинул гипотезу единого центра концептуального управления миром и впервые предложил методы геополитического противоборства.
Константин Леонтьев, в отличие от основателей славянофильства, исходит не из заранее определенных постулатов, а делает выводы из реальности (что стало характерным на двух последующих этапах развития геополитики) И вот, несмотря на все свое славянофильство, Леонтьев приходит к выводу, что Россия в своих попытках развития не должна стремиться только к единению со славянством, и определил, что часть славянства уже необратимо ушла в западную цивилизацию, в ряды врагов России и евразийской (применяя позднейший термин) цивилизации.
И тем не менее история развития славянофильской геополитической школы, несмотря на ее пантеон титанов мысли, заканчивается К. Леонтьевым и Н. Победоносцевым. Почему? По чисто методологическим причинам. Метафизика исчерпала свои возможности в геополитике, системный метод вытеснил ее. Носительницей системного метода стала милютинская геополитическая школа.
Строго говоря, военная геополитическая школа, более известная под названием милютинской, родилась почти одновременно со славянофильской. их возможно более глубоко раскрытые характеристики и свойства.
Возникают самостоятельные течения в обществе – теории западников и славянофилов в 30-40-е гг. 19 века. Впервые общество начинает самостоятельно рассуждать.
Суть идей западников: Россия отставала и продолжает отставать от передовых стран Западной Европы в экономическом, политическом и культурном плане, нуждается в скорых реформах. Вся история России – история преодоления этого отставания. Основные представители: Грановский, Кавелин, Чичерин, Белинский, Герцен.
Суть идеи славянофилов. Общество в России строится на других принципах, чем Запад. Там индивидуализм, в России – коллективизм (соборность). Следовательно, все революционные потрясения России не грозят. Представители: Хомяков, Кирииевский, Максаковы.
Западники и Славянофилы сходились на том, что нужна отмена крепостного права и реформирование самодержавия. Стимул активизации геополитической мысли: Крымская война, Парижский мир (1856). Обнаружено резкое неприятие Европой России и всего славянства.
общественно-политического устройства кочевых народов исчезают при длительном постоянном контакте с более богатыми оседлыми цивилизациями и тогда они теряют свою силу.
Его взгляд на историю России: историю Российской государственности стоит вести не с Киевской Руси а с Монголо-татарского ига. Сначала древнерусская оседлая цивилизация подвергалась натиску степной кочевой цивилизации, вобрала в себя многие важные элементы её устройства, а затем сама подчинила и освоила степь, унаследовала империю Чингисхана. Эти идеи воспринял и развивал русский историк Вернадский.
Опорный конспект
8.1. Направления развития геополитических идей в России;
Ответ 1 (начало). Русская школа геополитики в классический период развивалась в нескольких направлениях.
Во-первых, панславизм, имевший своим политическим истоком осознание южными и западными славянами необходимости союза с Россией для завоевания своей независимости. (Наиболее ярким и цельным выразителем панславистской идеи в русской геополитической мысли выступил Н.Я.Данилевский с проектом всеславянской федерации с центрами в Москве и Константинополе).
Во-вторых, русская географическая наука. (Типичным представителем этого консервативно-охранительного направления, выдвинувшим концепцию «могущественного территориального владения применительно к России», был В.П.Семенов-Тян-Шанский).
В-третьих, российский большевизм, настаивавший на марксистской теории смены социально-экономических формаций путем мировой революции. (Ярким выразителем этого направления геополитики и геостратегии выступал в начале XX в. Л.Д.Троцкий, который создал теорию «перманентной революции» и пытался осуществить ее, направляя Красную Армию на Варшаву, подталкивая через Коминтерн германскую, испанскую, китайскую и другие революции, которые по его мысли, должны были подготовить и осуществить «мировой пожар»).
В-четвертых, геополитика евразийцев, возникшая в той среде русской эмиграции, которая осталась верна традиции славянофилов и настаивала на исключительности и уникальности России как по отношению к Европе, так и по отношению к Азии. (В представлении ведущего идеолога евразийства П.Н.Савицкого, Европа и Азия являют собой чисто географическое понятие. В геополитическом смысле евразийский континент подразделяется на срединную империю Евразию, европейский мир и азиатский мир. Евразия в этническом отношении образовалась в результате сплава славянских и тюркских народов). Ответ 1 (окончание).