Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Краткие теоретические сведения по теме.



1 ВОПРОС.

Воображение - это психический процесс создания новых образов на основе прошлых восприятий и представлений.

Действия животных, при видимой разумности, шаблонны, инстинктивны. Инстинкт устойчив, неизменен. Человеческий же опыт постоянно меняется, совершенствуется.

Воображение связано со всеми процессами, протекающими в организме, с самочувствием человека. Некоторые психологи-идеалисты считают воображение вредным свойством, а другие извращают суть воображения, неправильно объясняя его корни. Например, французский психиатр и психолог Дюбуа считал воображение вредным свойством, ведущим к помешательству.

Психолог Ч. Ломброзо в книге «Гений и помешательство» доказывает, что воображение получает наивысший расцвет в момент сумасшествия. То есть, по этим ученым, воображение - один из источников душевного расстройства.

Некоторые ученые пытаются доказать, что воображение можно искусственно вызвать, стимулировать наркотиками. Сторонники этой концепции тенденциозно выбирают «темные пятна» биографий великих людей, прибегавших к наркотикам. Чаще всего они упоминают Э. По, Ги де Мопассана, Ш. Бодлера. Искусственно стимулировать воображение нельзя.

Главное назначение воображения как психического процесса - в том, что оно позволяет представлять результат труда до его начала, и не только его конечный результат, но и промежуточные продукты, детали. Часто одна и та же задача может решаться и с помощью воображения, и с помощью мышления.

Психологи считают, что необходимость действовать в среде с неполной информацией и вызвала возникновение у человека воображения.

 

2 ВОПРОС.

Образы фантазии - результат работы человеческого мозга. Воображение - функция коры больших полушарий. В учебнике «Общей психологии» под редакцией А.В. Петровского дается следующее объяснение механизмов воображения: «В процессе воображения образовавшиеся в ходе жизни человека системы связей как бы распадаются (диссоциируются) и объединяются в новые системы. Объединение это является результатом возникновения в коре головного мозга сильного очага возбуждения, вызванного потребностью или каким-либо впечатлением. Возникает новизна образов воображения по сравнению с уже известными образами памяти.

Исследования последних лет показывают сложность структуры воображения, вызывают предположения, что физиологические механизмы воображения расположены не только в коре больших полушарий, но и в глубоких отделах мозга - гипоталамо-лимбической системе» (с.356).

Образование новых ассоциаций из имеющихся в памяти представлений есть физиологическая основа воображения.

 

 

3 ВОПРОС.

Существуют наиболее известные способы создания образов воображения:

синтезирование - объединение двух образов в один или двух - в новую комбинацию;

агглютинация - разновидность синтезирования - объединение частей образов в один: козлообразный мужчина - черт, рыба-женщина - русалка, части трактора, косилки и веялки объединяются в тракторе;

акцентуирование - прием, когда в реальном образе либо сильно преуменьшены, либо сильно преувеличены какие-либо детали (карикатура - в живописи, лилипуты - в литературе);

аналогия - прием, когда стоится образ, в чем-то похожий на реально существующую вещь, живой организм, действие (локатор - аналогия с органами ориентации летучей мыши);

типизация - наиболее сложный прием творческого воображения - это выявление много раз повторяющегося, наиболее распространенного, типичного в явлении (характерен для литературы, искусства).

 

4 ВОПРОС.

Воображение бывает активным и пассивным. Активное, в свою очередь, делится на воссоздающее и творческое, а пассивное - на преднамеренное и непреднамеренное.

Воссоздающее воображение имеет в своей основе создание образов, соответствующих описанию (при чтении художественной литературы, географических карт, исторических описаний).

Творческое воображение предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности.

Пассивное воображение - создание образов, которые не воплощаются в жизнь, не осуществляются. Примером непреднамеренного пассивного воображения могут служить сновидения. Во сне есть элемент предсказания, характер сновидений зависит от впечатлений, не контролируется сознанием человека. Поэтому возникающие образы называют пассивными. Самое длительное сновидение длится три минуты.

Примером преднамеренного пассивного воображения могут служить грезы. Это образы фантазии, преднамеренно вызванные, но не связанные с волей, направленной на воплощение их в жизнь. Человек предается грезам в момент отдыха, благодушия. Грезы не контролируются полностью.

Особая форма воображения - мечта. Человек без мечты и без воли - одно и то же. Мечта - это возможное и желаемое, представляемое в воображении.

Мечтательность (вспомним Гоголевского Манилова) и грезы - отрицательные качества.

 

5 ВОПРОС.

В.А. Крутецкий считает неверным положение о том, что у детей-дошкольников воображение развито лучше, чем у школьников. Яркость и живость образов у малышей, по Крутецкому, еще не обозначает богатства воображения. Наоборот, воображение детей бедно, потому что они многого не знают.

Забавный случай проявления детского воображения описан в книге Л.А. Кассиля «Кондуит и Швамбрания». В главе «Бог и Оська» описан факт, когда сидящего в глубине аллеи спиной к нему священника ребенок принял за женщину с распущенными волосами и приписал ей массу «достоинств» по собственному усмотрению...

Воображение активно развивается у детей школьного возраста, ведь расширяется круг его интересов, знаний о предметах и явлениях окружающего мира. Дети совершенствуют воображение, участвуя в работе кружков литературных, художественных, технического творчества. Фантастический образ для ребенка - средство познания общественного опыта.

Если ребенок осваивает мир в игре, взрослый преобразует его в активном творчестве. Фантазия - необходимый элемент творчества. Творчество - высший уровень познания. Каково же место воображения в различных видах деятельности? Возьмем научное творчество, в котором, конечно, определяющую роль играет мышление. Но не всегда ученый может установить логическую последовательность изучаемого: может не хватить фактов. Тогда исследователь и прибегнет к воображению, которое восполнит пробел. И если удастся доказать истинность данного положения, то воображение окажет положительное влияние на результат исследования, а если догадка будет ложной, то созданное фантазией звено было хотя временным, но необходимым в цепи исследования.

Психология художественного творчества - явление сложное. Главный источник, например, писательского труда - его наблюдение и фантазия. Важный момент в творчестве писателя - способность проникать в психику другого человека, понимать его эмоциональное состояние и выражать его достоверно (в психологии это называется эмпатией). К.А. Федин так определил место фантазии в литературном творчестве: «Соотношение вымысла и факта - 98 к 2-м».

Доля воображения в живописи или музыке очень велика. Известны факты, когда на одни стихи два разных композитора написали музыку, например, до сих пор в концертных залах на вечерах романсов звучат романсы композиторов Б. Шереметьева и И. Глинки на слова А. Пушкина «Я Вас любил...».

В творческой деятельности учителя воображение тоже важно. Педагогическая деятельность предполагает и мышление, и воображение как основу антиципирования (предвосхищения будущего), ведь проектировать развитие личности ребенка учителю невозможно без воображения.

Кульминацией всякого творчества является вдохновение. В.В. Богословский дает такое определение вдохновению: это состояние высшего подъема в творчестве, при котором познавательная и эмоциональная сферы подчинены решению творческой задачи, это состояние, при котором достигается максимальный результат. Художник И.Е. Репин называл вдохновение «наградой за каторжный труд». А А.С. Пушкин так описывал это состояние:

И забываю мир - и в сладкой тишине

Я сладко усыплен моим воображеньем,

И просыпается поэзия во мне:

Душа стесняется лирическим волненьем...

И мысли в голове волнуются в отваге,

И рифмы легкие навстречу им бегут,

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,

Минута - и стихи свободно потекут.

 

Тема реферата.

Роль воображения в творчестве.

Литература.

1. Ковалев А.Г. Психология литературного творчества. - Л., 1960.

2. Пономарев Я.А. Психология творчества. - M., 1976.

3. Пекелис В.Д. Твои возможности, человек. - М., 1973.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-17; Просмотров: 363; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.021 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь