Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Основные этапы творческой деятельности писателя.



В настоящее время предпринимается много попыток исследования стадий творческого процесса. Английский ученый Г. Уоллес выделил четыре стадии процесса творчества.

1. Подготовка (зарождение идеи).

2. Созревание, концентрация, «стягивание» знаний, прямо или косвенно относящихся к данной проблеме, добывание недостающих сведений.

3. Озарение (интуитивное схватывание искомого результата).

4. Проверка.

П.М. Якобсон процесс творческой работы изобретателя подразделяет на 7 стадий: 1)период интеллектуальной готовности, 2) усмотрение проблемы, 3) зарождение идеи – формулировка задачи, 4) поиск решения, 5) получение принципа изобретения, 6) превращение принципа в схему, 7) техническое оформление и развертывание изобретения. Эти же этапы можно наблюдать и в творческой деятельности писателя, но в более упрощенном виде: психологическое состояние готовности, разработка замысла, поиск формы запечатления задуманного произведения, реализация замысла и доработка произведения.

Теперь остановимся подробнее на каждом из этих этапов. Психологическое состояние готовности к работе может выражаться в очень разнообразных формах. Это может быть переживание неудовлетворенности и недовольства собой, переживание неизжитой активности – наличие внутренних сил, которые требуют соответствующего приложения, но не нашли еще объекта для применения. Художник с жадностью вбирает в себя впечатления, ловит то, что может натолкнуть его на замысел.

Л.Н. Толстой пишет после прогулки по парку: «… не забыть прогулку с Лелей по парку. Парк. Собаки. Коза. Осенние пруды и темно-бронзовые деревья! ».

Состояние «готовности» к творческой деятельности может превратиться в активный поиск того, что могло бы натолкнуть на соответствующий замысел. Толчком могут оказаться воздействие самого различного характера, которые при наличии творческой готовности художника приводит к появлению замысла.

Лермонтов М.Ю., например, отвечает на поразившую его до глубины души смерть Пушкина своим взволнованным посвящением на смерть поэта.

Процесс, который приводит к рождению замысла, психологически переживается как большое внутреннее событие. Затем начинается осмысление замысла. Писатель преодолевает первые трудности, и его начинает охватывать долгожданное заслуженное вдохновение, которое позволяет с большей быстротой намечать эпизоды событий, смену обстоятельств в жизни героев, изменение их судеб.

Замысел, получивший у художника свое первичное оформление, становится тем стержнем, на основе которого происходит дальнейшее развитие будущего произведения. Разработка замысла представляет собой в психологическом отношении новый этап работы. Этот период работы характеризуется многообразием поисков художником путей развития темы и сюжета. Способ разработки замысла зависит от масштабности произведения. Замысел может быть зафиксирован в немногих словах и фразах плана произведения.

Известны выразительные планы пушкинских поэм, где десятком слов обозначена вся последовательность частей большой поэмы. В творческий процесс, захватывающий глубоко ум и сердце художника, ведущий к мобилизации всех его душевных сил. Невольно включается и опыт его жизненных впечатлений. Именно этим и объясняется, почему писатели фиксируют в своих записных книжках, дневниках, заметках отдельные обороты речи, отмечают детали быта и одежды, особенности манер и облика и другое.

Известно, что многим писателям на начальном этапе работы важно иметь прообраз, прототип. Другим такая модель не нужна. Она сковывает их воображение. По этому поводу Л.Н.Толстой писал: «У меня есть лица, списанные и не списанные с живых людей. Первые уступают последним, хотя списывание с натуры и дает им эту несравненную яркость красок в изображении».

Таким образом, разработка замысла – один из самых сложных этапов создания произведения.

Следующий этап связан с подбором формы, в которой писатель сможет выразить свое новое создание. Поиск формы произведения заключается не в том, что оно будет новеллой, повестью или романом. Здесь речь идет о совокупности всех тех средств выражения, благодаря которым данный сюжет будет представлен лучшим образом. Но писатель со своей неуемностью фантазии одновременно является и критиком. Говоря о стиле произведения, А.Н. Толстой писал: «Работать над стилем - значит… беспощадно выбрасывать все лишнее… Отсеивайте весь мусор, сдирайте тусклость с кристаллического ядра – не бойтесь, что фраза холоднее, - она сверкает».

Таким образом, мы видим, что размышления художника, связанные с формой произведения, представляют собой существенный элемент в психологии его творческой деятельности. С точки зрения психологии деятельности, реализация замысла – это самый длительный этап работы. Он захватывает период времени, который может выражаться в неделях, месяцах, а иногда и годах. Все зависит от масштаба задуманного произведения. Характерной особенностью творческого процесса является одновременно его целостность и многоплановость. Целостность определяется задачей писателя и способом организации его душевных сил. При работе над большим произведением могут возникать длительные перерывы, и писатель может заниматься творческой деятельностью другого характера, но продолжается невидимая работа ума.

Многоплановость деятельности выражается в том, что в ход процесса создания произведения включаются отобранные, подвергнутые обработке значимые впечатления различного типа, нужные для конкретизации детали. От зарисовок, проб, эскизов, черновых вариантов, от записи отдельных сцен и эпизодов художник переходит к работе над своим произведением, в последовательности его частей и компонентов. В период реальной работы над произведением художник решает многочисленные вопросы, которые превращают произведение в единое целое. В период, когда работа близка к концу или произведение уже закончено, оно становится особенно близким художнику. Его волнуют отдельно сцены, образы людей, запечатленные в нем, нравственные и социальные идеи, положенные в основу произведения.

Когда произведение окончено, оно не сразу начинает жить самостоятельной жизнью, очень часто оно нуждается в заключительном этапе деятельности художника, связанном с доработкой произведения. В этот период меняется характер деятельности художника, происходит частичная доработка – сокращения, замены, поиск новых выразительных деталей. После этого возникает внутреннее удовлетворение или неудовлетворенность созданным произведением. Но все же у художников, которые не могут внутренне оторваться от созданного уже произведения, наступает психологически такой момент, когда оно становится для них прошлым. И тогда начинает формироваться в нем готовность к новым замыслам.

Итак, творческая активность художника находит новое русло. И вновь возникает творческий процесс. История повторяется сначала.

 

Заключение.

Таким образом, мы пришли к следующим выводам, роль воображения в творческом процессе велика, т.к. оно выступает необходимым элементом творческой деятельности, что до сих пор не существует единой концепции творчества, поэтому эта проблема остается нерешенной; способность к творчеству зависит от индивидуальных особенностей личности, творческая деятельность писателя – это сложный многоплановый процесс, состоящий из отдельных этапов. Научный анализ психологии художественного творчества открывает новую страницу в изучении и самой психологии человека, расширяя представление о духовном богатстве человеческой личности; Выявляет отдельные творческие потенции, заложенные в человеческой натуре.

Можно предположить, что дальнейшее изучение психологии творчества художников обогатит нашу культуру новыми материалами.

Список литературы.

1. Коршунов А.М. Теория отражения и творчества. – М., 1971. – 254 с.

2. Лук А.Н. Психология творчества. – 1978. – 125 с.

3. Мелик-Пашаев А.А. Пушкин и психология художественного творчества. Вопросы психологии. – 1999. - № 5. – С. 14.

4. Пономарев П.А. Психология творчества. – М., 1976. – 303 с.

5. Шапарь В.Б. Психология для всех и каждого. – Ростов-на-Дону, 2002. - 448 с.

6. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. – М., 1978. – 49 с.

 

Селихова М., Горячева Ю.

Реферат

Сны и сновидения

План.

1. Сон и сновидения:

а) физиология сна;

б) история научного изучения проблемы сновидений;

в) источники сновидений;

г) забывание сновидений;

д) теории сновидений;

е) моральное чувство в сновидениях;

ж) основные особенности сновидений;

з) отношение между сновидениями и душевными заболеваниями.

2. Галлюцинации и псевдогаллюцинации.

3. Грезы и мечты

Заключение.

 

Современная жизнь – время хронического недосыпания. Давно известно, что сон совершенно необходим для поддержания жизни. Для человека жизнь без сна может продолжаться значительно меньше, чем без воды и пищи – не более 12 суток. Лишение сна вызывает отчетливое изменение в поведении. Лучшим доказательством необходимости сна является то, что «вечно занятое и постоянно спешащее население современных городов не смогло освободиться от этой «привычки» (Рожанский, 1954).

Цель работы – изучить основные положения исследований сна, сновидений, галлюцинаций, грез и мечтаний. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач: 1) изучить источники по проблеме; 2) сопоставить различные точки зрения на рассматриваемые вопросы; 3) рассмотреть основные формы сновидений и механизмы их протекания; 4) рассмотреть такие виды видений, как галлюцинации, грезы, мечты.

З.Фрейд в своей монографии «Толкование сновидений» рассматривает историю научного изучения проблемы сновидений и сопоставляет точки зрения различных авторов на сновидения на основе предположений, которые легли в основу психологического толкования сновидений. Беркинблит М.Б., Петровский А.В. в своей книге «Фантазия и реальность» рассматривают основы характеристики сновидений, галлюцинаций, грез и мечтаний.

Л.С. Коршунова в книге «Видение и его роль в познании» описывает видение и его основные формы, в частности, мечты. Л.С. Выготский приводит концепцию психологов старой школы, в частности, - Вундта, о сновидениях и творческих видениях.

Б.В. Зейгарник рассматривает проблемы галлюцинаций и псевдогаллюцинаций в книге «Патопсихология». История научного изучения проблемы сновидений довольно сложна для изложения. Существует большое количество теорий сновидений. Первое сочинение, в котором сновидение рассматривалось как объект психологии, принадлежит Аристотелю «О сновидениях и толковании их». Аристотель заявляет, что сновидения дьявольского, а не божественного происхождения, это, однако, раскрывает его глубокий смысл. Ему знакомы различные виды сновидений, он знает, например, что сновидения превращают мелкие раздражения, наступающие во время сна, в крупные (кажется, будто идешь через огонь и горишь, когда на самом деле – лишь незначительное согревание той или другой части тела) и выводит отсюда заключение, что сновидение может обнаружить перед врачом первые, незаметные признаки начинающихся изменений в теле.

Древние до Аристотеля считали сновидения не просто продуктом грезящей души, а внушением со стороны Божества. У многих первобытных народов считалось, что во время сна душа покидает тело и отправляется путешествовать, при этом она может посетить загробное царство и встретиться с душами умерших. Будить спящего человека запрещалось, т.к. если его душа не успеет вовремя вернуться, человек умрет.

У других племен считалось, что во время сна души других людей и предметов приходят посещать спящего. В Древнем мире сны использовались для лечения (инкубация сновидений, распространенная в Месопотамии, Египте, Греции и Риме). В специальные храмы приходили паломники, чтобы после определенных ритуалов заночевать там и увидеть сон, который подсказал бы путь к исцелению от болезни или решению проблемы. Возможно, подобные посещения имели психотерапевтический эффект (вера людей), жрецы храма были не только опытными психологами, но и целителями. Еще в Χ II веке католики искали исцеления в церквях, построенных на развалинах обожествленного врача Эскулапа. Традицию «храмов сна» сейчас пытаются возродить в Великобритании.

Физиолог Будрах считал, что «…жизнь дня с ее треволнениями и переживаниями, радостями и горестями никогда не воспроизводится в сновидениях, последнее стремится скорее вырвать нас из этой жизни. Даже когда вся наша душа преисполнена одной мыслью, когда острая боль разрывает наше сердце или когда какая-либо идея поглощает целиком весь наш разум, - даже тогда сновидение оживляет нечто совершенно своеобразное, или же берет для своих комбинаций только отдельные элементы действительности, или же, наконец, входит в тон нашего настроения и символизирует действительность».

Противоположное мнение высказывали Вейгандт и Мори. «Очень часто, по-видимому, в огромном большинстве сновидений можно наблюдать, что они возвращают нас в повседневную жизнь, а вовсе не вырывают из нее» (Вейгандт). «Нам снится то, что мы видели, о чем говорили, чего желали и что делали». Следовательно, материал, образующий сновидения, происходит от реальных переживаний и во сне вспоминается, воспроизводится. Но сновидение имеет еще в своем распоряжении воспоминания, недоступные бодрствованию, т.е. детские годы.

Делаж же считал, что впечатления, интенсивно владеющие бодрствующим мышлением, лишь в том случае воспроизводятся в сновидении, когда мышление дня до некоторой степени успело отодвинуть их на задний план.

Рассмотрим 4 группы источников сновидений, которыми пользуются и для их классификации:

1. Внешние (объективные) чувственные раздражения.

2. Внутренние (субъективные) чувственные раздражения.

3. Внутренние (органические) физиологические раздражения.

4. Чисто психические источники раздражения.

Внешние (объективные) чувственные раздражения. Раздражения, действующие на органы чувств во время сна, проявляются в сновидениях не в своем действительном виде, а заменяются каким-либо другим представлением, находящимся с ним в каком-либо отношении. Например, раскаты грома переносят нас на поле сражения; скрип двери вызывает столь различные сновидения, и почему именно такие, а не другие, этот вопрос был разработан Штрюмпелем и Вундтом. Они полагают, что душа по отношению к таким раздражениям находится в условиях образования иллюзий. Чувственное впечатление познается и правильно истолковывается нами, т.е. включается в группу воспоминаний, и которое относится на основании всех предшествующих переживаний, если впечатление сильно, ярко и достаточно для этого времени. Если же этих условий нет налицо, то мы искажаем в нашем представлении объект, от которого проистекает впечатление, и на основании его строим иллюзию.

Внутренние (субъективные) чувственные раздражения. Субъективные чувственные раздражения не зависят от внешних случайностей. Они пригодны для толкования сновидений, когда в них есть необходимость. Но они, в отличие от объективных, недоступны наблюдению и опыту в их значении возбудителей сновидений. Главный аргумент в их сновызывающих функциях – гипнотические галлюцинации, называемые Мюллером И. «фантастическим зрительным явлением» Это чрезвычайно яркие, изменчивые образы, представляющиеся в период засыпания перед взглядом многих людей и на некоторое время продолжающихся после пробуждения. Для их возникновения необходима известная душевная пассивность, ослабление внимания. Они тождественны сновидениям. Аналогично этим образам могут гипнотически появляться затем в сновидениях.

Трембелль Лэдд считал, что изменчивый характер внутренних зрительных возбудителей в точности соответствует веренице образов, проходящих через наши сновидения.

Внутренние (органические) физические раздражения. Уже Аристотель считает, что в сновидениях человек предупреждается о начинающейся болезни, которую совершенно не замечает в бодрствующем состоянии (благодаря усилению впечатлений со стороны сновидений) и представители медицины всегда считали возможным, что сновидение может предупредить о болезнях органов. Возбудителем сновидений у целого ряда лиц является развитие расстройств внутренних органов. Частые кошмары наблюдаются у лиц, страдающих сердечной и легочной болезнями.

Психиатр Краусс полагал, что возникновение сновидений, наряду с психозом и бредовыми идеями, обусловлено органическими ощущениями, которые делятся на 2 части: 1) на общие чувства; 2) специфические ощущения, присущие главным системам вегетативных органов, в которых различают 5 групп:

мышечные пневматические гастричн. сексуальные периферические

Краусс описывает причину образования сновидений путем физического раздражения: ощущения, согласно закону ассоциации, вызывает родственные ему представления и вместе с ним соединяется в одно органическое целое, на которое однако, сознательно реагирует иначе, нежели чем в нормальном состоянии. Оно обращает внимание не на само ощущение, а только на сопутствующее представление, что служит одновременно и причиной того, почему такое положение вещей до сих пор не было подмечено. Краусс называет этот процесс «транссубстанцией» ощущений в сновидения.

Мурме Вольд.

1. Положение членов тела в сновидении соответствует приблизительно его положению в действительности, т.е. субъекту снится статическое состояние членов, соответственное реальному.

2. Если субъект видит во сне движение какого-либо члена своего тела, то движение это почти всегда таково, что одно из положений соответствует действительности.

3. Положение членов собственного тела в сновидениях не может быть приписываемо другому лицу.

4. Может сниться, что данное движение встречает препятствие.

5. Член тела в данном положении может в сновидении принять форму животного или чудовища, причем, между тем и другим – аналогия.

6. Положение членов тела может возбудить в сновидении образы, имеющие какое-либо к нему отношение. При движении пальцев могут сниться цифры.

Известно, что ощущение полета во сне, несомненно, обусловлено очень свободным и легким дыханием. Ощущение падения с высоты достоверно зависит от расслабления мускулатуры ног. Оно возникает при неловком положении ног, причем кровообращение в одной из них нарушено вследствие давления на большой сосуд. Чтобы восстановить равновесие, сердце вынуждено усилить работу, и с этим связано чувство страха, делающееся исходной точкой сновидения. Когда положение становится невыносимым, спящий делает резкое движение, нога скользит и получается ощущение падения, в котором и заключается сон.

Чисто психические источники раздражения. Некоторые авторы (Вундт, Тисье, Вейгандт) заявляют, что в большинстве сновидений действуют соматические раздражения и неизвестные, или же известные в качестве дневных интересов, психические возбудители.

Людям снится то, что они делали днем и что их интересует в бодрствующем состоянии. Это перенесение из бодрствования в сон интересов не только представляет собой психическую связь, соединяющую сновидения и жизнь, но приводит нас к источнику сновидений, который может объяснить происхождение всех сновидений.

Всем известно, что сновидения к утру «исчезают», хотя некоторые из них в памяти остаются чрезвычайно долгое время. Причинами забывания сновидений, по мнению Штрюмпеля, являются: 1) Сновидение забывается потому, что оно чересчур слабо; 2) Большинство сновидений представляет собой однократные переживания; 3) Сновидение лишено внутренней связи; 4) Сновидения исчезают под впечатлением наступающего дня; 5) Большинство людей мало интересуются тем, что им снится.

Две причины, дополненные Бенини: а) изменение чувства связи между сном и бодрствованием неблагоприятно для взаимной репродукции; б) иное расположение представлений в сновидениях является непереводимым для бодрствующего сознания.

Особенности запоминания сновидений: сновидения, которые утром субъект считает забытыми, могут быть восстановлены в последствии в течение дня благодаря восприятию, случайно соприкасающемуся со все же забытым содержанием сновидения (Радшитох, Тисье).

Штрюмпель: «Чрезвычайно часто бодрствующее сознание наяву включает многое в воспоминании о сновидении: субъект воображает, что ему снилось то или иное, вовсе не имевшее места в сновидении».

Рассмотрим группу теорий сновидений на основании воззрения относительно степени участия характера и психической деятельности человека в сновидении.

1. Теории, признающие, что в сновидении продолжается полностью вся психическая деятельность бодрствования (Дельфеб). Здесь душа не спит, ее механизм остается в неприкосновенности, но, будучи помещена в условия, отклоняющиеся от состояния бодрствования, душа при нормальном функционировании дает другие результаты, чем в бодрствующем состоянии.

2. Теории, признающие понижение психической деятельности в сновидении – ослабление ассоциации и оскудение перерабатываемого материала. Сон простирается далеко за пределами души, он состоит не только в отделении души от внешнего мира, но и проникает, наоборот, в ее механизм и на время приводит его в негодность.

3. Теории, признающие, что в сновидении проявляется лишь часть душевной деятельности, парализованная сном, пользуются наибольшей популярностью среди врачей и вообще в научном мире.

Физиологические теории. Бинц «Это состояние (оцепенения) уже утру подходит к концу. Утоляющее вещество, скопляющееся в белом веществе мозга, становится все более значительным. Тут и там пробуждаются отдаленные группы клеток, между тем как вокруг еще все находится в состоянии оцепенения. Перед нашим тусклым сознанием выступает в этот момент изолированная работа отдельных групп, ей недостает еще контроля других частей мозга, главной сферой которого являются ассоциации. Поэтому-то образы, которые большей частью соответствуют материальным впечатлениям ближайшего прошлого, следуют друг за другом в хаотическом беспорядке. Число освобождающихся нервных клеток становится все больше, и абсурдность сновидений постепенно понижается.

Мори понимал сновидения как неполное частичное бодрствование. Возражения против этой теории встречаются уже в 1830 г. у Бурдаха. «Если признавать, что сновидение представляет собой частичное бодрствование, то этим, во-первых, не объясняется ни бодрствование, ни сон; во-вторых же, говорится только, что некоторые силы души проявляют во сне свою деятельность, а другие в это время находятся в состоянии покоя. Но это неравенство наблюдается вообще в течение всей жизни».

1866 г. Роберт считал: возбудителями сновидений никогда не становятся мысли, продуманные до конца, а всегда лишь те, которые, так сказать, копошатся в голове и незаметно или бегло проходят мимо рассудка. Сновидение представляется Роберту «Физиологическим процессом, выделения которого доводится до сознания благодаря душевной реакции… Человек, у которого была отнята способность грезить, дожжен был сойти с ума, т.к. в его мозгу скопилось бы множество непродуманных мыслей и беглых впечатлений, под бременем которых могло бы угаснуть то, что должно бы внедриться в практику в виде готового целого… Сновидение служит перегруженному мозгу своего рода предохранительным вентилем. Сновидения обладают спасительной «разгружающей силой». Источник сновидений лежит в самой душе, в ее перегружении».

4. Теории, приписывающие грезящей душе способность и склонность к особой психической деятельности, на которую она в бодрствующем состоянии либо совсем не способна, либо способна в очень незначительной степени.

Шернер (1861) считал, что физические раздражения дают душе материал, который она использует в своих фантастических целях. Фантазия в сновидениях обладает излюбленным символом для организации во всем его целом. Символ этот – дом. Например, в сновидении, вызванном головной болью, потолок комнаты (который представляется покрытым пауками), может символизировать собой голову. Различные другие предметы употребляются для изображения частей тела, посылающих раздражения (легкие – раскаленная печь с бушующим ярким пламенем, сердце – пустые коробки и ящики).

Психологи старой школы, в частности Вундт, считали, что каждый элемент сновидений – это впечатление, которое было пережито сознанием в состоянии бодрствования, и фантастические комбинации элементов сновидения – это их своеобразные сочетания. А совершенно своеобразные сочетания элементов возникает потому, что наше сознание не воспринимает органами чувств внешние раздражения, все они доходят до него в искаженном виде, но оно воспринимает ряд внутриорганических раздражений.

Психоаналитические теории сновидений. Для Фрейда сновидения – это осуществление запретных, подавленных, вытесненных в бессознательное желаний, возвращение человека к его инфантильному (детскому) состоянию. В сновидении находят отражения наши собственные влечения и желания. В нем вновь оживают все характерные черты примитивной душевной жизни, включая различные формы проявления сексуальности. Фрейд различал сновидения желания, страшные сновидения и сновидения наказания. Фрейд различал скрытые мысли сновидения и его явное содержание. Скрытые мысли сновидения недоступны сознанию видевшего сон, они бессознательны. Перевод скрытого в явное – работа сновидения. Эта работа осуществляется с помощью механизмов сгущения, смешения, превращения мыслей в зрительные образы вторичной обработки. Благодаря этим механизмам сновидение может искажаться, выглядеть странным, абсурдным и непонятным. Такому искажению способствует цензура сновидений, которая отвечает, по мнению Фрейда, за различные проблемы и пропуски в сновидениях, модификацию и перегруппировку его материала.

А. Адлер считал, что сновидение вовсе не стремится вернуться в прошлое, как полагал Фрейд. Оно устремлено вперед и нацелено на решение некой задачи. Сновидение не является царской дорогой к бессознательному, поскольку не противоположно бодрствующему сознанию. Между сознательным и бессознательным нет никакой противоположности. Для К. Юнга сновидения – это трансцендентальное, т.е. выходящее за пределы человека послание. Оно наделено функцией связи между сознательными и бессознательными процессами. Кроме того, сновидение включает в себя предвосхищающие функции. Оно нацелено на будущее. По убеждению Юнга, сексуальность в сновидениях является лишь средством выражения, но не смыслом и целью его.

В понимании Э. Фромма сновидение обладает двойственными функциями. При отсутствии контакта с реальностью в сновидении проявляется как самое плохое, так и самое хорошее, что имеется в человеке. В нем человек может быть неразумнее, мудрее и нравственнее, чем когда бодрствует. Для Фрейда сновидение иррационально по своей природе. Согласно Юнгу сновидение является откровением высшего разума. С точки зрения Фромма, в сновидении проявляется и то, и другое.

Активационно-синтетическая модель сновидений, предложенная Р. Маком Карлей и Дж. А. Гобсоном (1977), противоречит теории Фрейда. Сновидения не имеют никакого смысла и значения, а являются хаотическими несвязанными образами, вызываемыми остаточными последствиями дневной работы мозга. Следовательно, можно сделать вывод о том, что существует огромное количество теорий сновидений. Но в этих теориях нельзя заметить прогресса, т.к. каждый новый автор начинает изучение вопроса сызнова.

Моральные чувства в сновидениях. Радештох: «Необходимо принять во внимание, что ход ассоциаций в сновидениях и соединение представлений происходит без участия рассудка, эстетического вкуса и моральной оценки; в лучшем случае, оценка слаба и налицо полное этическое безразличие».

В резком противоречии – высказывание Шопенгауэра, который говорит, что каждый действует в сновидении в полном согласии со своим характером. Гильденбрандт. «Чем чище жизнь, тем чище сновидения, чем позорнее первая, тем позорнее вторая». Сновидение дает возможность заглянуть в глубины и сокровенные уголки нашего существа, которое в бодрствующем состоянии остаются для нас закрытыми.

Главная особенность сновидений – явления, переводящие в состояние сна. Бодрствующее состояние – мышление совершается посредством понятий, сновидение же мыслит образами. Сновидение мыслит преимущественно зрительными образами, хотя и оперирует слуховыми восприятиями и восприятиями других органов чувств. Из этих образов сновидение создает ситуацию. В сновидении субъект, как ему кажется, не мыслит, а переживает. Критическое сомнение, что пережито не было ничего, а лишь продумано в своеобразной форме сновидения, появляется лишь по пробуждении.

Бурдах: «К существенным признакам сновидений относятся: а) то, что субъективная деятельность нашей души представляется объектом: субъект так воспринимает продукты фантазии, точно они – чувственные ощущения; б) сон является уничтожением самостоятельности. Поэтому сон требует известной пассивности… Сновидение обусловливается понижением власти субъекта «над сами собою».

Дельфеб: «Мы верим в реальность содержания сновидений, потому что во сне не имеем других впечатлений, которые служили бы для сравнения, и потому, что мы совершенно отделены от внешнего мира. Законы ассоциации, по которым соединяются представления, относятся и к сновидению. Наиболее крупное психическое действие человека, сохраняющееся в сновидении, - память».

Шабанэ: «Сновидение способно продолжить интеллектуальную работу дня и довести ее до конечного результата; оно может разрешать сомнения и проблемы и для поэтов и композиторов – источник вдохновения. Пример: Менделеев, химик Кекуле. Формула молекулы бензола. Тартани. Соната «Трель Дьявола». Завершение Державиным оды «Бог».

Отношения между сновидениями и душевными заболеваниями. Гонбаум считает, что 1-я вспышка безумия проявляется зачастую в страшных кошмарных сновидениях, что главенствующая мысль находится в связи с этим сновидением. Томайэр обращает внимание на сновидения о страхе, которые должны считаться эквивалентными эпилептическим припадкам. Особенно часто в случаях выздоровления от душевных болезней наблюдается, что при совершенно здоровом состоянии днем сновидения носят характер психоза. Относительно изменений, которые претерпевает сновидение при душевной болезни, до сих пор известно мало достоверного. В отличие от него, внутреннее сродство между сновидением и душевным расстройством проявляется в полном совпадении обоих явлений, снискало себе уже давно внимание ученых. Краусс: «Безумие есть сновидение в бодрствующем состоянии». Вундт: «И действительно, в сновидениях мы можем пережить почти все явления, наблюдаемые нами в домах для умалишенных».

Признаки, на основании которых проводится это сходство (Спита, Мори): 1) исчезновение самосознания, вследствие этого неосознание состояния как такового, т.е. невозможность удивления, отсутствие морального сознания; 2) изменение восприимчивости органов чувств – понижение в сновидении и чрезвычайное повышение при душевном расстройстве; 3) соединение представлений между собой исключительно по законам ассоциации и репродукции, т.е. автоматическое образование ряда, отсюда непропорциональность отношений между представлениями (преувеличения, фантазмы); 4) изменения личности, а иногда – свойств характера (извращения). Грезингер считал, что осуществление желаний – это элемент, общий для сновидений и психоза.

Медицинская теория сновидений выдвигает положение, что сновидения и душевные расстройства совпадают.

С физиологической точки зрения, сон – совокупность двух чередующихся фаз, которые получили название «медленного» и «быстрого» сна (парадоксальный). В фазе «медленного» сна изменяются вегетативные и моторные показатели: снижается тонус мускулатуры, замедляется дыхание, сердечный ритм. Во время «быстрого» сна резко падает активность мышц шеи, появляются физические явления в виде быстрого движения глаз, подергивания мышц лица, конечностей, нарушения регулярности ритма дыхания, подъем артериального давления. При пробуждении от «медленного» сна человек часто не примечает сновидения, т.к. сновидения в данной фазе напоминают мысли, рассуждения. В период «медленного» сна может возникнуть снохождение (сомнамбулизм), сноговорение, ночные кошмары у детей, о которых после пробуждения они не помнят. После «быстрого» сна человек в 75 – 90 % случаев сообщает о сновидениях с элементами нереальности, фантастичности. Две фазы сна образуют цикл длительностью 60 – 90 минут, повторяющиеся в естественном ночном сне 4 -5 раз. У нормального человека на «быстрый» сон приходится ≈ 20 % всего периода. Длительность фаз «быстрого» сна к утру увеличивается, а «медленного» уменьшается.

При общем лишении сна сначала восстанавливается «медленный», а затем «быстрый» сон. Сон способствует восстановлению функции соматических тканей и нервных клеток, психологической стабилизации, защиты личности от нерешенных конфликтов, отбору и сохранению в памяти значимой информации. Следовательно, сон – это периодическое функциональное состояние человека и животных со специфическими поведенческими проявлениями в вегетативной и моторной сферах, характеризующиеся значительным обездвижением и отключением от сенсорных воздействий внешнего мира. У человека во сне – угнетение осознаваемой психической активности. Сновидения – субъективно переживаемые представления, преимущественно зрительные модальности, регулярно возникающие во время сна в фазе «быстрого» сна.

Рассмотрим галлюцинации и псевдогаллюцинации в рамках патопсихологии. Галлюцинации – один из наиболее часто встречающихся симптомов расстройства восприятия при душевных заболеваниях. Галлюцинациями в психиатрии называют ложное восприятие. Больные видят образы, предметы, которых нет, слышат разговоры, слова, которые никем не произносятся, чувствуют запахи, которых в действительности нет. Галлюцинации могут быть разной модальности. Психиатры считают, что галлюцинации возникают без наличия раздражений. При иллюзорном восприятии имеется раздражитель, но у больного возникает его искаженное восприятие. В зависимости от наличия или отсутствия раздражителя обманы чувств относятся к категории иллюзий или галлюцинаций.

Содержание характера галлюцинаций различно. Они могут быть нейтральны, тогда больные спокойно реагируют на них. Галлюцинации могут носить императивный характер: голос приказывает больным что-то сделать. Под влиянием этих образов, голосов больные совершают те или иные поступки, иногда преступные действия.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-17; Просмотров: 717; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.053 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь