Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Лекция по общей психологии на тему «Воображение»



План.

1. Понятие о воображении.

2. Физиологические основы воображения.

3. Приемы создания образов воображения.

4. Виды воображения.

5. Роль фантазии в игре детей и творчестве взрослых

 

Литература.

1. Беркинблит М.Б., Петровский А.В. Фантазии и реальность. – М., 1968. – 128 с.

2. Большой энциклопедический словарь. Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П.Зинченко. – М., 2003. – 672 с.

3. Выготский Л.С. Психология. – М., 2001. – 108 с.

4. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М., 2001. – С.186 – 187.

5. Кондаков И.М. Воображение и его роль в познании. – М., 1979. – 145 с.

6. Коршунова А.С. Воображение и его роль в познании. – М., 1979. – 145 с.

7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 1999. – 712 с.

8. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону, 2001. – 672 с.

9. Петровский А.В., Ярошенко М.Г. Психология. – 2001. – 501 с.

10. Хрестоматия по психологии. Под ред. Петровского А.В. – М., 1987. – 446.

Кусочек фантазии есть в каждом акте художественного творчества и во всяком подлинном чувстве; кусочек фантазии есть в каждой отвлеченной мысли, поднимающейся над непосредственно данным; кусочек фантазии есть в каждом действии, которое хоть в какой-то мере преобразует мир; кусочек фантазии есть в каждом человеке, который, мысля, чувствуя и действуя, вносит в жизнь хотя бы крупицу чего-то нового, своего.

Рубинштейн С.Л.

 

1. Понятие о воображении.

В психологии познавательных процессов не выработано единого определения воображения. Основным содержанием психического процесса воображения большинство авторов считает преобразование представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений, приведение образов в новое сочетание.

Воображение – необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда, а также обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью (Петровский А.В., 2001).

Вместе с тем, воображение может быть средством создания образов, не программирующих активную деятельность, не заменяющих ее.

Воображение – универсальная человеческая способность к построению новых целостных образов действительности путем переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта (Большой психологический словарь, 2003).

По мнению Кондакова И.М., воображение – когнитивный процесс, представленный способностью человека к построению новых образов путем переработки психических компонентов, приобретенных в прошлом опыте.

Воображение в собственном смысле имеется лишь тогда, когда течение образов перестает быть непроизвольным изменением, как бы искажением образов – представлений, становясь свободным оперированием образами, не связанным с установкой на воспроизведение по мере восхождения ко все более высоким ступеням или формам воображения оно все более четко дифференцируется от памяти (Рубинштейн С.Л., 1999).

Способность действовать соответственно воображаемой, представляемой и притом нередко совершенно отличной от данной, то есть от воспринимаемой ситуации, является одной из специфичностей человека, резко отличающей его от животного. Она дает возможность человеку сознательно преодолеть «ситуационную ограниченность» и «скованность данной ситуацией», преодолеть детерминирующее его поведение влияние лишь «здесь» и «сейчас» данной ситуации. Прежде всего, эта способность проявляется в проспективной деятельности. Проспективный характер носит трудовая деятельность, то есть наиболее специфическая для человека форма поведения.

Натадзе Р.Г. говорит о двойственном действии воображения. Воображение создает образы мечты, то есть мечтания, «побудительную причину», заставляющую человека «предпринимать и доводить до конца обширные и утомительные работы в области искусства, науки и практики». Стимулирующее действие проявляется и в непроизвольном импульсивном действии слабовольного человека, ярко представляющего привлекательность стимулирующего это импульсивное, отклоняющее его от поставленной цели, нарушающее принятое решение, действия.

Но действие воображения может и снижать активность человека. Оно как бы удовлетворяет в мечтах потребности человека и тем самым снижает его целеустремленность, способность к усилию, направленному на достижение цели. Убежище от жизненных трудностей человек находит в мечтах, подрывая силу мотивации реального поведения, силу побуждения к реальному действию.

В проявлениях воображения как фактора различают две нормы, детерминируемые противоположным отношением субъекта, целостной личности к представляемому; это переживание воображаемого, с одной стороны. При полной уверенности субъекта в реальной данности представляемого и, с другой стороны, при знании о его нереальности, когда субъект твердо знает, что представляемое в действительности не дано, что это лишь нечто воображаемое.

Именно это противоположное отношение субъекта к создаваемым воображением представлениям и является, на наш взгляд, основанием коренного различия в обусловливающей поведение человека функции воображения, в проявлении воображения как фактора поведения (Натадзе Р.Г.).

Таким образом, воображение рассматривается либо как самостоятельный психический процесс, либо как необходимая сторона любого процесса чувственного отражения действительности и функция всех психических процессов.

Это одно из субъективно самых ярких психических явлений, где качество психического как идеального проявляется наиболее отчетливо.

В воображении проявляются все виды и уровни направленности личности, они порождают и различные уровни воображения. Различие этих уровней определяется, прежде всего, тем, насколько сознательно и активно отношение человека к этому процессу. На низких уровнях смена образов происходит непроизвольно, на высших – в ней все большую роль играет сознательное, активное отношение человека к формированию образов.

Для воображения характерно то, что знание еще не оформилось в логическую категорию, тогда как своеобразное соотнесение всеобщего и единичного на чувственном уровне уже произведено. Благодаря этому в самом акте созерцания отдельный факт открывается в своем универсальном ракурсе, обнаруживая целостно образующий по отношению к определенной ситуации смысл. Поэтому в плане воображения целостный образ ситуации строится раньше расчлененной и детализированной картины компонентов созерцаемого. Компоненты этого образа осмысленно соединяются друг с другом узами необходимой связи по существу, а не формально (такой способ их соединения присущ уже мифам и сказкам; в онтогенезе он обнаруживается у детей дошкольного возраста).

В итоге эти компоненты приобретают в сознании новую качественную определенность. Таким образом, воображение не является ни произвольным наделением объекта любыми свойствами, ни простой комбинаторикой элементов прошлого опыта. Один из парадоксов воображения состоит в том, что предметное целое воспроизводится им с самого начала адекватно, фактически безошибочно.

2. Физиологические основы воображения.

Возникновение образов фантазии – это результат деятельности мозга человека. Воображение, как и все другие психические процессы, является функцией коры больших полушарий. Вместе с тем, сложность структуры воображения и его связь с эмоциями дает основания предполагать, что физиологические механизмы воображения расположены не только в коре, но и в более глубоко залегающих отделах мозга. Такими глубинными отделами, принимающими участие вместе с корой больших полушарий в формировании образов фантазии и их включении в процессы деятельности, является гипоталамус, а точнее – гипоталамо-лимбическая система (гипоталамус в его связях с древней корой и подкорковыми областями, образующими лимб, или границу, вокруг передней части ствола мозга у входа в полушария головного мозга).

Экспериментально выяснено: при повреждении гипоталамо-лимбической системы у человека могут происходить характерные расстройства психики: возникает впечатление, что его поведение не реализуется определенной программой и состоит из серии отдельных, изолированных актов, сложных самих по себе. Такие больные в состоянии повторить ряд цифр, прочитанных им, или отрывок из книги, но они не в состоянии наметить даже простой план действий и предвидеть их последствия.

Предполагается, что в подобном случае повреждение затронуло структуры, которые ответственны за планирование поведения, составление программы будущих действий, а обычная, но, может быть, одновременно и наиболее важная роль воображения как раз и состоит в выработке плана, программы поведения (Петровский А.В., Ярошевский М.Г., 2001).

Образование новых сочетаний происходит из тех временных связей, которые уже сформировались в прошлом опыте. При этом простая актуализация уже имеющихся связей еще не ведет к созданию нового. Создание нового предполагает такое сочетание, которое образуется из временных связей, ранее не вступавших в сочетание друг с другом. При этом важное значение имеет вторая сигнальная система, слово. Процесс воображения представляет собой совместную работу обеих сигнальных систем. Все наглядные образы неразрывно связаны с ним. Как правило, слово служит источником появления образов воображения, контролирует путь становления их, является средством их удержания, закрепления, их изменения (Столяренко Л.Д.).

Продуцирующий образы фантазии человеческий мозг оказывает регулирующее воздействие на периферические части организма, изменяет процесс их функционирования. Еще в средние века был известен поразительный факт: у некоторых людей, преимущественно страдавших нервным расстройством (истерией), после размышлений о муках, которые претерпел на кресте Иисус Христос, появлялись знаки распятия на ладонях и ступнях ног в виде кровоподтеков и даже язв. Такие знаки получили название стигматы (по-гречески «стигма» означает «рубец», «знак»).

Впечатлительные люди могут спровоцировать изменения физиологических процессов. Некоторые расстройства психической деятельности своим возникновением также обязаны чрезмерной впечатлительности и живому воображению. Возникают и так называемые ятрогенные заболевания.

Таким образом, фантазии не только регулируют поведение человека, но и видоизменяют протекание физиологических процессов.

Продуцирующий образы фантазии мозг – это единая система; изменения в одной его части сказываются и на работе других его отделов. Мозг как целое оказывает регулирующее воздействие на все органы человеческого тела. Любой психический процесс приводит к тем или иным сдвигам в жизнедеятельности организма. В свою очередь, воображение, как и другие психические процессы, оказывает значительное влияние на работу многих систем человеческого организма.

3. Приемы создания образов воображения.

Основная тенденция воображения – преобразование представлений, обеспечивающее, в конечном счете, создание модели ситуации заведомо новой, ранее не возникавшей.

Если придумать даже что-то совершенно необычное, то при тщательном рассмотрении выясняется, что все элементы, из которых сложился вымысел, взяты из жизни, почерпнуты из прошлого опыта, являются результатами преднамеренного анализа бесчисленного множества фактов.

Синтез представлений в процессах воображения осуществляется в различных формах.

Самая элементарная форма синтезирования образов – агглютинация – «склеивание» различных, в повседневности не соединяемых качеств, частей, свойств. Путем агглютинации строятся многие сказочные образы, например, русалочка, избушка на курьих ножках, Пегас. Она используется в техническом творчестве, например. Танк-амфибия, аккордеон.

Гиперболизация характеризуется не только увеличением или уменьшением предмета, но и изменением количества частей предмета и их смещением. Например, многорукие боги, мальчик с пальчик, три головы дракона (Петровский А.В., Ярошевский М.Г., 2001).

При помощи типизации выделяются существенные, повторяющиеся признаки, элементы в однородных образах. Широко используется в литературе, скульптуре, живописи. Выделяются и некоторые особенные черты (Гамезо М.В., Домашенко И.А., 2001).

Комбинирование представляет собой подбор и соединение определенных черт, предметов и соединение явлений. Основой является опыт человека. Комбинирование в воображении выражает аналитическую и синтетическую деятельность, протекающую в наглядном плане, хотя конкретные виды этого приема дают различные по содержанию и уровню образы. Это очевидно на примере создания фантастических образов.

Подобное же явление имеет место и при создании образов, выполняющих важные познавательные функции, - при построении научных планов, моделей и так далее. Комбинации служат здесь созданию образа предмета, с которым человек не встречался в своей практике. Образы воображения в процессе комбинирования подчиняются определенным законам и не являются абсолютно произвольными. Например, операции мысленного анализа и синтеза, которым принадлежит значительная роль при формировании образов путем комбинирования.

Следующим существенным способом создания творческих образов является акцентирование, подчеркивание определенных черт, признаков, сторон, свойств, их преувеличение или преуменьшение. Таким путем в науке создаются различного рода модели – «идеальный газ», «абсолютно черное тело» и т.д., т.е. «идеальные» объекты. Одним из приемов акцентирования является выделение основной, главной. Универсальной черты, присущей образу. Примером могут являться и шаржи.

Определенное значение в деятельности имеет и прием реконструкции, когда по части, признаку, свойству «примысливается» целостная структура образа (Коршунова А.С., 1979).

В том случае, если представления, из которых конструируется образ фантазии, сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают на первый план, образ схематизируется. Например, создание художником орнамента, элементы которого взяты из растительного мира (Петровский А.В., 2001).

Все приемы так или иначе протекают не только в абстракции, но и осуществляются на чувственном материале. В основе этих процессов лежат мысленные операции, но формой всех превращений выступает именно чувственность. Конечный источник операций воображения – предметно-практическая деятельность, служащая фундаментом для преобразования и оформления содержания образов воображения.

Следовательно, основой для воображения являются чувственные образы, но их преобразование осуществляется в логической форме.

4. Виды воображения.

Выделяют несколько видов воображения, среди которых основные – пассивное и активное. Пассивное, в свою очередь, делится на произвольное (мечтательность и грезы) и непроизвольное (гипнотическое состояние, сновидовая фантазия).

Активная форма включает в себя артистическое, творческое, критическое, воссоздающее, антиципирующее воображение. Близко к этим видам находится эмпатия.

Активное воображение всегда направлено на решение творческой или личностной задачи. Например, попав в трудную ситуацию, человек собирает конкретную информацию, припоминает фрагменты происходящего, возможные варианты развития событий, условий. При этом он не теряет чувства реальности, не ставит себя вне временных связей и обстоятельств.

Это воображение направлено больше вовне, человек занят, в основном средой, обществом, деятельностью и меньше внутренними субъективными проблемами. Оно побуждается задачей и ею направляется, определяется волевыми усилиями и поддается волевому контролю. Например, во время «холодной войны» в СССР было огромное количество разработок в военной сфере, что связано во многом с поставленной перед учеными задачей. Также при создании чего-то нового необходимы и определенные волевые усилия, особенно в научном, литературном творчестве.

Воссоздающее воображение – один из видов активного воображения, при котором происходит конструирование новых образов, представлений у людей в соответствии с воспринятой извне стимуляцией в виде сложных сообщений, схем, условных изображений, знаков.

Несмотря на то, что продуктами воссоздающего воображения являются совершенно новые, ранее не воспринимаемые человеком образы, этот вид воображения основан на прежнем опыте. Главным образом, воссоздающее воображение – это процесс, в ходе которого происходит рекомбинация, реконструкция прежних восприятий в новой их комбинации.

Антиципирующее воображение лежит в основе очень важной и необходимой способности человека – предвосхищать будущие события, предвидеть результаты своих действий. Таким образом, благодаря этой способности, человек может «мысленным взором» увидеть, что произойдет с ним, с другими людьми или окружающими вещами в будущем. Ф. Лерш? назвал это прометеевской функцией (глядящий вперед) воображения, которая зависит от величины жизненной перспективы: чем моложе человек, тем ярче представлена ориентация его воображения вперед. У пожилых людей воображение больше ориентировано на события прошлого (Столяренко Л.Д., 2001).

Творческое – такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются в конкретные продукты деятельности. Является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека. Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов интеллектуальных операций. В структуре творческого воображения различают два типа таких интеллектуальных операций. Первый – операции, посредством которых формируются идеальные образы, и второй – операции, на основе которых перерабатывается готовая продукция.

Т. Рибо выделил две основные операции: диссоциацию и ассоциацию. Диссоциация – отрицательная и подготовительная операция, в ходе которой раздробляется чувственно данный опыт. В результате такой предварительной обработки опыта элементы его способны входить в новое сочетание. Невозможность диссоциации – существенное препятствие для творческого воображения. Ассоциация – создание целостного образа из элементов вычлененных единиц образов. Дает начало новым сочетаниям.

Пассивное воображение подчинено внутренним, субъективным факторам, оно тенденциозно. Подчинено желаниям, которые мыслятся в процессе фантазирования осуществленными. Это программа поведения, которая не осуществляется (Петровский А.В., 2001).

Грезы – это образы фантазии, преднамеренно вызванные, не связанные с волей. Они, как правило, приятны, радостны, заманчивы. Например, грезы Манилова.

Сновидения не контролируются сознанием. В них есть элемент предсказания, необычность связей и сочетаний образов, невероятная причудливость. Наблюдается явная связь с насущными потребностями. Ребенку, мечтающему о собаке, наверняка будут сниться щенки. Характер сновидения зависит от интенсивности активного времени человека. Приснившиеся сны могут сигнализировать и о болезнях.

Продуктом нездоровой психики являются галлюцинации. Они могут появиться при различных психических заболеваниях, под влиянием сильных переживаний. Например, больной слышит голоса, звуки, музыку. При истерии, алкоголизме, эпилепсии возможны зрительные галлюцинации, например, черти.

Как особый вид выделяют мечту, которая направлена на будущее, на перспективы, не дает конкретного немедленного продукта, но является толчком к деятельности. Например, мечта научиться плавать, увидеть какую-либо страну.

Выделяют также абстрактное (пользуется образами высокой степени обобщенности) и конкретное воображение в зависимости от характера образов (Рубинштейн С.Л., 1999).

5. Роль фантазии в игре детей и творчестве взрослых.

Дошкольное детство, первые годы обучения в школе, когда ведущей деятельностью ребенка остается игра, характеризуется бурным развитием процессов воображения.

Игра представляет собой специфический способ усвоения общественного опыта. Т. Рибо представлял развитие воображения как определенную формализованную закономерность, содержащую три стадии:

1) детство и отрочество – период господства фантазии игр, сказок, вымысла;

2) юность – сочетание вымысла и деятельности, «трезвого» расчетливого рассудка;

3) зрелость – подчинение воображения уму, интеллекту.

Игра, серьезно осуществляемая ребенком, - дело, имеющее реальное значение. Не осознав реального значения того, что называется самолетом, паровозом, дети не будут играть в «летчика», «машиниста». Игра – особая форма воспроизведения деятельности людей в игровом действии ребенка (Коршунова Л.С.). Игра дает возможность воссоздать в активной наглядно-действенной форме моменты действительности, выходящие за пределы личной практики ребенка. Отсюда и возникает игровое действие как воображаемая реализация нереализуемых желаний.

У детей старшего дошкольного возраста в игре уже много воображаемого, и действия реальные, предметные перемежаются с представляемыми. Максимальное развертывание игр способствует усвоению детьми знаний. Формируется способность оперировать образами – представлениями. Совершать такие мысленные преобразования, которые ранее совершались лишь с материальными объектами. Формируется способность к воображению.

В игре ребенок создает воображаемую, «мнимую» ситуацию. Эта ситуация включает определенные правила. Например, дети, играя в «дочки – матери», ведут себя по правилам матери и ребенка.

У детей младшего возраста существует еще тесное слияние слова с вещью. Но уже в игровом действии дошкольников выявляется расхождение слова и вещи, мыслимого и видимого. В игровом действии мысль отделяется от вещи, и действия развиваются от мысли к вещи, а не от вещи к мысли. Например, кусок дерева – кукла, стулья – паровоз, полка – лошадь. Образ фантазии приобретает самостоятельность, он самоценен для ребенка и вызывает у него глубокие эмоции, мотив игры смещается на ее продукт (Коршунова А.С., 1979).

Игра является звеном между ситуационно связанным восприятием раннего детства и мышлением, абстрагированием от наличной ситуации.

Богатую пищу воображению дают ролевые игры, которые позволяют ребенку углублять и закреплять ценные качества личности (смелость, решительность, организованность).

Воображение, имеющее исключительно важное значение для осуществления и организации деятельности, само формируется в различных видах деятельности и затухает, когда ребенок перестает действовать. На протяжении дошкольного детства происходит постепенное превращение воображения ребенка из деятельности, которая нуждается во внешней опоре (на игрушки), в самостоятельную внутреннюю деятельность, позволяющую осуществлять элементарное словесное и художественное творчество. Например, сочинение сказок, историй и стихов, рисунки.

Воображение ребенка развивается в связи с усвоением речи (Петровский А.В., 2000). Задержка в развитии речи знаменует собой и задержку в развитии воображения.

Единство детской игры и творчества состоит в наличии свободы воображения. В игровом действии ребенок как бы «моделирует» жизнь взрослых, приобщаясь тем самым к социальному опыту человечества (Выготский Л.С., 2001).

Велика роль фантазии в практической производственной деятельности людей. В любом, даже самом обычном предмете (электрической лампе, авторучке, лезвии бритвы) можно увидеть определенную, воплощенную мечту многих поколений людей, испытывавших настоятельную потребность именно в таких вещах. Осуществленная мечта вызывает новую потребность, а новая потребность порождает новую мечту.

Например, несколько веков назад обычное оконное стекло было неосуществимой мечтой: окна затягивали бычьим пузырем, едва пропускавшим свет. О прозрачном материале можно было только мечтать. У изобретенного стекла со временем тоже выявился ряд недостатков. Возникли потребности, которые принимали форму мечты о стекле, пропускающем ультрафиолетовые лучи, прочном, как сталь, и так далее.

Фантазия выступает необходимым элементом творческой деятельности в искусстве и литературе. Важнейшая особенность воображения, участвующего в творческой деятельности художника или писателя – его значительная эмоциональность. Переживая чувства и воплощая их в художественные образы, писатель, художник и музыкант заставляют читателя, зрителя, слушателя, в свою очередь, переживать, страдать, радоваться (Коршунова Л.С., 1979)

Например, Ч. Диккенс, прежде чем решиться закончить роман «Лавка древностей» смертью главной героини, долго колебался. В одном из писем он писал: «Смерть Нелли была делом провидения, но пока что я сам почти мертв от убийства моего ребенка».

А бурные чувства гениального Бетховена, воплощенные в музыкальных образах его симфоний и сонат, вызывают ответные чувства у многих поколений музыкантов и слушателей.

Разумеется, такая непосредственность переживания литературного процесса не является правилом, но в художественном творчестве фантазия и большие человеческие чувства неотделимы друг от друга (Петровский А.В., 2001).

Воображение выступает одним из важнейших элементов научной деятельности. Воображение играет важную роль на ранних стадиях изучения научной проблемы и нередко ведет к замечательным догадкам. Великий английский химик XVIII в. Дж. Пристли, открывший кислород, утверждал, что действительно великие открытия, до которых «никогда бы не додумался рассудительный медлительный и трусливый ум», способны делать лишь ученые, которые «дают полный простор своему воображению».

Т. Рибо утверждал, что если мы «подведем итоги количеству воображения, затраченному и воплощенному, с одной стороны – в области художественного творчества, а с другой – в технических и механических изобретениях, то мы найдем, что второй значительно больше первого». В данном случае воображение преобразует образное, наглядное содержание проблемы и этим содействует ее разрешению (Рубинштейн С.Л., 1999).

В настоящее время одна из наиболее перспективных областей современной психологии – психология научного творчества. Специалисты пытаются выяснить роль фантазии в научном и техническом творчестве. Когда общепринятые схемы и модели не позволяют продвигаться далее, возникает потребность в фантазии.

Фантазия является тем «занавесом», за которым открываются «поля неизвестного и невиданного». Ее роль в жизни людей не может быть преувеличена, она бесценна.

 

Владимирский государственный педагогический университет

Кафедра общей и педагогической психологии

Научно-исследовательская и квалификационная практика

Лекция по общей психологии

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-17; Просмотров: 2258; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.062 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь