Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Ассоциативный эксперимент и ассоциативный словарь
Ассоциативный эксперимент Опрос некоторого количества людей на предмет выявления их ассоциаций (реакций) на определенные стимулы. Информация о респондентах, а также их ассоциации со стимулами вносятся в базу данных, позволяющую формировать статистику и, в дальнейшем, анализировать пары «стимул-реакция» (или обратное соотношение «реакция-стимул») в общем или в разрезе различных групп респондентов. Цель – формирование широкой (т.е. содержащий большое количество пар стимул-реакция) и глубокой (т.е. включающей большое количество ассоциаций на каждый стимул) базы данных, на основе которой возможно: понимание ассоциативного ряда усредненного респондента в современный период; построение и анализ ассоциативных взаимосвязей между словами, поиск закономерностей; формирование прямого и обратного ассоциативного словаря.
В дальнейшем результаты ассоциативных экспериментов могут иметь применение в самых разнообразных сферах деятельности человека – от реализации контекстного поиска в сети Интернет до составление наиболее убедительных рекламных текстов. Ср. использование АЭ как метода определения сходства товарных знаков.
Примерная инструкция Сейчас Вы получите список слов, Вы должны будете последовательно читать слово за словом и писать рядом с каждым словом первое слово, которое придет Вам в голову. При этом Вы должны писать предельно быстро, не раздумывая, быстрота Ваших реакций является обязательным условием работы в эксперименте.
Классификации ассоциаций «Семантические» параметры (Дж. Миллер): контраст (мужчина — женщина), сходство (скорый — быстрый), подчинение (животное — собака), соподчинение (собака — кошка), обобщение (огурец — овощ), ассонанс (рот — крот), часть — целое (день — неделя), дополнение (вперед — марш) и т. д.
«Полилингвистические» параметры (А. П. Клименко): фонетические, в которых налицо созвучие между стимулом и реакцией, но не выражено (или очень слабо выражено) семантическое обоснование ассоциации (день — тень, лён — клён); словообразовательные, основанные на единстве корня стимула и реакции, но не отражающие четких и однообразных для разных слов семантических отношений между стимулами и реакцией (жёлтый — желтуха, жёлтый — жёлчь); парадигматические ассоциации, отличающиеся от стимула не более чем по одному семантическому признаку (стол — стул, высокий — низкий, достать — купить); синтагматические ассоциации, составляющие вместе со стимулом подчинительное сочетание (небо — голубое, женщина — красивая, достать — билет, высокий — мужчина); тематические (соль — земли, темно — ночь); цитатные (старик — море, белый — пароход, дядя — Стёпа); грамматические (стол — стола, бежать — бегать).
Русский ассоциативный словарь под ред. Ю. Н. Караулова. М., 1994. Словарь, репрезентирующий ассоциативно-вербальную сеть русского языка, получен в массовом эксперименте в период с октября 1988 г. до мая 1990 г. Эксперимент был организован стандартным образом: каждый его участник получал анкету со 100 словами-стимулами, и, согласно инструкции, в течение 7-10 минут должен был заполнить ее, написав против каждого стимула первое пришедшее ему на ум слово, вызванное в его сознании этим стимулом.
Реакция на стимул жизнь: мужчины и женщины Стимулы, на которые дана реакция жизнь: мужчины и женщины
Ассоциациативно-вербальная сеть Ассоциативный словарь как модель речевых знаний носителей русского языка, представленных в виде ассоциативно-вербальной сети (АВС), позволяющей объяснить феномен владения языком и служащей — наряду с текстовым и системным — способом представления русского языка. АВС служит новым способом репрезентации языка, в котором даются все значения полисемантического слова, его синонимические и антонимические ряды, синтаксическая сочетаемость, словоизменительная и словообразовательная варьируемость и т.д. Идея построения «когнайзера» – семиотической машины (автомата), компьютерной системы / технологии, реализующей возможные модели перациональных отношений, существующих в сознании носителя языка культуры, между языковыми единицами (ЯЕ), которые зафиксированы в различных ассоциативных и когнитивных экспериментах (см.: Караулов Ю.Н., Филиппович Ю.Н. «Лингвокультурное сознание языковой личности. Моделирование состояния и функционирования», М.: Азбуковник, 2009). Ассоциативный эксперимент в фоносемантике Фоносемантика. А. П. Журавлев «Фонетическое значение», «Звук и смысл» и др. работы. «Символику звуков речи можно считать значимостью фонетической формы, или фонетическим значением». На наше восприятие оказывает давление и буква, т.е. те ассоциации, которые возникают под воздействием ее графического образа. Носитель фонетического значения — звукобуквенный психический образ, а звукобуква — единица изучения фоносемантики. Фонетическое значение специфично для каждого языка Фоносемантика. А. П. Журавлев Признаки звукобукв: оценка (хороший/плохой, округлый/шероховатый и т.п.), сила (громкий/тихий, могучий/слабый), подвижность — динамика (подвижный/медлительный и т.п.)
+ Цветовые ассоциации Частотность звукобукв в речи (А. П. Журавлев) Пояснение Журавлева «На ваших листах записана шкала, с помощью которой вы будете оценивать звуки и буквы, которые я буду произносить и показывать. Если вам почему-либо кажется, что данный звук «очень светлый», то вы приписываете ему оценку 1, если кажется, что звук «очень темный», приписываете оценку 5». Допустим, что в ответах пятидесяти человек по шкале «сильный — слабый» для звука Д встретилось 9 единиц, 34 двойки, 5 троек, 2 четверки и ни одной пятерки (всего 50 анкет). 9 + 34х2 + 5х3 + 2х4 = 100 100: 50 = 2 (ср. арифм.) Если большинство информантов поставит какому-либо звуку тройки, то и средняя будет расположена возле этой оценки, т. е. звук окажется «никаким». Тот же результат получится, если выбор каждой оценки окажется действительно случайным: тогда каждая из оценок будет приписана звуку примерно одинаковое число раз, а это в среднем даст оценку, близкую к тройке («никакой»). Однако средние показатели для большинства звуков и по большинству шкал явно отклоняются от 3, 0.
Анализ отклонения Пока отклонение не достигло половины деления шкалы, средняя еще тяготеет к тройке, а затем уже приближается к значимой оценке. Например, оценки 2, 6 или 3, 4 ближе к 3, 0, чем к 2, 0 или 4, 0; но 2, 4 или 3, 6 уже приближаются, соответственно, к 2, 0 или 4, 0. Значит, границами существенных отклонений логично выбрать 2, 5 и 3, 5:
Средняя оценка является значимой, когда попадает в одну из зон значимых отклонений. Например, звук А по шкале «хороший — плохой» получил среднюю оценку 1, 5. Эта средняя меньше 2, 5, следовательно, попадает в зону значимых отклонений, и потому мы можем считать, что звук А большинством говорящих на русском языке оценивается как «хороший».
Развитие идеи: оценка всех звукобукв слова ЛИК (Л', И, К) по шкале «красивый — отталкивающий»: 1, 9; 2, 0; 3, 4. (1, 9 + 2 + 3, 4): 3 = 2, 43
Звукосочетание лик оценивается нами по звучанию как нечто «довольно красивое». Дополнительные факторы, вводимые в вычисление (частотность звука, место звука в слове, ударение), дают для слова ЛИК показатель, равный 2. Т.е. слово ЛИК оценивается говорящими как красивое.
Примеры оцениваемых слов Ажиотаж — большой, громкий. Ахинея — плохой, отталкивающий, низменный. Балдеж — грубый. Барыга — грубый, темный. Военщина — страшный. Восторг — сильный, величественный, яркий. Грымза — грубый. Дрын — большой, грубый, сильный. Дылда — большой, грубый, медлительный. Егоза — активный. Жадина — отталкивающий. Жлоб — большой грубый, отталкивающий. Жратва — грубый. Жуть — плохой, темный, страшный. Забулдыга — грубый, страшный. Изящество — нежный. Карга — грубый, страшный, угловатый. Кошмар — темный, страшный. Кощей — страшный, угловатый. Крах — страшный. Ласка — хороший, гладкий. Любовь — хороший, нежный, светлый. Мелюзга — маленький. Милашка — нежный, женственный. Нега — гладкий, безопасный. Нытик — плохой, печальный. Обуза — большой. Очарование — хороший, сильный, красивый. Пакость — темный, тусклый, печальный. Печаль — тусклый, печальный, тихий. Пигалица — маленький, слабый. Подонок — грубый. Похабщина — темный, страшный, низменный. Прохиндей — плохой, отталкивающий, низменный.
Разбой — грубый, активный, страшный, громкий. Ругань — грубый, громкий. Смущение — тихий. Спесь — низменный. Страшилище — страшный. Тихоня — слабый, тихий. Увалень — большой, округлый, медлительный. Удаль — мужественный, красивый. Ужас — темный, страшный. Фанатик — плохой. Фигляр — плохой, низменный. Фитюлька — плохой, маленький. Хам — плохой, грубый, темный, отталкивающий. Харя — плохой, отталкивающий. Хиляк — плохой, слабый, хилый, медлительный. Хлюпик — слабый, медлительный. Хрыч — плохой, грубый, отталкивающий, злой. Цаца — плохой. Чистюля — хороший, светлый. Чудовище — страшный. Чушь — низменный. Шантрапа — плохой, грубый, темный, отталкивающий, низменный. Щелкопер — низменный. Экстаз — сильный, яркий. Юмор — светлый, легкий, безопасный, радостный, добрый.
Развитие идеи оценка личных имен По Журавлеву, имена Людмила, Лилия, Лидия, Ирина, Юлия, Александр, Андрей, Борис, Константин потому что звучат красиво и соответственно: женские имена «женственно», мужские — «мужественно». оценка звукосочетаний, лишенных смысла оценка заимствований
Развитие идеи: оценка звукобукв текста Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный, — Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись! Доминанты: яркий, светлый, радостный, нежный.
Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя, То по кровле обветшалой Вдруг соломой зашумит, То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит. Доминанты: темный, страшный, сильный, угрюмый, быстрый.
Тарковский, «Сирени вы, сирени…». Фоносемантический расчет А.П.Журавлева, художественная разработка
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы