Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема игр: «Красавица и чудовище».



Тема первой игры: «Красавица». Приветствие (5 мин., 5 баллов) «Не родись красивой», Разминка (3 вопроса, 6 баллов) «… А красиво ли это? », КОП «Зачем вы, девушки?..» (5 мин., 5 баллов), Домашнее задание «Красота – страшная сила! » (7 мин., 7 баллов).

Тема второй игры: «Чудовище». Приветствие (5 мин., 5 баллов) «Там, на неведомых дорожках», Разминка (3 вопроса, 6 баллов) «Что страшного в том, что…? », КОП «От заката до рассвета» (ночной концерт) (5 мин., 5 баллов), Домашнее задание «Королевство кривых зеркал» (7 мин., 7 баллов).

Тема игр: «Карты, деньги, два ствола»:

Тема первой игры: «Карты». Приветствие (6 мин., 5 баллов) «Раскроем карты, господа! », СТЭМ «Дуракам везет» (5 мин., 5 баллов), Разминка (3 вопроса, 6 баллов) «Вопрос из картотеки: …? », Музыкальный конкурс «Взять бы, что ли, карты в руки» (7 мин., 7 баллов).

Тема второй игры: «Деньги». Приветствие (6 мин., 5 баллов) «Делайте ваши ставки! », СТЭМ «Долг платежом красен» (5 мин., 5 баллов), Разминка (3 вопроса, 6 баллов) «За что купил, за то и продаю: …? », Музыкальный конкурс «Весь покрытый зеленью» (7 мин., 7 баллов).

Тема третьей игры: «Два ствола». Приветствие (6 мин., 5 баллов) «Есть еще порох в пороховницах! », СТЭМ «Третий – не лишний» (5 мин., 5 баллов), Разминка (3 вопроса, 6 баллов) «… - парируйте! », Музыкальный конкурс «Праздничный салют» (7 мин., 7 баллов).

 

Придумывая тему конкурса, не грех задуматься, а что команда может " в нее" написать. Вот почему в этом процессе (придумывании) необходимо участие редакторов, ведь они тоже когда-то играли в КВН (как правило, так оно и бывает, но об этом чуть позже…). А значит, могут представить, насколько легко или трудно будет творить КВНщикам в рамках поставленной темы. Тема не должна ограничивать полет мысли, ее основная задача – дать командам начальный толчок, а уж куда заведет их кривая фантазии… увидите на прогонах.

И еще пара слов о темах конкурсов. Существуют некоторые правила для различных конкурсов. Например, тема приветствия должна быть легкой, ненавязчивой, начальной; в СТЭМе сама тема должна задавать некую ситуацию, в рамках которой и будут творить команды; музыкальный конкурс уже в названии должен содержать некую " музыкальность"; самая широкая тема должна быть у домашнего задания – и давать командам возможность не просто пошутить, но и высказать некую, если хотите, " гражданскую позицию".

Это касается " домашних" конкурсов, иначе обстоит дело с экспромтами.

" Разминку желательно формализовать, то есть при выдаче командам заданий четко определить: какую форму разминки играют команды, иными словами: в какой форме команда задает вопрос и в какой форме соперник на него отвечает. Вариантов здесь масса. Поговорим о самых распространенных. Стандартная разминка проводится по схеме «вопрос – ответ». Ситуационная - по схеме «ситуация - комментарий». Предметная - «демонстрация предмета (с вопросом или ситуацией) – формальный ответ (чистый ответ или комментарий)». Формализация разминки может быть подтверждена конкретными фразами, с которых команда обязана задавать свой вопрос (к примеру: «Ходят слухи, что...»), и отвечать на вопрос соперника («Это правда, так как...», или «Этого не может быть, потому что...»)."

То же самое касается и конкурса капитанов: собственно выступления капитанов и особенно его экспромтной части. Чем более формализованным будет конкурс капитанов, тем ближе вы окажетесь на игре к ожидаемому результату. " Остроумие на заданную тему(!!! )" – вот ожидаемый результат " капитанского", ну и кроме того, капитанский конкурс должен четко укладываться в общую драматургию игры.

Вообще, чем более формализованным будет любой (!!! ) экспромтный конкурс (конкурс новостей, выездной конкурс и т.д.), тем больше уверенности в том, что на игре команды не ударят лицом в грязь. Только действуя в жестких рамках, команды смогут сделать что-то действительно стоящее. Здесь свобода – враг результата! Вот такая жестокая правда…

Если вы разобрались с темами конкурсов, несколько слов о " высшем пилотаже" – играх, посвященных спонсорам. Само собой разумеется, что темы конкурсов тоже должны так или иначе это отражать. Но тут главное - не переусердствовать в угоду спонсору. Все сказанное выше остается в силе, и, если придется, надо спонсору это объяснить. В конце концов, вы должны отстаивать в первую очередь интересы играющих КВНщиков. С другой стороны, спонсору-то хочется, чтобы конкурс были посвящен внедрению новой системы плана счетов в бухгалтерии филиала №5. что и позволило повысить общую капитализацию концерна! Как быть? Вот это и есть " высший пилотаж". Приведем несколько примеров, " спонсорских" игр, проводившихся в Высшей лиге Белорусского КВН (читайте, завидуйте! [4]):

 

Тема игры: « День пивовара » (спонсор игры – ОАО «Пивзавод «Оливария»). Визитка (6 мин., 6 баллов) « Надо чаще встречаться », Разминка (Хоккей, 2 периода) « Вот если ты меня уважаешь… », Капитанский (3 мин., 5 баллов) « Монолог за бокалом пива », Музыкалка (8 мин., 7 баллов) « Губит людей не пиво», Экспромт для капитанов и команды (4 мин., 5 баллов, придумайте сами! ), Домашнее задание (8 мин., 7 баллов) « Жить – хорошо! А хорошо жить – еще лучше ».

Тема игры: « Банковский день » (спонсор игры – «МинскКомплексБанк»). Визитка (6 мин., 6 баллов) « Утром – деньги, вечером - стулья », Разминка (Хоккей, 2 периода) « Неважно, о чем говорят – речь всегда идет о деньгах », СТЭМ (5 мин., 6 баллов) « Ограбление по … », Капитанский (3 мин., 5 баллов) « Клиент всегда прав », Музыкальный конкурс (8 мин., 7 баллов) « В комплексном стиле! ».

Тема игры: «Необычные игрушки» (спонсором игры является торговая марка “Fancy”-производитель мягких игрушек, в переводе с англ. языка “Fancy”- необычный). Приветствие (6 мин., 5 баллов) «Все мы немного Фэнси», Разминка (3 вопроса, 6 баллов) «Необычный вопрос: …? », Музыкальный конкурс (6 мин., 6 баллов) «Необыкновенный концерт», Капитанский (2 мин., 5 баллов) «Кукольный театр одного актера». Домашнее задание (7 мин., 7 баллов) «Жизнь-игра, а мы - игрушки».

 


Глава восьмая – о четкой организации …

" Месяц до игры"

 

После того, как вы решили, какие конкурсы будут играться в первом круге вашего турнира и как они будут называться, самое время " посеять" команды, т.е. определить, кто с кем будет играть. Ошибочно доверять это жеребьевке. Ведь только вы знаете, какая команда сильнее, а какая слабее, и распределить их по играм нужно равномерно, имея в виду весь сезон. Проблема решается сама собой, если у вас всего одна игра (бывали и такие сезоны). Но если нет, то команды нужно разбить так, чтобы сильные команды были разведены и желательно – аж до самого финала. Иначе некоторые из них вылетят раньше, а более слабые выйдут в финал (где им ПОКА делать нечего).

Расставили команды? Давайте сообщим им об этом. А также о том, какова тема предстоящей игры, какие в ней будут конкурсы, их условия, максимальные оценки, временные и другие ограничения. Не забудьте, что в приглашениях на игру нужно сообщить командам хотя бы общий график заездов, просмотров, репетиций; прописать, что обеспечиваете вы, а что является делом самой команды (ее директора); дать адреса обратной связи с редактурой и оргкомитетом; назвать крайние сроки по этапам… В Белорусском КВН такое развернутое приглашение называется Регламентом игры и является не менее важным документом, чем Регламент сезона. Приглашение на игру рассылается командам факсом или по почте (хотя на дворе уже ХХI век), текст такого приглашения содержит названия игры и конкурсов, их условия, сроки и условия заезда команд – в общем, все вышеперечисленное, и не только. Для примера ознакомьтесь с Регламентом игр 1/3 финала Высшей лиги Белорусского КВН 2004 года (см. Приложение 11).

Но работа с командами – это только малая часть подготовки к игре. В это же время стоит позаботиться об игровой площадке. Какой она должна быть?

Основное – это сцена, она должна быть в состоянии вместить не менее 10-ти человек одновременно и таким образом, чтобы все были видны из любого посадочного места.

Очень желательны декорации, задача которых – украшение, оформление и организация сценического пространства. Помимо декораций, сцену должен украшать информационный плакат, основная смысловая нагрузка которого – отразить название и суть проводимого мероприятия. Крепится плакат таким образом, чтобы быть обозримым и, при этом, никому не мешая, сохранить " равновесие сцены".

Пожалуй, самое важное – это звук. Требования к звуку напрямую зависят от зала и от возможности проведения дополнительных работ во время игры (например, телевизионных съемок). Насчет звука рекомендуется проконсультироваться со штатным звукорежиссером зала. Ему необходимо объяснить свое видение всего предстоящего и получить ответ, достаточно ли звука в наличии, если нет, то сколько и чего необходимо найти и довезти самостоятельно. Этот аспект нужно учитывать всегда, поскольку КВН – это в первую очередь шутка, воспринимаемая на слух. И из-за плохого звука часто портится общее впечатление об игре.

Свет – он должен быть. Требуемое качество зависит от того, проводится телевизионная съемка или нет. В любом случае лица людей, стоящих на сцене, должны быть высвечены. Для этого нужна рампа – верхняя или нижняя. Опять же – посоветуйтесь со специалистом. Объяснять, что чем света больше и чем он качественней, – тем лучше " картинка" и общее впечатление, пожалуй, будет излишним.

Помимо игры, вам еще нужно где-то проводить редакторские просмотры, репетиции, сборы программ, генеральную репетицию. В идеале, конечно, проводить все эти мероприятия в том же зале, где и игры. Однако если это невозможно (ну, например, дорого), то может сгодиться и другой зал, попроще. Но генеральная репетиция должна проводиться именно в " игровом" зале и именно с " игровой" аппаратурой. Все, как на игре: …

Еще один " фронт" работы – реклама предстоящей игры. Это тоже важно, ведь от этого, как минимум, зависит количество зрителей, а значит – рентабельность вашего мероприятия. Вся рекламная компания должна стартовать не позднее, чем за 10 дней до игры. В зависимости от масштабов планируемого мероприятия, это могут быть листовки, афиши, растяжки, баннеры, анонсы и ролики в средствах массовой информации или все в совокупности. Необходимо стараться сделать рекламу максимально лаконичной и понятной.

Не забудьте про подготовку макетов, печать и все с этим связанное. Часто бывает так, что подготовительные работы уже начаты, но в сроки вы не укладываетесь - это надо предвидеть. Начинать подготовку стоит минимум за 25-20 дней до игры (то есть, в " плотном режиме" – через неделю после предыдущей).

Билеты с афишами в идеале хорошо начать раздавать по распространителям в пятнадцатидневный срок до начала мероприятия. Это своего рода начало рекламной компании, т.к. вместе с билетами вы даете информацию о мероприятии, и она начинает работать.

И вот до игры остается неделя. Подготовка входит в финальную стадию. Мы уже говорили о четкой организации работы с командами при подготовке фестиваля. Поверьте, подготовка игры – дело не менее серьезное. Команд, конечно, меньше, чем на фестивале, но и работы с каждой из них намного больше (им ведь нужно не одно короткое выступление подготовить, а целую игру). И вот тут вам поможет продуманный график подготовки и проведения игры. Для примера посмотрите график репетиций игр 1/3 финала Высшей лиги Белорусского КВН 2004 года, а также сводный сетевой график подготовки этих игр (см. Приложения 12, 13).

Если вся подготовительная работа проделана правильно, игра пройдет в нормальном рабочем режиме, без " авралов" и " штурмов". Еще раз повторимся: четкая организация подготовки к игре – залог ее будущего успеха!!!

 


Глава девятая, очевидная …

" Необходимость редактуры"

 

Об этом сказано было уже довольно много. Так что еще одно повторение, пожалуй, лишь подчеркнет важность данного вопроса. Невозможно проводить игры КВН без серьезной редактуры. Если вы так не считаете – значит, вы делаете не КВН, вы занимаетесь самодеятельностью и должны были закрыть эту книгу еще много страниц назад. Должность редактора – ключевая должность в любой КВНовской лиге. Не случайно кандидатуры редакторов Первых лиг Белорусского КВН всегда согласовываются с Правлением.

Практика показывает, что ни на одну игру никакой лиги ни одна из команд не привозит именно то, что вы от нее ждете. А уж с молодыми командами на это рассчитывать вообще не приходится. Так что перед игрой с командами надо работать, и " плотно". Ни у кого из оргкомитета, кроме редактора, на это времени не будет (иначе обязательно пострадает какой-то другой участок работы). Кроме того, кто-то должен позаботиться об общей режиссуре игры (напоминаю, мы с вами делаем шоу). Никто, кроме редактора, этим заняться просто не сможет. И уж тем более об этом не будут заботиться команды (у них своих проблем хватает).

Ну, и потом – раз уж мы называем оргкомитет «третьей командой», то и выглядеть (в творческом плане) она должна не хуже, чем собственно играющие. А если учесть ваше положение организаторов турнира – то лучше, много лучше! В КВН играть не заставишь, поэтому команды стремятся именно в ту лигу, в тот турнир, который может им что-то дать. И чтобы давать, вы (и ваш оргкомитет) должны быть не только администраторами, но и педагогами, наставниками, старшими товарищами, авторитетами, гуру – как хотите. А кто у вас занимается собственно творчеством? Во-от, редакторы.

Есть и еще одна немаловажная причина. Основной принцип КВН, то, что и отличает его от других видов эстрадного творчества, – КВНщики пишут себе сами!!! И следить за соблюдением этого принципа – одна из главных задач редактуры. А значит, человек, который этим занимается, должен заниматься этим профессионально, т.е. постоянно следить за появляющимися новыми шутками, номерами и (что греха таить! ) анекдотами. Часто молодые команды привозят материалы, которые, скажем так, кто-то уже придумал раньше. Редактор должен твердо и непреклонно сказать такой команде, что лучше 1-2 шутки в конкурсе, но свои, чем много, но чужие.

И, наконец, кто еще, проведя с командами несколько дней, поможет вам грамотно расставить их по конкурсам, чтобы праздник удался? Вовремя предупредит, что вот эту команду лучше, пока не поздно, сделать «гостем игры»? Переделает весь сценплан, если одна из команд не приехала? Возьмет на себя смелость снять команду с игры, заботясь об уровне всего турнира? И будет всегда рядом с вами, делая то, до чего у вас, занятых договорами, платежками, билетами, звонками, сроками, просто нет ни времени, ни сил?

Как видите, обязанностей у редактора уже набирается целый " воз". Так что эту должность нельзя совмещать ни с одной другой (имеется в виду – из оргкомитета, а не " гражданская" специальность).

Где же найти хорошего редактора? Довольно сложный вопрос. Редактура КВН – дело специфическое. Нельзя пригласить на эту роль " человека с улицы", даже если он имеет опыт театральных постановок или организации концертных программ. КВН имеет ряд особенностей, понять которые можно, только " поварившись" в нем какое-то - довольно продолжительное - время. Вот почему обычно на роль редактора лиги приглашаются бывшие (или действующие) КВНщики.

Есть тут, правда, некоторые оговорки. Чтобы слова и советы редактора для команд были сигналом к немедленному действию, он (редактор) должен иметь определенный авторитет. Согласитесь, глупо делать редактором лиги КВНщика, еще в прошлом году игравшего в этой самой лиге. Должно пройти хотя бы два поколения, и только тогда этот человек сможет сказать новым, молодым командам: " Поверьте моему опыту…". Если же такого " старого" КВНщика под рукой нет, можно поставить и более молодого (предыдущего поколения) редактора, но в этом случае он уже должен добиться на поприще КВН гораздо больших успехов, чем команды, которые он редактирует (например, сыграть в гораздо более высокой лиге). И в том, и в другом случае вы должны быть уверены в компетентности этого человека, ведь ни возраст, ни игра в более высоких лигах не означает, что он сможет дать дельный совет командам, а для молодых – еще и выступить в роли педагога.

Нет, возможно, он сможет " вырезать" шутки, не прошедшие цензуру, но это самый маленький пласт работы редактора. Главная же его задача – помочь командам " доработать" материал (а если уж говорить по большому счету – увидеть путь роста команды, показать и наставить на него). Иногда именно придуманного редактором слова, жеста или просто интонации так не хватает в выступлении команды! Кроме того, не всегда команда может посмотреть " со стороны" на свое выступление. А значит, ваш редактор должен разбираться и в режиссуре КВНовских выступлений, а это тоже не каждому дано. Добавьте к этому общую режиссуру игры: расстановку команд в конкурсах (от этого очень зависит общее впечатление от игры), постановку начала и окончания игры, написание (пусть даже участие в этом) сценария ведущего…

Теперь, думаю, вы понимаете, почему выбору редактора лиги мы придаем такое значение. Лучше всего, наверное, определив для себя круг возможных кандидатур, связаться с Правлением Белорусского КВН или с руководством Первой областной лиги (и, конечно, дать кандидатам прочесть то, что вы читаете сейчас сами). Впрочем, если вы хотите сделать свой турнир не разовым, а постоянным, официальным, имеющим перспективу – вам рано или поздно все равно придется это сделать. Поэтому – до встречи!


Глава десятая – о людях:

" А судьи кто? "

 

Многие думают, что в жюри на КВН можно пригласить любого. Надеемся, вы не разделяете это ошибочное мнение? Жюри ведь выставляет оценки не только командам, по сути, оно оценивает всю вашу игру и ставит в ней точку. И в выборе жюри вы не должны ошибиться, в конце концов, вы доверяете им самое дорогое – игру целиком. И если вы ошибетесь, весь ваш труд может пойти насмарку. Все ваши полтора месяца работы, упираются в эту группу людей. Да что ваши – месяцы работы команд, а они даже не выбирают это жюри. Чувствуете величину ответственности?

Кого приглашать в жюри? Общее правило: людей компетентных, известных, с развитым чувством юмора, ответственных, авторитетных. Как правило, отбор идет из нескольких категорий:

Бывшие (или «текущие») КВНщики – о КВН эти люди, безусловно, имеют представление и могут оценить и новизну " ходов", и оригинальность идей, и качество шуток. Но с другой стороны, особенно это касается " бывших", их критерии игры в КВН могут отличаться от специфики вашей лиги (они могут попросту устареть). А поскольку все эти люди играли в КВН и считают себя в этой области если не экспертами, то уж во всяком случае, людьми глубоко разбирающимися, то переубедить их, повлиять на них – очень трудно. Что же касается " текущих" КВНщиков, то, безусловно, они гораздо ближе к " новым веяниям" в КВН, и их оценки, как правило, более адекватны, но, как известно из спорта, далеко не каждый хороший спортсмен способен стать хорошим судьей. Все-таки свое, оригинальное видение КВН (что отличает хороших КВНщиков), чаще мешает, чем помогает оценивать выступление других КВНщиков («среднее качество» судейства: ê ê ê ê ).

Люди " при должностях" – люди, которых могут не знать в лицо, но их должности известны всем (ректор, председатель, начальник, директор, сюда же - радио-DJ и т.п.). Без таких членов жюри вам никак не обойтись, ведь если этому человеку понравится ваше " детище", наверняка вы сможете рассчитывать на его помощь в дальнейшем, а она вам пригодится. Однако их критерии оценок могут не совпадать с вашими (более того - с КВНовскими! ). И опять же: чем выше должность, тем больше забот - и это частенько сказывается на оценках. Вот кому просто необходимо появиться в комнате жюри как минимум за полчаса до игры, чтобы настроиться на веселое мероприятие. Кроме того, переубедить таких людей весьма непросто - по понятным причинам (ê ê ê ).

Специалисты (известные актеры, писатели, режиссеры, художники, спортсмены, музыканты, звезды эстрады и т.п.) – как правило, мнение таких людей имеет вес, к нему прислушиваются и команды, и зрители. Положительным аспектом является и то, что хотя бы в одном из компонентов КВН этот человек будет разбираться хорошо. Однако этим зачастую все и ограничивается: такие люди склонны оценивать в КВН именно то, в чем они лучше всего разбираются (соответственно: актерскую игру, текст, постановку, внешнее оформление, физическую подготовку, музыкальное оформление, вокальные данные), совершенно не обращая внимания на сочетание всех этих аспектов.Но будучи людьми публичными, до некоторой степени готовы учиться и этому ремеслу – судить КВН (ê ê ê ê ).

Спонсоры – если ваш спонсор помогает вам ради рекламы, то лучшего он и желать не может. А в качестве члена жюри есть риск, что «за свои деньги» он может позволить себе относиться к этим обязанностям несерьезно. Кроме того, у некоторых людей в зале может сложиться впечатление, что место в жюри можно " купить". Мы-то с вами знаем, что это не так, но все-таки, все-таки… (ê ê ê )

Шоу-мены – наконец мы добрались до оптимального варианта. Причем к этой категории относятся не только телевизионные, радийные и концертные ведущие, фронтмены, но и продюсеры различных развлекательных программ и мероприятий. Главное, чтобы они были привычны лично, стоя перед залом или камерой или вкладывая средства и рискуя, отвечать за результат. В силу своей профессии такие люди делают шоу (а мы с вами что делаем? ), вот они-то смогут по достоинству, объективно и синтетически оценить ваше детище (ê ê ê ê ê ). В подтверждение: " Почему-то люди именно этой профессии принесли в работу жюри какую-то детскую радостную способность удивляться тому, что происходит на сцене, способность не только судить, но и благодарить и, наконец, - главное – способность самым непосредственным образом смеяться и аплодировать удачным шуткам вместе со зрителями" [5].

И еще о «команде жюри»: количественный состав. Понятно, что не 2 человека, не 3 (трое могут договориться) и не 4 (почему? – ну, не четыре, и все! ). Пять – вот хорошее число. А максимум? Психологи говорят, что группа больше 7 человек не способна удерживать коллективное внимание на одном предмете (человеке, теме дискуссии), а начинает распадаться на более мелкие группы. Так же и один человек не может держать внимание такой группы (управлять дискуссией, оценивать настроение, реагировать на коллективные изменения) – а ведь и вам, и ведущему это просто необходимо и перед игрой, и после, и во время игры. Поэтому в Белорусском КВН состав жюри на стандартных играх варьируется от 5 до 7 человек. Причем приглашать мы рекомендуем именно 7 кандидатур, тогда вы будете гарантированно застрахованы от того, что в последний момент кто-то из членов жюри (а в плохом раскладе – сразу двое) заболеет, уедет в командировку, откажется и т.д.

Пол и возраст членов жюри особого значения не имеют. Просто руководствуйтесь разумными соображениями: один студент в обществе проректоров будет чувствовать себя скованно, так же, как и солидный чиновник среди молодых и отвязных ди-джеев. Чисто женского жюри мы вспомнить не можем, да и жюри с преобладанием прекрасной половины – тоже. И в любом составе жюри вы должны иметь 1-2 «профессионалов», которым, во-первых, можно доверить некие конфиденциальные соображения, и которые, во-вторых, способны «держать» жюри в ваше отсутствие (например, на самой игре) и вовремя сказать веское слово, к которому прислушаются остальные.

Да, и чаще ставьте себя на место члена жюри, старайтесь максимально облегчить, формализовать, алгоритмизировать, если хотите, их работу. Тогда они смогут сосредоточиться на главном: выглядеть, выступать, судить и говорить так, чтобы своей судейской коллегией вы могли гордиться. Например: 5 команд играет разминку из 2-х вопросов, при этом отвечать может каждый. Итого: 10 вопросов и примерно 30 ответов. А теперь представьте, что вы – член жюри, вам эти 30 ответов (и 10 вопросов! ) нужно как-то привязать к командам и оценить. Так вот, если ведущий сразу после разминки попросит вас поднять оценки, то либо вы начнете мешкать, либо проставите их кое-как, лишь бы «не задерживать». Поэтому мы рекомендуем после каждого конкурса в текст ведущего вставлять какие-то необходимые объявления, которые дадут членам жюри время привести свои мысли и оценки в порядок. Естественно, о том, что такая пауза непременно будет, жюри нужно предупредить на предигровом инструктаже. И вот таких мелких, но очень полезных моментов наберется достаточно много, если вы внимательно пройдете по полному сценарию всей игры – или проведете полноценную генеральную репетицию.

В идеале ваше жюри должно сложиться в «команду», где каждый дополняет каждого, где существуют принципы и компромиссы, где общее мнение получается из «суверенных» вкусов и оценок. В команду, решение которой будет приниматься всеми как окончательное и по большому счету правильное; на которую будут «оглядываться» КВНщики при подготовке; которая станет не сторонними наблюдателями, а частью вашего турнира. Наконец, в команду, которая сумеет мудро «разрулить» спорные ситуации, подставит вам плечо в трудный момент и подскажет нечто важное, что видно только с места «над схваткой».

Ведь любая команда КВН, готовясь к выступлению, вынуждена принимать решение – для чего она выступает. Цели могут быть разные: заслужить расположение зрителей, получить удовольствие от собственного выступления или понравиться жюри. Поверьте, это далеко не всегда одно и тоже. Публике, как правило, нравятся простые шутки ниже пояса – это всегда " заходит на зал". Если команда играет для себя, то рискует быть не понятой никем (разве что кто-то из членов команды сидит в зале). И именно команда жюри должна быть для команд мерилом юмора, эталоном вкуса, оценкой эксперимента. Жюри «ведет» за собой команды, а те – «поднимают» до себя зал (а не наоборот).

В общем, членов жюри, как и КВНщиков, нужно «растить», так что не стоит на каждую игру приглашать разных людей. От игры к игре они будут судить все лучше и лучше (хотя, наверное, придется некоторых заменять), если, конечно, тактично указывать им на допущенные ошибки. Это ваша обязанность, уважаемый оргкомитет.

Именно поэтому члены жюри должны появляется минимум за 30 минут до игры. Не может человек, только что прибежавший с работы, адекватно судить КВН. Эти полчаса дают возможность членам жюри сбросить груз повседневных проблем, подготовиться к игре, а вы должны обеспечить им эту возможность (жюри нужно выделить отдельную комнату и легкое угощение). Кроме того, это время можно и нужно использовать для инструктажа жюри. О чем им говорить? О допущенных в прошлый раз ошибках (еще раз напомним – тактично), о предстоящих конкурсах, их условиях и критериях оценки. Проговорите со всеми членами жюри полностью весь ход игры: каждый их выход и уход, кто где сидит, кто за кем выступает, кто о чем говорит в финальных словах и т.п. Напомните, что не нужно обращать внимание на время исполнения. Это задача редактуры либо (если штрафы за просрочку есть в регламенте игры или турнира) отдельного судьи-секундометриста.

Высшим баллом оценивается безупречный конкурс. Если разница между высшим баллом (в регламентах игр и протоколах жюри) и низшим (из набора оценок жюри) невелика (но не менее 2 баллов) – значит, это предусмотрено вами, скажите об этом. Отдельное внимание уделите тому, что даже если у какой-то команды плохое выступление, она старалась (поверьте организаторам и редактуре! ). За это ее стоит поощрить как минимум внимательным просмотром, не отвлекаясь на телефон и разговоры с коллегами. Кстати, о телефонах – не забудьте попросить членов жюри выключить их, а также (если предусмотрен выход через сцену) оставить в комнате жюри все сумки и портфели.

В финале игры (или после каждого конкурса) каждый член жюри, в идеале, должен сказать несколько слов. Не лишне напомнить им об этом и о некоторых правилах таких выступлений. Вообще, «слова жюри» - особый (осваиваемый! ) вид искусства; главное требование к которому – доброжелательность, заинтересованность, компетентность. Финальное слово должно быть лаконичным, доброжелательным (ругая какую-то команду, не забудьте ее похвалить), не стоит зацикливаться на мелочах или, наоборот, говорить беспредметно, вспоминая «А вот еще был случай».

Кое-где принято после игры " по горячим следам" проводить общее собрание членов жюри вместе с организаторами и капитанами команд. Вот там члены жюри могут сказать командам все, что осталось недосказанным на публике. И сами ответить на вопросы команд. Это может быть полезно и командам, и членам жюри, и вам, оргкомитет. Только нужно внимательно следить за взаимной вежливостью – уж слишком " горячими" могут оказаться " следы". Ну, и помните про то, что и здесь жюри должно оставаться «командой».

 

Несколько слов о критериях оценок (о системах оценок мы говорили в шестой главе). Остановимся подробнее на отдельных конкурсах:

Приветствие. В КВН оно обычно оценивается, исходя из количества шуток, реприз и номеров, их качества и общего настроя команды. Объясните жюри, что «естественное» нежелание давать разрыв в первом конкурсе нужно в себе преодолевать, особенно в начальных играх турнира с участием большого количества команд.

Хоккей. Оценивается стрелка в сторону ответа, который понравился больше. Если понравились оба ответа – стрелка в сторону экспромта. Оба не понравились – знак «равно». Вопросы не оцениваются, но оставляют «общее впечатление», которое может быть учтено «при прочих равных». Разминка: то же самое, только отметками в протоколах с последующим быстрым самостоятельным подведением итога. Если в регламенте игры задан вопрос без ответа, он оценивается отдельно, например, в «половину ответа». Скажите членам жюри, что не нужно полагаться на память: есть риск оценить всю разминку по последнему ответу.

СТЭМ. В этом конкурсе (студенческий театр эстрадных миниатюр) важны два слова: «театр» и «эстрада». Первое требует существования и оценки, как минимум, завязки, кульминации и развязки некоего известного или интересного конфликта, второе – чтобы все это состояло из реприз, количество и качество которых тоже оценивается. Плюс уровень исполнения. За словом «миниатюра» следят редакторы. По правилам СТЭМА на сцене одновременно может находиться только три человека.

Капитанский конкурс. Общие критерии оценки: идея и качество текста, личность капитана, умение держаться на сцене и импровизировать. Конкурс новостей: Участвуют несколько членов команд. Оценивается каждая отдельная шутка.

Музыкальный конкурс, (концерт). В первую очередь оцениваются смешные по тексту и исполнению песни или, как минимум, музыкальные эстрадные номера. При их наличии оцениваются также и вокальные данные.

БРИЗ. Оценивается: качество текста, его подача (которая впрямую влияет на «воспринимаемое качество») и способ (некая сценическая придумка всегда предпочтительнее простого чтения). Литературно-художественный конкурс: Оценивается также использование предложенного реквизита, наглядность.

Домашнее задание. Э то, пожалуй, единственный конкурс, который судится именно по общему впечатлению, суммирующему все критерии предыдущих конкурсов.

Коротко все эти правила мы изложили в памятке жюри (см. Приложение 14), которую целесообразно просто распечатать на обратной стороне судейских протоколов, пример которых мы также приводим (см. Приложение 15). Только проследите, чтобы члены жюри ее внимательно прочитали.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 469; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.06 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь