Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Глава одиннадцатая – о людях-2
" Кто есть who"
Чем ближе будет подходить день игры, тем больше людей будет вовлекаться в работу по ее подготовке. В это время ваш оргкомитет, о котором говорилось в самом начале, ваша «третья команда» из компактного замкнутого коллектива (даже если он состоит из двух человек) превращается в штаб, координирующий работу все большего числа людей. И к этому вы должны быть готовы. Откуда возьмутся «лишние» люди? Очень просто: штаб – он ведь руководит «войсками». Кстати говоря, чем ближе к «линии фронта», тем меньше там собственно «штабных» работников: они свое дело сделали или продолжают делать, шестеренки созданной вами машины крутятся, каждый находится на своем месте и знает свои обязанности, а в «бой» вступают специально обученные люди. Итак, основные действующие лица: команды КВН, администрация и редактура, жюри… - о них мы уже говорили (и скажем еще). Эта глава – о других, которых ранее мы называли «обслуживающий персонал» игры, а сейчас, чтобы без обид, назовем «передовыми частями, принимающими бой». Итак…
Ведущий. Некоторые считают, что КВН может провести любой (даже они сами). Снова надеемся, что вы к числу этих, ничего не понимающих людей, не относитесь. Ведущий – ключевая фигура игры (даже как-то странно, что мы заговорили о нем только сейчас). В его умелых (хочется верить) руках сосредоточены все нити игры: только он следит за соблюдением правил и может (очень или не очень тактично) сказать об этом жюри. Только он может заполнить неожиданную паузу в игре. Только он может остановить выступление команды, если оно по техническим причинам (например, не включилась фонограмма) началось неудачно. Он даже может остановить и запустить заново игру (поверьте на слово, такие случаи бывали). Он контролирует болельщиков и весь зал. Он представляет жюри, выпускает на сцену команды, объявляет порядок оценок … он – хозяин, главный и единственный распорядитель праздника «Игра КВН». Кстати – почему «он»? Бывали случаи, что и «она». Правда, случаи так и остались единичными, но ведь были! И почему – «единственный»? На пару это делать проще и веселей, а если эта пара еще и «звездная»… Другой вопрос, что само по себе ни «проще», ни «веселей» не станет – сценарная и репетиционная работа предстоит такая же, если не более серьезная, да к тому же и слаженность пары не приходит сразу. Но результат вполне может оправдать затраченные усилия. А если идти дальше (глубже), то давайте вспомним, что в первом сезоне Белорусского КВН, в 1987 году, игру вела целая бригада из 3-5 человек, каждый из которых отвечал за «свой» конкурс или часть конкурса в рамках общего для всех сценария. Но в любом случае выбор ведущего – серьезное и ответственное дело. Вот что о нем говорили родители КВН – Аксельрод, Муратов и Яковлев [1]: " -...Прежде всего этому человеку должен нравиться сам процесс игры. Он тоже должен играть, а не изображать из себя этакого всезнающего экзаменатора или заведующего учебно-юмористической частью. - ...Хорошо чувствовать шутку. Не «работать всерьез», легко вступать в контакт с людьми. Внимательно «слушать» зал. - ...Иметь чувство меры. Нельзя «сыпать остроты» по любому поводу, превращая соревнование КВН в сольный вечер. - ...Говорить ясно, правильно строить фразы. - ...Должна быть хорошая дикция, громкий голос. - ...Он должен быть «в работе» с самого начала.
Судья-секундометрист. Обычно эту функцию берет на себя один из редакторов, хотя можно возложить ее и на отдельного человека (напомним – тоже члена жюри! ). Обязанности на первый взгляд очень простые: подсчет среднего балла (только сначала четко определите с какой точностью вы будете вести счет, до одной десятой, одной сотой, и по каким правилам округлять) и аккуратное ведение протокола судьи-секундометриста (см. Приложение 16). Зачем? Ну, во-первых, для отчетности (у вас все ходы должны быть записаны). А во-вторых, как же мы можем воспитывать жюри (см. выше), если не сможем проанализировать их оценки? Ну, и наконец, все протоколы должны храниться в архиве – для памяти и разбора возможных спорных ситуаций
Постановщик (декоратор). А что у вас будет на сцене? Где расположатся три буквы «КВН», щиты ваших спонсоров и спонсоров команд, место (как, оно, кстати, будет выглядеть? ) ведущего? И откуда он – ведущий - будет выходить, откуда будут появляться (и куда «исчезать») команды, члены жюри, другие официальные лица? Как сцена будет выглядеть – как палуба космического корабля (если тема вашей игры – «Отроки во Вселенной»), и тогда развернутся ли команды на ней с ширмами, своим реквизитом и реквизитом игры? Или кроме линялого задника и немытого пола на вашей сцене не будет ничего лишнего? А оценки жюри, они будут как-то выглядеть, или у вас есть человек, который еще помнит, что такое плакатные перья, трафареты и тушь? Вот это и есть тот круг вопросов, который должен решать (вместе с вами, естественно) художник-постановщик. Эскизы оформления, расчет мест и размеров, изготовление декораций, их сборка, установка, разборка, перевозка, хранение и реставрация – его работа.
Звукорежиссер. Очень важная должность. У каждой игры есть музыкальное оформление и сопровождение, так кто-то ведь должен запускать эти фонограммы вовремя и в нужном месте? Кроме того, звукорежиссер следит за работой микрофонов и аппаратуры, сидя в центре зала и слыша все так же, как и публика. И если кто-то из выступающих слишком громко или слишком тихо говорит в микрофон, вот тут в игру вступает звукорежиссер и исправляет дело. Ура! Ура! Игра спасена! Шутка прозвучала так, как надо.
Звукооператор. А вы думали, звукорежиссер справится один? Нет. Звукорежиссеру и своих забот хватает, а вот выносить и уносить микрофоны, мгновенно менять в них севшие батарейки, следить за аппаратурой, установленной за кулисами (там обычно ставятся проигрыватели, с которой команды запускают свои фонограммы), и вообще следить за звуком на сцене – здесь не обойтись без звукооператора.
Тапер. Это музыкант, находящийся в зале, видящий все, что творится на сцене, и играющий на синтезаторе (ну не на флейте же! ) «вживую». В век высоких технологий тапера, как и многое другое, повсеместно заменила фонограмма. Они – звукорежиссер и тапер – могут, кстати, работать параллельно. Но только «живой» тапер, как и ведущий, может мгновенно отшутиться по поводу чего-то, что произошло на сцене вот прямо сейчас, сыграв (даже просто обозначив) какую-то мелодию; только он может запланированную фонограмму заменить, сыграть ее «с акцентом», «перевести» мажор в минор и т.д. Наконец, фонограмма не может работать с болельщиками – это дело тапера: поднять, завести, поддержать, успокоить. Ну, и разминка – здесь хороший тапер с своими музыкальными «репликами», «вопросами» и «ответами» тоже незаменим. Понятно, что с ведущим они должны не просто понимать друг друга, а чувствовать, да и игру тапер должен «читать» не хуже. Где такого тапера взять? - рецепта нет. За всю историю в Белорусском Клубе веселых и находчивых было всего три таких тапера - тех, у кого это получалось. Но три-то было! Значит, и вы, если захотите, тоже сможете найти такое украшение своей игры. Осветитель. Обязанности этого человека, я думаю, в пояснении не нуждаются. Без него зрители просто не увидят КВН (или увидят очень плохо). А если в зале есть художественный свет, то он-то как раз и подскажет вам, что с этим можно придумать.
Ассистенты (хорошо бы двое). " Руки" ведущего. Эти люди постоянно находятся за кулисами, выпуская на сцену всех участников шоу (а это не только команды) именно тогда, когда этого требует сценарий. Как они связываются с ведущим? Телепатически! Правда-правда, не зря мы говорим про «руки» ведущего: в слаженной команде они просто чувствуют друг друга, зал, игру и любое (хорошее или плохое) изменение в сценарии, реагируя на это немедленно, точно – и незаметно, «естественно». Конечно, каждая команда должна сама знать и помнить о своих выходах, но ведь в суматохе так просто что-то забыть. Ассистенты не допустят этого!
Охрана. Да, да – охрана. КВН, конечно, веселая игра, но это еще и массовое мероприятие, и за порядком на нем тоже должен кто-то следить. В любом случае, охрана должна быть " своя" - в смысле, не разово приглашенная на КВН, а работающая на играх постоянно. И не только на самой игре, но и на генералках, трактах, других работах в зале (пусть и не в полном составе). С охраной постоянно нужно проводить «разбор полетов». Только тогда у вас не будет проблем с пригласительными, абонементами, опаздывающими или вновь приглашенными членами жюри (и теми, кого они вдруг приведут с собой); с администрацией зала по поводу курения в неположенных местах и шатания КВНщиков по всему зданию; с болельщиками, которых часто команды ведут по списку, а то и просто «с собой»; с распахнутыми гримерками, в которых находятся материальные ценности. Наконец, вызывать (не дай бог, конечно! ) милицию и взаимодействовать с ней лучше всего именно ей - вашей охране.
У каждого из этих людей должен быть полный сценарий игры (ну разве что охране он ни к чему). И они должны работать единой командой, понимать друг друга без слов, даже не видя друг друга, на уровне телепатии! Сложно? Только в начале. Ключевая фигура здесь, как мы уже говорили, ведущий. Он осуществляет общий контроль над ситуацией. Он связывает все " шестеренки" в единую " машину". Все это тоже нужно отрабатывать. Да, да, на генеральной репетиции. Именно здесь вы проверяете работоспособность всей системы. Пожалуй, " генералка" – это больше ваша репетиция, чем играющих команд. Относитесь к ней серьезно – все, как на игре: музыка, свет, костюмы, реквизит, службы, люди… А для примера – вот полный сценарий одной из игр Белорусского КВН (см. Приложение 17)
И, наконец, болельщики. Каждый КВНщик знает как тяжело выступать, не имея группы поддержки. С другой стороны, если у команды нет поклонников – видимо, их творчество не слишком радует публику. Это плохо и для вас, организаторов. Вот почему болельщики – такие же " работники" на игре. Из опыта Белорусского КВН известно, что хорошая группа поддержки может принести своей команде до 0, 5 балла за игру. Как? Дело в том, что в КВН (как и во многих видах спорта: фигурном катании, фристайле, конном спорте) оценки жюри имеют определенную долю субъективности от так называемого " общего впечатления". Вот на него-то и могут повлиять болельщики своим аплодисментами, кричалками, экипировкой, задором и энергией. Поэтому группа поддержки команды на игре должна быть подготовлена. Экипировка – достаточно любой мелочи (шарфика, кепки, флажка и т.п.), и вот разрозненная толпа превращается в единую общность людей, движимых общей идеей, каждый участник ощущает себя частью единого целого, а это уже серьезно. Дисциплина – болельщики должны действовать сообща, а значит, должен быть человек, направляющий эту энергию в " мирное" русло, - капитан болельщиков. В идеале он должен быть членом команды или, в крайнем случае, иметь к ней непосредственное отношение. Капитан должен четко знать, когда нужно, когда можно и, самое главное, когда нельзя болельщикам кричать, топать, хлопать, дудеть и т.п. Ведь вместо положительного " давления" на жюри, можно оказать и отрицательное (а это, как вы уже посчитали, до -0, 5 балла за игру). Кроме того, капитан группы поддержки следит за поведением, дисциплиной и внешним видом своих болельщиков. А организаторы на каждой игре должны поддерживать тесный контакт с группами поддержки (в лице капитанов), грамотно их рассадить и проинструктировать.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 445; Нарушение авторского права страницы