Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Круговая схема «Команда против Клуба».



Одно из оригинальных изобретений Белорусского КВН. Весьма интересная схема, при которой в каждой игре первого круга одна из команд играет все конкурсы, а остальные (против нее) - по одному. По итогам игр первого круга отбирается несколько лучших команд (по сумме баллов, набранных за весь первый круг) которые играют финал или выходят во второй этап (если их много), обычно проводимый по правилам олимпийской схемы.

 

Нетрудно догадаться, что данная схема сама диктует количество игр, которые необходимо провести на первом круге, и количество конкурсов в каждой игре - это зависит от количества играющих команд. Также для " чистоты эксперимента" желательно, чтобы жюри на каждой игре было почти одним и тем же. Другой особенностью является необходимость проведения, как минимум, еще одного круга (финала), в который выходят лучшие команды.

Достоинства:

- все команды участвуют в первом круге, а значит, приобретают игровую практику;

- несмотря на участие в каждой игре, команда готовит только одну полноценную игру, а к остальным пишет только один конкурс;

- в каждой игре большинство команд играют " на одной стороне", а это, согласитесь, положительно влияет на взаимоотношения между членами клуба;

Недостатки:

- " балласт" в виде слабых команд вы вынуждены " тащить" до конца первого круга, а может получиться так, что и дальше;

- при изменении количества команд (кто-то ведь может и отказаться от продолжения сезона) придется очень сильно корректировать общую схему, а главное, набранные командами баллы, что внесет большую путаницу;

- нет той напряженности и азарта, которые есть в " олимпийке", никто не выбывает после каждой игры, все находятся в " подвешенном" состоянии.

Схема хороша для небольшого числа команд (от 4 до 7), причем не важно, четного или нечетного. При грамотной начальной расстановке слабые команды перед " своей" игрой уже потренируются в написании большинства играемых конкурсов. Помните: команды нужно учить играть в КВН, а лучшая учеба – это сама игра!

 

" Слабое звено".

Одна из самых простых для понимания схем. В каждом круге проводится только одна игра, в которой принимают участие все команды. Из каждой игры " вылетают" команды, занявшие последние места (одна или более), а остальные в полном составе переходят в следующий круг. Таким образом, до финала добирается столько команд, сколько вам нужно.

Достоинства:

- команды играют, играют и играют (особенно если вылетает по одной команде);

- большое количество команд в каждой игре позволяет сделать более маленькие конкурсы, что облегчает КВНщикам подготовку к ней (это очень полезно для начинающих команд);

- возможность избавиться от " балласта" на любом круге: просто определите, сколько команд должно вылететь в каждой игре (если у вас в сезоне 3 слабые команды, то уже в 1/8 последние 3 места могут отсеяться);

Недостатки:

- команды " варятся в собственном соку": в каждой игре одни и те же соперники;

- в том же соку варятся и зрители, и жюри, которые, возможно, уже на первой игре определили для себя фаворита сезона;

- как ни крути, а финалисту нужно написать за сезон, как минимум, три полноценные игры (хватит ли у молодой, и даже очень перспективной команды на это сил? Не получится ли слабый финал? );

Но если вы не можете по каким-либо причинам проводить в сезоне много игр, то лучшей схемы вам, пожалуй, не найти.

 

" Спаренные" игры.

После игр первого круга (ну… пускай это будет 1/8) команды не выбывают из борьбы, а с набранными баллами переходят в следующий круг (соответственно – в 1/4). Борьба продолжается с того места, на котором закончилась (т.е. с учетом набранных баллов). Так что выбывание происходит не в каждой игре, а по итогам двух этапов. Данную схему можно еще и усложнить. Например, можно отсеивать команды, занявшие последние места, а остальные переводить в следующий круг с набранными баллами.

 

Достоинства:

- каждая команда играет минимум две игры в сезоне;

- в спаренных играх можно сыграть разные конкурсы, полностью раскрыв способности каждой команды;

- проигрывающие после первой серии игр команды получают дополнительный стимул: нужно отыгрываться;

Недостатки:

- вторая игра может потерять интригу, если после первой лидер оторвется, скажем, на 3 балла;

- ну, и вспомните про недостатки «Слабого звена» - здесь они тоже частично присутствуют.

К тому же здесь нужен большой организационный опыт, чтобы качественно сбалансировать набор конкурсов в каждой игре: чтобы и не повторять их (тогда какой смысл в «спарке»? ), и не потерять общую драматургию каждой игры. Да и с составом жюри, критериями оценок и набором максимальных баллов за конкурсы тоже будут вопросы.

Данная схема хороша для тренировки молодых команд, а также в турнире с малым количеством команд, когда отсеивать участников на каждой серии игр невозможно. Можно легко скомбинировать ее со " Слабым звеном": например, играя в " Слабое звено" двумя " потоками", сводя в финале победителей.

 

Каждая из предложенных схем может быть скомбинирована с какой-то другой (другими). Вы можете видоизменять их, подстраивая под реалии вашего сезона (количества команд и необходимого количества игр). У вас может быть много команд, а провести большое количество игр в сезоне вы не можете, или наоборот, у вас совсем мало команд, а запланировано большое количество игр (например, для местного телевидения или для спонсоров). Четко определите свои цели, в том числе, хотите ли вы дать командам подольше поиграть (что правильно! ) или отсеять слабейших уже в самом начале (что тоже правильно). Вы всегда сможете все это сделать, выбрав (придумав) правильную схему сезона, а если получится нечто новое и интересное - скажите нам. Схема сезона – вещь серьезная, так что не поленитесь хорошенько над ней подумать, а еще лучше – позвоните и посоветуйтесь!


Глава шестая, в которой рассказывается о том…

" Какие конкурсы играть"

 

Если сезон продуман, схема его есть, команды о ней знают – пора готовиться к первой игре. Какие конкурсы будут в ней играться? На сегодняшний день их (конкурсов) существует великое множество. И, надо сказать, стараниями КВНовских энтузиастов это количество постоянно увеличивается. Рассмотрим коротко основные критерии подбора конкурсов.

 

Продолжительность игры

К примеру, в игре принимает участие 6 команд. Пускай они сыграют приветствие, разминку, СТЭМ, капитанский и музыкальный конкурс? НЕТ!!! Вы представляете, сколько времени займет ваша, пусть даже очень интересная игра? Вы что, пригласили зрителей " с ночевкой"? Давайте посчитаем: приветствие (6 команд по 5 минут) – 30 минут, разминка (даже если по одному вопросу) – 10 минут, СТЭМ (6´ 4) – 24 минуты, капитанский (6´ 2) – 12 минут, музыкальный конкурс (6´ 7) – 42 минуты, итого (30+10+24+12+42) – 118 минут. Из опыта Белорусского КВН известно, что это " чистое" время нужно увеличить на четверть: ведь слова ведущего, смех в зале, возможные паузы при выступлениях команд и т.д. тоже требуют времени. Итак, 118+118: 4»150 минут, т.е. 2, 5 часа, и это мы еще брали по минимуму. Плохо! Время вашей игры должно приближаться к 2 часам и только в экстренных случаях переваливать за него (но тогда уж будьте любезны предусмотреть антракт). Практика показывает, что при просмотре даже самого веселого КВН, примерно через час у зрителей наступает " яма" в восприятии. Хорошо бы в этот момент их чем-то отвлечь и дать отдохнуть. Лучший отдых для зрителей в зале – переключение внимания. Для этой роли хорошо подходит Разминка (Хоккей), Конкурс болельщиков, а идеально – антракт.

Кроме того, чем больше конкурсов играет команда, тем сложнее ей готовиться, а значит, и результат будет не всегда удовлетворительный. Особенно это касается молодых команд, не имеющих достаточного опыта в написании целых игр. Так давайте сделаем всем приятно: командам дадим поиграть маленькие конкурсы, а зрителей не будем заставлять смотреть неумелую реализацию огромных начинаний.

Наконец, что делать, если в игре не может участвовать большое количество команд, например, в финале, где играет 2 команды? Парадокс заключается в том, что и в этом случае командам проще готовить несколько " мелких" конкурсов, а не пытаться написать одно монументальное произведение на 15 минут.

 

Разноплановость конкурсов

Как известно, долго смотреть одно и тоже скучно. Послушав 15 минут " голых" шуток зритель неминуемо захочет услышать песню. Хотя постоянное пение – отнюдь не самая удачная альтернатива.

Подбирая набор конкурсов для игры, необходимо подумать об их взаимной расстановке. Здесь тоже есть несколько правил. Самое главное из них – похожие конкурсы не должны стоять рядом. Два статичных конкурса (бриз, капитанский, конкурс новостей) не стоит ставить подряд, нужно " развести" их динамичным конкурсом, не похожим по содержанию (поэтому СТЭМ или, например, Конкурс пантомимы больше подойдут, чем Разминка или Хоккей). Аналогично стоит поступить со СТЭМом и Домашним заданием (в сущности, СТЭМ – это один из блоков " домашки", а домашнее задание в первом приближении можно считать сильно растянутым СТЭМом). А по большому счету, их вообще нецелесообразно применять в одной игре. Наверное, не нужно объяснять, что два музыкальных конкурса также не должны " располагаться близко" друг к другу. К тому же большинство из них очень похожи, так что не стоит делать их в одной игре (например, конкурс финальной песни, конкурс единственной песни, конкурс одной песни, конкурс пародии и т.п.).

В КВН нет никаких строгих правил по поводу начала или финала игры. Да, принято начинать с приветствия, но только потому, что оно больше всего для начала игры подходит. Но даже это не аксиома, бывали эксперименты и здесь (например, начинать с разминки).

Чем более разноплановыми будут конкурсы в вашей игре, тем больше удовольствия получит публика и команды. А для этого вам нужно иметь достаточный набор возможных конкурсов (особенно музыкальных, т.к. как правило, именно они получаются большими и громоздкими, что не всегда сочетается с продолжительностью игры), о котором мы, собственно, и говорим в этой главе. Понятно, что и оцениваются разные конкурсы по-разному. Но прежде, чем двинуться дальше, давайте сделаем небольшое отступление и поговорим о не об отдельных оценках, а о системе оценок вообще.

 

Системы оценок

Оценивать КВНовские конкурсы можно по-разному. Коротко остановимся на наиболее распространенных (или хотя бы просто опробованных) системах оценок:

1. Сложение баллов – все оценки, выставленные членами жюри складываются. Самая первая система оценок в КВН. В последнее время возвращена к жизни в играх Высшей лиги Белорусского КВН.

достоинства – наибольшая точность подсчетов, никаких погрешностей;

недостатки – жесткость оценки: каждый балл каждого члена жюри имеет решающее значение.

2. Средний балл – оценки, выставленные членами жюри, складываются и делятся на количество членов жюри. На сегодняшний день наиболее распространенная в КВН система оценок.

достоинства – жесткость первой системы несколько сглаживается при округлении;

недостатки – всегда присутствует определенная погрешность. Команды могут набрать за игру одинаковое количество баллов (по сумме), но из-за погрешности одна из них может получить небольшой перевес (такие случаи бывали).

3. Обсуждение – жюри вообще не поднимают оценок, решение принимается коллективно. В Белорусском КВН не применяется (да и вам не советуем).

достоинства – к ним, наверное, можно отнести отсутствие оценочной неточности;

недостатки – объективность коллективного решения (да еще при отсутствии четких критериев оценки) всегда вызывает сомнения. Да и вообще не понятно, почему такое же решение не может принимать каждый человек самостоятельно.

4. Двоичная (троичная) – каждый член жюри расставляет команды по местам (победил – проиграл), в троичной системе добавляется ничья. Команда, набравшая большее количество голосов, побеждает в конкурсе. В Белорусском КВН успешно применяется в отдельных конкурсах (Хоккей, некоторые варианты капитанского (Дуэль), конкурсы новостей и т.п.).

достоинства – практически полностью «снимается» субъективизм оценок, невозможно завысить или занизить оценку команде;

недостатки – тут проще взять цитату из книги " Мы начинаем КВН" (А. Масляков, М. Марфин, А. Чивурин, М. Щедринский): " …как только одна из команд набирает три очка из пяти возможных, дальнейшая игра со спортивной точки зрения становится бессмысленной. Эта система, кроме того, начисто исключала возможность сравнения выступлений команд в разных играх".

5. Раздельное судейство – функции членов жюри и самого жюри разделены, оценки выставляет несколько " инстанций" (родительский комитет, жюри клуба, зрители и т.п.), потом все это как-то суммируется.

И снова цитата из упомянутой книги: " Дважды устраивались эксперименты с альтернативным жюри, которые оба раза заканчивались скандалом".

 

Выбирая систему оценок, помните – это выбор на весь сезон (равный доступ к победе – помните? ). И ваша ошибка может очень дорого обойтись всем. Поэтому совет: с оценками экспериментируйте в последнюю очередь, когда все остальное будет работать, как часы.

 

Высший балл

А теперь несколько слов о самих оценках, т.к. они также влияют на расстановку конкурсов в игре. Максимальной оценкой в Белорусском КВН принята семерка. Почему? Попытаемся разобраться. Ну, во-первых, оценка " 1" не применяется («кол» - это слишком жестко). Остается шесть. Оценка " 2" – самая низкая из предлагаемых членам жюри – обычно воспринимается ими самими, да и публикой, больше как педагогическая мера воздействия на команду. Вот и остаются те самые пять баллов, к которым мы так привыкли, просто начинаются они не с единицы. По сути дела, мы (члены жюри) при высшей оценке за конкурс «7» оцениваем команды так: «отлично, великолепно, лучше не бывает» - 7 баллов, «очень хорошо, близко к идеалу, практически без слабых мест» - 6 баллов, «хорошо, добротно, качественно, уверенно, есть, над чем работать» - 5 баллов, «неудачно, недотянуто, неслаженно, довольно много дырок» - 4 балла, «слабо по идее, никак по исполнению, шуток практически нет, команда не готова» - 3 балла, «нет конкурса, нет команды» - 2 балла.

Отсюда понятно, почему в Белорусском Клубе веселых и находчивых принято просить члена жюри обязательно объяснять свои оценки, если разрыв между командами по одному конкурсу у него составил больше 3-х баллов. Например, если одной – 3, а другой – 6, то получается, что против профессионалов вышла играть даже не дворовая команда, а вообще непонятно кто. Но ведь вы – дирекция и редактура – так не считаете, иначе команда с 3-мя баллами была бы максимум гостем игры? И в этом случае вы (и зрители, и болельщики), наверное, правы. А член жюри – нет. Это должно заставить вас задуматься над составом жюри следующих игр, но еще до этого пусть он (член жюри) расскажет командам и залу, почему он поставил именно такие оценки. Возможно, у него есть свои резоны. И, возможно, к ним стоит прислушаться.

С уменьшением максимального балла за конкурс шкала оценок практически не изменяется, просто отбрасываются самые плохие. То есть, при 7-балльной системе конкурс с максимальным баллом 4 оценивается по трем критериям: «отлично-хорошо» - 4, «хорошо-удовлетворительно» - 3, «удовлетворительно-плохо» - 2 балла. Ведь максимальную оценку 7 баллов нужно давать только самым большим, сложным и весомым (вообще или в конкретной игре) конкурсам. А, скажем, капитанский конкурс имеет высший балл 4 – из тех соображений, что он, во-первых, небольшой (по крайней мере, должен быть таким по Регламенту и сценарию игры), а во-вторых, чтобы не дать одному капитану проиграть много, тем самым решив судьбу всей команды в этой игре.

Меньше, чем 4, высшая оценка (при 7-балльной системе) быть не может. Оценку ведь не ставить нельзя? А тогда получается (если высший балл - 3), что конкурс оценивается по двоичной системе (3 или 2, напомним, «единиц» нет! ). Если так, то лучше перевести такой конкурс в разряд оцениваемых не баллами, а, например, стрелками (смотри «Системы оценок, двоичная»). И больше 7 баллов в Белорусском КВН не ставят. По опыту известно, что разброса высших баллов от 4 до 7 (4 «категории») вполне хватает и для разделения всех конкурсов игры «по ранжиру», и для построения и реализации командами тактических планов на игру, и для выделения нужных организаторам и редактуре конкурсов в разряды «важный – неважный». Из этих же соображений на стандартных играх КВН высший балл не делается одинаковым для всех конкурсов – обязательно есть разброс хотя бы в 1 балл (лучше - минимум в 2).

Впрочем, на основании вышеизложенных критериев вы можете изобрести и свою систему высших баллов, например, сделав высшей оценкой 10, а низшей - ну, придумайте сами. Но вам придется настолько долго объяснять ее и командам, и жюри, и зрителям (ведь система оценок должна быть понятна на интуитивном уровне ), что стоит задуматься вот о чем: не все изобретения одинаково полезны.

А как баллы влияют на расстановку конкурсов? Да очень просто. Если в начале игры вы сыграете все " дорогостоящие" конкурсы, а потом начнутся конкурсы на четыре балла, то может получиться, что еще до финала вся интрига игры закончится (напоминаем, мы делаем шоу, а оно должно быть интригующим до самого конца). Все-таки лучше, когда последний конкурс оценивается высоко, чтобы в нем кто-то мог отыграться, или наоборот – оторваться.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 503; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.035 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь