Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ОПИСАНИЕ, ПОВЕСТВОВАНИЕ, РАССУЖДЕНИЕ



План.

1. Типы речи и структура текста.

2. Описание.

3. Повествование.

4. Рассуждение.

 

Типы речи и структура текста

Тексты, с точки зрения смысловой организации, представляют собой ие­рархию смысловых частей разной степени сложности и значимости. Способы построения текстов отражают основные функционально-смысловые типы речи: описание, повествование и рассуждение.

Рассмотрим особенности каждого типа речи и определим структуры текстов определенного типа.

Существуют типовые модели построения текста. По своей ор­ганизации тексты можно разделить на тексты «жесткого» и «гибкого» способа построения. «Жесткий» способ подразумевает построение текста по строго за­данной схеме. К текстам «жесткого» способа построения относятся описание (характеристика), повествование, рассуждение (и доказа­тельство). «Гибкий» способ не предполагает наличия какой-либо строгой схе­мы. Построение текста развивается свободно.

Описание

Описание функционально-смысловой тип речи, в котором раскрыва-ются при­знаки предмета (в широком понимании). Продуктом такого типа речи являются тексты-характеристики.

Особенностью текстов-характеристик является то, что каждая группа однородных объектов имеет свои специфические аспекты рассмотрения, от­личные от других групп однородных объектов.

В текстах-характеристиках обычно первый абзац это определение (или тема текста), первое слово (первая строка) каждого следующего абзаца называет подтему. Глагол в текстах-характеристиках всегда употребляется в настоящем времени, которое называ­ется prаesеnce-constantum, т. е. настоящее постоянное. В текстах-характеристиках следование подтем не является свободным, а подчинено оп­ределенным принципам систематизации, опирающимся на традицию и логику.

Одной из разновидностей текста-характеристики является текст-определение: этот вид текстов можно встретить в научных описаниях, в них оп­ределяется научное понятие в какой-либо области знаний. Понятие логиче­ски оформленная общая мысль об объекте, явлении, идея о чем-либо. В тексте устанавливается содержание, наполнение понятия, если предполагается, что одного только определения недостаточно. Это относится к таким типам абст­рактных понятий, которые нельзя представить зрительно, например, стресс (в медицине), рынок (в экономике), жесткость деталей, усталость металла (в машиностроении) и др.

Другой разновидностью текста-характеристики является текст-классификация. Для лю­бой классификации важно не только выделение групп однородных объектов, но и определение признаков или критериев, по которым данная классификация составлена.

Для описания характерны: перечислительная структура однородных компонентов и перечислительная интонация, прямая модаль­ность, соотнесенность видовременных значений. Используются глаголы настоящего времени несовершенного вида; предложения с прямым порядком слов; вводные слова и предложения. Научное описание перечень призна­ков предмета, его свойства, поэтому в таком тексте преобладают именные конструкции (сочетания прилагательных и существительных вызывают в сознании конкретный образ.) Деловое описание перечень примет разыскиваемого лица, пропавших вещей и т. п. В художественных текстах используются сравнение, аналогия, противопоставление и другие фигуры, а также весь арсенал образных средств языка (см. Лекцию 2).

Рассмотрим особенности текстов описаний на конкретных примерах.

А. Описание арабской кухни: Что касается вторых блюд, то здесь предпочтение отдается тушеному и жареному мясу, курам, приготовленным в томате и, конечно же, плову. В качестве гарнира, как правило, подают жареный картофель " фри" или припущенный рис, заправленный томатным пюре или пассированным луком. В плове по-арабски, кроме хорошо знакомых мяса (говядины) и риса, вам встретиться обжаренная во фритюре капуста – цветная или белокочанная, а также изюм, инжир или миндаль.

Цель описания – характеристика.

Объект описания – какой-либо предмет или человек.

Формула описания:

Описание = признак + признак + признак.

Черты описания:

1) Статичность(например, в описании арабской кухни перечислены ее характерные черты, и эта картина статична, в ней нет никакого движения).

2) Описание предмета происходит через описание его качеств или черезхарактеристику действий.

3) Смысловая значимость детали.

4) Одновременность признаков.

5) Логичность –на логической основе должно строиться не только рассуждение, но и описание и повествование.

Светит солнце. Темно. Мигают звезды. Знойный полдень. Дует холодный ветер. Вода замерзла. В этом перечислении признаков природы нет никакой логики, названы несовместимые в природе явления.

6) Признак может убывать или возрастать: описание идет от простого к сложному, от самого значимого к менее значимому, от общего к конкретному.

Жанры описания:

1. Описание человека его внешности, физического и эмоционального состояния. (Булгаков. Мастер и Маргарита. Описание Воланда).

Ни на какую ногу описываемый не хромал, и росту был не маленького не большого, а просто высокого.

Обычно портрет строится по определенной композиционной схеме, которая имеет особое значение, так как цельность и осмыслен­ность образа – основное свойство портрета.

Характерные черты описания человека:

1) Признаки могут обозначать временные и постоянные свойства (внешние черты: цвет глаз, рост) и внутренние качества (характер человека, его увлечения).

2) Основное внимание уделяется связи внешнего и внутреннего.

3) Используется лексика тематической группы части тела, одежда.

2. Описание предмета.

3. Описание пространства: пейзаж, интерьер.

Интерьер: ( Гоголь. Старосветские помещики.)

Стулья в комнате были деревянные, массивные, какими обыкновенно отличается старина; они были все с высокими выточенными спинками, в натуральном виде, без всякого лака и краски; они не были даже обиты материей и были несколько похожи на те стулья, на которые и доныне садятся архиереи. Треугольные столики по углам, четырехугольные перед диваном и зеркалом в тоненьких золотых рамах, выточенных листьями, ковер перед диваном с птицами, похожими на цветы, и цветами, похожими на птиц, – вот все почти убранство невзыскательного домика, где жили мои старики.

Характерные черты описания предмета и интерьера:

Задача – нарисовать словами картину устно так, чтобы она зримопредстала перед слушателями. Поэтому, во-первых, перечисляются все подробности, которые необходимо заметить, а во-вторых, нужно не просто перечислять все признаки подряд, а обратить внимание на главное, т. е. осмысленно отбирать детали и слова, стараясь передать свою мысль, свое отношение к предмету.

1) Описывается взаимное расположение предметов (столики перед диваном и зеркалом).

2) Указываются расстояния (далеко / близко).

3) Основное внимание уделяется внешним признакам предметов.

4) Используется лексика группы (мебель).

Пейзаж:

Характерные черты описания пейзажа:

1) В художественной литературе описание внешнего мира действительности обычно соотносится с внутренним состоянием персонажа (дуб у Л. Толстого, гроза у Н. Островского).

2) Несмотря на то, что картина природы может складываться из признаков, обозначающих видимое, наблюдаемое движение в природе (взбудораженный снег, снежинки забивают глаза, деревья раскачиваются), в сознании человека эти признаки являются статичными.

3) Признаки могут обозначать временные явления и постоянные свойства (вообще свойственные тому или иному времени года, например, осени).

Возможные речевые ситуации для жанров-описаний:

Презентация товара.

«Буржуа» открывает модные цвета 2001 года. В обновленной гамме косметических средств по уходу за кожей можно найти все, что необходимо для создания идеального цвета кожи любого типа. Благодаря современной цветовой гамме оттеночные средства «Буржуа» помогут создать великолепный макияж и сохранить прекрасное настроение.

Презентация – рекламный жанр.

Черты сходства презентации с другими рекламными жанрами.

1) Реклама должна привлекать внимание, следовательно, должна быть наступательной.

2) Должны быть сильные, ударные слова, которые вызывают внимание потребителя (тайна, секрет, загадка, чудо, новый, исключительный, особый, специальный, удача, успех, счастье).

3) Должны быть стимулы, которые помогают вспомнить содержание рекламы в нужный момент.

Слоган – афористичное выражениеглавной идеи.

4) Обязательно указывается названия фирмы-производителя (Буржуа).

5) Используется преувеличение (можно найти все, идеальный цвет кожи, великолепный макияж).

6) Создается положительный образ товара, для этого используются слова, связанные с приятными ощущениями (прекрасное настроение: комфорт, чистота, помогает, избавляет, укрепляет, улучшает. Никто не скажет, что тональный крем может вызвать аллергию.)

7) Направленность на адресата (женщинам адресована).

Презентацию от любого другого рекламного текста отличают следующие признаки:

1) Связана с демонстрацией товара, возможностью опробовать товар. В рекламе только обещают, а на презентации показывают. На презентации происходит моделирование ситуации объективной оценки. У человека создается впечатление, если я это потрогал, это действительно так и есть.

2) Большая роль личности и личного контакта. Создается иллюзия знакомства. Начинаешь доверять человеку, который рекламирует товар, поскольку непосредственно видишь его и общаешься с ним. Такой человек не может обмануть, следовательно, товар хороший. Моделируется ситуация доверия. Часто на презентацию приходят известные люди, которые являются авторитетами и кумирами.

3) Действуетпринцип избранности: меня пригласили, я это увидел первый, должен попробовать, т.к. никто еще не попробовал.

4) Презентация – это расширенное описание товара. Дается более подробная информация о товаре. Обязательно описывается, как конкретно функционирует данный товар, какой его состав, способ применения (тональный крем выравнивает оттенок кожи век и помогает сохранить макияж глаз неизменный в любой ситуации).

5) Используются специальные клише (сегодня мы представляем).

6) Презентируется всегда новый товар.

Текст путеводителя.

Экскурсия.

Сравним путеводитель по Италии и экскурсию по Ватикану.

Сходство:

1) Большая информативностьтекстов.

2) Используются наречия места (главный вход в Ватикан – с правой стороны площади Святого Петра, скульптура находится недалеко от главного входа).

Черты различия можно представить в виде следующей таблицы.

Путеводитель по Италии   Экскурсия по Ватикану  
1) Текст путеводителя более абстрактный.   1) Текст экскурсии более конкретный, комментарий привязан к определенному месту.
2) Текст более функциональный, его назначение – дать информацию для практического использования, отсюда вытекают все его свойства: обязательно дается информация о денежной единице (денежная единица Ватикана ватиканская лира), об официальном языке (латинский, итальянский).   2) Основная функция текста экскурсии – информативная, текст дает общекультурологическую информацию (Собор Святого Петра – самый большой христианский храм в мире. Здесь находится среди прочих шедевров скульптура Микеланджело " Пьета" (положение во гроб).
  3) Используются специальные клише (посмотрите направо, рядом с этим зданием вы можете увидеть).

Повествование

Повествование функционально-смысловой тип речи, в котором говорится о развивающихся действиях, состояниях, процессах, событиях.

Повествование как способ изложения используется для передачи инфор­мации о действиях и событиях, развивающихся в хронологической последова­тельности. Схематически текст-повествование можно представить в виде цепочки, каждое звено которой обозначает этап действия или события во временной по­следовательности

действие 1 или событие   действие 2   действие 3

и т. д.

Для повествования ха­рактерны: семантические ряды глаголов со значением последовательности действий; смена временного плана в формах глагола; видовые формы глагола со значением воз­никновения и мгновенности действия; глагольные формы с обозначением возникнове­ния действия или признака; обстоятельственные слова со значением временной по­следовательности, а также даты, цифровые и другие обозначения времени; союзы со значением чередования, сопоставления или возникнове­ния действия.

Композиционная структура художественного текста-повествования обычно представлена такими частями, как экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.

В научной литературе повествование представлено в текстах био­графических справок, об истории научных открытий или изучения какой-либо научной проблемы и в характерных для науки текстах о процессах, т. е. о по­следовательной смене этапов, стадий какого-либо явления; изменениях или развитии какого-либо объекта; последовательности работы механизма, прове­дении эксперимента.

Рассмотрим особенности текстов повествования на конкретных примерах.

И. Иртеньев " Лесная школа".

Шел по лесу паренек,

Паренек кудрявый,

И споткнулся о пенек,

О пенек корявый.

И про этот про пенек,

Про пенек корявый,

Все сказал, что только мог,

Паренек кудрявый.

Раньше этот паренек

Говорил коряво.

Научил его пенек

Говорить кудряво.

Цель – последовательно рассказать о событии, показать ход его развития (что было сначала, что потом, чем закончилось).

Объект повествования – развивающиеся действия.

Признаки повествования:

1) Динамичность – постоянная смена временных планов.

2) Действия и состояния имеют характер уточнения или хронологического развития (шел, споткнулся).

3) Логическая временная последовательность.

В.М.Шукшин «Срезал».

В прошлом году Глеб срезал полковника – с блеском, красиво. Заговорили о войне 1812 года... Выяснилось, что полковник не знает, кто велел поджечь Москву. То есть он знал, что какой-то граф, но фамилию перепутал, сказал Распутин. Глеб Капустин коршуном взмыл над полковником... И срезал. Переволновались все тогда, полковник ругался... Бегали к учительнице домой –узнавать фамилию графа-поджигателя.

1) Глаголы сов.в. прош.вр. (срезал, заговорили, знал, перепутал, переволновались, ругался, бегали; шел, споткнулся, сказал, научил). Благодаря таким глаголам, сообщающим о том, что делает предмет и что происходит с ним, мы как бы присутствуем при событии (такие глаголы употребляются в сказках: Посадил дед репку).

2) Причинно-следственные и временные связи (в прошлом году, раньше). Предложения связаны отношениями во времени и могут подразумеваться слова: сначала, потом, тогда, затем, наконец.

3) Сопоставительные союзы (не только, но и; как, так и).

Повествовательные жанры.

Пересказ.

Пересказывать можно реальную ситуацию, которая произошла с рассказчиком или кем-то другим и какой-либо текст.

Вот как бы один школьник пересказал другому содержание романа " Евгений Онегин": Ну, главный герой этой книги – франт. Зовут его Евгений. Он приезжает в деревню, а там такая дыра и дядька его как назло умер. Короче, там мужик один был, Ленский, Володька, по-моему, что ли. Дружили-дружили, а потом друг друга постреляли, ну, ты понимаешь, любовь-морковь. А дальше я еще не прочитал.

Характерные черты пересказа:

1) Жанр разговорной речи.

2) Пересказ ведется свежо, непринужденно и естественно,

3) Используется разговорная лексика (дыра, как назло, мужик, любовь-морковь).

4) Рассказчик обращается непосредственно к слушателям (ты понимаешь).

5) Обязательно присутствует оценка событий с точки зрения автора (видно, что юноша рассказывает).

2. Комментарий динамического видеоряда, например, голос за кадром в кинофильмах. В кинофильме " 17 мгновений весны" это черта является настолько характерной особенностью, что оказала влияние на другой жанр – жанр анекдота (Штирлица поймали, расстрел был назначен на понедельник. " Ну и неделька начинается", подумал Штирлиц. Пошел Штирлиц по грибы, но грибов не оказалось. «Странно», – подумал Штирлиц и грустно шагнул в сугроб). " Берегись автомобиля" (лирическое отступление о погоне: Погоня! Какой современный детектив обходится без этого).

Характерные черты комментария:

1) Выполняет не информативную функцию, а носит характер краткого дополнительного сообщения.

2) Отстраненность говорящего: взгляд со стороны, обо всем говорится в 3 лице, как личность автор не присутствует (подумал Штирлиц).

3) Обычно не используются средства выразительности.

3. Рассказ о себе.

Характерные черты рассказа о себе:

1) Жанр разговорной речи.

2) Используется разговорная лексика.

3) Дается максимум информации личного свойства.

4) Активно используются гиперболы (всю жизнь занимаюсь спортом, мне всегда не везет).

6) Многое зависит от коммуникативной установки. Рассказ о себе своей подруге или другу будет отличаться от того, что мы сообщаем о себе, когда приходим устраиваться на работу.

 

Рассказ о себе новой подруге   Резюме при устройстве на работу
1) Ситуация оби-ходно-бытового общения.   1) Ситуация официально-делового общения.
2) Максимальная искренность.   2) Дается информация, которая не всегда соответствует действительности. Очень часто такое резюме напоминает брачные объявления. Нужно писать все, что знаете о себе хорошего: каких вершин карьеры уже достигли, в каких областях преуспели. Какими владеете иностранными языками, какие знаете специфические компьютерные программы, имеете ли водительские права. Описываете какой вы замечательный человек: общительный, работоспособный, любящий дальние командировки и т.д. Проверять ваши россказни никто не будет, но если в вашем рассказе будет заметно какое-то противоречие или вы в порыве чувств наградите себя всеми мыслимыми и немыслимыми человеческими достоинствами, работодателя это насторожит.
3) Особое внимание обращаем на свои увлечения. 4) Обязательная информация: возраст, семейное положение, образование.

Рассуждение

Рассуждение функционально-смысловой тип речи с обобщенным причинно-следственным значением, опирающимся на умозаключение. Суть рассуждения в объ­яснении какого-либо утверждения или в обосновании истинности какой-то основной мысли (тезиса) другими суждениями (аргументами).

Разновидностями текстов рассуждения как типа речи являются собственно рассуждение и доказательство. Оба типа текста имеют одну схему построения: посылка (тезис) + ар­гументы = вывод. Различие между рассуждением и доказательством состоит в том, что в рассуждении в качестве вывода может появиться новое умозаклю­чение, которого не было в посылке, а в доказательстве с помощью аргументов подтверждается или от­рицается то умозаключение, которое вынесено в каче­стве вывода, т. е. вывод повторяет или отрицает тезис.

В рассуждении и доказательстве в качестве аргументов могут выступать описание и повествование, но в целом структура текста подчинена схеме рас­суждения (доказательства).

В целом в рассуждении как функционально-смысловом типе речи преобладают при­чинно-следственные отношения. Содержание, цель высказывания и характер смысло­вых отношений определяют композиционные и языковые особенности рассуждения. В рассуждении обычно имеютсятри части: 1) часть, содержащая основное положение, мысль, которая будет объясняться или доказываться; 2) объяснительная или доказательная часть, содержащая аргументы, и, наконец, 3) заключительная часть (подтверждение основного тезиса или новый тезис). Используются: служебные слова, указывающие на причинно-следственные отношения; специальные слова-скрепы, указывающие на последовательность мыслей; вопросно-ответный ход.

Пушкин. Капитанская дочка:

– Сторона мне знакомая, – сказал дорожный. – Слава богу, исхожена и изъезжена вдоль и поперек.

Это высказывание является рассуждением, т. к. доказывается наличие признака в предмете (сторона знакомая) на основе причинных связей с другими признаками (исхожена и изъезжена во всех направлениях), причем эти признаки не физические, зримые, а отвлеченные.

Признаки рассуждения:

Как уже отмечалось, в структуре рассуждения выделяются три части:

1. Тезис – положение, которое доказывается (основная мысль).

2. Аргументы – положения, с помощью которых обосновывается правильность тезиса. Аргументы должны:

– не противоречить друг другу, быть логически безупречными;

– должны быть даны в определенной последовательности, способствующей наилучшему воздействию на слушателей, т. е. рассуждению свойственна логическая последовательность: все, не относящееся к доказательству, опускается.

3. Вывод из сказанного, который объединяет отдельные положения, примеры, аргументы, в форме обобщения или заключения. (Таким образом, доказано, что… Глеб жесток, а жестокость никто, никогда, нигде не любил ещё). Обобщение должно логически вытекать.

Таким образом, рассуждение – цепь логически связанных между собой тезисов, идя по которым мы можем прийти к выводу. Есть главная мысль, и тезисы-аргументы должны быть привязаны друг к другу через модель потому что.

Дополнительные элементы рассуждения:

1. Иллюстрации – примеры (эпизоды, цифры, цитаты).

2. Оценка: позитивная или негативная: а) Оцениваться может достоверность, вероятность текста, трудность восприятия: конечно, трудно поверить, сомнительно, легко заметить, хорошо, что; б) Могут использоваться слова, которые указывают на эмоциональную оценку изображаемого: к сожалению, к счастью, удивляет тот факт, что, рад, что; в) Слова, которые выделяют авторскую позицию: по-моему, на наш взгляд, автор полагает, я думаю; г) Фразеологизмы со значением оценки: оставляет желать лучшего, быть на уровне чего-л., узкое место (о недостатках), общее место, называть вещи своими именами; д)Тот, кто выдвигает тезис, как правило, положительно оценивает высказывания, подтверждающие тезис, и отрицательно – высказывания, вступающие с тезисом в противоречие.

3. Связки, которые соединяют аргументы в логически правильный текст.

1) Глаголы:

– глаголы, фиксирующие логику текста: начать, перейти, продолжить, сопоставить;

– глаголы, фиксирующие аргументацию: приводить примеры, ссылаться, опираться, аргументировать, обосновывать, иллюстрировать, подтверждать, доказывать, сравнивать, сопоставлять, соотносить, противопоставлять, исходить, цитировать;

– глаголы, используемые для обобщения: делать вывод, приходить к выводу, подводить итоги, подытоживая, обобщая, суммируя.

2) Фрагмент, содержащий типичную информацию, водится словами: как правило, типично, характерно, обычно, чаще всего, в большинстве случаев, как принято, как всегда.

3) Указание на источник информации выражается словами: по мнению, данным, утверждению, словам, соображениям, сообщению, как утверждает, отмечает, замечает, сообщает, указывает, считает, говорит, пишет.

4) Используются слова, которые указывают на расположение какого-л. фрагмента в тексте: начнем с, перейдем к, прежде всего, выше отмечалось, я уже говорил, итак, в заключение.

5) Используются обстоятельства причины, следствия, цели и слова с этим значением (поэтому, потому что, далее, помимо, поскольку).

6) Вводные слова: во-первых, во-вторых, следовательно, итак.

7) Для связи отдельных частей используются сложные предлоги, союзы, устойчивые сочетания: вследствие, остановимся на, отметим следующее, перейдем к.

8) Причастные и деепричастные обороты (стороны, определяемых словами; чувствуя тепло твоего каблука).

Рассуждения имеют обычно вневременной, глобальный обобщающий характер. В художественной литературе рассуждения автора обычно обнаруживаются в авторских отступлениях, замечаниях, комментариях по поводу описываемых событий, поступков, персонажей.

Афоризмы Петра Яковлевича Чаадаева:

Говорят про Россию, что она не принадлежит ни к Европе, ни к Азии, что это особый мир. Пусть будет так. Но надо еще доказать, что человечество, помимо двух своих сторон, определяемых словами – запад и восток, обладает еще третьей стороной.

Религия начинается с веры в то, что она хочет познать: это путь веры; наука принимает что-л. на веру, лишь подтвердив это путем ряда совпадающих фактов: это путь индукции; и та и другая, как видите, разными путями приходит к тому же результату – познанию.

Иногда рассуждения автора рассчитаны на комический эффект.

И. Иртеньев " Похвала движению".

По небу летят дирижабли,

По рельсам бегут поезда,

По синему морю корабли

Движенье в природе играет

Большое значенье, друзья,

Поскольку оно составляет

Основу всего бытия.

А если в процессе движенья

Пройдешь ты, товарищ, по мне,

То это свое положенье

Приму я достойно вполне.

И, чувствуя вдавленной грудью

Тепло твоего каблука,

Я крикну: " Да здравствуют люди,

Да будет их поступь легка! "

В таком рассуждении, рассчитанном на комический эффект, обычно используются обыденные, тривиальные и примитивные суждения, в отличие от серьезных рассуждений, которым свойственны оригинальность и яркость мысли.

Жанры-рассуждения.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 4888; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.1 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь