Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Лекция 5. Идеология и ее роль в жизнедеятельности современного общества.



Лекция 5. Идеология и ее роль в жизнедеятельности современного общества.

 

Вопросы:

1. Предмет, теория и методология изучения идеологии белорусского государства.

1.1. История возникновения термина идеология и его трактовки.

1.2. Особенности, структура и функции идеологии.

2. Классификация политических идеологий.

3. Основные идеологии современности.

3.1. Либерализм

3.2. Консерватизм.

3.3. Социализм

 

Цель лекции:

1. познакомимся с содержанием понятия идеология, рассмотрим структуру и функции идеологии;

2. выясним какую роль идеология играет в современном обществе;

3. познакомимся с классификациями принятыми в современной науке;

4. приступим к изучению мировых идеологий современности.

 

 

Предмет, теория и методология изучения идеологии белорусского государства.

Мы сегодня продолжаем работу по обязательному модулю «Политология», в рамках которого приступаем к изучению входящего в данных модулю курса «Основы идеологии белорусского государства».

Курс «Основы идеологии белорусского государства» как является составной частью обязательного модуля «Политология».

 

В ходе изучения курса Вы:

1. познакомимся с целым комплексом теоретических положений, объясняющих феномен идеологии и ее роль в жизнедеятельности общества;

2. изучим содержание основных идейно-политических течений современности;

Пример Древняя Индия – брахманизм – религиозно-мифологическое учение (брахманы, кшатрии, вайшью, шудры).

Миф о Пуруши – космическом великане.

Переходить из касты в касту нельзя

Реинкорнация

Более глубоко идеи в жизни общества и государства оказались закреплены с формированием религиозных представлений. Религиозные идеи, как и мифы древности, основывались на вере в сверхъестественное, однако имели более четкую структуру и были более исторически зрелыми. Они содержали сведения о происхождении человека и всего, что его окружает, они определяли нормы поведения как в общественной, так и повседневной жизни.

Так в Древнем Китае сформировались специфические религиозно-философские идеи, которые в последующем легли в основу государственной идеологии. Наиболее известными древнекитайскими религиозно-философскими учениями, являются конфуцианство и легизм.

Конфуцианство.

 

Фундаментальную роль во всей истории этической и политической мысли Китая сыграло учение Конфуция (551–479 гг. до н.э.).

 

Демонстрируется слайд (6):

Конфуцианство – этико-политическое учение в Китае. Основы конфуцианства были заложены в VI в. до н.э. Основатель: Конфуций (551–479 гг. до н.э.). Произведения: «Лунь юй» («Беседы и высказывания»), «Го юй» («Речи царств»).

 

Учение Конфуция основывается на том, что в основе общественной жизни лежит Воля Неба.

«Делай все, что соответствует воле неба, и не делай того, что ей противоречит»

Конфуций.

 

Воли Неба соответствовала центральная в идеологии конфуцианства идя гуманности – любви младших к старшим, детей к родителям, подчиненных к начальникам. Опираясь на эти воззрения, Конфуций развивал патриархально-патерналистскую концепцию государства. Государство трактуется им как большая семья. Власть императора («сына неба») уподобляется власти отца, а отношения правящих и подданных – семейным отношениям, где младшие зависят от старших. Подданные должны строго соблюдать заранее установленные правила поведения (этикета), равняться на образцовое, идеальное поведение старшего человека.

Политическая этика Конфуция в целом направлена на достижение внутреннего мира между верхами и низами общества и стабилизации правления. Помимо чисто моральных факторов он обращает внимание и на необходимость преодоления процессов поляризации богатства и бедности среди населения. Отвергая бунты и борьбу за власть, Конфуций высоко оценивал блага гражданского мира.

Отрицательно относился Конфуций также и к внешним войнам, к завоевательным походам китайских царств друг против друга или против других народов («варваров»). Не отвергая в принципе сами гегемонистские претензии китайских правителей.

Изображаемая Конфуцием социально-политическая иерархия строится на принципе неравенства людей: «темные люди», «простолюдины», «низкие», «младшие» должны подчиняться «благородным мужам», «лучшим», «высшим», «старшим». Тем самым Конфуций выступал за аристократическую концепцию правления, поскольку простой народ полностью отстранялся от участия в управлении государством.

Правда, его политический идеал состоял в правлении аристократов добродетели и знания, а не родовой знати и богатых, так что предлагаемая им идеальная конструкция правления отличалась от тогдашних социально-политических реалий и благодаря этому обладала определенным критическим потенциалом. Но в целом для Конфуция и его последователей, несмотря на отдельные критические замечания и суждения, характерно скорее примиренческое и компромиссное, нежели критическое отношение к существовавшим порядкам.

Будучи сторонником ненасильственных методов правления, Конфуций призывал правителей, чиновников и подданных строить свои взаимоотношения на началах добродетели. Государственная власть должна управлять на основании добродетели, а не законов. Отрицательное отношение Конфуция к позитивным законам (фа) обусловлено их традиционно наказательным значением, их связью (на практике и в теоретических представлениях, в правосознании) с жестокими наказаниями.

Легизм.

Демонстрируется слайд (7):

Легизм – одно из направлений китайской политической мысли. Основатель: Гунсунь Ян (390– 338 гг. до н.э.), известным под именемШан Ян – государственный деятель и реформатор, правитель области Шан царства Цинь, один из основателей школы «законников» (фацзя). Произведение: «Шан цзюнь шу» («Книга правителя области Шан»), IV в до н.э.

 

Шан Ян выступил с обоснованием управления, опирающегося на законы (фа) и суровые наказания. Жестокие законы, по его мнению, являются основным (если не единственном) средством управления.

В целом вся концепция управления, предлагаемая Шан Яном, пронизана враждебностью к людям, крайне низкой оценкой их качеств и уверенностью, что посредством насильственных мер (или, что для него то же самое, – жестоких законов) их можно подчинить желательному «порядку». Причем под «порядком» имеется в виду полнейшее безволие подданных, позволяющее деспотической центральной власти мобильно и без помех манипулироватьими как угодно в делах внутренней и внешней политики.

Существенное значение в деле организации управления Шан Ян и его последователи наряду с превентивными наказаниями придавали внедрению в жизнь принципа коллективной ответственности. Причем этот принцип, согласно легистам, выходил за круг людей, охватываемых семейно-родовыми связями, и распространялся на объединение нескольких общин (дворов) – на так называемые пятидворки и десятидворки, охваченные круговой порукой. Внедренная таким путем система тотальной взаимослежки подданных друг за другом сыграла значительную роль в укреплении централизованной власти и стала существенным составным моментом последующей практики государственного управления и законодательства в Китае.

Древнекитайские концепции конфуцианства и легизма, т.е. идеи управления государством на основании закона и принуждения были нацелены на решение такой важной для каждого государства и общества задачи как стабильность.

Как видим, понятие «идея» возникло давно и играло значительную роль в жизни каждого человека и государства. Однако, решение о создании науки об идеях сформировалась относительно недавно. Термин «идеология» был введен в научный оборот в XVIII в. французскими мыслителями Антуаном Дестютом де Траси, Пером Жаном Жоржем Кабанисом (1757–1808), К.Ф, Вольнеем и др.

 

Слайд 8

Антуан Луи Клод Дестют де Траси (фр Antoine Louis Claude Destutt de Tracy; 20 июля 1754 — 9 марта 1836) — видный французский философ, политик и экономист, в ввел в научный оборот термин «идеология». Труд: «Элементы идеологии».

 

На протяжении всего периода существования отношение к понятию «идеология» менялось, да и сам термин наполнялся разным содержанием. В XVIII в. Под термином «идеология» понималась наука об общих законах происхождения идей и чувственного опыта.

Слайд 9

Идеология – наука об общих законах происхождения идей и чувственного опыта.

 

Согласно представлениям де Траси идеи правят миром, они формирую общественную мораль которая, в свою очередь, определяет стратегию и тактику государственной политики.

Положительное отношение к данному понятию сохранялось представителей школы идеологов в конце XVIII – начала XIX в.

 

Слайд 10

Вольней Буажире Константен Франсуа, 1757-1820)- французский просветитель, историк, политический деятель. Подверг критике религиозное учение, религию, фанатизм отметил реакционную роль духовенства. Стремился дать научное объяснение происхождения: и эволюции религии.

 

Так, Константин Франсуа Вольней (1757–1820 гг.), французский просветитель, философ и политический деятель, считал, что в основе всех действий людей лежит стремление к удовлетворению личного интереса, отвращение к страданию и себялюбие. В то же время правильно понятый личный интерес может превратиться в общественный, в будущем народы поймут значение общественного счастья, обретут свою силу в идее равенства, богачи склоняться к умеренности и починят свои частные интересы общественным.

Слайд 12

Идеология позволяет превратить личные интересы в общественные и тем самым определить цели и задачи жизни общества и государства.

Идея об общественном счастье легла в основу его программы объединения народов в «Генеральные штаты Европы», которые должны были действовать на базе принципов «Декларации прав человека».

 

Слайд 12.

Заслугой мыслителей школы идеологов этого времени является то, что им удалось осуществить систематизацию значительного круга идей, мыслителей предшествующего и современного им общества. Это привело к формированию политических идеологий, таких как либерализм, анархизм, консерватизм, социализм.

В XIX в. отношение к идеологиям приобретает негативную окраску. Это было связано с тем, что революционные потрясения XIX в. (революции в Испании и Португалии в 1820–1823 гг., в Италии 1820–1821 гг., в Греции 1821–1829 гг. и т.д.) показали, как идеи, систематизированные мыслителями в особые теории, превращаются в социально-значимые ценности, а затем и в символы веры. В связи с чем термин идеология приобретает негативную окраску. Это понятие начинают трактовать как нечто оторванное от действительности, как спекулятивную, умозрительную конструкцию.

В последующем отношение к понятию «идеология» развивается в двух направлениях, которые существуют параллельно друг другу. Так К.Маркс и Ф. Энгельс подходили в анализу идеологии с классовых позиций. Каждому классу присуща своя идеология.

 

Слайд 13

Карл Маркс (5 мая 1818, Трир, – 14 марта 1883, Лондон) – немецкий философ, социолог, экономист, писатель, поэт, политический журналист, общественный деятель. Фридрих Энгельс (28 ноября 1820, Бармен (ныне Вупперталь) – 5 августа 1895, Лондон) — немецкий философ, один из основоположников марксизма, друг и единомышленник Карла Маркса и соавтор его трудов.

 

Марксизм рассматривал идеологию как часть надстройки над экономическим базисом (основа), рассматривая идеологию как некое конструирование мнимой реальности, которая не соответствует действительности. Действительность в идеологии в идеологии предстает в искаженном виде. Таким образом, идеология превращается в ложное сознание. С точки зрения марксизма

Слайд 14

Политическая идеология – это система идей, взглядов, представлений, содержащая теоретическое осмысление политического события с точки зрения интересов определенных классов.

 

К. Маркс и Ф. Энгельс не считали свое учение идеологией. Термин «научная идеология» принадлежит В.И. Ленину, который применил его к марксизму, показав, что марксизм является идеологией пролетариата. Фактически тем самым за сторонниками марксизма признавалась непогрешимость их политических решений. «Научная идеология» приобрела статус средства защиты и оправдания любых политических решений, вплоть до силовых средств, что присуще идеологам тоталитарного типа.

Огромное влияние на формирование современных подходов к пониманию термина «идеология» оказала концепция немецкого социолога К. Маннгейма.

 

Слайд 15

Карл Маннгейм (27 марта 1893, Будапешт — 9 января 1947, Лондон) — родившийся в Венгрии немецкий и британский философ и социолог еврейского происхождения, один из создателей социологии знания. Труд: «Идеология и утопия»

 

Занимаясь разработкой методологии социологии, К. Маннгейм пытался понять, почему у людей принимающих участие в совместной деятельности возникают обще проблемы, понятия и формы мышления, интересы, в связи с чем у них формируется свое собственное восприятие мира, отличное от восприятия людей, которые занимаются иным видом деятельности. Маннгейм считал, что идеология имеет тесную связь с психикой человека, она не отделима от нее. В связи с этим он рассматривал идеологию как

 

Слайд 16

Идеология – способ социально-бытового мышления, которое выступает как орудие коллективного действия в общественной жизни и политике. Идеология – это разновидность сознания, которое невозможно воспринять с помощью эмпирического (чувственного) опыта, играющего по отношению к действительности стабилизирующую и охранительную роль.

 

К. Маннгейм считал, что идеология по своей сути консервативна. Кроме того, К. Мангейм осуществил классификацию идеологий.

 

Слайд: 17

Классификация идеологий К. Маннгейма: 1. Радикальные тоталитарные идеологии – это идеологии эпох или конкретной исторической социальной группы, которые охватывают все мировоззрение, придают своеобразие всей структуре сознания этой эпохи или группы. 2. Частичные идеологии – действуют только на психологическом уровне

 

К Маннгейм как и К.Маркс считал, что идеология – это идеи, характерные для той или иной группы людей или социального слоя, которые являются более или менее осознанным искажением действительности.

На рубеже XIX–XX вв., когда в политическую сферу начало включаться все большее и большее количество людей, идеология превратилась в один из самых влиятельных факторов общественной жизни. Это привело к изменения понятия «идеология». Результатом этого стало использование понятия «идеология» для обозначения политических доктрин.

 

Слайд 18.

Идеология – политическая доктрина

 

Однако, нет основания для того, чтобы ограничивать содержание данного термина исключительно политической сферой. Дело в том, что на ход истории влияют различные идеи – экономические, исторические, философские и др. Таким образом, идеологию не следует воспринимать как совокупность исключительно политических идей, т.к. в этом случае выпадают ее экономическая, социальная, философская и другие составляющие элементы. Кроме того, идеология, как совокупность идей, идеология выполняет в обществе целый ряд функций, выступает в качестве важного условия существования человеческого общества.

В начале XXI в. понятие идеология приобрело огромное количество трактовок:

Слайд 19-20.

Идеология – совокупность идей, выражающих интересы своего носителя (представители различных профессий, социальных слоев, государства). Идеология – совокупность политических убеждений и установок (идеологии либерализма, консерватизма, феминизма, экологизма и т.д.) Идеология – совокупность идей, отражающую экономическую структуру общества (идеологии богатых и бедных, производителей и потребителей, экономического развития и т.д.) Идеология – идеи, которые обслуживают и оправдывают определенные виды общественной практики.

Все эти трактовки по свой сути безусловно имеют отношение к идеологии отражают те или иные стороны данного понятия. В современной политической науке встречаются следующие 2 определения понятия идеология, обобщающие все разнообразия трактовок данного термина:

Слайд 21-22.

Идеология – это социально значимая, теоретические оформленная система идей, в которой отражаются интересы определенных слоев и которая служит закреплению или изменению общественных отношений. Идеология это объединяющий систематизированный способ социально-группового мышления.
Идеология – это система идей, взглядов, представлений, чувств и верований о целях развития общества и человека, а также средствах и путях достижения этих целей, воплощенных в ценностных ориентациях, убеждениях, волевых актах, побуждающих человека (людей) в своих действиях стремиться к целям, которые он (они) перед собой поставил(и).

Сущность идеологии заключается не только в том, что она представляет из себя совокупность идей, взглядов, ценностных установок и верований, но и в том, что она имеет тесную связь с мировоззрением и нормами поведения людей; она придает смысл тем или иным изменениям, которые происходят в обществе, объясняет и оправдывает возникающие в обществе новые явления, структуры, и это оправдание базируется на системе ценностей и идеалов, которые существуют в данном обществе.

Кроме того, идеология – это рационально-эмоциональное восприятие и оценка мира и жизни, которое позволяет человеку найти свое место в мире, определились свою жизненную стратегию и наиболее приемлемый путь. (человек знакомиться с окружающим его миров, в том числе и обществом, он определяет для себя приемлемое поведение (безусловно оно должно согласоваться с нормами существующими в обществе), определяет свои жизненные цели и ориентиры, а также пути их достижения; кроме того, он знакомиться с огромным комплексом разнообразных идей, которые существуют как в обществе, так и в мире в целом (последнее стало особенно актуальным с связи с развитием internet) и исходя где-то из своих личных интересов, где-то из своих убеждений становиться носителем тех лили иных идей (идеологии) – старается найти единомышленников, т.к. как когда-то сказал Аристотель – «человек – существо политическое», он не может без общения, т.е. не может жить оторванным от общества и без него, т.к. это не позволит сформироваться его личности). Таким образом, идеология – это еще и специфический «реактор», который вырабатывает идеалы, цели и ценности, к которым следует стремиться и которые желательно реализовывать в действительности.

 

Слайд 23

1.2. Особенности, структура, функции и виды политической идеологии.

Идеология – это сложная, динамически развивающаяся система, для которая обладает характерными для нее особенностями, признаками, структурой и функциями.

Особенности идеологии:

 

Слайд 24-28

1. Идеология это интегральное образование, обладающее высоким уровнем духовно-психологического воздействия на массы; 2. Идеология – это форма общественного сознания; 3. Идеология неразрывно связана с интересами определенных социальных групп; 4. Идеология выражает потребности развития тех или иных социальных групп или общества в целом 5. Идеология не придумывается учеными, политиками или экспертами, она не заимствуется из чужого опыта, она формируется на основании опыта накопленного народом и впитывает в себя такие понятия как «нравы», «обычаи», «традиции» и т.д.; 6. Идеология неразрывно связана с общественной психологией; 7. Идеология политически ориентирована и способна выражать интересы, мировоззрение и идеалы различных субъектов политики (наций, классов, политических партий, общественных движений); 8. Идеология выступает в качестве особого способа социализации (Что такое социализация? ); 9. Идеология призвана способствовать включению народа или страны в общемировой контекст цивилизационного, социально-политического и социокультурного развития

 

1. Идеология в процессе формирования включает в себя все существенные компоненты общественного сознания, социальные настроения и преобразует их. В последующем идеология представляет из себя не только совокупность идей, воззрений и мифов, но включает и верования, обычаи, стереотипы, ритуалы, а иногда даже предрассудки, настроения и мнения (Пример: миф+традиция: на стадии становления государства существовала теория о том, что правитель (царь, князь, король) является ставленником Бога на земле, исходя из этой теории покушение на него и его власть считалось грехом и подлежало соответствующему наказанию; ритуал: в Западной Европе католическая церковь занимала главенствующее положение по отношению к государству, т.е. духовная власть считалась выше светской (теория 2-х мечей), вновь вступающий на трон монарх обязан был получить разрешение на коронацию со стороны папы римского, после чего происходила коронация в стенах церкви; предрассудки: провозглашение принципов политической свободы, но становление целого ряда ограничений, женщины низшие существа, их удел семья и дети – не имеют права участвовать в политической жизни общества; борьба с предрассудками как в общественной, так и политической сфере жизнедеятельности общества и государства, связанными с расовыми различиями (США)).

2. Носителям взглядов и идей являются люди. Сфера интересов человека весьма разнообразна: это и политика и экономика, и искусство, и философия, и наука, религия, право, поэтому взгляды на мир которые присущи тому или иному человеку находят воплощение во всех этих сферах и проявляется как общественное сознание. В то же время идеология не сливается ни с одной из этих сфер, она вносит в общество идеи, которые позволяют людям объединиться, выступать как нечто единое целое.

6. Идеология неотделим о человека, т.к. именно человек являет генератором тех или иных идей, а потому она тесно связана с привычками человека, его настроением, стремлением, побуждениями, верованиями, сомнениями, эмоциями, а также установками, выражающими готовность индивидов и групп к определенной активности (Пример: Российская империя на кануне Октябрьской революции: шла Первая мировая война, люди хотели мира, хотели стабилизации обстановки, а поскольку изначально царское правительство, а в последующем и временное правительство не дало им этого, то коммунистическая партия, выступающая с лозунгами прекращения войны, установления мирной жизни, установления равенства нашла поддержку среди широких масс населения, поскольку последние не только поверили призывам компартии, но и были готовы к определенным видам действий, для того, чтобы достичь поставленных целей).

7. Идеология определяет цели политик и средства их достижения, она вырабатывает ориентиры политической деятельности, выявляет наиболее приемлемые пути ее реализации, мобилизует широкие слои для участия в политических действиях. В то же время взаимодействие политики и идеологии должно быть умеренным, т.к.

· если идеологии становиться излишне политизированной, то политики начинают использовать идеологию в своих личных целях, а также для оправдания своих действий, в особенности если они имеют негативные последствия для развития государства и общества в целом, при этом в меньшей степени учитываются интересы социальных групп, слоев и т.д.

· если политика становиться излишне идеологизированной, то политические лидеры не могут адекватно оценивать сложившуюся в обществе и государстве обстановку, улавливать новые тенденции и сдвиги в политической сфере, а значит и эффективно решать возникающие проблемы (Пример: политический, экономический и социальных кризис в СССР во второй половине ХХ в.).

8. Дети и юноши знакомятся с определенными идеалами, ценностями, убеждениями, стремлениями, установками, которые присущи обществу в котором они живут.

9. Сегодня для мирового сообщества характерны такие приоритеты как защита и обеспечение прав и свобод человека, формирование высоких стандартов образования и культуры, поддержание мира на земле и т.д. На эти ценности необходимо ориентироваться любому государству, которое заинтересовано во взаимодействии с мировым сообществом. Эти ценности являются приоритетными сегодня для всех государств, что играет консолидирующую функцию на мировой арене, а значит, основываясь на этих идеалах и строится взаимодействие между государствами, а также определяются направления их деятельности как внутри государства, так и за его пределами.

Структура идеологии

Структура идеологии включает в себя множество граней и уровней.

Слайд 29:

С труктура идеологии имеет следующие элементы:

мировоззрение
убеждения ценности нормы принципы Цели Воля к действию идеалы
Социально-политические взгляды и концепции Экономические взгляды Юридические нормы
               

Слайд: 31

Убеждения - это представления людей об обществе и путях его развития, в которые люди верят. Через убеждения происходит переход от знания к практической деятельности, формируются мотивы участия в жизни общества.

Слайд 32:

Ценности - это значимые для людей явления или предметы (материальные блага, духовные и нравственные качества, идеи и др.), в существовании которых люди заинтересованы.

Ценности выступают как ориентиры в деятельности человека, как своеобразные сверхзадачи, которые определяют ближайшие цели и пути их достижения. Так, например, ценность личности обусловливает цель построения демократического социального правового государства, способствующего ее полноценному существованию и гармоничному развитию.

Слайд 33

Принципы - это практически значимые идеи, определяющие нормы поведения и деятельности (например, принципы гуманизма).

Слайд 34

Нормы - это общепризнанные правила поведения и деятельности, существующие в виде запретов, дозволений и обязательств (например, правовые и моральные нормы).

Слайд 35:

Идеалы - образец, прообраз, понятие совершенства, высшая цель стремлений.

Слайд 36

Цельидеальный или реальный предмет сознательного или бессознательного выбора и стремления субъекта, а также конечный результат социального действия.

Слайд 37:

Воля – способность субъекта действовать независимо от ограничений, налагаемых на него внешней природной или социальной средой.

Мировоззрение является духовным основанием для идеологии. Оно представляет из себя синтез научных знаний (или религиозных верований), идеалов, ценностей, убеждений, исторического и повседневного опыта человека и человечества. От мировоззрения зависит какой будет идеология. (Пример: либерально мировоззрение составит основу либерально-демократической идеологии; консервативное – консервативной и т.д.). Мировоззренческие идеи воплощаются в социально-политических взглядах и концепциях (Пример: человек считает, что основной ценностью является человеческая жизнь, что он имеет право на самореализацию и достойную жизнь, в социально-политической сфере это выразиться в том, что он будет отстаивать права и свободы граждан, за развитие социальных программ со стороны государства и т.п.). С политическими концепциями тесно связаны экономические взгляды, представления и теории (Пример: деятельность политических сил находит воплощение в экономической сфере – идея свободы во всех сферах жизнедеятельности общества, представителей классического либерализма, в экономической сфере воплотилась в том, что должны развиваться различные виды собственности, должна развиваться рыночная экономика, которая действует по своим законам и для которой характерны свои механизмы функционирования, при этом государства никоим образом не должно вмешиваться в эти процессы). Из политических и экономических концепций и теорий выводятся правовые нормы (отношения в государстве обществе регулируются на основе НПА, экономическая и политическая деятельность в том числе, при чем это не зависит от формы правления государства и господствующем в нем политическом режиме: даже при наличии абсолютной монархии или тоталитарного режима в государстве, в любом случае правительство (правитель) издает правовые нормы, которые регулируют жизнедеятельность государства).

Тесно связаны с предыдущими элементами идеологии нравственные убеждения и принципы (о чем мы уже говорили ранее). С ними постоянной взаимодействуют художественно-эстетические идеалы, воплощающие в себе эмоциональную область освоения и восприятия человеком окружающего мира. В процессе которого человек оценивает явления действительности - прекрасных или безобразных, возвышенных или низменных, трагических или комических. На этих представлениях базируется внутренний духовный ми человека, его повседневное поведение, ценностные ориентации и жизненные установки.

Структура идеологии неразрывно связана с функциями, которые она выполняет.

Слайд 38:

Функции идеологии: 1. мировоззренческая 2. спекулятивная 3. оценочная 4. социально-преобразовательная 5. коммуникативная 6. воспитательная 7. нормативная 8. интегрирующая 9. целеполагающая

Слайд 39

1. мировоззренческая функция связана с тем, что идеология создает определенную модель существующего общественного устройства, положения человека в обществе, по-своему объясняет социальный мир и дает человеку возможность ориентироваться в мире политики, как своего рода схема или карта.

Слайд 40

2. спекулятивная функция - конструирование возможного общественного строя и программы достижения этого будущего. Это выражается в создании общественно-политических программ, содержащих цели, задачи, методы и средства их достижения;

Слайд 41.

3. оценочная функция состоит в предоставлении оснований для оценки социальной действительности с позиции интересов носителя данной идеологии. Одно и то же социальное явление разными субъектами воспринимается неодинаково и оценивается различным образом;

4. социально-преобразовательная функция заключается в ориентировании масс на преобразование общества в соответствии с теми целями и идеалами, которые провозглашены субъектами данной идеологии;

Слайд 42

5. коммуникативная функция заключается в опосредовании общения, передачи социального опыта, связи поколений;

6. воспитательная функция заключается в целенаправленном формировании особого типа личности, соответствующего ценностям определенной идеологии;

7. нормативная функция задает социальному субъекту систему образцов (правил) социального поведения и деятельности;

Слайд 43.

8. интегрирующая функция заключается в объединении людей посредством обоснования единства их интересов, укреплении целостности политического сообщества;

9. мобилизующая функция заключается в организации деятельности определенного слоя, класса или иной социальной общности для реализации своих идеалов, целей;

Слайд 44.

10. целеполагающая идеология формулирует цель (цели), которая способна увлечь на активную деятельность. Способ целеполагания призван выражать потребности исторического развития в четко сформулированных целях.

Особенностью этого способа проявляется в том, что призывы и требования идеологии выступают в четко сформулированной форме, а выдвигаемые цели вбирают в себя исторический опыт предшествующих поколений, несут особенности образа жизни и менталитета данного народа.

 

Классификация идеологий.

Идеологическая панорама современного мира сложна и многообразна. В ней существуют и сталкиваются, соперничают друг с другом идеологии различного масштаба, уровня и степени влияния. Важное значения для понимания всего этого разнообразия идеологических течений имеет их классификация или типологизация.

Классификация идеологий может быть осуществлена по различным основаниям:

Слайд 45-47

по субъектам политики по сферам общественной жизни и направлениям деятельности политиков по масштабу распространения и числу приверженцев по социально-политической парадигме методам его осуществления и технологиям социальных изменений идеологии принято
государственная партийную, корпоративную, групповую экономическую, социальную, культурную, демографическую глобальные, локальные частичные правые левые центристские радикальные консервативные умеренные

 

Слайд 48

Глобальные идеологии претендуют на выработку общего для всего человечества понимания мира, универсальной программы жизнедеятельности, единых принципов существования общества и государства, а также их экономического и политического устройства.

 

К таким идеологиям, как правило, относят либерализм, консерватизм, социализм и национализм (в его разновидностях).

Слайд 49

Локальные идеологии обычно формируются отдельными обществами и государствами, не претендуют на универсальную значимость и выражают потребности внутреннего регулирования отношений между властью и обществом в отдельной стране.

Такие идеологии формируются на специфической национальной почве, но испытывают влияние глобальных идеологий, которые они воспринимают и усваивают в соответствии с традициями и культурными особенностями тех стран и регионов, где они действуют.

 

Слайд 50

Частичные идеологии отличаются более узким диапазоном распространения и отражают интересы отдельных социальных слоев и групп.

 

В данном случае можно говорить о классовой, корпоративной, групповой, партийной идеологии. Конкретным проявлением наличия частичных идеологий является многопартийность. Частичные идеологии нередко воспринимают, заимствуют и трансформируют в своем содержании и способах проявления элементы локальных и глобальных идеологий.

Слайд 50


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 614; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.089 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь