Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Английский утопизм представлен взглядами английского мыслителя Роберта Оуэна.



Роберт Оуэн (1771 – 1858) родился в Ньютауне (Уэльс) в семье ремесленника. Став управляющим одним из крупнейших текстильных предприятий Англии, начал проводить радикальные реформы по улучшению условий жизни и турда рабочих на фабрике Нью-Ленарке (Шотландия).

 

Роберт Оуэн - считал, что:

- основным виновником всех социальных зол является частная собственность, которую для достижения справедливого общественного строя следует упразднить;

- основа социальных перемен - прогресс производительных сил, постпромышленного производства;

- в лоне капиталистических отношений зародится новый строй, достичь который можно последовательным созданием условий для облегчения труда путем законодательства;

- ячейку грядущего строя будет составлять коммуна - небольшое поселение, обеспечивающее себя всем необходимым и действующее на основе коллективного труда всех членов, общественной собственности, всеобщего и полного равенства.

Оуэн, как и Фурье, выступает против революционных преобразований. Революция может вспыхнуть только в случае крайней нужды. Для того, чтобы этого избежать имущие классы должны провести социальные реформы, направленные на улучшение материального положения трудящихся (неимущих).

Мыслитель выступает за развитие рабочей кооперации, создание «обменных банков» и «меновых базаров». Он считает возможным обращение к филантропам с целью оказания финансовой помощи в создании коммунистических поселений. Основой будущего социального устройства должна стать самообеспечивающаяся коммуна. Коммуны объединяются в федерации национального и международного масштаба. На едином геополитическом пространстве вводится единое законодательство и порядок управления.

Управление общиной основывается на возрастных различиях:

· 1-я группа – дети до 5 лет получали начальной образование и оказывали помощь старшим;

· 2-я группы – дети от 5 до 10 лет, продолжают учиться и занимаются общественно полезным трудом;

· 3-я группа – (от 10 до 15 лет) занята домашним трудом и подготовкой к производственному и сельскохозяйственному труду;

· 4-я группа (от 15 до 20 лет) – основные производители материальных благ;

· 5-я группа (от 20 до 25 лет) – руководят производством и воспитанием;

· 6-я группа (от 25 до 30 лет) – занята сохранением и распределением материальных благ;

· 7-я группа (от 30 до 40 лет) – занята вопросами внутреннего управления общиной;

· 8-я группа (от 40 до 60 лет) – осуществляет внешние сношения;

· 9-я группа (старейшины – старше 60 лет) – им принадлежит учредительная власть.

Оуэн разработал конституцию, которая характеризовала устройство коммун. Согласно данному документу в коммуне должен действовали коллективный труд, общественная собственность, равенство прав и обязанностей входящих в нее лиц. Общество, основанное на взаимном уважении, заботе о подрастающем и старшем поколениях, не нуждающихся в принудительных мерах и санкциях.

Оуэн предпринял попытку реализовать свои идеи в США. Эта попытка потерпела неудачу.

 

Анархистский социализм (анархизм). Еще одной формой социалистической идеологии является анархизм (от греч. anarchia - " безвластие'), основанный на отрицании всех форм принуждения. Как идеология анархизм сложился в 40-70-е гг. XIX в. и был распространен в Швейцарии, Франции, Италии, Испании и России. Самыми яркими его представителями были Пьер Жозеф Прудон (1809-1865), Жорж Сорель (1847-1922) (Франция), Макс Штирнер (1805-1856) (Германия), Михаил Александрович Бакунин (1814- 1876), Петр Алексеевич Кропоткин (1842-1921) (Россия), и др. В отличие от утопического социализма, который видел в государстве инструмент для достижения благополучия людей и социального прогресса, анархисты считали государство средством принуждения и ущемления свободы граждан. Поэтому они отказывали государству в праве на ведущую роль в развитии общества и высказывались за его полное уничтожение (в том числе органов государственной власти, суда, армии и т. д.). Анархизм проповедует ничем не ограниченную свободу каждой личности, причем основой такой свободы, по их мнению, является равенство, а основой равенства - безвластие. Идеальное общество для анархистов представляется в виде лишенной аппарата чиновников и централизации свободной федерации автономных ассоциаций групп, общин, областей и народов с уравнительными принципами распределения материальных благ. «Государстео должно раствориться в обществе, организованном на началах справедливости», - утверждал М. Бакунин. В силу отрицания государства анархисты также негативно относились к политическим средствам и инструментам борьбы, в том числе к политическим партиям и организациям, поскольку они стремятся воздействовать на государственную власть или ее завоевать. Достижение своих целей анархисты видели не в революционных преобразованиях, а в эволюционном изменении социальных систем, основанном на изменении самих народных масс благодаря образованию и росту их общественного сознания.

Марксистский социализм (марксизм). Марксизм как политическая идеология начал оформляться в 40-е гг. XIX в., когда в Западной Европе обострились проблемы и противоречия капиталистического общества, и стали очевидными негативные стороны его развития: возникли первые экономические кризисы перепроизводства, углубилось социальное неравенство и расслоение общества, возросла эксплуатация и нищета трудящихся масс. Основатели марксизма немецкие мыслители К.Маркс (1818-1883) и Ф.Энгельс (1820-1895) предложили концепцию общественного развития, которая претендует на статус единственно верной научно обоснованной общественной теории, объясняющей законы исторического развития человечества и способной обеспечить равенство и справедливость во всех формах и для всех людей. Марксизм представляет собой сложное, многоаспектное и даже противоречивое соединение философских учений (диалектики Гегеля (1770-1831), антропологи ческого материализма Л. Фейербаха (1804-1872), воззрений французских социалистов утопистов К. А. Сен-Симона и Ш. Фурье), политической и экономической теории (политэкономия А. Смита и Д. Рикардо). Его основными позициями являются: материалистическая диалектика как объяснение исторического процесса и развития общества; критика существовавшего несправедливого капиталистического экономического и политического строя; учение о коммунизме как проект построения справедливого общественного устройства. Необходимо также отметить, что, несмотря на крайне отрицательное отношение основателей марксизма к идеологии, как к искаженному представлению о реальности, и претензии на научность своего учения, марксизм был в первую очередь именно идеологией. Недаром, впоследствии В. Ленин провозгласил марксизм идеологией пролетариата.

Важнейшим мировоззренческим основанием марксизма является материализм (от лат. materialis - вещественный), согласно которому материя признается первичной и единственной объективной реальностью, составляющей основу всего существующего. Материя вечна и бесконечна, несотворима и неуничтожима. В противоположность идеализму, принимающему за исходное начало дух, идею, сознание, мышление, в материализме сознание и мышление рассматриваются как свойства высокоорганизованной материи, которые возникают на определенной стадии ее развития и совершенствуется в зависимости от материальной практики людей. Как и либералы, марксисты придерживаются идеи неудержимого прогресса, однако усматривают его основу не в развитии человеческой личности, а в действующих в материальном мире внутренних законах-противоречиях, вызывающих самодвижение и саморазвитие материи от простейших форм к более сложным и высокоорганизованным (диалектический материализм). Диалектический материализм лежит также в основе марксистского понимания общества и истории, согласно которому материальное производство определяет все общественные отношения (в первую очередь люди создают материальные условия жизни, и только потом пишут стихи, занимаются политикой и т. п.). Производя материальные блага, люди становятся в определенные отношения не только к природе, но и друг к другу, поэтому совокупность производственных сил и производственных отношений является базисом. Этот базис определяет характер и тип общественных отношений, или надстройки (общественные взгляды и идеи, нравственные, религиозные, философские, художественные ценности, политические институты и учреждения). Материальным источником саморазвития общества являются противоречия высокоразвитых про изводительных сил и устаревших производственных отношений, а движущей стой развития - классовая борьба (с одной стороны, стремление угнетенных классов обрести свободу, обладать результатами своего труда и политической властью; а с другой стороны, желание господствующих классов сохранить выгодные для них производственные и общественные отношения). Причиной существования классов и классовой борьбы является частная собственность на средства производства. Марксизм рассматривает исторический процесс как последовательную смену общественно-экономических формаций (первобытнообщинной - рабовладельческой - феодальной - капиталистической - коммунистической), когда переворот в производстве и экономике (базисе) вызывает революционное изменение во всей общественной жизни (надстройке).

К. Маркс и Ф. Энгельс пришли к выводу, что к 40-м гг. XIX в. капитализм уже стал тормозить общественное развитие, а заложенные в нем противоречия резко обострились. Одна пара противоречий - это капитал в лице буржуазии и труд в лице пролетариата, другая - человек и результаты его труда. Человек труда не является господином результатов своей деятельности и отчужден от них. В связи с этим в соответствии с диалектическими законами развития общества обосновывается историческая неизбежность коммунистической революции, которая по мысли основателей марксизма, окончательно уничтожит все противоречия, избавит человека от отчуждения и эксплуатации и приведет общество к последней коммунистической (от лат. communis – «общий») формации, основу которой составит общественная собственность. Силой, способной совершить мировую революцию и построить новое коммунистическое общество марксисты считали пролетариат.

Первой фазой коммунистической формации является социалистическое общество, в котором будет уничтожена частная собственность, являющаяся причиной отчуждения и эксплуатации в экономической сфере, произойдет переход к общественной собственности, централизованному планированию, государственному распределению материальных благ, будет внедрен в жизнь приоритет коллективных и общественных интересов над личными. В борьбе за новое общество руководящая роль отводится пролетарской коммунистической партии, которая для более полной интеграции различных элементов новой социальной структуры сращивается с государством, превращается во властную структуру и устанавливает диктатуру пролетариата, который станет господствующим классом. Однако, поскольку государство возникает по причине существования частной собственности, и служит интересам эксплуататорских классов, оно должно отмереть и быть постепенно заменено системой общественного самоуправления при окончательном переходе к бесклассовому гражданскому коммунистическому обществу. Общественная собственность и равенство всех людей обеспечит социальную однородность человечества, в результате чего связи между людьми и руководство обществом утратят политический характер, а сама политика исчезнет как форма человеческой деятельности.

Коммунистическое общество предполагает также формирование человека нового типа. По мнению марксистов, все человеческие пороки возникают из-за эксплуатации, экономического неравенства, несправедливости и других социальных противоречий, которые порождают безнравственные отношения между людьми. Усовершенствование общества неизбежно приведет к усовершенствованию человеческих качеств - после отмирания частной собственности и товарно-денежных отношений человек полностью и навсегда освободятся от расчета, корыстных соображений и всего, что порождала погоня за материальной выгодой. При коммунизме предполагается господство моральных стимулов к труду, труд на общее благо будет восприниматься как труд на собственное благо, как способ самовыражения и самореализации человека. Определяющую роль при этом играет наивысшее развитие производственных сил и изобилие материальных благ, в результате чего в коммунистическом обществе будет реализован принцип «от каждого по способностям, каждому по потребностям». При этом считается, что человек достигнет настолько высокой культуры, что будет предъявлять обществу лишь разумные потребности, «а не нелепые претензии и прихоти». Коммунизм предполагает не только наделение всех людей материальными благами - по мысли К. Маркса и Ф. Энгельса, коммунизм на высшей стадии своего развития совпадает с гуманизмом, когда общество на основании равного доступа к материальным благам обеспечит подлинную свободу и одинаковые условия для всестороннего развития всех творческих сил и способностей человека.

В начале XX в. марксизм раскололся на две противоборствующие ветви: ленинизм (большевизм) и социал-демократию, на основании которых в рамках социализма сформировалось два новых идеологических течения.

Марксизм-ленинизм (большевизм). Ленинизм (революционный марксизм, или большевизм) представляет собой радикальную идеологию, названную по имени вождя пролетарской революции в России В. (Ульянова) Ленина (1870-1924). В. Ленин перевел марксистскую теорию в плоскость политики и революционной борьбы в конкретных исторических условиях, для чего абсолютизировал марксистскую концепцию революционного насилия и учение о классовой борьбе и диктатуре пролетариата, допуская все средства для достижения целей революции. Отказавшись от принципа марксизма об одновременном переходе к социализму наиболее развитых стран мира с капиталистическим производством и мощным рабочим классом, он выдвинул идею о России как «слабом звене» в цепи капиталистических стран и выступил с требованием немедленного революционного и насильственного захвата власти, слома буржуазной государственной системы, экспроприации частной собственности и превращения ее в общественную (государственную) собственность. На базе этой идеологии была осуществлена Октябрьская революция 1917 г. в России и сделана попытка построения социализма в отдельной стране (сначала в СССР, а затем в других государствах социалистического блока). В результате в СССР произошло обобществление производства, коллективизация села, становление однопартийной системы и превращение партии большевиков в высшую властную и идеологическую структуру, обладающую разветвленным аппаратом функционеров.

В течение многих десятилетий XX в. социалистическая идеология была государственной в СССР и других социалистических странах. В современных условиях, несмотря на распад Советского Союза и блока социалистических государств в начале 1990-х гг. и сужение сферы влияния, социалистическая идеология в марксистско-ленинской трактовке сохраняет достаточно прочные позиции в отдельных обществах. В одних государствах (Китай, Вьетнам, Северная Корея, Куба) она является господствующей, а в других выступает в качестве одной из форм идеологического и политического плюрализма.

Демократический социализм (социал-демократия). Во второй половине XIX - начале XX века в рамках деятельности рабочего Интернационала произошло оформление нового направления социалистической идеологии - демократического социализма на основе размежевания с марксизмом по вопросу отношения к капитализму и выбора пути развития социализма. Социал-демократы отказались от насильственных революционных методов преобразования и выступают за постепенное реформирование капиталистического общества и рыночной экономики в интересах трудящихся не на ос нове классовой борьбы, а с помощью социального партнерства, ценностей гуманизма и демократии при сохранении гражданского мира. С точки зрения социал-демократов, социализм — это не конкретный общественный строй, а процесс внедрения социальной справедливости в общественную жизнь. Лозунг реформистского социализма: «Конечная цель, какой бы она ни была, - ничто, движение - все».

Виднейшими теоретиками социал-демократической идеологии являются Д.М. Кейнс (1883-1946), Э. Берштейн (1850-1932), В. Либкнехт, Ф. Лассаль, Э. Вандервельде, Г. Фольмар, К. Каутский, О. Бауэр. Старейшие социал-демократические партии были основаны в Германии (1869), Дании (1871), Испании (социалистическая рабочая партия 1879), Норвегии (рабочая партия 1887), Швеции (1889), Великобритании (Лейбористская (трудовая) партия 1900) и др. В целях согласования своей политики ведущие социал- демократические партии и организации создали в 1951 г. Социалистический Интернационал, в который в настоящее время входит более 130 политических партий. Социал-демократия сыграла огромную роль в формировании современной общественно-политической системы и идейно-политической ситуации в современном мире, в связи с чем XX век называют столетием социал-демократии. Основываясь на принципах христианской этики, гуманизма и классической философии, соединенных с принципами свободы и справедливости, социал-демократия показала себя способной изменяться вместе с изменениями социальной действительности - она смогла интегрировать достижения разных направлений политической мысли (в том числе марксизма и либерализма) и создать идеологию, выражающую интересы широких слоев западного общества - рабочих, интеллигенции, предпринимателей. После Второй мировой войны социал-демократы путем демократических выборов неоднократно приходили к власти во многих западноевропейских странах (Франция, ФРГ, Австрия, Швеция, Нидерланды и др.). Например, Норвежская рабочая партия более 60 лет являлась правящей в своей стране, а Социал-демократическая партия Швеции находится у власти с 1932 г. В некоторых западноевропейских странах на базе социал-демократической идеологии удалось сформировать реально действующие «модели социализма». Наибольшую известность получили шведская (или скандинавская) и германская модели социализма. Характерными особенностями шведской модели являются: создание за сравнительно короткий период высокоэффективной экономики; обеспечение занятости практически всего трудоспособного населения; ликвидация бедности; создание самой развитой в мире системы социального обеспечения; достижение высокого уровня грамотности, духовного и культурного развития. В тех европейских странах, где социал-демократы долгое время находились у власти или оказывали влияние на правительство, был достигнут самый высокий уровень жизни и социальной защиты людей.

В программных документах и практической деятельности социал-демократов можно отметить следующие основные принципы и приоритеты.

· Первостепенное внимание уделяется вопросам социальной политики, которая включает развитую централизованную государственную систему социального обеспечения, с одной стороны призванную удовлетворить основные нужды всех граждан, а с другой - специально ориентированную на проблемы бедных, пожилых и неимущих; охрану здоровья людей; современную доступную для всех систему образования (причем выражается уверенность, что равенства возможностей можно достичь в результате усилий в сфере образования, а не посредством полицейских ограничений или бюрократического регулирования). Социальное равенство, свобода и демократия, по мнению социал-демократов, достигаются путем повышения качества жизни всех граждан, что дает возможность каждому человеку создавать материальные и духовные условия для раскрытия своих способностей во всех сферах жизнедеятельности общества. Именно в социальной сфере лежит основное отличие социал-демократов от консерваторов и либералов. Последние исходят из того, что государство должно обеспечивать своим гражданам лишь политические свободы, достойный уровень образования и справедливое налогообложение, первые же, признавая все эти ценности, требуют от государства построения надклассового общества, в котором будут созданы социальные и экономические предпосылки для реализации свободы каждого, но свобода индивида, группы или класса не будет наносить ущерба свободе другого. Таким образом, социализм в данной форме идеологии выступает скорее реально действующей нравственной категорией, в отличие от марксизма и ленинизма, где это явление имеет, прежде всего, экономические и политические характеристики и только на стадии коммунизма призвано породить нового нравственного человека.

В политической сфере социал-демократы ориентируются на демократию, многопартийность и идеологический плюрализм, признают необходимость свободных выборов, стремятся достигнуть согласия всех политических сил при решении важнейших проблем, гарантируя при этом соблюдение прав личности и меньшинства, утверждают незыблемость принципов правового государства и поощряют активное участие граждан в политической жизни. Социал- демократы признают возможность смены правительства исключительно мирными парламентскими средствами и отрицают все формы диктатуры. Цель построения демократического социализма в политической сфере - реализация политической свободы и полного политического равенства, обеспечение прав и свобод гражданина. В международных отношениях социал-демократы большое внимание уделяют политике мира, ориентированной на мирное сосуществование различных государств и их безопасность.

• Экономическая платформа социал-демократии основывается на концепции смешанной, или плюралистической экономики (многоукладная рыночная экономика, предполагающая развитие частной, общественной и государственной форм собственности), предполагающей элементы государственного планирования и сохранение рынка как регулятора производства. Социал-демократы считают возможным поставить капитал в такие условия, чтобы он служил интересам всего общества, из чего вытекает формула «рынок - насколько возможно, государственное регулирование - насколько необходимо». Регулируя рыночные отношения, государство должно обеспечивать эффективное сочетание экономического роста, занятости населения, стабильных цен, справедливого распределения доходов и защиты малоимущих. Однако это не означает, что социал- демократы выступают за государственное регулирование всех экономических процессов, они стремятся к многообразию форм эффективно работающей экономики. В связи с обострением глобальных социальных и экологических проблем социал-демократы выработали новый подход к традиционной экономической трактовке прогресса, согласно которой научно-техническое и экономическое развитие человечества должно автоматически привести к решению всех социальных и экологических проблем. Социал-демократы утверждают, что неконтролируемое развитие производительных сил вызывает рост деструктивного влияния на окружающую среду, угрожающего уничтожением природных основ жизни на Земле. Задачей демократического социализма в этой сфере является экологическая перестройка индустриального общества, на базе понимания окружающей среды не только как источника ресурсов для экономики, но как основы ответственного бережливого хозяйствования для деятельности всех индивидов, предприятий, государств и человечества в целом.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 408; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.028 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь