Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Предмет, теория и методология изучения идеологии белорусского государства.
Мы сегодня продолжаем работу по обязательному модулю «Политология», в рамках которого приступаем к изучению входящего в данных модулю курса «Основы идеологии белорусского государства». Курс «Основы идеологии белорусского государства» как является составной частью обязательного модуля «Политология».
В ходе изучения курса Вы: 1. познакомимся с целым комплексом теоретических положений, объясняющих феномен идеологии и ее роль в жизнедеятельности общества; 2. изучим содержание основных идейно-политических течений современности; Выясним какие идеи, ценности, принципы и цели лежат в основе идеологии современного белорусского государства. На сегодняшней лекции мы с вами:
Слайд 2
Приступая к изучению курса «Основы идеологии белорусского государства» необходимо, прежде всего, выяснить, что обозначает термин «идеология». Понятие «идеология» образовано от двух древнегреческих слов «эйдос» - идея и «логос» - учение, т.е. с этимологической точки зрения понятие «идеология» дословно переводится как учение об идее.
Слайд 3.
Как видим одним из ключевых компонентов термина, является понятие «идея». Так, что же оно обозначает. В культурный оборот понятие «идея» в Европе оно было введено древнегреческими философами Демокритом и Платоном.
Слайд 5.
В их учениях идея являлась первичной по отношению к реально существующему миру. Идеи воспринимались мыслителями как модель, образец для объектов материального и духовного мира. (сперва возникает идея, как отражение в разуме человека мира идеального, и только позже человек стремиться ее воплотить в жизнь). Платон – учение об идеях стало основой его концепции идеального государства (философы-воины-ремесленники), Демокрит – теория о существовании атомов (неделимых форм – неделимых идей), которые постоянно перемещаются, они не одинаковые, они взаимодействуют и создают окружающую нас действительность. Однако не следует считать, что термин «идея» возник из неоткуда и являлся абстрактной конструкцией, искусственно созданной философами. Под данным термином понимали Слайд 5
Первоначально наиболее значимы идеи были заключены в мифах. В отличие от современников, которые отождествляют мифы со сказками, люди жившие н земле много веков назад верили в них. И именно эти мифы объединяли людей, показывали как им следует жить, являлись своеобразным руководством к действию, кроме того, мифы раскрывали идейные предпосылки возникновения человеческой цивилизации (позволяли людям понять откуда они появились). К числу таких идей относились вопросы о происхождении человека и общества, происхождении общественных устоев. Изначально все эти идеи были зафиксированы в мифологии. При этом следует помнить, что к мифам люди относились несколько иначе, чем мы это делаем сегодня. Они не воспринимали их как сказку, они черпали из них знания. Слайд 5
Пример Древняя Индия – брахманизм – религиозно-мифологическое учение (брахманы, кшатрии, вайшью, шудры). Миф о Пуруши – космическом великане. Переходить из касты в касту нельзя Реинкорнация Более глубоко идеи в жизни общества и государства оказались закреплены с формированием религиозных представлений. Религиозные идеи, как и мифы древности, основывались на вере в сверхъестественное, однако имели более четкую структуру и были более исторически зрелыми. Они содержали сведения о происхождении человека и всего, что его окружает, они определяли нормы поведения как в общественной, так и повседневной жизни. Так в Древнем Китае сформировались специфические религиозно-философские идеи, которые в последующем легли в основу государственной идеологии. Наиболее известными древнекитайскими религиозно-философскими учениями, являются конфуцианство и легизм. Конфуцианство.
Фундаментальную роль во всей истории этической и политической мысли Китая сыграло учение Конфуция (551–479 гг. до н.э.).
Демонстрируется слайд (6):
Учение Конфуция основывается на том, что в основе общественной жизни лежит Воля Неба. «Делай все, что соответствует воле неба, и не делай того, что ей противоречит» Конфуций.
Воли Неба соответствовала центральная в идеологии конфуцианства идя гуманности – любви младших к старшим, детей к родителям, подчиненных к начальникам. Опираясь на эти воззрения, Конфуций развивал патриархально-патерналистскую концепцию государства. Государство трактуется им как большая семья. Власть императора («сына неба») уподобляется власти отца, а отношения правящих и подданных – семейным отношениям, где младшие зависят от старших. Подданные должны строго соблюдать заранее установленные правила поведения (этикета), равняться на образцовое, идеальное поведение старшего человека. Политическая этика Конфуция в целом направлена на достижение внутреннего мира между верхами и низами общества и стабилизации правления. Помимо чисто моральных факторов он обращает внимание и на необходимость преодоления процессов поляризации богатства и бедности среди населения. Отвергая бунты и борьбу за власть, Конфуций высоко оценивал блага гражданского мира. Отрицательно относился Конфуций также и к внешним войнам, к завоевательным походам китайских царств друг против друга или против других народов («варваров»). Не отвергая в принципе сами гегемонистские претензии китайских правителей. Изображаемая Конфуцием социально-политическая иерархия строится на принципе неравенства людей: «темные люди», «простолюдины», «низкие», «младшие» должны подчиняться «благородным мужам», «лучшим», «высшим», «старшим». Тем самым Конфуций выступал за аристократическую концепцию правления, поскольку простой народ полностью отстранялся от участия в управлении государством. Правда, его политический идеал состоял в правлении аристократов добродетели и знания, а не родовой знати и богатых, так что предлагаемая им идеальная конструкция правления отличалась от тогдашних социально-политических реалий и благодаря этому обладала определенным критическим потенциалом. Но в целом для Конфуция и его последователей, несмотря на отдельные критические замечания и суждения, характерно скорее примиренческое и компромиссное, нежели критическое отношение к существовавшим порядкам. Будучи сторонником ненасильственных методов правления, Конфуций призывал правителей, чиновников и подданных строить свои взаимоотношения на началах добродетели. Государственная власть должна управлять на основании добродетели, а не законов. Отрицательное отношение Конфуция к позитивным законам (фа) обусловлено их традиционно наказательным значением, их связью (на практике и в теоретических представлениях, в правосознании) с жестокими наказаниями. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 487; Нарушение авторского права страницы