Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Идеологические доктрины социализма.



Идеи социализма (от лат. socialis – «общественный») о социальном равенстве и справедливости известны с глубокой древности. Как политическая идеология социализм сформировался в начале XIX в., а сам термин был введен в научный оборот в 1833 г. французским мыслителем П. Перу (1797-1871). В истории развития политической мысли можно выделить следующие основные формы социализма: утопический, анархистский, марксистский и демократический социализм.

Утопический социализм. В наиболее ранней форме социалистическая идеология появляется в виде утопического социализма. Такое наименование эта форма получила от названия книги английского мыслителя Томаса Мора (1478-1535) «Утопия» (1516), в которой он изобразил общество, организованное на принципах коллективной собственности, всеобщего совместного труда и распределения материальных благ по потребности. На тот же идеал в последующем ориентировались и другие социалисты-утописты Т. Кампанелла, Г. Бабеф, Анри Сен-Симон (1760-1825), Роберт Оуэн (1771-1858), Шарль Фурье (1772-1837) и др. Представители утопического социализма разрабатывали проекты будущего идеального устройства общества, в котором отсутствует частная собственность, эксплуатация и угнетение одних людей другими, уничтожены неравенство между городом и деревней и противоречия между умственным и физическим трудом, государство является институтом управления производством, экономика и социальная жизнь развиваются по разумному плану, обеспечивается формирование всесторонне развитой личности и равенство мужчин и женщин, создана государственная система воспитания подрастающего поколения.

Среди видных представителей данного направления можно назвать Сен-Симона и Шарля Фурье.

 

Демонстрируется слайд:

Клод Анри де Рувруа Сен-Симон (1760-1825) - представитель старинного дворянского рода, французский мыслитель, социалист-утопист в воззрениях на государство и право. Произведения: «Письма женевского обитателя к современникам» (1802), «Введение к научным трудам XIX века» (1808), «Промышленная система» (1821), «Катехизис промышленников» (1823), «Новое христианство» (1825).

 

Он исходил из своей концепции исторического прогресса как прямой восходящей линии. Движущими силами исторического развития он считал прогресс научного знания, морали и религии.

Анализируя историю развития человечества с древних времен, он выделял следующие стадии в развитии общества:

Стадия теологической (античность и феодализм),

Метафизическую стадия (буржуазное общество)

3. стадия «позитивной», т.е. к установлению такого общественного порядка, который сделает жизнь большинства людей, общества наиболее счастливой, предоставляя им максимум средств и возможностей для удовлетворения их важнейших потребностей.

В одном из своих произведениях «Письма женевского обитателя к современникам» отмечает, что в обществе можно выделить три класса:

1. класс ученых, художников и всех людей, разделяющих либеральные идеи;

2. класс собственников, за исключением лиц, входящих в первый класс;

3. класс неимущих (людей, объединяемых идеей равенства).

В более поздних работах он предлагает несколько иные взгляды на деление общества на классы:

1. класс паразитов – дворяне, военные, рантье, государственные служащие и легисты (юристы работающие на паразитирующий класс);

Класс промышленников.

Сен-Симон выступает с критикой существующего строя:

1. критикует несправедливость (трудящееся большинство подчиняется паразитирующему меньшинству)

2. существующий строй безнравственен

3. трудящиеся, неимущие классы не должны проявлять инициативы с целью переустройства общества (не стоит перестраивать общество с помощью революции).

Исходя из этого Сен-Симон выдвигал идеи по переустройству общества. Для этого, по его мнению, следует провести постепенные реформы:

1. устранить наследственную знать,

2. выкупить землю у владельцев, которые не занимаются сельским хозяйством,

3. облегчить положение крестьян.

4. в сфере политики отстранить от власти непроизводительные классы и передать руководство политикой в руки самых талантливых «индустриалов» (промышленников), представителей промышленного класса.

По мнению Сен-Симона, установление политического господства промышленников позволит ликвидировать деление общества на управляющих и управляемых.

Методом для осуществления переустройства должна стать мирная проповедь новой морали (нового христианства), направленную на освобождение трудящихся от эксплуатации, подъем их материального и культурного благосостояния.

Основным политическим средством для осуществления преобразований должна статья королевская власть. Она является надклассовым институтом, а потому не связана с политическими институтами. Поэтому она может возглавить власть промышленников на пути к преобразованиям.

 

Еще одним представителем данного направления французской политико-правовой мысли является Фурье Франсуа Мари Шарль(1772 – 1837 гг.)

Фурье Франсуа Мари Шарль(1772 – 1837 гг.) – французский мыслитель. Произведения: «Теория четырех движений и всеобщих судеб» (1808), «Новый промышленный и социетарный мир» (1829)

 

 

Взгляды Фурье имеют религиозную окраску. Фурье считал современный ему строй не справедливым, необходимо ликвидировать существующий порядок. Бог управляет природой и обществом по своей воле, но в соответствии с законами математики. Бог устанавливает законы развития природы, вселенной и человеческого общества.

Все плохое, несправедливое в жизни людей связано с тем, что человечество просто не смогло познать (постичь) предусмотренный Богом справедливый «социальный кодекс» (Фурье это удалось). Человеку, согласно воли Бога, присущи естественные страсти и влечения, удовлетворение которых может быть обеспечено только путем вступления общества в эпоху «гармонии», когда общество будет руководствоваться только божественным социальным кодексом.

Вся история человечества представляет собой определенные этапы на пути постижения божественной воли (божественного социального кодекса):

1. дикость

2. варварство

3. патриархат

4. цивилизация

5. период гармонии (к нему необходимо прийти)

В основе перехода от одной стадии к другой лежат следующие факторы:

· изменение правового статуса женщины в обществе

· изменения уровня промышленности.

Фурье понимает прогрессивное значение развития крупной промышленности, науки и техники в период цивилизаций. В этих условиях господствующее положение занимают буржуазные отношения. Развитие крупной промышленности, техники, наличие буржуазных отношений – все это предпосылки для перехода к эпохе гармонии или ассоциаций.

 

Шарль Фурье описал будущий справедливый общественный строй:

- жалкое положение трудящихся масс изменится к лучшему, только если основу общества составят фаланги - производственно-потребительские ассоциации, в которые будут входить члены разных социальных групп и которые составят «союз капитала, труда и таланта»;

- в фалангах будет отсутствовать скрупулезная регламентация жизни, все решения будут приниматься с согласия всего коллектива и соблюдаться добровольно;

- в фалангах нет принудительного всеобщего уравнения, «всякое уравнительство - политическая отрава», там сохранится частная собственность, присущая человеку в силу страсти к богатству и наслаждениям;

- труд для большинства граждан останется жизненной потребностью, для этого всех следует превратить в собственников - владельцев мелких предприятий или акционеров, что позволит преодолеть антагонизм между богатыми и бедными и создать подлинную ассоциацию с общими для всех целями.

Право ничто, если человек не имеет материальных гарантий для существования. Право иллюзорно, когда не можешь его осуществить. Свидетельством этого может являться конституционное право на суверенитет, которым обладает народ. Вопреки тому, что все обладают этим правом в т.ч. и плебеи, они не могут им воспользоваться (человека прежде всего заботит как и что поесть, и в этот момент совершенно не интересуют вопросы суверенитета).


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 747; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь