Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Права индивида и коллективные права



Между индивидуальными и коллективными правами су­ществует взаимозависимость, в основе которой должен лежать принцип: осуществление коллективных прав не может ущем­лять прав и свобод индивида.

Иногда коллективные права народов называют " третьим поколением прав человека". Однако его основы заложены в тех международных документах, в которых закреплены инди­видуальные права и свободы человека и гражданина. Это — Устав ООН, Декларация о предоставлении независимости ко­лониальным странам и народам 1960 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Международ­ный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Африканская Хартия прав человека и народов 1981 г. и ряд других документов.

Индивидуальные основные права и свободы человека и гражданина и коллективные права народов имеют общую ха­рактерную черту — они являются неотъемлемыми от их носи­теля. В первом случае они неотъемлемы от личности индиви­да, а во втором — от народа как такового. Между правами и свободами человека и коллективными правами народов нет какого-либо барьера. Коллективными правами пользуется весь народ и лица, относящиеся к данному народу. Коллективные права народов укрепляют права и свободы отдельной личности. Если же коллективные права нарушаются, то это приводит к нарушению прав и свобод человека. Неотъемлемыми правами народа являются право на существование, право на самоопре­деление, право на развитие, право на суверенитет над своими естественными богатствами и природными ресурсами, право на благоприятную окружающую среду, право на равноправие с другими народами. Право на существование подчеркивает недопустимость создания таких условий, которые привели бы к исчезновению того или иного народа. Например, недопустим геноцид в отношении определенного народа, т. е. его уничто­жение по признакам расы, языка, религии. Право на суще­ствование означает поддержку государством, где проживает тот или иной народ, генофонда народа, создание благоприят­ных условий для обеспечения его жизни, защита прав и сво­бод любого представителя данного народа.

Право народов на самоопределение понимается как право всех народов свободно устанавливать свой политический ста­тус, свободно обеспечивать свое экономическое, социальное и культурное развитие. Те государства, которые несли или еще несут ответственность за управление несамоуправляющимися и подопечными территориями, должны, согласно Междуна­родным пактам о правах человека 1966 г., " поощрять осуще­ствление права на самоопределение и уважать это право" (ст. 3). Африканская Хартия прав человека и народов 1981 г. закрепи­ла следующие положения: " 20.1. Любой народ имеет право на существование. Любой народ имеет безусловное и неотъемле­мое право на самоопределение. Он свободно выбирает свой политический строй и обеспечивает свое экономическое и со­циальное развитие в соответствии со своей свободно выбран­ной политикой. 2. Народы, находящиеся под колониальной за­висимостью, имеют право на освобождение от колониального господства путем использования любых мер, признанных меж­дународным сообществом". Данный документ впитал в себя идеи, отраженные в Декларации ООН о предоставлении неза­висимости колониальным странам и народам 1960 г. В ней, в частности, говорилось о том, что " в подопечных и несамоуп­равляющихся территориях, а также во всех других террито­риях, еще не получивших независимости, должны быть неза­медлительно приняты все меры для передачи всей власти на­родам этих территорий в соответствии со свободно выражен­ной ими волей и желанием, без каких бы то ни было условий или оговорок и независимо от расы, религии или цвета кожи с тем, чтобы предоставить им возможность пользоваться полной независимостью и свободой". Осуществление права народов на самоопределение теснейшим образом связано с реализацией провозглашенной Уставом ООН цели — достижения всеобще­го уважения и соблюдения прав и свобод человека для всех. Данная взаимосвязь ярко проявилась и в материалах Всемир­ной конференции по правам человека, состоявшейся в Вене 14—25 июня 1993 г., где была принята Венская декларация и программа действий. В этом документе подчеркнуто, что все народы имеют право на самоуправление и в силу указанного права они свободно определяют свой политический статус и беспрепятственно осуществляют свое экономическое, социаль­ное и культурное развитие. Учитывая особое положение на­родов, находящихся под колониальным или другими формами чужеземного господства или иностранной оккупации, Всемир­ная конференция по правам человека заявила, что признает право народов предпринимать любые законные действия в соответствии с Уставом ООН для осуществления своего неотъемлемого права на самоопределение. Отказ в праве на самоопределение должен рассматриваться как нарушение прав человека. Вместе с тем Венская декларация и программа дей­ствий, принятые на Всемирной конференции по правам чело­века 1993 г., исходят из того, что право народов на самоопре­деление не должно истолковываться как разрешение или по­ощрение любых действий, нарушающих или подрывающих, полностью или частично, территориальную целостность или политическое единство суверенных и независимых государств, соблюдающих принцип равноправия и самоопределения наро­дов и в силу этого имеющих правительства, представляющие интересы всего народа на их территории без каких-либо раз­личий. Основой данного подхода является универсальность, неделимость, взаимозависимость и взаимосвязанность всех прав человека. Международное сообщество должно относиться к правам человека глобально, на справедливой и равной основе. Государства независимо от различных исторических, культур­ных и религиозных особенностей обязаны защищать все права человека и основные свободы.

Право народов на развитие обсуждалось на международ­ной конференции, созванной в 1981 г. Комиссией международ­ного права ООН, где был сделан вывод о том, что под разви­тием народов следует понимать процесс, постоянно создаю­щий условия, при которых каждый человек может законно пользоваться своими экономическими, социальными, культур­ными и политическими правами. Он имеет право участвовать и получать выгоды от развития в смысле постоянного улучше­ния уровня и качества жизни. Право на развитие свое юриди­ческое закрепление получило в ст. 22 Африканской Хартии прав человека и народов: " Все народы имеют право на эконо­мическое, социальное и культурное развитие, сохраняя при этом свою свободу, индивидуальность, а также равные права в общем наследии человечества. Государства обязаны индиви­дуально или коллективно обеспечить осуществление права на развитие". В 1986 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Дек­ларацию о праве на развитие. Основой Декларации явилось ее положение о том, что право на развитие является неотъем­лемым правом человека, в силу которого каждый человек и все народы имеют право участвовать в таком экономическом, социальном, культурном и политическом развитии, при кото­ром могут быть полностью осуществлены все права человека и основные свободы. Не обошла своим вниманием этот вопрос и Всемирная конференция по правам человека в Вене (1993 г.). В Венской декларации право на развитие рассматривается как универсальное право, составляющее неотъемлемую часть основных прав человека. Основным субъектом процесса развития должен быть человек. Нельзя ссылаться на отсутствие разви­тия в целях оправдания ущемления международно признан­ных прав человека. Государства обязаны сотрудничать друг с другом в деле обеспечения развития и устранения препятствий в данном вопросе. Как сказано в Венской декларации, для обес­печения стабильного прогресса в деле осуществления права на развитие необходимы эффективные программы развития на национальном уровне, а также справедливые экономичес­кие отношения и благоприятное экономическое окружение на международном уровне. Всемирная конференция по правам человека 1993 г. обратилась к международному сообществу с предложением помочь облегчить бремя внешней задолженнос­ти развивающихся стран. Это помогло бы правительствам дан­ных стран более полно реализовать экономические, социальные и культурные права их народов.

Право народов на благоприятную окружающую среду от­ражено в Африканской Хартии прав человека и народов, в которой подчеркнуто, что " все народы имеют право на удов­летворительную окружающую среду, способствующую их раз­витию". Загрязнение среды прежде всего представляет угро­зу одному из основных прав человека — праву на жизнь. Все­общая декларация прав человека 1948 г. требует от государств стремиться к тому, чтобы каждый человек имел право на та­кой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостоя­ния его самого и его семьи. Поскольку имеет место сброс ток­сичных и опасных продуктов и отходов, перед государствами стоит задача разработки и реализации соответствующих кон­венций. На это обратила внимание Всемирная конференция по правам человека 1993 г. в Вене. Каждый человек имеет пра­во пользоваться результатами научного прогресса и их прак­тического применения. Вместе с тем прогресс в ряде облас­тей, особенно в сфере разработок ядерного оружия, в биоме­дицинских и биологических науках, а также в области инфор­мационных технологий может иметь потенциально негативные последствия для неприкосновенности, достоинства и прав че­ловеческой личности. В связи с этим необходимо тесное со­трудничество государств, чтобы избежать этих последствий и таким путем обеспечить уважение прав и достоинство челове­ка. Такое сотрудничество будет способствовать осуществле­нию одного из основных, а по сути, главного права человека — права на жизнь. Указанный перечень коллективных прав является достаточно устоявшимся в российской литературе. В западной литературе на эту тему можно встретить несколько иные мнения. Наиболее ярким из них является подход к дан­ному вопросу французского юриста К. Вазака, выдви­нувшего концепцию " прав солидарности" как прав третьего поколения. Он относит к ним пять прав: право на мир, право на развитие, право на здоровую окружающую среду, право на уважение общего наследия человечества и право на ком­муникацию. Право на мир К. Вазак понимает как комплекс прав человека, дающий возможность выступать против войны и ее пропаганды, включая преступления против человечности; за всеобщее и полное разоружение под эффективным междуна­родным контролем. Это право принадлежит как отдельному человеку, так и сообществу индивидов. Оно проявляется не только на международном, но и на внутригосударственном уровне.

Право на развитие охватывает такие права, как право на всеобъемлющий (во всех областях) прогресс, право на свобод­ное развитие личности, право сообщества людей на собствен­ную культурную самобытность.

Право на окружающую среду связано с провозглашением обязанности государства не оказывать своими действиями не­благоприятного влияния на окружающую среду, которая дол­жна быть экологически сбалансированной и помогать разви­тию личности.

Право уважения общего наследия человечества предпо­лагает недопустимость присвоения кем-либо исключительно­го права собственности на это наследие. Каждый человек в индивидуальном и коллективном порядке обладает правом пользования общим наследием человечества. Под правом на коммуникацию К. Вазак понимает право на свободу информа­ции как отражение нового международного информационного порядка. Концепция " третьего поколения прав человека" отра­жает новые тенденции в потребностях взаимодействия госу­дарств на международной арене, которое ранее опиралось на идеи взаимозависимости и сосуществования. Эти идеи теперь дополняются идеей солидарности. Однако правовое закрепле­ние этой идеи требует выработки определенных критериев. Представляется, что для данных целей может послужить ре­золюция 41/120 Генеральной Ассамблеи ООН " Установление международных стандартов в области прав человека" от 4 де­кабря 1986 г. В ней, при разработке международных стандар-тов в сфере прав человека, предлагается, в частности, учи­тывать следующие положения: 1) государства — члены ООН и органы ООН должны согласовать новые нормы по правам че­ловека с существующим сводом международно-правовых норм в этой сфере; 2) новые нормы в данной сфере должны иметь фундаментальный характер и основываться на присущих че­ловеческой личности достоинстве и ценности; 3) эти нормы должны быть достаточно четкими, чтобы являться источни­ком, поддающимся определению на основе осуществимых прав и обязанностей; 4) необходимо предусматривать, где это уме­стно, реалистические и эффективные механизмы осуществ­ления новых норм, включая систему представления докладов; 5) документы, в которых нашли отражение новые нормы, дол­жны пользоваться широкой международной поддержкой.

Следует заметить, что " третье поколение прав человека" при его дальнейшей международно-правовой разработке не должно получать какого-то преимущественного статуса по сравнению с действующими международно-правовыми стан­дартами в сфере прав человека, так как все эти права имеют неделимый и взаимосвязанный характер. Это проявляется в функционировании уже существующих международных ме­ханизмов защиты прав народов. Так, в 1947 г. в рамках ООН был создан Совет по опеке, задачей которого являлось рас­смотрение отчетов управляющих держав об управлении по­допечными территориями и народами. Совет по опеке был наделен функцией приема и изучения петиций как от отдель­ных лиц, так и от представителей населения подопечных тер­риторий.

В 1961 г. в ООН был создан вспомогательный орган под на­званием Специальный комитет 24, которому было вменено в обязанность заниматься вопросами осуществления Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и на­родам 1960 г. (Сейчас их осталось незначительное количество.)

На основе договора — Международной конвенции о ликви­дации всех форм расовой дискриминации от 7 марта 1966 г. уч­режден Комитет по ликвидации расовой дискриминации, име­ющий право рассматривать петиции от населения и народов.

Вопросами защиты прав народов может заниматься и Ко­миссия ООН по правам человека, хотя круг ее деятельности больше связан с защитой прав меньшинств. В рамках этой Комиссии создана Подкомиссия по предотвращению дискри­минации и защите меньшинств. Именно благодаря деятельно­сти последней Генеральная Ассамблея ООН в 1992 г. Приняла Декларацию о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам. Что касается региональных договорных органов, то следует назвать созданную в 1987 г. Африканскую комиссию по правам челове­ка и правам народов, деятельность которой предусмотрена Африканской Хартией прав человека и народов. Этот орган непосредственно наделен правом рассмотрения вопросов на­рушения и защиты прав народов. Названный перечень свиде­тельствует о том, что существующих международных меха­низмов по защите прав народов явно недостаточно. Необходи­мо дальнейшее сотрудничество государств по этому вопросу. Всемирная конференция по правам человека, состоявшаяся в Вене в 1993 г., указала на то, что поощрение и защиту всех прав человека и основных свобод необходимо рассматривать в качестве первоочередной задачи ООН в соответствии с ее це­лями и принципами, включая цели международного сотруд­ничества. С учетом того, что все права человека универсаль­ны, неделимы, взаимозависимы и взаимосвязаны, междуна­родное сообщество должно относиться к правам человека гло­бально, на справедливой и равной основе.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-13; Просмотров: 1245; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь