Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Личные (гражданские) права и свободы.



Личные (гражданские) права (права первого поколения) призваны обеспечивать свободу и автономию индивида как члена гражданского общества, его юридическую защищенность от какого-либо незаконного внешнего вмешательства. Органичес­кая основа и главное назначение гражданских прав состоят в том, чтобы обеспечить приоритет индивидуальных, внутренних ориентиров развития каждой личности.

Эта категория прав характеризуется тем, что государство признает свободу личности в определенной сфере отношений, которая отдана на усмотрение индивида и не может быть объек­том притязаний государства. Она обеспечивает, напомним, так называемую негативную свободу. Эти права, являясь атрибутом каждого индивида, призваны юридически защитить пространство действия частных интересов, гарантировать возможности инди­видуального самоопределения и самореализации личности.

На различных этапах возникновения этих прав они при­званы были ограждать человека от незаконного вторжения го­сударства в сферу личной свободы. Однако в дальнейшем для осуществления гражданских прав недостаточно было пассив­ной обязанности государства воздерживаться от вмешательства в сферу свободы личности. Выявилась потребность содейство­вать в осуществлении прав и свобод индивида. Это значит, что мало установить прямые запреты, оберегающие сферу личной свободы и частной жизни от противоправных и произвольных попыток ее ущемления, в том числе со стороны государства. Необходимы его активные действия для реализации прав и сво­бод человека. Такая позиция, распространенная во второй по­ловине XX в., нашла выражение, в частности, в решениях Евро­пейского суда по правам человека.

К личным (гражданским) правам и свободам человека от­носят: право на жизнь и достоинство личности; право па свобо­ду и личную неприкосновенность, а также неприкосновенность частной жизни, жилища; свободу передвижения и выбора мес­тожительства; свободу совести; свободу выбора национально­сти и выбора языка общения. По существу, этот блок прав ох­ватывает фундаментальные аспекты свободы личности, выра­жая гуманистические принципы всякого демократически орга­низованного общества.

Право на жизнь образует первооснову всех других прав и свобод, складывающихся в этой сфере. Оно представляет собой абсолютную ценность мировой цивилизации, ибо все остальные права утрачивают смысл и значение в случае гибели человека. Это фундаментальное право вполне допустимо рассматривать в двух аспектах: во-первых, как право личности на свободу от любых незаконных посягательств на ее жизнь со стороны госу­дарства, его представителей либо частных лиц; во-вторых, как право личности на свободное распоряжение своей жизнью.

По сути дела все остальные права так или иначе объединя­ются вокруг этого стержневого права. Например, такие права, как право на социальное обеспечение, на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду, равно как право на свобо­ду от жестоких видов обращения и наказания, выступают в качестве дополнительных инструментов, обеспечивающих его эффективную реализацию. Государство обязано признать эти права и создавать благоприятные для жизни человека условия всеми имеющимися средствами. Не случайно преступления против жизни и здоровья личности составляют категорию осо­бо тяжких уголовно наказуемых деяний.

Отдельная проблема в этой области — право государства на применение смертной казни в качестве исключительной меры наказания. Право на жизнь выступает и как ограничитель смерт­ной казни; в связи с вступлением в Совет Европы Россия должна будет подписать в течение одного и ратифицировать не позднее чем через три года с момента вступления Протокол № 6 к Евро­пейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, касающийся отмены смертной казни в мирное время, и устано­вить со дня вступления мораторий на исполнение смертных при­говоров. В настоящее время в РФ смертная казнь как исключи­тельная мера наказания не применяется впредь до принятия федерального закона, реально обеспечивающего каждому обви­няемому в преступлении, за совершение которого установлена смертная казнь, право па рассмотрение его дела судом с участи­ем присяжных заседателей (постановление Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1999 г.). Указанное право должно быть обеспечено в равной степени всем обвиняемым па всей террито­рии РФ, ибо оно выступает в качестве особой уголовно-процес­суальной гарантии судебной защиты права каждого па жизнь.

Право на достоинство является, по существу, основной це­лью всех остальных прав человека. В этом смысле достоинство человека — источник его прав и свобод. Разделы о правах и свободах человека во многих современных конституциях от­крываются понятием " достоинство человека". Достоинство — это признание обществом социальной ценности, уникальности конкретного человека, значимости каждой личности как части­цы человеческого сообщества.

Посягательство на достоинство человека может быть сред­ством как физического, так и психического воздействия. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению и на­казанию, а также без добровольного согласия — медицинским, научным или иным опытам. Достоинство как субъективное право человека включает в себя и охрану чести, репутации и доброго имени. Защита достоинства личности безусловна и осу­ществляется государством: никакие обстоятельства не могут служить основанием для его умаления. Поэтому защите подлежит достоинство любой личности — не только взрослого и дееспособного человека, но и несовершеннолетних и душевно­больных.

Достоинство гарантируется и защищается личными права­ми (нравом на свободу и личную неприкосновенность, правом на защиту чести и доброго имени и пр.). Реальная правовая защита достоинства человека обеспечивается и рядом социаль­но-экономических прав, например правом па свободный труд при запрещении принудительного труда, правом на социальное обеспечение, гарантирующим достойный уровень жизни. В раз­витие конституционных норм достоинство личности охраняет­ся нормами ряда отраслей права, вплоть до уголовного, предус­матривающего такие составы преступлений против чести и дос­тоинства, как клевета и оскорбление.

Право па свободу и личную неприкосновенность означает свободу человека, право самостоятельно определять своп по­ступки, располагать собой, своим временем. Указанное право слагается из следующих компонентов: 1) индивидуальной сво­боды личности располагать собой по своему усмотрению; 2) фи­зической, нравственной и психической неприкосновенности лич­ности. Незаконное лишение свободы квалифицируется в уго­ловном законодательстве как акт насилия — физического или психического. Однако существуют ситуации, требующие при­нудительного ограничения свободы пли неприкосновенности. Такого рода действия должны основываться на законе.

К основным принудительным способам ограничения сво­боды гражданина относятся: арест, заключение под стражу и содержание под стражей лиц, подозреваемых в совершении преступления; принудительное лечение психически больных, представляющих опасность для себя и окружающих; времен­ная изоляция и лечение больных, страдающих тяжелыми ин­фекционными заболеваниями; направление несовершеннолет­них в интернаты, спецшколы и т. п. В демократическом госу­дарстве ограничение свободы во всех этих случаях допускается, как уже отмечалось, па основе закона и только по судебному решению. Гарантии от незаконного ограничения свободы лич­ности подробно регламентируются административным, уголов­но-процессуальным, yголовным правом.

Следует остановиться и на праве на неприкосновенность частной и семейной жизни и сохранение ее тайны. Уважение к частной жизни есть один из аспектов индивидуальной свобо­ды. Это право означает предоставленную человеку и гаранти­рованную государством возможность контролировать инфор­мацию о самом себе, препятствовать разглашению сведений лич­ного, интимного характера. Частную жизнь можно определить как физическую и духовную сферу, которая контролируется самим индивидом, т. е. свободна от внешнего воздействия. За­конодательство не может вторгаться в эту сферу; оно признано ограждать ее от любого незаконного вмешательства.

Закон устанавливает границы неприкосновенности частной жизни, формы ее охраны от неправомерного вторжения. Демо­кратическое цивилизованное государство только в исключи­тельных случаях, на основе закона и специального судебного решения может нарушить неприкосновенность частной жизни человека, ознакомиться с его корреспонденцией или содержа­нием телефонных либо иных сообщений.

Очевидно, что подобная вынужденная необходимость сбора сведений о частной жизни гражданина может возникнуть толь­ко в целях борьбы с преступностью, а также охраны здоровья и безопасности других граждан. В Конституции РФ специально оговорено, что право па неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч. 1 ст. 23) не может быть ограничено даже в условиях чрезвычайного положения (ст. 56).

В содержание рассматриваемого права входит также охрана тайны всех тех сторон личной жизни частного лица, оглашение которых оно по тем или иным причинам считает нежелатель­ным (тайна завещания, усыновление, врачебные диагнозы, тай­на денежного вклада, дневниковых записей и пр.).

Личные тайны, доверенные представителям ряда профес­сий для защиты прав и законных интересов граждан, следует рассматривать как тайны профессиональные. К ним относятся медицинская, адвокатская тайны, тайна предварительного след­ствия, нотариальных действий, тайна исповеди и др. Субъекты профессиональных тайн несут юридическую ответственность за их разглашение.

Большую роль в уяснении природы рассматриваемого пра­ва играет защита чести и доброго имени гражданина. Консти­туционное право на защиту чести и доброго имени конкрети­зируется в гражданско-процессуальном и уголовно-процессуальном законодательстве. Это возлагает на всех граждан и дол­жностных лиц обязанность воздерживаться от вмешательства против воли человека в его частную жизнь, в случае необходи­мости требовать от компетентных органов ограждения его чес­ти и доброго имени от незаконных посягательств. Поэтому граж­данин вправе требовать по суду наряду с опровержением поро­чащих сведений возмещения убытков и морального вреда, при­чиненных их распространением.

Тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, те­леграфных и иных сообщений является развитием и одной из основных гарантий права на охрану частной и деловой жизни. Это право предусмотрено международными нормами, закреп­лено почти во всех современных конституциях, включая Кон­ституцию РФ (п. 2 ст. 23). Ограничение этого права допуска­ется только на основании закона и судебного решения. Как правило, наложение ареста на корреспонденцию и выемка се в почтово-телеграфных учреждениях могут производиться в по­рядке, установленном уголовно-процессуальным законодатель­ством, а также Федеральным законом РФ от 5 июля 1995 г. " Об оперативно-розыскной деятельности". За нарушение тай­ны переписки устанавливается уголовная ответственность, ко­торой подлежат не только должностные лица, но и граждане.

Принцип невмешательства в личную и семейную жизнь человека предполагает предоставление каждому члену общества гарантированной государством возможности контролировать сбор и обработку информации о его частной жизни. Очевидно, что соответствующее законодательство требует достаточно де­тальной регламентации. В частности, к органам, занятым сбо­ром и обработкой информации о гражданах, должны предъяв­ляться четкие требования, закрепленные в Законе.

Например, без согласия лица сбор, хранение, использование и распространение информации о его частной жизни недопус­тимы; собираемые персональные данные должны соответство­вать целям сбора и использования этих данных. По общему правилу нельзя ограничить права граждан на основе использо­вания информации об их социальном происхождении, о расо­вой, национальной, языковой, религиозной и пр. принадлежнос­ти. Гарантируется это субъективное право судебной защитой.

Право на неприкосновенность жилища означает, что ник­то не может без законного основания войти в жилище против воли проживающих в нем лиц. Таким образом, ненарушимость жилища фигурирует в качестве одного из аспектов свободы личности. По закону нарушение неприкосновенности жилища (незаконный обыск, незаконное выселение, вселение и пересе­ление и др.) влечет уголовную пли административную ответ­ственность. В РФ указанное право принадлежит всем гражда­нам, проживающим па любой жилой площади независимо от ее правового режима.

Неприкосновенность жилища нельзя считать абсолютной и беспредельной: во всех странах этот принцип сопровождает­ся ограничительными оговорками. В отдельных случаях, пре­дусмотренных уголовно-процессуальным законодательством, За­коном об оперативно-розыскной деятельности допускается втор­жение в жилище без согласия проживающих в нем лиц, напри­мер в целях раскрытия преступления и установления истины по уголовному делу, пресечения правонарушений, борьбы со стихийными бедствиями и т. п.

Каждому человеку предоставляется право определять и указывать свою национальную принадлежность. Фактичес­ки это право личности па свободное этническое самоопреде­ление, реализуемое как возможность выбора собственной куль­турной идентичности и право удовлетворять интересы и зап­росы, связанные с этнической принадлежностью. В этом пра­ве объективно обосновывается понимание нации как " сограж­данства", поэтому указание своей национальной принадлеж­ности — это не обязанность, а право человека. Определение национальной принадлежности не влечет никаких правовых последствий и не может явиться основанием для дискрими­нации лица либо, напротив, предоставления ему каких-либо особых привилегий.

Сюда же примыкает право на пользование родным язы­ком, свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества. Право па сохранение и развитие национальных особенностей входит в состав основных, неотъемлемых прав народа и личности, провозглашенных в международно-право­вых актах. В условиях федеративных государств и сложного этнического состава населения закрепление права национальных меньшинств и малочисленных пародов на пользование род­ным языком трудно переоценить. С одной стороны, оно позво­ляет самореализоваться каждой личности как человеку, как гражданину, как представителю определенного парода, с дру­гой — дает возможность народам развивать свой язык, куль­туру, сохранять традиции, поддерживать национальные обы­чаи.

Право на свободу передвижения и выбора места пре­бывания и жительства в пределах каждого государства, как и право па выезд и беспрепятственное возвращение в свою страну, признается международным сообществом и зафик­сировано во всех основополагающих международно-право­вых актах о правах человека. Указанное право является су­щественным элементом свободы самоопределения личности, условием профессионального и духовного развития челове­ка, его достойной жизни. В соответствии с международными стандартами Конституция РФ (ст. 27) гарантирует это пра­во. Понятие места жительства раскрывается, например, в ст. 20 ГК РФ: это место постоянного или преимущественного прожи­вания гражданина. Как известно, действовавшая в советский период система паспортной прописки по существу ограничива­ла свободу передвижения, ставила каждого гражданина под глас­ный надзор государственных органов. В настоящее время в РФ, как и в большинстве европейских стран, существует проце­дура регистрации по месту жительства, которая носит не разре­шительный, а уведомительный характер. Дееспособные граж­дане по своему усмотрению избирают место жительства, а ком­петентные органы власти управомочены зарегистрировать этот факт.

Вместе с этим данное право не носит абсолютного харак­тера; свобода передвижения может стать объектом предусмот­ренных законом ограничений, необходимых для охраны госу­дарственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения либо прав и свобод других лиц. Это может касаться пограничной полосы, зон экологического бед­ствия, территорий, где введено чрезвычайное или военное по­ложение. Одной из фундаментальных духовных свобод является свобода совести. Свобода совести в этическом плане — это право человека мыслить и поступать в соответствии со своими убеж­дениями, его независимость в моральной самооценке и само­контроле своих поступков и мыслей. В то же время историчес­ки свобода совести приобрела более узкое понимание — сво­бода в области религии. Она стала рассматриваться в плане взаимоотношений церкви и государства, а не только свободы мысли. Достижение свободы совести — обязательная предпо­сылка создания демократического общественного строя, ибо демократия предполагает защиту гражданина от идеологичес­кого господства любых учений как материалистического, так и идеалистического толка.

Свобода совести означает право человека исповедовать лю­бую религию или не исповедовать никакой, отправлять религи­озные культы и осуществлять атеистическую пропаганду. Госу­дарство устанавливает систему специальных гарантий, обеспе­чивающих это право.

Свобода совести признается во всех демократических конституциях. Гарантии свободы совести и религии включают: 1) равноправие граждан независимо от их отношения к религии, не допускающее ограничений прав граждан по мотивам конфессиональной принадлежности, разжигания вражды и не­нависти на религиозной почве; 2) отделение религиозных и атеистических объединений от государства; 3) светский харак­тер системы государственного образования; 4) равенство рели­гий, религиозных объединений перед законом.

Государство, его органы и должностные лица не вправе вмешиваться в вопросы определения гражданами своего отно­шения к религии, в законную деятельность религиозных объе­динений. Каждый гражданин может свободно высказывать и распространять религиозные взгляды и убеждения в устной, печатной и любой другой форме. Граждане, пожелав сообща исповедовать определенную религию, объединяются в религи­озные общества и на основе разработанных уставов осуществ­ляют свою деятельность, не спрашивая на это санкции властей, а лишь зарегистрировав свое объединение.

В соответствии с общепризнанными международными стан­дартами право на свободу совести связано с обязанностью ува­жать права и свободы других лиц, законы государства, требования морали и общественного порядка. Например, в РФ воспре­пятствование принятию религиозных убеждений или отказу от них, вступлению в религиозное сообщество или выходу из него, равно как и применение в этих целях мер принуждения, нака­зывается по закону. В уголовно-правовом порядке наказуемо возбуждение вражды и ненависти вследствие религиозных или атеистических убеждений, причинение вреда здоровью людей под видом исполнения религиозных обрядов.

Поскольку личные права и свободы выступают в качестве эффективных инструментов самозащиты человека от давления и вмешательства извне в его частную жизнь и внутренний мир, в их развитии и укреплении объективно заинтересовано все общество.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-13; Просмотров: 674; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.023 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь