Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Гречкина Т.Ю., Шнайдштейн Е.В. (Астрахань)
АРХЕОЛОГИЯ АСТРАХАНСКОГО КРАЯ НА РУБЕЖЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ В настоящее время Астраханская область является наименее исследованным в археологическом плане регионом в Поволжье, где на государственной охране состоит всего 95 памятников археологии. В Енотаевском, Черноярском, Ахтубинском районах на охране не стоит ни один археологический объект, а в Наримановском и Харабалинском их всего по два, что совершенно не реально для региона с такой богатой историей. В 1999 году на территории области проводили работы лишь 3 экспедиции. В 2000 – уже 6. Но по сравнению с другими областями Нижневолжского региона и прилегающих к ним областей и республик это самый низкий показатель по масштабам археологических исследований. Для примера можно назвать Волгоградскую область, где известно около 20 тысяч памятников археологии. Тем не менее, история археологических исследований в Астраханском крае довольно богатая. Она связана с именами астраханского губернатора В.Н.Татищева, академика Самуила Георга Гмелина. В созданном в 1872 году Петровском обществе исследователей Астраханского края археологическими исследованиями занимаются П.А.Русаков, А.А.Синицин, И.А.Житецкий. В 20-30 годах ХХ века в Нижнем Поволжье работают Ф.П.Рыков, И.В.Синицын. Широкомасштабные работы начинаются в Нижнем Поволжье только после войны. В середине 50-х гг. проводились регулярные разведки экспедицией Астраханского краеведческого музея, возглавляемой его директором В.А. Филипченко. Ленинградскими учеными Белецким В.Д. в 1956-1958 годах составляется карта археологических памятников различных эпох на территории Астраханского края; Мелентьевым А.Н. в 1967-69 и 1972 годах в Северном Прикаспии собран обширный материал, охватывающий огромный хронологический период от эпохи мезолита до средневековья. В 1960-х гг. многолетние раскопки курганов в Черноярском и Енотаевском районах производила экспедиция под руководством директора Ленинградского отделения Института археологии АН СССР В.П. Шилова. С1966 года начинаются исследования Сарая-Бату (Селитренного городища) Поволжской Археологической Экспедицией, основанной в 1959 году Смирновым А.П. и Федоровым-Давыдовым Г.А. В 70-80-е гг. работала археологическая экспедиция Астраханского педагогического института под руководством Е.В.Шнайдштейн, открывшая ряд памятников в различных районах области: средневековое городище на окраине Астрахани (Мошаик), Ахтубинский могильник, Успенский могильник, поселение Тумак-Тюбе, комплекс обжигательных горнов на бугре Кан-Тюбе, Красноярское городище. Хронологический диапазон памятников довольно широк: от эпохи бронзы до позднего средневековья. С начала 80-х годов в Астраханской области начали работу экспедиция Куйбышевского педагогического института под руководством И.Б. Васильева. Их работы в песчаных массивах левобережья Волги позволили выявить в ныне пустынной зоне до сотни памятников мезолита, неолита, бронзы. С середины 80-х годов в окрестностях поселка Аксарайский начала работу экспедиция Астраханского историко-архитектурного музея-заповедника под руководством В.В.Плахова. В 1987 году был исследован мавзолей Х1У века и могильник у поселка “Комсомольский”. На территории самого поселка исследовались остатки крупного золотоордынского города Орду-Муаззам (городище Ахтубинское). Памятники археологии, известные в настоящее время в Астраханской области, охватывают огромный хронологический период. Если о времени заселения Европейской или Азиатской территории имеются самые противоречивые данные, то время заселения Астраханского края известно довольно точно: оно произошло после завершения позднехвалынской трансгрессии с наступлением мангышлакской регрессии Каспия. С этого времени, т.е. 11500 лет назад, начинается континентальное развитие территории североприкаспийской низменности и заселение ее первобытными мезолитическими племенами. В настоящее время, благодаря работам археологической экспедиции Куйбышевского государственного педагогического института, для эпохи мезолита-неолита известно около сотни памятников, четыре из которых имеют сохранившийся культурный слой. Среди памятников с подъемным материалом выделяются «условно закрытые»: Же-Калган II, Каир-Шак V, Жол-тюбе и др. Анализ материальной культуры памятников мезолита позволяет выделить для этого периода две самостоятельных культуры – жекалганскую и истайскую, которые входят в северо-прикаспийскую культурную область, названную в свое время Мелентьевым А.Н. сероглазовской культурой. Жекалганская и истайская культуры мезолита становятся субстратом для сложения единой неолитической культуры Северного Прикаспия. Выявленная ситуация явилась исходной точкой для разрешения проблем стоящих перед первобытной археологией края. Какие племена играли ведущую роль в освоении прикаспийского региона – кавказские, европейские или азиатские; насколько интенсивно происходил процесс культурного смешения; в каком направлении перемещались первобытные племена с прикаспийской низменности в периоды неоднократных экологических катастроф; всегда ли именно изменение природно-климатических условий было причиной миграций. Чтобы получить ответы на эти вопросы, необходимо продолжить исследование этой территории в ближайшем будущем, т.к. районы расположения первобытных памятников совпадают с районами освоения новых нефтяных и газовых месторождений, а, следовательно, ставят их под реальную угрозу уничтожения. Для эпохи неолита на территории Астраханского края известна только одна каиршакская археологическая культура представленная рядом памятников, располагающихся на юго-востоке области, которая сменяется хвалынской энеолитической культурой, пришедшей с Устюрта (памятники Комбак-Тэ, Тентек-Сор). Как свидетельствуют результаты археологических исследований сопредельных территорий, процесс развития неолитических и энеолитических культур здесь идет довольно интенсивно. Поэтому, можно предположить, что исследования северо-западной и северной части области на предмет обнаружения неолитических и энеолитических памятников может дать интересные результаты. События эпохи бронзы могут быть реконструированы по таким памятникам как курганные группы на Кривой Луке и курганная группа «Соленое займище» (Черноярский район), Маячный бугор (Красноярский район), бугор «Дачный» в Икрянинском районе, бугор «Сасыкколь-Тобе» в Приволжском районе и др. Памятники эпохи бронзы в своем большинстве принадлежат носителям срубной культуры, которая часто отождествляется с племенами ариев. Более редко, но, тем не менее, также встречаются в пределах Астраханского края памятники ямной, катакомбной и полтавкинской культур эпохи бронзы и энеолита. Не смотря на довольно богатый материал, имеющийся для этих периодов, он до сих пор не получил достойного освещения в научной литературе. Пока мы имеем только отдельные публикации в виде полевых отчетов, хотя никто не сомневается в его значимости для решения хотя бы небезызвестной арийской проблемы. Каким бы путем не двигались эти народы, они не могли обойти территории Северного Прикаспия – естественной зоны контакта азиатского и европейского мира. Тщательный анализ материальной культуры срубников и других культур позволит более обосновано говорить о причастности населения Нижней Волги к знаменательным для истории всего человечества событиям, уточнить время и направление движения арийских племен. Железный век знаменуется распространением савроматских памятников, представленных преимущественно могильниками: Кривая Лука, у пос. Комсомольский, грунтовый могильник у с. Косика в Енотаевском районе. Роль савроматов в событиях 7-4 вв. до н.э. на Нижней Волге до настоящего времени не совсем понятна. Не смотря на то, что для этого времени уже имеются письменные источники, например, свидетельства греческого историка Геродота, который делит скифов на несколько групп, говорить о четкой принадлежности археологических памятников носителям отдельных племен не представляется возможным. Материальная культура племен скифо-сарматского мира имеет так мало отличительных признаков, что очень трудно по археологическим источникам решить вопрос о том, единичные племена обитали на территории нашего края или все население было савроматским. Бесспорно только, что именно междуречье Волги и Дона служило границей между европейским и азиатским скифским миром. Памятники, располагающиеся западнее и восточнее Северного Прикаспия, при всем своем единстве отличаются по таким элементам материальной культуры как украшения, оружие, предметы конской упряжи. Именно с этими племенами связаны мифы античных авторов об амазонках, которые именно так понимали роль женщин в скифском обществе. Ираноязычные кочевники – сарматы (4 в. до н.э. – 4 в. н. э.) оставили заметный след в истории нашей страны. Они подчинили огромную территорию от Урала до Дуная, превратившись на многие столетия в ведущую политическую силу и вплоть до появления в Северном Причерноморье готов в середине Ш века, безраздельно господствовали в евразийских степях. Сарматский этнический компонент принял участие в формировании ряда народностей Северного Кавказа, Восточной Европы, Средней Азии. Поэтому при изучении этнокультурных процессов в отмеченных регионах невозможно обойти историю сармат, их роль в различных исторических событиях. С выделением Азиатской Сарматии в ее состав входят левобережье Нижнего и Среднего Дона, Нижнее и частью Среднее Поволжье, Западный Казахстан и Южное Приуралье. С Ш века до нашей эры Нижнее Поволжье начинает играть особую роль в истории сарматов. Здесь сосредотачивается значительная часть сарматских курганных могильников. Поиск сарматских поселений практически не дал никаких результатов. Эта ситуация привела к появлению теории о том, что в сарматском мире Нижняя Волга превратилась в особый культовый регион - «Страну мёртвых». В настоящее время на территории Астраханского края известны такие курганные и грунтовые могильники как Маячный бугор, Косика, Кривая Лука, курганный могильник «Успенский», могильник у пос. Комсомольский, Лбище. Соответствует ли действительности предположение о «стране мертвых»? На этот вопрос, да и на многие другие, можно будет ответить только после тщательных археологических исследований песчаных массивов на левобережье Ахтубы. Здесь, на песчаных выдувах, можно встретить разрушенные участки культурного слоя, содержащие остатки материальной культуры сарматских и савроматских племен. К сожалению, и этот материал плохо известен в науке. Скопление значительных масс сарматов на Нижней Волге, как считает А.С.Скрипкин, привело к тому, что этот «регион стал своеобразным генератором сарматской экспансии. Здесь формировались многие племенные союзы, которые потом направлялись на юго-запад в Предкавказье или в Среднюю Азию». Поздние сарматы известны уже как аланы. Образование аланской конфедерации имеет непосредственную связь с процессом зарождения государственности на этой территории. Гунны оставили едва различимый след своего присутствия в Северном Прикаспии. Археологических памятников, содержащих материальную культуру этих племен очень мало. Вероятнее всего, они прошли территорию Нижней Волги очень быстро, лет за 20 (первая половина – середина 4 в. н.э.). Один из бесспорных памятников этого времени - погребение на бугре «Лисий» в Приволжском районе, обнаруженное в 1994 году. Второе было обнаружено на Хошеутовском грунтовом могильнике В.В. Дворниченко в 2000 году. Возможно, что выделение собственно гуннских памятников затрудняется из-за их стремительного прохождения через Нижнее Поволжье. Одно из крупнейших государственных объединений – Хазарский Каганат отождествляют с салтово-маяцкой археологической культурой. Она занимает значительный регион, частью которого было и Нижнее Поволжье. Пока в качестве отличительной черты этой культуры в нашем регионе можно назвать ее полную неизученность. Тем не менее, такие памятники как курганные группы«Кривая Лука», «Косика», «Солёное Займище», грунтовый могильник «Лбище» в Володарском районе, а также керамика, которая встречается в переотложенном состоянии в песках на левобережье Ахтубы, свидетельствуют о широком распространении памятников хазарской эпохи в Северном Прикаспии. Более того, как свидетельствуют письменные источники, именно в дельте Волги располагалась и столица Хазарского городища - легендарный Итиль. Исследование хазарских памятников позволит решить и проблему выделения компонента оседлого населения в нижневолжском варианте хазарской культуры и его роли в ее развитии. За последние десять лет астраханскими археологами накоплен значительный материал, который либо прямо датируется раннесредневековым периодом, либо несёт на себе отпечаток материальной культуры, более древней, чем золотоордынская, связанный с такими племенами как печенеги, торки, половцы. Это, прежде всего, могильник " Маячный бугор", являющийся городским некрополем золотоордынского Красноярского городища. На северной и северо-восточной периферии могильника была выявлена группа погребений, датировавшихся по монетам концом XIII – первой половиной XIV века и отличавшихся специфическими чертами (южная и восточная, реже - северная ориентировка погребённых, практически полное отсутствие оружия, сбруи, наличие семян культурных растений и т.д.). Очень нехарактерно для золотоордынских захоронений наличие в составе сопровождающего инвентаря кожаных ремней с поясными наборами, а также захоронения в сосудах кальцинированных человеческих костей или засыпки их в захоронения с трупоположениями. Поскольку общий антураж вещевого материала имел половецкий облик, то можно предположить, что часть кыпчакско-половецкого населения городища, осевшая на землю, сохраняла свои погребальные традиции, сопротивляясь влиянию ислама, в течение долгого времени. С накоплением археологического материала с данного могильника и постепенным осмыслением проблемы исламизации Орды становилось всё более понятно, что население, оставившее погребения с южной и восточной ориентировкой, должно было иметь серьёзную основу для сопротивления насильственной исламизации во времена ханов Узбека и Джанибека, ведь наиболее быстро этот процесс прошёл именно в городах, где он зачастую принимал черты экономической дискриминации по отношению к горожанам - немусульманам. В этом же могильнике было выявлено чисто кочевническое кыпчакское захоронение, которое датируется XII-XIII вв. и показывает, что в описываемый период в окрестностях Красноярского городища сосуществовали два типа погребального обряда. Таким образом, можно предположить наличие в составе населения золотоордынского Красноярского городища компактной группы людей, обладающей достаточно давними традициями оседлости, продолжающимися ещё с домонгольского времени и связанных друг с другом узами этнического родства, которое консервировало старинные обычаи и не давало распространиться исламу в данной локальной группе населения. Захоронения с южной ориентировкой, обнаруженные на могильнике " Маячный бугор", позволили по-новому взглянуть на проблему Саксина. Предположение Г.А. Фёдорова-Давыдова о том, что Саксин – это не только город, но и целая область, населённая единой этнокультурной общностью нашла еще одно подтверждение, поскольку материальная культура указанной группы населения имеет следы влияния салтово-маяцкой культуры, что выделяет её из кыпчакско-половецкого кочевого окружения. Ещё один памятник - городище Мошаик, расположенное на юго-восточной окраине Астрахани, дал интересный материал. Керамика, обнаруженная на Мошаике, очень часто встречается на памятниках X века в Северном Хорезме, огромное количество аналогичной керамики обнаружено в Саркеле. В Астраханской области подобные находки известны на Самосдельском городище. В результате исследования могильника городища Мошаик, располагавшегося на останце бэровского бугра, обнаружено три погребения, которые по вещевому набору можно отнести к X – XII вв. Об этнической идентификации говорить пока рано, ясно только, что данные захоронения связаны с населением, имевшим корни в салтово-маяцкой культуре и в эпохе позднего Хазарского каганата. Керамический материал, собранный с поверхности и из раскопов Самосдельского городища, расположенного в самом центре дельты Волги, дает возможность датировать его IX – XII веком. Он находит аналогии среди материалов многих памятников эпохи позднего Хазарского каганата – Саркела - Белой Вежи, Маяцкого археологического комплекса, Муромского городка, Булгара, Биляра, Андрейаульского городища и многих других. Таким образом, три памятника (могильник " Маячный бугор", городища Самосдельское и Мошаик) объединены принадлежностью носителям одной культуры, а именно – домонгольскому населению низовий Волги, которое может быть отождествлено с саксинами. Это подтверждает существующее в историографии выделение компонентов, из которых складывалась культура саксин – остатки хазар, аланы, булгары и гузы, а также констатировать на материалах Маячного бугра, что в XI-XII вв. к ним добавился половецко-кыпчакский элемент. Причём, на поселении Мошаик и на Самосдельском городище мы видим начало сложения культуры саксин и её расцвет, а на могильнике " Маячный бугор" прослеживается процесс растворения самобытной культуры саксин в мусульманизированной культуре золотоордынского города. Печенежские захоронения известны на грунтовом могильнике на бугре «Лбище», 3 погребения известны из курганной группы «Косика», отдельные захоронения встречаются в песках. Половецкие и кыпчакские захоронения встречаются практически во всех курганных группах Нижнего Поволжья. Причем, на левом берегу Волги преобладало кыпчакское население, что отразилось и в топонимике региона - степь «Дешт-и-Кыпчак», на правом – половецкое - (Дикое поле половецкое). В эпоху Золотой Орды Нижнее Поволжье очень быстро становится одним из самых урбанизированных районов. Он превращается в столичный регион, личный ханский домен. По мнению Егорова В.Л. здесь образуется зона сплошной оседлости. Города левобережья Ахтубы располагаются через каждые 30-40 км (дневной переход каравана) – на караванном пути из Средней Азии и Хорезма вверх по Волге и на запад, к Чёрному морю. В дельте – «Чёртово городище» в Икрянинском районе, Самосдельское городище в Камызякском районе. Поселения Хан-Тюбе и Тумак-Тюбе в Приволжском районе становятся крупными ремесленными центрами. На северо-восточной окраине дельты возникает город, настоящее название которого до сих пор не известно, для археологов оно существует как Красноярское городище, т.к. располагается на территории райцентра Красный Яр. К северу от него, через 40 км вырастает городище Ахтубинское у поселка Комсомольский, ещё через 10 км – поселение Лапас, где располагаются ханские усыпальницы-мавзолеи и собственно городище. Ещё через 40 км уже означенное Селитренное городище, столица Золотой Орды. Севернее него территория практически не исследована, кроме небольшого поселения и могильника «301-й км». В пойме Волги на севере области известно поселение «Шишка», которое совершенно не исследовалось археологами. На северной окраине Дельты располагаются городище Хаджи-Тархан (старая Астрахань) и поселение Мошаик.. На правом берегу Волги возвышаются остатки совершенно неизученного городища Енотаевского, занимающего территорию напротив Селитренного городища. Многочисленные могильники вокруг этих городищ, а также курганные группы свидетельствуют о довольно плотной заселенности района. Наиболее плотно заселены были левобережье Ахтубы и дельта. Приоритетные памятники, которые нуждаются в скорейшем изучении - Хаджи-Тархан, бугор «Маячный», пос. Мошаик, «Чёртово городище», городище у пос. Комсомольский, мавзолеи и городище у пос. Лапас, Селитренное городище, Самосдельское городище. Исследования могут вестись по нескольким направлениям: 1 - исследование памятников, расположенных на караванной дороге между главными городскими центрами Орды, как части Великого Шелкового пути; 2 – изучение процессов взаимодействия кочевого и оседлого миров; 3 – изучение собственно городской культуры Золотой Орды, а именно дельтового ее варианта, который возникает на основе культуры доордынского времени (Мошаик, Самосдельское городище, Красный Яр).
НИЖНЕЕ ПОВОЛЖЬЕ В ДРЕВНОСТИ
Ремизов С.О. (Волгоград) |
Последнее изменение этой страницы: 2017-04-13; Просмотров: 349; Нарушение авторского права страницы